Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 12. Организация проектирования и изготовления пожарной техники 9 page
При проведении классных групповых занятий широко используются такие методы, как рассказ и беседа. Рассказ представляет собой систематизированное последовательное изложение материала руководителем занятий. Рассказывая, объясняют принципы и закономерности работы механизмов, сообщают данные технических характеристик и т.д. Беседа – это целенаправленный вопросно-ответный способ обучения. Он обеспечивает активное участие обучаемых в процессе занятия. Этот метод целесообразно использовать при закреплении и при повторении ранее полученных знаний. Рассказ и беседа могут дополнять друг друга. Беседа более трудная форма занятий. Предлагаемые руководителем вопросы, должны быть четко сформулированными, ответы на них должны быть однозначными. Иногда целесообразно рассказ и беседу сопровождать показом каких-либо действий с изучаемым оборудованием. При проведении практических занятий целесообразно сочетать рассказ с показом приемов выполнения каких-либо работ. На основании практических умений должны формироваться навыки, т.е. способность автоматически выполнять какие-либо работы. Руководитель практических занятий при их подготовке должен хорошо знать материал, предшествующих теоретических занятий, инструкции и руководство по эксплуатации ПА и ПТВ. Он сам должен уметь использовать ПТВ и личным примером учить пожарных приемам его применения. В качестве помощников или руководителей занятий следует привлекать автомехаников и старших водителей (бригадиров). Они должны знать тему занятий, уметь демонстрировать использование ПТВ, последовательность выполнения работ. При подготовке к занятиям руководитель должен тщательно продумать вопросы техники безопасности. Они должны быть обсуждены с лицами, привлекаемыми к проведению занятий. Первое условие безопасного проведения любых работ – это отличное знание их проведения. Второе условие – деловая обстановка при проведении работ. План-конспект занятия должен отражать три части любого занятия: вводной, основной и заключительной. Примерная схема плана занятий приводится ниже. Вводная часть. В ней сообщается тема и цель занятия и осуществляется контроль подготовки к занятию. В основной части излагается содержание основных вопросов, как указано в примерном плане. Разрабатывая вопросы, необходимо учитывать, что продолжительность изучения вопроса не должна превышать 15…20 минут. Ее увеличение приводит к утомляемости обучаемых, потере интереса к занятию, ухудшению его усвоения. Таким образом, на 2-х часовом занятии можно рассматривать 3-4 вопроса. Если объем материала большой, то целесообразно разделить его на два самостоятельных вопроса. Заключительная часть любого занятия предназначена для подведения его итогов. Оформление плана-конспекта – заключительная часть подготовки занятия. Он является, по существу, единственным методическим пособием на занятии и поэтому его следует четко разделить по частям занятия и рассматриваемым вопросам. Текст в нем должен быть лаконичным. Даже при хорошо составленном плане-конспекте, успех занятия определяется глубоким знанием сущности излагаемых вопросов. Методика проведения занятия. Каждый руководитель занятий должен начинать с установления контакта с обучаемыми. Прежде всего, он должен извлечь максимум выгоды из своего внешнего вида, а для этого он обязан быть подтянутым и стоять прямо. Занятие начинается сразу после того, как руководитель займет свое место. Говорить следует так, чтобы каждый слышал его слово без малейшего напряжения. Задав вопрос для контроля усвоения пройденного материала, не называйте фамилию, пока все обучаемые мысленно не ответят на вопрос. В обсуждение стремитесь вовлечь всех, для этого целесообразно, спрашивая одного обучаемого, предлагать дополнить ответы другим. Можно спросить мнение об ответе. Такая беседа должна заставить обучаемых мыслить, возбудить их активность. Обучаемые должны уяснить, чем им предстоит заниматься. Поэтому руководитель сообщает им тему занятия, его цели, основные вопросы, а также порядок проведения занятия.
Утверждаю Начальник ВПЧ ________________ (звание) ________________ (фамилия, имя, отчество) «___»___________200__г.
План-конспект проведения классно-группового (практического) занятия
Тема: ________________________________________________________ _________________________________________________________ Отводимое время: ________ час. Учебные пособия и материальное обеспечение _____________________ (указать литературу, наставления, плакаты, ТСО, машины, пожарное оборудование, необходимое на занятии) Цель занятия: 1 __________ 2 __________ 3 __________ (сформулировать, что обучаемые в результате занятия должны знать или уметь, какие навыки совершенствовать, воспитательные цели).
Руководитель занятия _______________________ (должность, звание) _______________________ (фамилия, имя, отчество) «___» ___________200__г.
Классно-групповое занятие. Последовательность занятия, изложенная в плане, должна четко выдерживаться. Прежде всего, необходимо четко разграничивать вопросы занятия, для этого указываются их наименования. Для достижения поставленной цели необходимо выделять наиболее существенные и важные положения, характерные признаки и особенность процессов, явлений и т.д. На классно-групповом занятии должно быть изучено и усвоено то, что необходимо на практике. Полученные знания должны будут стать основой умений. Руководитель должен быть уверен, что все обучаемые его правильно поняли и усвоили основное содержание изучаемого вопроса. Для этого необходимо не только задать вопросы с целью проверки правильного понимания и усвоения материала, но и спросить, имеются ли вопросы у обучаемых. Задаваемые вопросы могут выходить за рамки подготовительного материала. Учитывая возможность постановки таких вопросов, руководитель занятия должен готовить материал в большем объеме, что предусмотрено программой и отражено в плане-конспекте. Может случиться, что у руководителя нет ответа на внезапно возникший вопрос. Появление таких вопросов практически невозможно предусмотреть. В таких случаях следует сказать, что вы не готовы ответить на этот вопрос и подготовите ответ к следующему занятию. На следующем занятии необходимо ответить на такой вопрос. Иногда ответ может дать кто-либо из обучаемых. Этим пренебрегать не следует. Переход ко второму вопросу следует осуществлять, только убедившись в том, что все правильно поняли изучаемый вопрос. При ведении обучаемыми записей следует добиваться, чтобы они делались осмысленно. Поэтому необходимо пояснить содержание изложенного вопроса и затем дать время для записи его содержания. Не рекомендуется злоупотреблять диктованием. В этом случае обучаемые большей частью механически записывают то, что им диктуют. Если записи делаются самостоятельно, то их формулировки обучаемые осмысливают. Это способствует развитию мышления и улучшению усвоения изучаемого материала. Исключительно важное значение имеет использование на занятиях доски. Все записи, схемы или чертежи должны быть аккуратно выполнены. Изображая что-либо на доске, руководитель должен соблюдать логическую последовательность. Ему следует занимать такое положение у доски, чтобы обучаемые видели доску и все изображаемое на ней. Во время занятий нередко приходится демонстрировать плакаты, схемы, диафильмы и т.д. Любая демонстрация всегда приводит к изменению условий обстановки. При этом переключается внимание обучаемых, что способствует снижению усталости, кроме того, сообщается новая информация и она активнее воспринимается. Вот поэтому необходимо этим процессом четко управлять. Руководитель занятия должен обратить внимание обучаемых на самое главное, самое существенное в излагаемом или демонстрируемом материале. По окончании показа необходимо сделать вывод из виденного. При изложении учебного материала не следует все время непрерывно пользоваться конспектом. Это приводит к потере связи с обучаемыми, снижает их активность, занятие не достигает своей цели. К плану-конспекту необходимо обращаться для контроля последовательности изложенных учебных вопросов и распределения времени, а также для приведения точных формулировок, цифрового материала и т.д. По мере накопления опыта преподавания отпадает надобность в использовании конспекта. Однако составлять его всегда необходимо, всегда также следует отмечать в конспекте, что было изложено недостаточно ясно и четко. Используя накопленный опыт, становится возможным рационально совершенствовать методику обучения. Практическое занятие. Необходимо изложить обучаемым цель предстоящего занятия, какие приемы работы будут отрабатываться, какие машины или оборудование планируется использовать. На основании знаний должна формироваться способность, умение выполнять какую-либо работу или приемы использования пожарных машин, пожарно-технического вооружения. Методика формирования умений включает три элемента. Во-первых, следует убедиться, что обучаемые знают значимость предстоящей работы или отрабатываемых приемов. Знание порядка выполнения работы является основой умения. Во-вторых, руководитель должен показать, как, в какой последовательности выполняется работа. В-третьих, все обучаемые должны выполнить работу или повторить отрабатываемый прием. Контролируя выполнение работы, руководитель должен обращать внимание на правильность и последовательность выполнения операций или приемов. Для активизации занятия рационально поручить контроль обучаемым, которые уже выполнили эту работу или спрашивать их мнение об успешности освоения отрабатываемых вопросов. Допускаемые ошибки должны обсуждаться и устраняться. Убедившись, что обучаемые приобрели необходимые умения можно переходить к формированию навыков выполнения работ или приемов использования оборудования. Заключительная часть занятия предназначена для подведения итогов. В этой части необходимо, прежде всего, убедиться в том, что основные положения занятия усвоены. Если какой-либо из вопросов не усвоен достаточно четко, то руководителю следует добиться правильного его понимания. По заранее подготовленным вопросам контроль проводится так же, как во вводной части занятия. На основании результатов контроля указать как обучаемые усвоили материал темы. В заключительной части практического занятия необходимо оценить качество выполнения изучаемых операций и работ, а также указать на типичные недостатки, которые допускались обучаемыми на занятиях и высказать рекомендации по их устранению. Руководителю следует помнить, что качество проводимых им занятий определяется уровнем его профессиональной подготовки и качеством подготовки к занятиям.
15.6. Экологическая опасность пожарного автомобиля
Одним из источников загрязнения окружающей среды являются автотранспортные средства. Доля пожарных автомобилей в их номенклатуре невелика. Однако специфика условий и режимов эксплуатации их двигателей оказывает большое влияние на состав отработавших газов. Невозможность отводить отработавшие газы двигателей при проверке герметичности центробежных насосов газоструйными вакуумными аппаратами приводит к загрязнению помещений гаражей. Отработавшие газы двигателей в условиях неблагоприятного направления ветра могут поступать в зону работы водителя, управляющего насосом, при подаче воды на тушение пожара. Особенность режимов эксплуатации двигателей пожарных автомобилей характеризуется, как указывалось раньше, следующим. Пожарные автомобили в боевой готовности содержатся в гаражах пожарных частей при температурах окружающего воздуха, а зимой не ниже +120С. Температура окружающей жидкости их двигателей, как правило, равна температуре воздуха в гараже. В этих условиях производится запуск двигателей для проверки герметичности центробежных насосов. В транспортном режиме при следовании по вызову на пожар двигатели работают в режиме прогрева. На боевых позициях они эксплуатируются в стационарных режимах, при температурах охлаждающей жидкости часто ниже оптимальной. В этих условиях осуществляется забор воды, подача ее на тушение пожаров. Все это сказывается на составе различных веществ в отработавших газах двигателя. Состав отработавших газов (ОГ) двигателей автомобилей. Общее количество различных химических соединений, входящих в состав отработавших газов достигает 200 наименований. Это в основном такие вещества, как оксид углерода (СО), окислы азота (NОх), углеводороды (СН), альдегиды (НСНО) и др. Их количество в ОГ двигателей зависит не только от конструкции и типа двигателей, но и от ряда причин: нарушения состава рабочей смеси, ухудшения условий ее воспламенения, изменения дорожных сопротивлений при движении автомобиля и др. Однако в среднем содержание основных вредных продуктов в ОГ можно характеризовать величинами, приведенными в табл.15.3. Таблица 15.3
Из этой таблицы следует, что дизели сравнительно мало содержат продуктов неполного сгорания (СО и СН). Однако содержание окислов азота и сажи в них значительно больше, чем в ОГ карбюраторных двигателей, что представляет серьезную опасность для окружающей среды. При работе дизелей по внешней скоростной характеристике концентрация сажи в ОГ находится в пределах 0,6…1,2 мг/л, а иногда и больше. Экологическая опасность сажи заключается в том, что на поверхности ее частиц адсорбируется бензпирен (до 0,01 мг/м3), являющийся, по некоторым данным, канцерогенным веществом. Сажа, в отличие от других веществ ОГ не улетучивается в атмосферу, а осаждается на землю. По воздействию на человека основные вредные вещества в ОГ подразделяются: ядовитые – СО и соединения свинца (в этилированных бензинах), канцерогенные – бензпирен, раздражающие – Nох, серные соединения, альдегиды; надоедающие – сажа и акролеин (СН2СН СНО). Нормативы и методы измерения оксида углерода, углеводородов в ОГ карбюраторных двигателей и сажи в ОГ дизелей. В ОГ карбюраторных двигателей определяют содержание оксида углерода и углеводороды Государственным стандартом (ГОСТ 17.2.2.03-87) установлены нормы их содержания в ОГ (табл.15.4). Таблица 15.4
Примечание: 1. При контрольных проверках автомобилей в эксплуатации допускается содержание СО до 30% при nmin. 2. nпов в диапазоне от 2000 … 0,8 n ном, об/мин
Перед определением содержания СО в ОГ двигатель должен быть прогрет до tож = 800С. Пробоотборный зонд устанавливают в выпускную трубу автомобиля на глубину не менее 300 мм от ее среза. Запустив двигатель, следует увеличить частоту вращения вала двигателя до nпов и проработать на этом режиме более 15 с. Затем, установив nmin, через 20 с измерить содержание СО и СН3 в ОГ. Определение весовой концентрации СО определяют по формуле GCO = , (15.14) где: ν - содержание СО в ОГ, %; М – молекулярный вес СО (28). Легко определить, что при содержании в выпускной трубе СО в ОГ равному 2% весовое содержание его равно 24976 мг/м3. Предельно допустимая концентрация (ПДК) СО равна 20 мг/м3, следовательно, в выпускной трубе концентрация СО превышает ПДК в 12488 раз. В ОГ дизелей оценивается содержание сажи (С). Его определяют специальными дымомерами по степени ослабления светового потока или по затемнению стекла, на котором осаждается сажа. Такая оценка относительная, поэтому дымность определяют в процентах. Содержание С определяют на режимах внешней скоростной характеристики и свободного выбега, т.е. при разгоне при полностью выжатой педали топлива. Предельное содержание сажи в ОГ дизеля указаны в табл.15.5. Таблица 15.5
Для измерений разработана специальная процедура, однако, она не распространяется на дизели, находящиеся в эксплуатации. Зависимость величин выбросов СО и С ПТ режимов работы двигателей ПА. По количеству СО в ОГ и дымности один ПА эквивалентен трем грузовым автомобилям (одинаковой грузоподъемности). Это соотношение обусловлено, главным образом, специфическими режимами работы двигателей ПА в стационарных условиях. Холостой ход реализуется при ЕТО и кратковременных остановках ПА. Содержание СО и С в ОГ двигателей ниже, указанных в табл.15.5, нормативов. Проверка ПН на герметичность производится при ЕТО в гаражах. Содержание СО и С ОГ двигателей зависит от температуры охлаждающей жидкости двигателя и частоты вращения его коленчатого вала. При проверке герметичности насоса ПН-40 на АЦ-40(130)63Б содержание СО в ОГ может определяться по формуле: , (15.15) где: tож - температура охлаждающей жидкости, 0С; n - частота вращения вала двигателя, об/мин. При tож = 200С и n = 3000 об/мин количество СО = 11,45%, а при tож = 400С – СО = 11,2%. Это более чем в 5 раз больше нормативов, указанных в табл.15.4. При такой концентрации оксида углерода в выпускной трубе двигателя его концентрация в атмосфере гаража значительно превысит ПДК, равное 20мг/м3. Так, при объеме гаража V = 2000 м3 и проверке 4 насосов ПН-УВ концентрация СО в гараже достигает значений 0,3 г/м3, что в 15 раз превышает ПДК. Содержание сажи в ОГ некоторых дизелей оценивается дымностью в %. Она достигает значений 60…70%, что 1,3…1,5 раза превышает нормативные значения. Транспортный режим. При следовании на пожар содержание СО в ОГ карбюраторных двигателей и сажи в ОГ дизелей на 10-20% выше, чем у грузовых автомобилей в первые минуты движения. Их количество в ОГ двигателей тем меньше, чем выше температура охлаждающей жидкости в двигателях, скорость движения и передача, на которой оно совершается. Забор воды производится из водоемов при отсутствии пожарных водопроводных сетей. В отработавших газах содержание СО будет зависеть не только от факторов, рассмотренных при проверке герметичности насосов. Окажет влияние и глубина забора воды. При заборе воды из водоемов температура охлаждающей жидкости двигателя может находиться в пределах 60…800С. Это приводит к уменьшению содержания СО в ОГ, но добавляется влияние глубины всасывания. Количество диоксида углерода определяется по формуле ,%, (15.16) где: tож - температура охлаждающей жидкости в двигателе 0С; n – частота вращения вала двигателя, об/мин; h - глубина забора воды, м. При заборе воды насосом ПН-40УВ, установленном на АЦ-40(130)63Б при tож = 600С содержание диоксида углерода достигало (при n = 2000 и n = 3000 об/мин) значений 11 и 11,5%. При tож = 800С содержание СО уменьшилось до 10,5…11,2%. Дымность от дизелей находилась в пределах 57…61% при tож = 600С и 55…59% при tож = 800С. Эти величины незначительно превышали нормативные величины. Работа двигателя на привод пожарного насоса производится при tож > 600С в широком интервале времени от нескольких минут до 6 часов. Основными факторами, влияющими на содержание СО в ОГ двигателей (кроме tож) являются величины напоров, развиваемые насосами и их подачи. ,%, (15.17) где: Н – напор, развиваемый насосом, м вод.ст.; Q - подача насоса, л/с. В поле работы насоса о содержании оксида углерода при различных скоростях вращения вала насоса и температурах tож можно судить по результатам, представленным на рис.15.11. Из их рассмотрения следует, что содержание оксида углерода (%) тем меньше, чем больше расходы и напоры, характеризующие работу насоса. Следовательно, для уменьшения выбросов СО в атмосферу целесообразно при высоких tож возможно больше загружать насос. Согласование режимов работы двигателя с пожарным насосом оказывает большое влияние на величины выбросов СО с отработавшими газами. Так, в двигателе ЗИЛ-130 часовые выбросы СО (рис.15.12) представлены в виде изолиний. Цифры у каждой из них характеризуют величину выброса СО в км/час. Чем меньше величина крутящего момента, развиваемого двигателем и ниже частота вращения его вала, тем больше СО содержится в ОГ. Однако с их увеличением значительно возрастают часовые расходы топлива. Поэтому с увеличением крутящего момента и частоты вращения вала двигателя сильно повышается расход топлива и, следовательно, выброс ОГ и содержащегося в них оксида углерода. Как следует из рис.15.11 его величина измеряется в поле режимов работы двигателя от 0,5 до 25 кг/час. О величинах выбросов СО в ОГ при работе двигателя на привод пожарного насоса можно судить по координатам его поля крутящих моментов (площадь А). Количество различных веществ, содержащихся в ОГ, может быть во много раз больше допускаемых при неисправной топливной арматуре, приборах зажигания и т.д. Поэтому для их уменьшения следует содержать ПА в надлежащем техническом состоянии, а двигатель эксплуатировать при температуре охлаждающей жидкости дизелей к оптимальной эксплуатационной.
Таблица 3.2
Таблица 3.3
3.1.9. Динамическая характеристика пожарного автомобиля
Методы силового и мощностного баланса имеют общий недостаток — при использовании этих методов трудно сравнивать тягово-скоростные свойства АТС с различными массами, так как при движении в одинаковых условиях силы и мощности, необходимые для преодоления сопротивления дороги, различны. От этого недостатка свободен метод динамической характеристики, предложенный Е. А. Чудаковым. Динамическим фактором D АТС называется отношение
D=(Pк-Pв)/Gg (3.44)
Если в правую часть уравнения (3.44) подставить значения Pк и Pв (3.4) и (3.21), то после преобразований получим формулу для вычисления динамического фактора (3.45)
который может обеспечить двигатель и трансмиссия на ведущих колесах АТС. Если подставить значение Pк (3.38), то получим формулу для вычисления динамического фактора
D =+(j/g) (3.46)
который необходимо обеспечить для движения в заданных условиях. Чтобы учесть ограничение реализуемых Pк силами сцепления ведущих колес с дорогой, необходимо использовать предельное значение силы тяги по формуле (3.10). Автомобиль из-за ограниченной силы сцепления P колес с дорогой не может реализовать динамический фактор, больший
D=(P-PВ)/Gg (3.47)
Длительное движение АТС в заданных дорожных условиях ( или , f) со скоростью v и ускорением j возможно, если выполняется условие
DD>D (3.48)
При равномерном движении (f =0) полноприводного ПА с малой скоростью (PВ=0) условие (3.48) после учета формул (3.40) и (3.46) записывается в виде
D (3.49) Date: 2015-05-04; view: 698; Нарушение авторских прав |