Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Переживаний женщины
«Если он сейчас себя так ведет, каким же он будет через год»,
«он копия своего отца»
«Надо к нему найти подход, а то он совсем неуправляемый, как мне с ним лучше
3. Социальная ущербность мате- ринской роли (фиксированная система ценностей)
4. Эгоцентризм Я
(жизнь - это потребление)
обращаться - не знаю»
«Я из-за него ничего не могу делать», «Она мне руки связала»
«Почему я должна столько вни- мания ему уделять, еще сама
5. Рационализм
(упрощение картины мира)
6. Отчужденность (человек = вещи)
жить хочу»
«Главное, чтобы он себе место в жизни нашел, чувствовал
себя уверенно»
«Все равно ребенка для кого-то растишь. И дочь уйдет из дома, и сын»
Для меня психологическая работа по изменению отноше ния женщины к ребенку практически всегда связана _ во^ста
новлением формулы безусловной ^Р""™^^^^^^^^^ мать никто кроме Вас не может любить Вашего ребенка та
ким, какой он есть», «Любить за то, что он есть».
329
Как часто бывало в отает упорное сопротивление: «В нем нет ничего хорошего», «Как это любить за то, что он есть, он же вон какое вытворяет» и тому подобное.
Если попробовать описать одним словом содержание нор- мального материнского чувства моей современницы, то это было бы слово «усталость», думаю, что оно было таким же актуальным и во времена Э.Фромма, который писал о том, что в материнской любви два важных аспекта: безусловное утвер- ждение в жизни женщины ребенка и его потребностей, и разви- тие в ребенке любви к жизни. Материнская любовь к жизни - любовь к жизни самой женщины - приносит человеку самое прекрасное в жизни - ее ценность, цельность, осмысленность, глубину. Если же у женщины нет любви к жизни, к людям во- обще, если она ощущает жизнь как бремя, а людей воспринима- ет как вещи, она не только обделяет своего ребенка любовью, но и лишает его важнейшей потребности - трансцендентальной, той, которая рождает в человеке творца его собственной жизни.
Слабый, беспомощный ребенок легко пробуждает в жен- щине чувство собственной силы, власти над ним как над сво- им творением. Это чувство собственной силы перекрывает по интенсивности многие другие, и если его проявления (за не- имением других чувств) встречают у ребенка сопротивление, то происходит удивительное превращение этого женского чувства в его противоположность - сила сменяется бессилием, любовь - ненавистью. В действие вступает закон амбивалент- ности (двойственности) чувств, и женщина переживает это как усталость, как невозможность осуществления собственной жизни, как предел собственных чувств. Как сказала одна из мам о своих трех сыновьях: «Я их очень всех люблю, но ино- гда мне хочется прийти домой с автоматом и...»
Я думаю, что хроническая усталость, которая сегодня яв- ляется почти единственным словом, выражающим материн- скую любовь, тревожный симптом того общего изменения отношения к жизни, который наблюдается у многих моих современниц. «Люди не любят жизнь» - возможно, это сказа- но слишком сильно, но очень часто именно эта фраза случай- ной прохожей, с которой мы обменялись взглядами, став не- вольными свидетелями безобразной семейной сцены, все чаще приходит на ум в качестве причины, объясняющей, но не про- ясняющей факты, которые приходится наблюдать ежедневно.
Хотелось бы сказать, что в житейском понимании нор- мальный человек - это тот, кто умеет любить жизнь. Жаль, что так не получается. Факты говорят о том, что даже естест- венные, кровные отношения не гарантируют человеку (ребен-
330
\ любви. К нему, маленькому, уже относятся так, как он того заслуживает. Ему уже надо что-то делать, предпринять, чтобы его любили, надо иметь какие-то качества, а не просто 5ыть сыном или дочкой.
Это ожидание от ребенка заслуживающих любви качеств делает отношения матери и ребенка, а тем более отца и ребенка, опосредованными. Чем? Какой знак их будет определять? Я бы сказала, что это концепция жизни, которой пользуются взрос- лые. Содержательно она может отличаться в деталях у отца и у матери одного и того же ребенка, тогда он (ребенок) не только попадет в сложно опосредованную систему отношений, он не- вольно становится манипулятором, переживающим отсутствие целостности в жизни. Ситуация порождает необходимость по- строения искусственной модели жизни вместо осуществления жизни, сознание ребенка уже потенциально «заражено» виру- сом собственной ограниченности и заданности.
Мне кажется, что житейское представление современного человека о собственной нормальности и нормальности других людей воплощается в образе инструкции. Иметь четкую инст- рукцию, то есть обладать определенностью своего жизненно- го пути, иметь критерий правильности его, оказывается, очень важно. Сегодня наиболее остро необходимость в таких инструкциях переживают люди старшего и среднего поколе- ний, которые одно время жили по известной социальной схе- ме: детский сад - школа - вуз (училище) - работа - пенсия;
октябренок - пионер - комсомолец - коммунист. Это была самая общая инструкция жизненного пути, теперь ее не стало. Хотя прошло уже несколько лет, неопределенность жизненно- го пути оказалась для многих людей в нашей стране невыно- симой, она еще и сегодня воспринимается с большим страхом или предельной осторожностью. Момент потери инструкции - это одно из мгновений переживания моими современниками неопределенности как существенной характеристики самой жизни. Оно оказалось не из легких.
Обострение переживаний по поводу своей нормальности я вижу в фактах появления большого разнообразия обществен- ных объединений, где через групповое, социальное использо- вание понятий о жизни человек получает возможность осоз- нания собственной концепции жизни. В интенсивном росте общественных объединений можно увидеть и форму ухода от выработки индивидуальной концепции жизни. Мне кажется, что индивидуальное переживание своей собственной концеп- ции жизни, содержащее любовь к ней, вообще доступно не- многим людям и требует той силы Я, которая позволяет на-
331
звать такого человека героем. Героизм этот в будничной воз- можности быть самим собой, чувствовать то, что чувствуется думать то, что думается, как у Наума Коржавина:
...Москва встречает героя,
А я его - не встречаю.
Хоть вновь для меня невольно
Остановилось время,
Хоть вновь мне горько и больно
Чувствовать не со всеми.
Но так я чувствую все же,
Скучаю в праздники эти...
Хоть, в общем, не каждый может
Над миром взлететь в ракете.
Это переживание своей непохожести как нормальности, ес- тественной для собственной жизни.
В житейском понимании нормальности присутствует не только содержание концепции жизни, но и концепции другого человека, то есть отношение к собственной Я-концепции, которое с необходимостью ставит вопрос о их тождестве или равенстве. Вопрос, который для каждого рождающегося че- ловека является вечно новым, а для человечества давно извес- тен на него ответ. Дан он в Библии: «Люби своего ближнего как самого себя». Об этом писал Э.Фромм, когда говорил о том, что любовь человека к себе содержит все ее парадоксаль- ные стороны - Я для самого себя становлюсь объектом, на который распространяется моя же собственная любовь. Лю- бовь - неделимое отношение между собственным Я как объ- ектом любви и другими ее объектами, это выражение созида- тельности - заботы, уважения, ответственности и знания. Нет такого понятия человека, в которое я не был бы включен сам. Эта идея мне кажется крайне важной для понимания того, как в житейском понятии нормальности человека представлено самое главное - его собственное переживание собственной же сущности. Все формы отказа и ухода от этого переживания, от невозможности чувствовать собственную пустоту лишний раз говорят о том, что экзистенция человека не задана ему в мо- мент рождения, она создается им самим. Ограничения, кото- рые он переживает на пути воплощения собственной экзи- стенции, связаны с тем, что вся жизнь человека опосредована присутствием в его индивидуальной жизни других людей, уже создавших (или создающих) собственные знаковые системы для организации потока жизни. Эти знаковые системы струк- турируют и понятие человека, и концепцию жизни, и Я-
332
концепцию, и концепцию другого человека, степень жестко- сти этих структур может быть весьма различной, но они на- полняют психологическое пространство отношений между людьми, создают его плотность, оказывают регулирующее влияние на спонтанный поток жизни. Житейское понятие нормальности в этом психологическом пространстве отноше- ний человека к человеку (независимо от возраста) задает сте- пени свободы для осуществления собственной спонтанной активности. «Нормальность» - это маркировка этих степеней свободы, она может быть вплотную приближена к возрас- тным и социальным проявлениям активности: нормальный двухлетний ребенок владеет прямой походкой, нормальные пенсионеры сидят спокойно на скамеечке и тому подобное.
Содержание этих степеней свободы основано на житейских понятиях - на обобщениях конкретных, наглядно восприни- маемых фактов, сходное в них и принимается за нормальность. Вопрос о возможных изменениях наблюдаемых явлений не ставится и не предполагается, житейское понятие «нормаль- ности» всегда осязаемо и действенно, оно отвечает всем требо- ваниям инструкции, так как задает степени свободы через «можно» и «нельзя». Для человека, ориентирующегося на него, часто бывает большим потрясением встреча с концептуальной многозначностью этого понятия. Поразительно бывает, на- пример, наблюдать за родителями, когда они находят в своем ребенке новые для них проявления его интеллектуальных воз- можностей («а я и не знал, что он (она...)»). Переход к новому содержанию понятия «нормальность» для большинства людей связан с изменением степеней свободы как в своем поведении, так и с признанием этого за другим человеком. Как сказала одна мама: «Хотелось бы уберечь его от всех жизненных оши- бок, но это все равно, что жить его жизнь без него самого».
Да, как пишет Ст.Тулмин: «Мысли каждого из нас при- надлежат только нам самим; наши понятия мы разделяем с Другими людьми»'.
Можно подвести небольшой итог: житейское понятие нор- мального человека включает переживание по поводу возмож- ных степеней свободы как своей собственной, так и другого человека, которые проявляются в воздействии на свою актив- ность и активность другого человека. Это своего рода прави- ла, инструкция, которая позволяет организовывать простран- ственно-временные отношения с другими людьми и в своей собственной жизни.
'Тулмин Ст. Человеческое понимание. - М., 1984.-С. 51. 333
Date: 2015-05-04; view: 470; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|