Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ результатов исследования. Начнём с интерпретирование полученных эмпирических данных первой выборки 1-2х классов (6-7лет)





Начнём с интерпретирование полученных эмпирических данных первой выборки 1-2х классов (6-7лет).

В экспериментальной группе 6-7 лет самой высокой распространенностью обладают страх смерти родителей и страх войны (по 100%). Самая низкая распространенность страх животных (13%). Остальные страхи по распространенности можно расположить между этими двумя крайними значениями следующим образом:

1) Остаться одному дома;

2) нападения бандитов;

3) что-либо не успеть сделать(домашнее задание, не успеть в школу и т.д);

4) Страхи наказаний родителей, одиночества и высоты;

5) Страх чужих людей;

6) Страх опоздать в школу;

7) Страх врачей;

8) Страх открытых пространств;

Рассмотрим в процентном соотношении распространённые страхи у первых и вторых классов.

 

Табл.1. Лидирующие страхи страхи у детей первых и вторых классов.

Виды страхов Количество в группе%
Смерть родителей 100%
Война 100%
Нападение бандитов 96%
Страх своей смерти 94%
Что-либо не успеть сделать 75%
Остаться одному дома 66%

 

Обращая внимание на таблицу можно сделать выводы что у детей первых и вторых классов (возраст от 6-7лет) являются лидирующими такие страхи:

1) на первом месте проявился страх смерти родителей;

2) на втором страх войны;

3) на третьем страх нападения бандитов;

Второй этап это интерпретация полученных эмпирических данных, второй выборки 3-4х классов (8-10 лет).

В возрасте 8 – 10 лет самым высоким по распространенности является страх смерти родителей и страх своей смерти (100%).Самым низким значением распространенности обладает страх стихий (6,67%). Распространенность остальных страхов:

1)страх перед смертью родителей;

2)страх перед животными (змеи, собаки);

3)своей смерти;

5)войны;

6)что-либо не успеть сделать;

7)нападение бандитов;

8)страх перед сном;

9)страх транспорта;

Рассмотрим лидирующие страхи в процентном соотношении, в таблице 2., и обратим внимание, на то что страхи с возрастам происходит снижение страхов.

Табл.2. Самые распространённые страхи у детей Группы 2

Виды страхов Количество в группе %
Смерть родителей 100%
Страх своей смерти 100%
Нападение бандитов 89%
Животных 87%
Что-либо не успеть сделать 81%
Война 80%

 

При рассмотрении данных третьих и четвёртых классов, можно сделать выводы, что лидирующими страхами являются:

1)смерть родителей;

2) страх своей смерти;

3)нападению бандитов.

Можно выделить те страхи, распространенность которых значительно различается в обеих экспериментальных группах:

Говоря о медицинских страхах, можно отметить, что в группе 6-7 лет по сравнению с группой 8-10 лет в 1,75 раза ниже распространенность страха врачей.

В группе «пространственных» страхов у детей в возрасте 6-7 лет по сравнению с детьми в возрасте 8-10 лет в 1,35 раза ниже распространенность страха открытых пространств и в 1,75 раза ниже распространенность страха глубины.

В группе страхов перед сном, кошмарных снов у младших школьников 6-7 лет по сравнению с младшими школьниками 8-10 лет в 1,17 раза выше распространенность страха темноты, в 2 раза ниже распространенность страха перед сном.

Динамика в сфере социально опосредованных страхов на протяжении младшего школьного периода происходят следующие изменения:

1)значительно повышается распространенность страха нападения (начиная с 6 лет он встречается в 3 раза чаще, чем в 8-10 лет), страха других детей (его распространенность с 6 лет возрастает в 2 раза по сравнению с 8-10- летними младшими школьниками);

2)значительно понижается распространенность страха войны (6-7-летние младшие школьники испытывают его в 4 раза чаще, чем младшие школьники 8-10 лет);

3)несколько возрастает, начиная с 6 по 7 лет, распространенность следующих страхов: страха одиночества, страха наказания родителей,. Также наблюдается незначительное повышение у младших школьников с 6 лет распространенности страха что –то не успеть сделать (75% в 8-10 лет и 81% в 6-7лет);

Мы видим, что на протяжении младшего школьного периода не происходит повышения распространенности всей группы социально опосредованных страхов, однако про отдельные страхи данной группы это сказать можно. Это страхи нападения и что то либо не успеть сделать, распространенность которых повышается в значительной степени. И распространенности таких страхов, как страх одиночества, опозданий, по нашим результатам, незначительно и вызывает сомнение. Возможно, увеличив количество испытуемых, мы бы получили равную распространенность данных страхов на протяжении младшего школьного периода. Распространенность страха родителей не только не возрастает, но, наоборот, резко понижается.

При статистической обработке с использованием U-критерия Манна-Уитни, были обнаружены статистически значимые различия между группами детей

Табл.3. Результаты расчета по критерию U-Манна-Уитни

Ранги
  Класс N Средний ранг Сумма рангов
Страхи 1 и 2 классы   49,15 1966,00
3 и 4 классы   31,85 1274,00
Всего      
         

 

  Страхи
Статистика U Манна-Уитни 454,000
Статистика W Уилкоксона 1274,000
Z -3,348
Асимпт. знч. (двухсторонняя) ,001

 

Как видно из Таблицы 3, полученные результаты показывают, что страхи детей первых-вторых и третьих-четвертых классов будут иметь различия.

Что касается динамики распространенности других видов страхов, то, согласно полученным нами результатам, у младших школьников до 7 лет наиболее распространенными являются страхи стихии и пожара (по 50%), а самая низкая распространенность у страха боязнь животных(13, 33%).

С 8 лет картина меняется: на первое место выходит страх животных (87%), распространенность страха стихии незначительно понижается (30%), наименее распространенным становится страх родителей (6,67%).

Можно предположить, что младшие школьники в возрасте 6-7 лет скорее боятся конкретной опасной ситуации, а младшие школьники 8-10, они менее привязаны к конкретной ситуации, они более способны к обобщению, к тому, чтобы перенести осознание страха перед испугавшим их конкретным проявлением опасного фактора (например, пожар, увиденный по телевизору) на всю группу проявлений данного фактора (например, огонь).

Так же по результатам эмпирических данных было установлено, что количество страхов у младших школьников почти не меняется с возрастом. В нашем исследовании оно составило приблизительно 15 как в возрасте 6-7, так и 8-10 лет, что превышает возрастные нормы, о которых пишет Захаров.

Получается, несмотря на то, что на протяжении младшего школьного возраста происходит выстраивание иерархии мотивов, где социальные мотивы все более преобладают, и развитие интеллектуальной и аффективной сфер, наша гипотеза в целом оказалась неверной. Напомним, это было предположение о том, что у детей в возрасте 6–7лет среднее количество страхов и распространенность социально опосредованных страхов (страхов людей, других детей, одиночества, родителей, наказаний родителей, опозданий, ошибки и нападения), больше, чем у детей 8-10 лет. Однако частично данная гипотеза подтвердилась.

 

Выводы по главе 2:

Результаты исследования по проведенной методике, направленным на изучение динамики детских страхов в младшем школьном возрасте, позволили выявить следующее:

1)Младшим школьникам 6-7 лет в наибольшей степени свойственны страхи страх смерти родителей, страх войны и нападения бандитов (они встречаются у всех детей данного возраста).Начиная с 8 лет страх смерти родителей не изменяется, однако возрастает страх своей смерти. Количество детей, имеющих страх войны, начиная с 8 лет, снижается.

2)Динамика распространённости у младших школьников таких социально опосредованных страхов, как страх нападения и что-либо не успеть сделать, повышается в возрасте 6-7 годам, но уже начиная с 8 лет страх нападения и что-либо не успеть сделать понижается. Распространенность остальных социально опосредованных страхов (страх одиночества, наказания родителей, опозданий), по результатам нашего исследования, меняется незначительно.

3)Среднее количество страхов, испытываемых дошкольниками, практически не меняется в течение всего младшего школьного возраста. В нашем исследовании оно составило 15 страхов, что превышает установленные Захаровым возрастные нормы.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При выполнении данной работы нами были достигнуты поставленные цели и задачи:

1)Проанализирована и изучена литература, содержащая сведения о детских страхах, на основе данного анализа изложены история исследования феномена детских страхов, современные представления о данной проблеме.

2)Проведен обзор литературных источников, посвященных проблеме психологических особенностей детей младшего школьного возраста, а также причины возникновения страхов у детей младшего школьного возраста.

3)Проведено эмпирическое исследование, в результате которого описана динамика страхов в младшем школьном возрасте, проверена выдвинутая гипотеза.

Гипотеза о большей распространенности в возрасте 6–7лет социально опосредованных страхов и среднее количество страхов больше,чем в возрасте 8-10 лет, подтвердилась. Полученные нами данные также показали, что среднее количество страхов не возрастает на протяжении младшего школьного возраста.

Практическая значимость данной работы, на наш взгляд, состоит в следующем:

1)Сведения об изменениях, происходящих в сфере детских страхов в младшем школьном возрасте, могут являться очень важными в коррекционной работе с детьми данного возраста, использоваться при оценке соответствия психического развития возрасту ребенка.

2)Знания о динамике страхов в младшем школьном возрасте полезны не только психологам, но и родителям, которых в первую очередь зависит своевременное проведение работы с ребенком.

3)Выявленное нами превышение у младших школьников возрастных нормативов по среднему количеству страхов, установленных Захаровым в 1982 году, может явиться основой для новых исследований, направленных на определение темпов роста количества страхов среди детей данного возраста

Date: 2015-06-08; view: 580; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию