Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Природа как объект естественнонаучного и философского познания
Проблема взаимодействия общества и природы является одной из глобальных проблем современности. Понятие «природа» употребляется в широком и узком смысле слова. В широком это эквивалентно понятию Вселенная, универсум, бытие. В узком – это естественная среда, окружающая человека, и она задает рамки для человеческой активности. В истории можно выделить 3 основные модели взаимодействия человека и природы: 1 – мифологическая модель (господство природы над человеком); 2 – научно-технологическая (стремление человека властвовать над природой); 3 – философско-гуманистическая (гармония человека и природы). 1: активность человека направлена не на внешний мир, а на внутренний. Возможности внутреннего совершенствования безграничны, и это связано с тем, что в космосе силы хаоса до конца не преодолимы. Согласно древним грекам, человек должен не преобразовывать природу, а верно следовать ей. Высшим выражением гармонии человека и природы выступала красота, она была символом разумности бытия. Природа выступает объектом созерцания, эталоном для развития духа, а уж потом – полем приложения творческих сил.однако Древняя Греция подготовила вторую модель – прагматическую, чем вызвала развитие понятийного, логического мышления. Эту же модель развивало и Средневековье: человек должен был подняться над природой и устремиться к Богу. Согласно теоцентризму, человек вправе использовать природу по своему усмотрению. В монастырских хозяйствах поощрялось изобретение технических устройств для того, чтобы освободить время для молитв. Потребность познания природы стимулировалась священным писанием, т.к., изучая природу, человек должен был расшифровать тот смысл, который Бог вложил в мир. 2: эта модель формируется в эпоху Возрождения. Отношение к природе меняется, человек стремится подчинить себе природу, он объявляет себя земным богом, который должен господствовать над природой и преобразовать ее в соответствии со своими потребностями. Религиозный идеал смирения сменяется идеалом творческой активности, через который утверждается ценность индивидуального бытия, достоинство личности и свободы, творческое проявление духа. Стремление сделать человека владыкой природы подстегнуло развитие науки. Но цели познания меняются: вскрываются не божественные замыслы, а открываются законы, реальные связи для установления господства над природой. В результате природа утрачивает свою священность и становится объектом насилия, эксплуатации. 3: эта модель призвана преодолеть последствия второй модели. Она строится на основе диалогической культуры, исходя из равнозначности человека и природы. Поэтому надо стремиться к гармонии между человеком и природой, к совместному развитию биосферы и общества в направлении оптимального соотношения. Прежнюю ориентацию на приспособление среды к своим потребностям надо сменить на новую: нужно изменить себя, свои потребности сообразно с новыми возможностями природы. В рамках этой модели очень актуальна идея ноосферы Вернадского, который разработал учение о переходе биосферы в ноосферу. Он рассматривал жизнь как важнейшую геологическую силу, а науку как движущую силу создания ноосферы. Date: 2015-06-08; view: 530; Нарушение авторских прав |