Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разделы курса





Теоретический раздел. Материал раздела предусматривает овладение студен­тами системой научно-практических и специальных зна­ний, необходимых для понимания природных и социаль­ных процессов функционирования физической культуры общества и личности, умения их адаптивного, творческо­го использования для личностного и профессионального развития, самосовершенствования, организации здорового стиля жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности.

Третий курс (обязательная тематика)

Тема 1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Современное состояние физической культуры и спорта. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Фе­дерации». Физическая культура личности. Деятельностная сущность физической культуры в различных сферах жизни. Ценности физической культуры. Физическая культура как учебная дисциплина высшего профессиона­льного образования и целостного развития личности. Ценностные ориентации и отношение студентов к физи­ческой культуре и спорту. Основные положения организа­ции физического воспитания в высшем учебном заведе­нии (2 часа).

 

Тема 2. СОЦИАЛЬНО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ. Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся био­логическая система. Воздействие природных и социаль­но-экологических факторов на организм и жизнедеятель­ность человека. Средства физической культуры и спорта в управлении совершенствованием функциональных воз­можностей организма в целях обеспечения умственной и физической деятельности. Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки. Двигательная функция и повышение устойчивости организма человека к различным условиям внеш­ней среды (2 часа).

 

Тема 3. ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗДОРОВЬЯ

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ. Здоровье человека как ценность и факторы, его определяющие. Взаимосвязь об­щей культуры студента и его образа жизни. Структура жизнедеятельности студентов и ее отражение в образе жизни. Здоровый образ жизни и его составляющие. Личное отношение к здоровью как условие формирования здорового образа жизни. Основные требования к организации здорового образа жизни, физическое самовоспитание и самосовершенствование в здоровом образе жизни. Критерии эффективности здорового образа жизни (2 часа).

 

Тема 4. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОГО ТРУДА

И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В РЕГУЛИРОВАНИИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ. Психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студента. Динамика работоспособности студентов в учебном году и факторы, ее определяющие. Основные причины изменения психофизического состояния студентов в период экзаменационной сессии, критерии нервно-эмоционального и психофизического утомления. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности, профилактики нервно-эмоционального и психофизического утомления студентов, повышения эффективности учебного труда (2 часа).

 

Тема 5. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Часть 1

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ. Методические принципы физического воспитания. Методы физического воспитания. Основы обучения движениям. Основы совершенствования физических качеств. Формирование психических качеств в процессе физического воспитания (2 часа).

Часть 2

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ. Общая физическая под­готовка, ее цели и задачи. Специальная физическая под­готовка. Спортивная подготовка, ее цели и задачи. Струк­тура подготовленности спортсмена. Зоны и интенсив­ность физических нагрузок. Значение мышечной релаксации. Возможность и условия коррекции физиче­ского развития, телосложения, двигательной и функцио­нальной подготовленности средствами физической куль­туры и спорта в студенческом возрасте. Формы занятий физическими упражнениями. Учебно-тренировочное за­нятие как основная форма обучения физическим упраж­нениям. Структура и направленность учебно-трениро­вочного занятия (2 часа).

 

Тема 6. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ. Мотивация и целенаправ­ленность самостоятельных занятий. Формы и содержание самостоятельных занятий. Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями различной направленности. Характер со­держания занятий в зависимости от возраста. Особенно­сти самостоятельных занятий для женщин. Планирова­ние и управление самостоятельными занятиями. Границы интенсивности нагрузок в условиях самостоятельных за­нятий улиц разного возраста. Взаимосвязь между интен­сивностью нагрузок и уровнем физической подготовлен­ности. Гигиена самостоятельных занятий. Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий. Участие в спортивных соревнованиях. Перспективное, текущее и оперативное планирование подготовки. Основные пути достижения необходимой структуры подготовленности занимающихся. Контроль за эффективностью тренировочных занятий. Специальные зачетные требования и нормативы по годам (семестрам) обучения по избранному виду спорта или системе физиче­ских упражнений. Календарь студенческих соревнова­ний. Спортивная классификация и правила спортивных соревнований в избранном виде спорта (2 часа).

 

Тема 7. СПОРТ. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ВЫБОР ВИДОВ СПОРТА

ИЛИ СИСТЕМ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ. Массовый спорт и спорт высших достижений, их цели и задачи. Спортивная клас­сификация. Студенческий спорт. Особенности организа­ции и планирования спортивной подготовки в вузе. Спор­тивные соревнования как средство и метод общей физической, профессионально-прикладной, спортивной подготовки студентов. Система студенческих спортивных соревнований. Общественные студенческие спортивные организации. Олимпийские игры и Универсиады. Совре­менные популярные системы физических упражнений. Мотивация и обоснование индивидуального выбора сту­дентом вида спорта или системы физических упражнений для регулярных занятий. Краткая психофизиологическая характеристика основных групп видов спорта и систем физических упражнений (2 часа).

 

Тема 8. ОСОБЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ ИЗБРАННЫМ ВИДОМ СПОРТА ИЛИ СИСТЕМОЙ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ[1]

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ. Краткая историческая справка. Характеристика особенностей воздействия дан­ного вида спорта (системы физических упражнений) на физическое развитие и подготовленность, психические качества и свойства личности. Модельные характеристи­ки спортсмена высокого класса. Определение цели и за­дач спортивной подготовки (или занятий системой физи­ческих упражнений) в условиях вуза. Возможные формы организации тренировки в вузе.

 

Тема 9. САМОКОНТРОЛЬ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИЗИЧЕСКИМИ

УПРАЖНЕНИЯМИ И СПОРТОМ

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ. Диагностика и самодиаг­ностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Врачебный конт­роль, его содержание. Педагогический контроль, его со­держание. Самоконтроль, его основные методы, показа­тели и дневник самоконтроля. Использование методов стандартов, антропометрических индексов, номограмм функциональных проб, упражнений-тестов для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма, физической подготовленности. Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями и спортом по результатам показателей контроля (2 часа).

Тема 10. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (ППФП) СТУДЕНТОВ

I часть. Общие положения профессионально-прикладной физической подготовки.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ. Личная и социально-эко­номическая необходимость специальной психофизиче­ской подготовки человека к труду. Определение понятия ППФП, ее цели, задачи, средства. Место ППФП в системе физического воспитания студентов. Факторы, определя­ющие конкретное содержание ППФП. Методика подбора средств ППФП. Организация, формы и средства ППФП студентов в вузе. Контроль за эффективностью професси­онально-прикладной физической подготовленности сту­дентов.

II часть. Особенности ППФП студентов по избранному направлению подготовки или специальности.

СХЕМА ИЗЛОЖЕНИЯ РАЗДЕЛА на каждом факуль­тете: основные факторы, определяющие ППФП будущего специалиста данного профиля; дополнительные факто­ры, оказывающие влияние на содержание ППФП по изб­ранной профессии; основное содержание ППФП будуще­го бакалавра и специалиста; прикладные виды спорта и их элементы. Зачетные требования и нормативы по ППФП по годам обучения (семестрам) для студентов факультета (2 часа).

Тема 11. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

БАКАЛАВРА И СПЕЦИАЛИСТА1

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ. Производственная физи­ческая культура. Производственная гимнастика. Особен­ности выбора форм, методов и средств физической куль­туры и спорта в рабочее и свободное время специалистов. Профилактика профессиональных заболеваний и травма­тизма средствами физической культуры. Дополнитель­ные средства повышения общей и профессиональной ра­ботоспособности. Влияние индивидуальных особенно­стей, географо-климатических условий и других факторов на содержание физической культуры специалистов, рабо­тающих на производстве. Роль будущих специалистов по внедрению физической культуры в производственном коллективе.

 

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Рекомендуемые образовательные технологии:

¾ лекции (лекции-дискуссии, лекции с проблемным изложением, лекции–консультации), практические занятия, в рамках которых решаются задачи, обсуждаются вопросы лекций и домашних заданий; проводятся ролевые игры, контрольные работы и др.;

¾ экспресс-диагностика и тестирование по отдельным темам дисциплины;

¾ самостоятельная работа студентов, включающая усвоение теоретического материала, выполнение домашних заданий, выполнение и подготовка к защите домашних семестровых заданий (проектная работа, реферирование, разработка электронных презентаций, подготовка научного сообщения и др.); подготовка к текущему контролю знаний и к промежуточным аттестациям;

¾ рейтинговая технология контроля учебной деятельности студентов для обеспечения их ритмичной работы в течение семестра;

¾ консультирование студентов по вопросам учебного материала, решения задач.

Методические рекомендации для преподавателей: при проведении занятий рекомендуется использование активных и интерактивных форм занятий (мозгового штурма, работы в малых группах, разбора конкретных ситуаций, решение ситуационных задач, коммуникативного тренинга, деловых и ролевых игр и др.) в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 20 % аудиторных занятий.

 

6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Контрольные вопросы к обязательным лекциям

по учебной дисциплине «Физическая культура»

Тема 1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ

Физическая культура, спорт, ценности физической ку­льтуры, физическое совершенство, физическое воспита­ние, физическое развитие, психофизическая подготов­ка, жизненно необходимые умения и навыки, физическая и функциональная подготовленность. Двигательная ак­тивность, профессиональная направленность физическо­го воспитания, роль физической культуры и спорта в раз­витии общества. Социальные функции физической куль­туры и спорта. Современное состояние физической культуры и спорта. Физическая культура и спорт как дей­ственные средства сохранения и укрепления здоровья лю­дей, их физического совершенствования. Роль физиче­ской культуры и спорта в подготовке студентов к профессиональной деятельности и экстремальным жизненным ситуациям. Роль жизненно необходимых умений и навы­ков в психофизической подготовке. Деятельностная сущ­ность физической культуры в сфере учебного и професси­онального труда. Краткая характеристика ценностных ориентации студентов на физическую культуру и спорт. Основные положения организации физического воспита­ния в вузе.

 

Тема 2. СОЦИАЛЬНО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

1-я часть. Организм человека как единая саморазвива­ющаяся и саморегулирующаяся биологическая система. Его анатомические, морфологические, физиологические и биохимические функции. Функциональные системы организма. Внешняя среда. Природные и социально-эко­логические факторы. Их воздействие на организм и жиз­недеятельность. Взаимосвязь физической и умственной деятельности человека. Утомление при физической и ум­ственной работе: компенсированное, некомпенсирован­ное, острое, хроническое. Восстановление. Биологиче­ские ритмы и работоспособность. Гипокинезия и гиподинамия, их неблагоприятное влияние на организм. Средства физической культуры в совершенствовании ор­ганизма, обеспечении его устойчивости к физической и умственной деятельности.

2-я часть. Физиологические механизмы и закономер­ности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки. Обмен веществ и энергии, кровь и кровообращение, серд­це и сердечно-сосудистая система, дыхательная система, опорно-двигательный аппарат (костная система, суставы, мышечная система), органы пищеварения и выделения, сенсорные системы, железы внутренней секреции, нер­вная система. Регуляция деятельности организма: гумора­льная и нервная. Особенности функционирования цент­ральной нервной системы. Рефлекторная природа двига­тельной деятельности. Образование двигательного навыка. Рефлекторные механизмы совершенствования двигательной деятельности. Двигательная функция и по­вышение уровня адаптации и устойчивости организма че­ловека к различным условиям внешней среды: активность и устойчивость психических функций, развитие речи и мышления, особенно на ранних этапах онтогенеза; нару­шение биологических ритмов; внимание в условиях дефицита времени, эмоционального напряжения, стресса, его сосредоточение и переключение; работа в замкнутом про­странстве; резко меняющиеся погодные условия, микро­климат; вибрация, укачивание, невесомость; проникаю­щая радиация.

 

Тема 3. ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗДОРОВЬЯ

Понятие «здоровье», его содержание и критерии. Фун­кциональные возможности проявления здоровья челове­ка в различных сферах жизнедеятельности. Влияние обра­за жизни на здоровье. Влияние условий окружающей среды на здоровье. Наследственность и меры здравоохра­нения. Их влияние на здоровье. Здоровье в иерархии по­требностей культурного человека. Влияние культурного развития личности на отношение к самому себе. Система знаний о здоровье. Направленность поведения человека на обеспечение своего здоровья. Методы определения ин­дивидуально-психологических особенностей личности. Взаимосвязь физкультурно-спортивной деятельности и общекультурного развития студентов. Направленность образа жизни студентов, ее характеристика. Способы ре­гуляции образа жизни.

Содержательные особенности составляющих здорово­го образа жизни: режим труда, отдыха, питания, двигате­льная активность, закаливание, профилактика вредных привычек, требования санитарии и гигиены, учет эколо­гии окружающей среды, культура межличностного обще­ния, сексуального поведения, психофизическая саморе­гуляция.

Адекватное и неадекватное отношение к здоровью, его самооценка студентами и отражение в реальном поведе­нии личности. Ориентация на здоровье у лиц, отнесенных к интериалам и экстериалам. Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни. Отражение здорово­го образа жизни в формах жизнедеятельности студентов. Сущность и значение использования психопрофилакти­ки и психогигиены в жизнедеятельности. Необходимость активности личности в приобщении к здоровому образу жизни. Жизненные, психологические, функциональные и поведенческие критерии использования здорового об­раза жизни. Физическое самовоспитание и самосовершенстование как необходимое условие здорового образа жизни.

 

Тема 4. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОГО ТРУДА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В РЕГУЛИРОВАНИИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ

Объективные и субъективные факторы обучения и ре­акция на них организма студента. Изменение состояния организма студента под влиянием различных режимов и условий обучения. Степень влияния факторов физиоло­гического, физического, психического характера на рабо­тоспособность студентов. Влияние на работоспособность периодичности ритмических процессов в организме. Об­щие закономерности изменения работоспособности сту­дентов в учебном дне, неделе, семестре, учебном году. Существующие типы изменения умственной работоспо­собности и их объяснение. Типичные особенности жиз­недеятельности студентов в период экзаменов. Измене­ние физического и психического состояния студентов в период экзаменационной сессии. Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функ­ционального состояния студентов в период экзаменаци­онной сессии. Объективные и субъективные признаки усталости, утомления и переутомления, их причины и профилактика. Особенности рационального использова­ния «малых форм» физической культуры в режиме учеб­ного труда студентов. Занятия физическими упражнения­ми с оздоровительно-рекреативной направленностью. Роль оздоровительно-спортивного лагеря в оптимизации условий жизнедеятельности студентов. Показатели эф­фективного проведения учебных занятий по физической культуре для повышения работоспособности студентов в учебном дне и неделе. Особенности использования учеб­ных занятий в специальном учебном отделении для повы­шения работоспособности студентов. Оптимизация со­пряженной деятельности студентов в учебном труде и спортивном совершенствовании.

 

Тема 5. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ И СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

1-я часть. Методические принципы физического вос­питания. Принцип сознательности и активности. Прин­цип наглядности. Принцип доступности. Принцип систе­матичности. Принцип динамичности (постепенное усиление развивающихся факторов). Методы физического воспитания. Метод регламентированного упражнения. Игровой метод. Соревновательный метод. Использова­ние словесных и сенсорных методов. Основы обучения движениям (техническая подготовка). Этапы обучения движениям. Первый этап — ознакомление, первоначаль­ное разучивание движения. Второй этап — углубленное детализированное разучивание движения, формирование двигательного умения. Третий этап — достижение двига­тельного мастерства, формирование двигательного навы­ка. Воспитание физических качеств. Воспитание вынос­ливости, силы, быстроты, ловкости (координации движе­ний), гибкости. Формирование психических качеств, черт и свойств личности в процессе физического воспитания.

2-я часть. Общая физическая подготовка (ОФП). Цели и задачи ОФП. Специальная физическая подготовка. Профессионально-прикладная физическая подготовка как разновидность специальной физической подготовки. Спортивная подготовка. Цели и задачи спортивной под­готовки. Структура подготовленности спортсмена: техни­ческая, физическая, тактическая, психическая. Интен­сивность физических нагрузок. Зоны интенсивности на­грузок по частоте сердечных сокращений (ЧСС). Характеристика нулевой зоны. Характеристика первой тренировочной зоны. Характеристика второй трениро­вочной зоны. Характеристика третьей тренировочной зо­ны. Энергозатраты при физических нагрузках разной ин­тенсивности. Значение мышечной релаксации. Возмож­ность и условия коррекции физического развития, телосложения, двигательной и функциональной подго­товленности средствами физической культуры и спорта в студенческом возрасте.

Формы занятий физическими упражнениями. Уроч­ные формы занятий. Неурочные формы занятий: индиви­дуальные самостоятельные занятия, самодеятельные групповые занятия, специализированные формы занятий (спортивные соревнования, физкультурные праздники и др.).

Построение и структура учебно-тренировочного заня­тия. Характеристика отдельных частей учебно-трениро­вочного занятия. Общая и моторная плотность занятия.

 

Тема 6. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ

Оптимальная двигательная активность и ее воздейст­вие на здоровье и работоспособность. Формирование мо­тивов и организация самостоятельных занятий физиче­скими упражнениями. Формы самостоятельных занятий. Содержание самостоятельных занятий. Возрастные осо­бенности содержания занятий. Особенности самостояте­льных занятий для женщин. Планирование объема и ин­тенсивности физических упражнений с учетом умствен­ной учебной деятельности. Управление процессом самостоятельных занятий. Определение цели. Учет инди­видуальных особенностей. Предварительный, текущий и итоговый учет тренировочной нагрузки и корректировка тренировочных планов. Граница интенсивности физиче­ской нагрузки для лиц студенческого возраста. Взаимо­связь между интенсивностью занятий и ЧСС. Признаки чрезмерной нагрузки. Пульсовые режимы рациональной тренировочной нагрузки для лиц студенческого возраста. ЧСС/ПАНО (частота сердечных сокращений/порог ана­эробного обмена)у лиц разного возраста. Энергозатраты при физической нагрузке разной интенсивности. Участие в спортивных соревнованиях в процессе самостоятельных занятий. Гигиена самостоятельных занятий: питание, пи­тьевой режим, уход за кожей. Гигиенические требования при проведении занятий: места занятий, одежда, обувь, профилактика травматизма. Самоконтроль за эффектив­ностью самостоятельных занятий.

Тема 7. СПОРТ. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ВЫБОР ВИДОВ СПОРТА

ИЛИ СИСТЕМ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

Определение понятия спорт. Его принципиальное от­личие от других видов занятий физическими упражнения­ми. Массовый спорт. Его цели и задачи. Спорт высших до­стижений. Спортивная классификация, ее структура. На­циональные виды спорта. Студенческий спорт. Его организационные особенности. Особенности организа­ции учебных занятий по видам спорта в основном и спор­тивном отделениях. Специальные зачетные требования и нормативы. Спорт в свободное время студентов. Разно­видности занятий и их организационная основа. Спор­тивные соревнования как средство и метод общей физи­ческой, профессионально-прикладной, спортивной под­готовки и контроля их эффективности. Система студенческих спортивных соревнований — внутривузовские, межвузовские, международные. Общественные сту­денческие спортивные организации и объединения. Меж­дународные студенческие спортивные соревнования. Всемирные студенческие спортивные игры (Универсиа­ды). Участие студентов в Олимпийском движении. Нетра­диционные виды спорта и системы физических упражне­ний. Оздоровительные системы физических упражнений по выбору цикла общих гуманитарных и социально-эко­номических дисциплин. Особенности организации учеб­ных занятий, специальные зачетные требования и норма­тивы. Организационные основы занятий различными оздоровительными системами физических упражнений в свободное время студентов. Мотивационные варианты и обоснование индивидуального выбора студентом отдель­ных видов спорта или систем физических упражнений для регулярных занятий в учебное и свободное время. Выбор видов спорта и систем физических упражнений с целью:

— укрепления здоровья, коррекции отдельных недостат­ков физического развития и телосложения;

— повышения функциональных возможностей орга­низма;

— психофизической подготовки к будущей профессио­нальной деятельности и овладения жизненно необхо­димыми умениями и навыками;

— достижения наивысших спортивных результатов.

Краткая психофизическая характеристика основных групп видов спорта и современных систем физических упражнений, развивающих преимущественно выносли­вость, силу, скоростно-силовые качества и быстроту, гиб­кость, координацию движений (ловкость). Виды спорта комплексного разностороннего воздействия на организм занимающихся.

Тема 8. ОСОБЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ ИЗБРАННЫМ ВИДОМ СПОРТА ИЛИ

СИСТЕМОЙ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

Краткая историческая справка о виде спорта, системе физических упражнений (СФУ), характеристика возмож­ностей данного вида спорта и СФУ на физическое разви­тие, функциональную подготовленность, психические качества и свойства личности.

Модельные характеристики спортсмена высокого класса (для игроков разных линий, для разных весовых категории и т.п.). Определение цели и задач спортивной подготовки (занятий СФУ) в условиях вуза. Перспектив­ное планирование подготовки. Текущее и оперативное планирование подготовки. Основные пути достижения необходимой структуры подготовленности: технической, физической, тактической и психической. Виды и методы контроля за эффективностью тренировочных занятий в данном виде спорта и СФУ. Специальные зачетные требо­вания и нормативы по годам (семестрам) обучения. Ка­лендарь студенческих внутривузовских и вневузовских соревнований. Требования спортивной классификации и правила соревнований в избранном виде спорта.

Тема 9. САМОКОНТРОЛЬ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ И СПОРТОМ

Диагностика состояния организма при регулярных за­нятиях физическими упражнениями и спортом. Виды диагностики, их цели и задачи. Диспансеризация. Вра­чебный контроль как условие допуска к занятиям физиче­скими упражнениями и спортом, его содержание и перио­дичность. Педагогический контроль, его содержание. Ви­ды педагогического контроля. Самоконтроль, его цель и задачи. Основные методы самоконтроля. Объективные и субъективные показатели самоконтроля. Критерии оцен­ки самоконтроля. Дневник самоконтроля. Методы стан­дартов, антропометрических индексов, номограмм, функ­циональных проб, упражнений-тестов для оценки физи­ческого развития, телосложения, функционального состояния организма, физической подготовленности. Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями и спортом по результатам показателей контроля.

 

Тема 10. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (ППФП) СТУДЕНТОВ

1-я часть. Общие положения. Краткая историческая справка. Личная необходимость психофизической подго­товки человека к труду. Положения, определяющие соци­ально-экономическую необходимость психофизической подготовки человека к труду. Определение понятия ППФП, ее цели и задачи. Место ППФП в системе физиче­ского воспитания. Основные факторы, определяющие конкретное содержание ППФП студентов. Дополнитель­ные факторы, влияющие на содержание ППФП. Методи­ка подбора средств ППФП. Организация, формы и средст­ва ППФП в вузе. ППФП студентов на учебных занятиях и во внеучебное время. Система контроля профессиональ­но-прикладной физической подготовленности студентов.

2-я часть. Виды и формы профессионального труда ба­калавра и специалиста. Основные и дополнительные фак­торы, определяющие ППФП будущих специалистов — выпускников факультета. Условия их труда. Характер труда. Психофизические нагрузки. Бюджет рабочего и свободного времени специалиста данного профиля. Осо­бенности утомления и динамики работоспособности в те­чение рабочего дня, недели, сезона. Влияние географо-климатических, региональных условий на жизнедеятель­ность работников.

Содержание ППФП специалистов, относящихся к различным группам ИТР: прикладные знания, психофи­зические качества и свойства личности, специальные ка­чества и свойства личности, специальные качества, жиз­ненно необходимые и прикладные умения и навыки. При­кладные виды спорта.

Зачетные требования и нормативы по ППФП по годам (семестрам) обучения для студентов данного факультета. ППФП в итоговой аттестации по учебной дисциплине «Физическая культура».

Тема 11. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

БАКАЛАВРА И СПЕЦИАЛИСТА

Понятие «производственная физическая культура (ПФК)», ее цели и задачи. Методические основы произ­водственной физической культуры. Влияние условий тру­да и быта специалиста на выбор форм, методов и средств ПФК в рабочее и свободное время. Производственная гимнастика — вводная гимнастика; физкультурная пауза; физкультурная минутка; микропауза активного отдыха. Методика составления комплексов в различных видах производственной гимнастики и определение их места в течение рабочего дня. Физическая культура и спорт в сво­бодное время специалиста: утренняя гигиеническая гим­настика, утренние специально направленные занятия фи­зическими упражнениями; попутная тренировка; физкультурно-спортивные занятия с целью активного отдыха и повышения функциональных возможностей.

Использование дополнительных средств повышения общей и профессиональной работоспособности в процес­се занятий физическими упражнениями. Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средства­ми физической культуры. Влияние индивидуальных осо­бенностей, географо-климатических факторов на содер­жание производственной физической культуры специа­листов. Роль специалистов по внедрению физической культуры в производственном коллективе.


Дополнительная примерная тематика методико-практических

занятий для самостоятельного освоения

1. Методика обучения передвижению по пересеченной местности (пешее, передвижение на лыжах, на велосипе­де и др.).

2. Проведение студентами тематической беседы по фи­зической культуре и спорту по заданной тематике.

3. Проведение студентами тематической беседы о зна­чении физической тренированности для адаптации орга­низма человека к разнообразным условиям внешней среды.

4. Питание и контроль за массой тела при различной двигательной активности.

5. Основные положения методики закаливания.

6. Составление индивидуальной программы самовос­питания с использованием средств физической культуры и спорта.

7. Физическое состояние и сексуальность.

8. Использование методов самоконтроля, стандартов, индексов, номограмм, функциональных проб.

9. Самооценка и анализ выполнения обязательных те­стов общефизической подготовки за период обучения. 10.Ведение личного дневника самоконтроля.

11. Обоснование индивидуального выбора вида спорта или оздоровительной системы физических упражнений и формы для регулярных занятий.

12. Методика определения профессионально значи­мых физических, психических и специальных качеств на основе профессиограммы будущего специалиста.

13. Методика самоконтроля за уровнем развития про­фессионально значимых качеств и свойств личности для будущего специалиста.

 


Примерные контрольные упражнения для оценки физической

подготовленности студентов специального учебного отделения

(мужчины и женщины)1

1. Подтягивание на перекладине (мужчины).

2. Поднимание туловища (сед) из положения лежа на спине, руки за головой, ноги закреплены (женщины).

3. Прыжки в длину с места.

4. Бег 100м.

5. Бег 1000 м.

6. Бег: мужчины — 3 км, женщины — 2 км.

7. Упражнения на гибкость.

 

 

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

1. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. Ю.Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2007. – 464 с.

2. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта. М.: Академия, 2007. – 144 с.

3. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Академия, 2009. – 480 с.

Дополнительная литература

1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. – М.: ФиС,1987.

2. Анатомия человека. Учебник для институтов физической куль­туры / Под ред. В.И. Козлова. – М.: ФиС, 1978.

3. Анищенко B.C. Физическая культура: Методико-практические занятия студентов: Учебное пособие. – М.: Изд-во РУДН,1999.

4. Бальсевич В.А., Запорожанов В.А. Физическая активность че­ловека. – Киев: 3доровья, 1987.

5. Виленский М.Я., Горшков А.Г. Основы здорового образа жизни студента // Среднее профессиональное образование, 1995, № 4, 5, 6;

6. Виленский М.Я., Ильинич В.И. Физическая культура работни­ков умственного труда. – М.: 3нание, 1987.

7. Виленский М.Я., Сафин Р.С. Профессиональная направлен­ность физического воспитания студентов педагогических специаль­ностей. – М.: Высшая школа, 1989.

8. Дильман В.Д. Большие биологические часы. – М.: 3нание, 1982.

9. Жолдак В.И., Коротаев Н.В. Социология физической культуры и спорта: Учебное пособие. – Малаховка: МОГИФК, 1994.

10. Ильин Е. П. Психофизиология физического воспитания. – М.: Просвещение, 1980.

11. Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая под­готовка студентов вузов. – М.: Высшая школа, 1978.

12. Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь. – М.: АО «Аспект Пресс»,1995.

13. Кун Л. Всемирная история физической культуры и спорта / Пер. с венгр. / Под общ. ред. В.В. Столбова. – М.: Радуга, 1982.

14. Лаптев А.П., Полиевский С.А. Гигиена: учебник для институтов и техникумов физической культуры. – М.: ФиС, 1990.

15. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М.: ФиС.1991.

16. Нифонтова Л.Н., Павлова Г.В. Физическая культура для людей, занятых малоподвижным трудом. – М.: Советский спорт, 1993.

17. Реабилитация здоровья студентов средствами физической ку­льтуры: Учебное пособие / Под общ. ред. В.Ю. Волкова, Л.М.Волковой. – СПб.: СПбГТУ, 1998.

18. Физическая культура (курс лекций): Учебное пособие / Под общ. ред. Л.М.Волковой, П.В. Половникова. – СПб.: СПбГТУ, 1998.

8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета и спортивного зала.

Оборудование практического зала: инвентарь.

 


 

 

Рабочая программа дисциплины

«Физическая культура»

 

Подписано в печать _________. Формат 60´84/16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл. печ. л. ___. Уч.-изд. л.____. Тираж ____ экз. Заказ № ____.

ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.


[1] Примечание. Тема излагается с учетом профессиональной деятельности выпускников каждого факультета.

 

1 Примечание. Тема излагается с учетом профессиональной деятельности выпускников каждого факультета.

 

Date: 2015-06-08; view: 472; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию