Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методологическое значение основных понятий и законов диалектики
Диалектика (греч. διαλεκτική = искусство вести беседу, спор) — учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия. Материалистическая диалектика выражается в системе принципов, категорий и законов. Три основных закона диалектики выделил Ф. Энгельс в работе «Диалектика природы». Эти законы следующие: 1) Закон единства и борьбы противоположностей гласит: основу всякого развития составляет противоречие — борьба противоположных сторон и тенденций, взаимно обусловливающих и вместе с тем взаимно исключающих друг друга. С точки зрения диалектического мышления, не бывает противоположностей вне их единства и борьбы. Этот закон указывает на противоречие как источник движения и развития, находящийся в самом развивающемся предмете. Этот закон выражает суть, «ядро» диалектики, занимает в ней центральное место, имеет универсальное методологическое значение. 2) Закон перехода количественных изменений в качественные гласит: количественные изменения предмета, достигнув определённой пороговой величины (меры), приводят к перестройке его структуры, в результате чего образуется качественно новый предмет. Переход к новому качеству называют словом «скачок». Скачок — коренной перелом в развитии, качественное преобразование предмета или явления в результате количественных изменений. Этот закон раскрывает наиболее общий механизм развития. 2) 3) Закон отрицания отрицания гласит: развитие осуществляется циклами, каждый из которых состоит из трёх стадий: исходное состояние объекта, его превращение в свою противоположность (отрицание), превращение этой противоположности в свою противоположность (отрицание отрицания). По Гегелю, эти три стадии: тезис–антитезис–синтез. Отрицание — это условие изменения объекта, при котором некоторые элементы не просто уничтожаются, но сохраняются в новом качестве. Диалектическое отрицание называют также словом снятие. Закон отрицания отрицания показывает единство смены и преемственности в развитии. Он характеризует направление и форму процесса развития. А именно, развитие имеет вид спирали. Поскольку
отрицание предыдущего отрицания происходит путем снятия, оно всегда в какой-то степени восстанавливает то, что отрицалось, возвращает к уже пройденной стадии развития. Однако это не простой возврат к исходной точке, но возврат на более высоком уровне. Развитие имеется там, где новое не просто обрывает существование старого, но вбирает из него всё положительное, жизнеспособное. В развитии есть преемственность, то есть, по словам В. И. Ленина, «...повторение в высшей стадии известных черт, свойств... низшей и... возврат якобы к старому...» 1 Итак, последовательность циклов, составляющую цепь развития, можно представить в виде спирали: каждый цикл является витком в развитии, а сама спираль — цепью циклов. Сознательное применение в познавательной деятельности диалектики, её принципов, законов и категорий позволяет учитывать взаимосвязь явлений, их противоречивость, изменчивость, возможность перехода противоположностей друг в друга. По словам Ф. Энгельса, материалистическая диалектика, «представляет аналог и тем самым метод объяснения для происходящих в природе процессов развития, для всеобщих связей природы, для переходов от одной области исследования к другой» 2. Date: 2015-06-08; view: 1105; Нарушение авторских прав |