Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Философия идентичности (архетипы, менталитет, характер души народа)
Глобализация приобрела устойчивый характер и основание. Ее экономические преимущества настолько очевидны, что технократия стремится максимально преодолеть фактор национальных границ и тем самым получить доступ к огромному потребительскому и информационному рынку. Универсализация жизнедеятельности человечества связывает культурно-исторические общности и актуализирует проблему идентичности, в первую очередь цивилизационной идентичности, за которой скрывается фактор самодостаточности социокультурной системы (геополитич., экономич., религиозно-духовной). Имея необходимый арсенал защитных средств и ресурсов, цивилизационная общность культивирует свою идентичность. Проблема цивилизационной идентичности заключается в том, что ее устойчивость испытывают не только внешние факторы в виде той же глобализации, но и внутренние, связанные с неоднозначной цивилизационной сродностью этнических групп, нередко симпатизирующих близлежащим цивилизациям и глобалистским ценностям.В любой цивилизации вследствие этого имеет место этнический сепаратизм. Если цивилизация утрачивает идентичность, то в ней начинаются процессы распада, связанные с потерей периферии. Ядро цивилизации также может подвергнуться разрушению. Но это пока лишь одно из предположений, поскольку глобализация хронологически занимает небольшой исторический период, и его явно недостаточно для завершения определенных цивилизационных циклов. Пока в научной литературе выражаются лишь опасения по поводу вызванной глобализацией консолидации цивилизаций и связанной с этим эпохой столкновения цивилизаций (Е. Хантингтон). В структуре идентичности выделяются архетипы, менталитет, характер души народа. Архетипы – это исторически укоренившиеся в национальном сознании (коллективном бессознательном) образцы мировосприятия, оценки культуры, формы самовыражения и действия, берущие начало в древнейших периодах человечества с учетом локальных демографических процессов, наследования программ культуротворчества. Впервые архетипические структуры общественного сознания выделил и изучил Юнг. Менталитет – это освоенное и рационализированное нац. сознанием архетипическое подсознание (коллективное бессознательное) в форме нац.мыщления, нац. литературы и изобраз. искусства, кино, телевидения, радио, музыки, хореографии, архитектуры, политической элиты. Термин введен французскими учеными. Характер души народа – это перепутанность благородных, патриотических порывов ради Родины и вредных привычек, подрывающих физические силы народа (пьянство, наркомания, загулы). Большую роль в обуздании темных проявлений характера народа играет религия, стремящаяся к установлению предпосылок для концентрации характера народа на достойных его предков делах. 50. Социокультурная динамика, ее направленность и содержание. Техногенная реальность актуализировалась в ХVІ в. в форме западно-европейской техногенной цивилизации, основанной на приоритетах научно-технич. развития.Новая реальность стала предметом изучения ф-и. Результаты филос. исследований представлены формационной, веберовской, цивилизационной, технодетерминистской, пассионарной, коммуникативной концепциями. Формационная концепция (Маркс, Энгельс, Ленин) рассматривает научно-технический процесс, цивилизационную динамику в тесной увязке с критериями социальной справедливости. Веберовская концепция (Вебер) рассматривает научно-технический прогресс в контексте религиозно-культурных традиций экономического прагматизма (как пример – протестантская этика труда). Цивилизационная концепция (Данилевский, Н. Бердяев) рассматривает техногенную динамику как живую систему с присущими ее элементам признаками рождения, вызревания, гибели, конкуренции. Аспект конкуренции доминирует в работах конца ХХ – начала ХХІ вв. Техногенные цивилизации характеризуются индустриальным, постиндустриальным, информационным уровнями развития. Технодетерминистская концепция (Ростоу, Белл) акцентирована на технике как самодостаточной сущности, имеющей определяющее влияние на все аспекты жизнедеятельности человечества. Подобное представление обозначается как технократизм. Однако эта позиция вызывает критику, поскольку техника двойственна и в ней по отношению к человеку содержатся как конструктивные, так и деструктивные факторы. Пассионарная концепция (Гумилев) обогащает техногенную динамику синергетич. процессами демографич. взрывов, влиянием космических факторов на земной миропорядок. Коммуникативная концепция (Хайдеггер, Бахтин) проводит идею информатизации техногенной реальности, соответствующей ее трансформации в глобализирующиеся пространства диалога, текста, нарратива, дискурса. Начало изучения массовой коммуникации как социального явления связано с именем немецкого социолога М. Вебера. В 20-е гг. ХХ в. он методологически обосновал связь периодич. печати с соц. структурами общества. В неомарксистском подходе Адорно и Маркузе также отражена критическая направленность. В нем доказывается влияние массовой культуры на изменение типов личности. Так, специализируясь на теории и социологии музыки, Адорно показывает разрушительное воздействие СМИ на человека. Маркузе обозначил масс-медиа как «посредника между хозяевами и теми, кто от них зависит». Универсум коммуникации формируется параллельно с процессами идентификации, унификации и навязывания «технологич. поведения». В основе теорий «информац. общества», основой для которого является концепция постиндустр. общества, лежит утверждение о том, что инф-ция является главным источником, средством и продуктом производства, а изменения в обществе заложены в способах и средствах передачи инф-ции. Инф-ция становится одной из главных ценностей общества. Для коммуникации это связано с качественно новым уровнем переработки и распространения инф-ции, с созданием коммуникат. систем, способных обеспечить обмен инф-цией. Сегодня, в ХХI в.,на основе комп. техники становится возможным создание новой социокульт. среды. Комп. виртуальные технологии как новые коммуникац. возможности и способы управления на расстоянии по степени контроля и регулятивной возможности намного превосходят все прежние способы. Особенности компьютера как средства коммуникации в том, что он наиболее полно реализует принципы обратной связи. С помощью СМИ происходит интернализация и плюрализация множественности миров. В связи с этим изменяется содержание многих социальных понятий, в условиях электронного посредничества позиции социальных групп оказываются незамкнутыми и свободно варьирующимися. Date: 2015-06-08; view: 1026; Нарушение авторских прав |