Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Суждение. 1. Преобразовать следующие грамматические формы (предложения) в соответствующие, логически строго выраженные формы (суждения):1. Преобразовать следующие грамматические формы (предложения) в соответствующие, логически строго выраженные формы (суждения): Рыбы дышат жабрами. Часть народонаселения нашей планеты — белые. Не дано человеку прожить без греха. Только имеющие высшее образование могут пользоваться научными залами Российской национальной библиотеки. Добрые дела часто бывают незаметны. Нет такого дела, которое он не выполнит. Пример: "Не все стихи запоминаются сразу" — Это предложение может быть преобразовано в более четкое с логической точки зрения повествовательное предложение "Некоторые стихи запоминаются сразу", соответствующее и выражающее простое категорическое частноутвердительное суждение. Это не единственное преобразование. Предложенное грамматическое выражение допускает и иные варианты суждений, например: "Некоторые стихи запоминаются не сразу", "Некоторые стихи не запоминаются сразу" и т.п. 2. Выразить в символическом виде структуру следующих суждений: Некоторые элементарные частицы нестабильны. Все суждения не есть понятия. Экологические проблемы — забота общечеловеческая. Некоторые доказательства сводимы к одному умозаключению. Москва больше Санкт-Петербурга. Если число делится на два, то оно четное. Данная фигура является равнобедренным треугольником, а может быть и равносторонним. Пример: "Все понятия суть формы мысли" — "Все S суть Р", или просто одним символом - А, который у нас принят для обозначения общеутвердительного суждения. 3. Выразить в круговых схемах отношение между субъектом (S) и предикатом (Р) в следующих суждениях: Все хищники — млекопитающие. Некоторые студенты хорошо воспитаны. Некоторые суждения не простые. Квадраты суть фигуры на плоскости. Ни одно суждение не есть реальный вещественный предмет. 4. Определить, к какому виду относятся следующие суждения: Не все, что он сказал, истинно. Только на Дону есть меловые пещеры. Люди часто говорят и о несерьезном. Только немцы — настоящие философы. Пример: "Только рыбы дышат жабрами" — Это общеутвердительное суждение, более корректное выражение которого "Все рыбы дышат жабрами". 5. Определить, в каких отношениях между собой находятся следующие суждения: Некоторые студенты — спортсмены и Некоторые студенты не есть спортсмены. Все интеллигенты — вежливы и Некоторые интеллигенты — вежливы. Ни один хищник не есть травоядное и Некоторые хищники — травоядные. Все пресмыкающиеся — позвоночные и Некоторые пресмыкающиеся не есть позвоночные. Некоторые спортсмены не есть студенты и Все спортсмены есть студенты. Пример: "Все студенты есть учащиеся" и "Ни один студент не есть учащийся" — Эти суждения находятся между собой в отношении противоположности и одновременно истинными быть не могут. 6. Обратить следующие суждения: Ни один студент не есть профессор. Некоторые студенты — спортсмены. Некоторые учащиеся не есть студенты. Все S есть Р. Некоторые суждения сложные. Некоторые суждения — простые. Пример: Все студенты - учащиеся Некоторые учащиеся - студенты 7. Превратить следующие суждения: Все планеты - шарообразны. Некоторые кошки не есть домашние. Ни один студент не сеть профессор. Некоторые люди -- курчавые. Многие люди живут в городах. Некоторые птицы не летают. Пример: Все студенты — учащиеся Все студенты не есть не-учащиеся, или по-другому, Ни один студент не есть не-учащийся 8. Противопоставить следующие суждения (предикату или субъекту): Некоторые млекопитающие живут в воде. Никто не любит боли. Все мудрецы — скромны, Некоторая ложь не заслуживает строгого порицания. Ни один образованный не суеверен. Некоторые звезды очень яркие. Никакое знание не бесполезно. Некоторые спортсмены не очень трудолюбивы. Пример: Все студенты — учащиеся Все не-учащися не есть студенты (противопоставление предикату) Некоторые учащиеся не есть не-студенты (субъекту). 3. К каким равносильным суждениям можно свести следующие сложные суждения: Если воду кипятить, то она быстро испарится. Обычно такие действия разрешены или запрещены. Путь кометы есть эллипс, или парабола, или гипербола. Шли дожди, и проселочные дороги стали непроходимыми. Если и только если этот четырехугольник имеет равные стороны и прямые углы, то он квадрат. Ромб есть квадрат тогда и только тогда, когда его углы прямые. Пример: Если па улице дождь, то асфальт на улице мокрый — Данное условное суждение можно свести к равносильному ему по истинностному значению следующему разделительному суждению: "Или на улице нет дождя, или асфальт на улице мокрый", а можно и к равносильному ему конъюнктивному суждению "Неверно, что на улице дождь и асфальт на улице не мокрый". Умозаключение 1. Назвать составные элементы предложенных умозаключений: Все французы суть европейцы Некоторые виноделы — французы Некоторые виноделы — европейцы. Все рыбы дышат жабрами Все киты не дышат жабрами Все киты не есть рыбы. Некоторые мои знакомые — студенты Все студенты—учащиеся Некоторые учащиеся — мои знакомые. Все киты—млекопитающие Все киты живут в воде Некоторые живущие в воде—млекопитающие. Пример: Все студенты — учащиеся Иванов — студент Иванов — учащийся. В данном умозаключении роль субъекта выполняет слово "Иванов", т.е. это меньший термин умозаключения; соответственно и посылка, в которой он находится, является меньшей посылкой. Предикатом вывода является понятие "учащийся", это — больший термин; соответственно и посылка, в которой он находится, тоже большая. Средним термином этого умозаключения является понятие о студентах. 2. Составить из предложенных суждений умозаключения: Все металлы — электропроводны. Все планеты — шарообразны. Все млекопитающие — позвоночные. Все студенты — учащиеся. Железо — электропроводно. Золото есть металл. Стекло не электропроводно. Земля — планета. Некоторые млекопитающие живут в воде. Некоторые студенты — отличники. Железо есть металл. Земля шарообразна. Золото — электропроводно. Некоторые живущие в воде — позвоночные. Все позвоночные — высокоорганизованные животные. Все млекопитающие имеют красную кровь. 3. Нарушены ли законы логики (какие) в следующих умозаключениях: Логика учит правильно рассуждать Грамматика не есть логика Грамматика не учит правильно рассуждать. Все студенты — учащиеся Некоторые студенты — спортсмены Некоторые спортсмены — учащиеся. Ни одна кошка не есть человек Все люди смертны Некоторые смертные не есть кошки. Все студенты—учащиеся Некоторые учащиеся — отличники Некоторые отличники — студенты. Все волки — хищники. Это животное — хищник Это животное — волк. Некоторые учащиеся — отличники Все студенты — учащиеся Все студенты -- отличники Все слова выражают какие-то мысли Все жесты выражают какие-то мысли Все жесты — слова. Некоторые студенты — спортсмены Все студенты — учащиеся Некоторые учащиеся — спортсмены. Фарфор не проводит электричества Стекло не проводит электричества Стекло есть фарфор. Некоторые учащиеся — студенты Некоторые студенты - отличники Некоторые отличники — учащиеся. Все рыбы живут в воде Этот организм живет в воде Этот организм — рыба. Некоторые учащиеся — отличники Некоторые учащиеся — студенты Некоторые студенты — отличники. Некоторые студенты — отличники Некоторые учащиеся — студенты Некоторыс учащиеся — отличники. Пример: Все рыбы живут в воде Инфузории живут в воде Инфузории — рыбы.
|