Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Право и общество древнего Шумера
Шумеры предшествовали семитам в Месопотамии до 3 т.л. до Р.Х. В к.IV-н.III т.л. до РХ Шумер – чересполосица многочисленных городских общин (храмовых комплексов). Храм – сосредоточие религиозной, политической и экономической жизни общины, символ права собственности на землю общины, но не верховный собственник земли. Таким собственником в публично-правовом аспекте был бог, жрец которого служил предстоятелем общины перед ним. Т.о. связь божества как верховного суверена с подданными – народом и территорией, на которой народ проживает – выражалась через институт брака. Институт – частный, но имел публичное содержание. Территория общины состояла из земельных владений 2 видов: (1) храмовая земля - сдавалась в аренду общинникам, доходы – на нужды культа. Земля kur (кормление) – доход – на содержание персонала храма; и земля uru-lal или nam-uru – выдавалась из храмового фонда за уплату в последующем доли урожая с нее. (2) свободные общинные земли (м.б. их купля-продажа). Общественный и экономический быт – оч. развит. Высокая степень гос. регулирования экономики. Развитая храмовая администрация, состоящая из зависимых от храма людей: администраторов невысокого ранга и ремесленников, воинов храма, рабов и т.п. Во главе – жрец-распорядитель sanga – руководил хоз-вом как распорядитель культа и как администратор. Глава храмового государства, ядром которого был храмовый комплекс – царь-жрец энси (PA.TE.SI.) – в т.ч. распорядитель строительных работ по воздвижению храмов. Хоз. функции патеси – собр налогов и распоряжение ими. Суд – общин. и храмов., возможно в нем участвовал патеси, т.к. бог не может не наказ-ть за грехи. Энсиальное хоз-во переросло в деспотию восточного толка. В н.3.т.л. до РХ патеси – верховный главнокомандующий армии (народное ополчение + группа проф. воинов храма и дружины царя). Постепенно патеси превращался в лугаля – правителя целой области с несколькими городами – верховного, независимого светского владыку. Важный орган гос.власти – община и собрания старейшин, которое решает все важные вопросы вместе с царем + право свергать неугодных царей с санкции воли (гнева) богов (неблагоприятного знамения). Т.о., судебные полномочия общины и совета старейшин во главе с лубандой (старейшиной) не подлежат сомнению. Реформы Урукагины XXIV в до РХ. – общие меры по наведению порядка: снижены налоги; льгота жрецам, общинникам и военным по литургии; снижены ставки оплаты труда заупокойных жрецов. Направлены на индивидуализацию жизни простых людей. Мера запрета для государства вмешиваться в частный быт своих подданных. В н./к. III т.л. до РХ появляется национальное государство семитов в двуречье – Аккад. Саргон I основал единое Шумеро-Аккадское государство в Двуречье (Тигр/Ефрат), но – национальные противоречия. На его развалинах возникло шумерское государство Ур. Крупные передвижения семитических племен, войны. К н. II т.л. до РХ шумеры полностью ассимилировались с семитами. Date: 2015-06-08; view: 717; Нарушение авторских прав |