Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ





(МЕТОДИКА К.ЗАМФИР В МОДИФИКАЦИИ А.РЕАНА)

Методика может применяться для диагностики мотива­ции профессиональной деятельности, в том числе мотива­ции профессионально-педагогической деятельности. В осно­ву положена концепция о внутренней и внешней мотивации (см. раздел 3.1.).

Напомним, что о внутреннем типе мотивации следует го­ворить, когда для личности имеет значение деятельность сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной дея­тельности лежит стремление к удовлетворению иных потреб­ностей, внешних по отношению к содержанию самой деятель­ности (мотивы социального престижа, зарплаты и т.д.), то в данном случае принято говорить о внешней мотивации. Сами внешние мотивы дифференцируются здесь на внешние поло­жительные и внешние отрицательные. Внешние положитель­ные мотивы, несомненно, более эффективны и более жела­тельны со всех точек зрения, чем внешние отрицательные мотивы.

ИНСТРУКЦИЯ

«Прочитайте ниже перечисленные мотивы профессиональ­ной деятельности и дайте оценку из значимости для Вас по пятибалльной шкале».

Форма 7.3

 
в очень незначительной мере в достаточно незначительной мере в небольшой, но и в немаленькой мере в достаточно большой мере в очень большой мере
1. Денежный заработок 2. Стремление к продвижению по работе 3. Стремление избежать критики со стороны руководи теля или коллег 4. Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей 5. Потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других 6. Удовлетворение от самого процесса и результата работы 7. Возможность наибо­лее полной самореа­лизации именно в данной деятельности          

 

ОБРАБОТКА

Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной {ВОМ) в соответствии со следующими ключами.

ВМ = (оценка пункта 6 + оценка пункта 7)/2;

 

ВПМ = (оценка п, 1 + оценка п.2 = оценка п.5)/3;



 

ВОМ = (оценка п.З + оценка п.4)/2;

Показателем выраженности каждого типа мотивации бу­дет число, заключенное в пределах от 1 до 5 (в том числе возможно и дробное).

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

На основании полученных результатов определяется мотивационный комплекс личности. Мотивационный комплекс представляет собой тип соотношения между собой трех ви­дов мотивации: ВМ, ВПМ и ВОМ.

К наилучшим, оптимальным, мотивационным комплек­сам следует относить следующие два типа сочетаний:

 

ВМ>ВПМ>ВОМ и ВМ = ВПМ>ВОМ.

 

Наихудшим мотивационным комплексом является тип ВОМ > ВПМ > ВМ

Между этими комплексами заключены промежуточные с точки зрения их эффективности иные мотивационные комп­лексы.

При интерпретации следует учитывать не только тип мотивационного комплекса, но и то, насколько сильно один тип мотивации превосходит другой по степени выраженности.

Например, нельзя два нижеприведенных мотивационных комплекса считать абсолютно одинаковыми.

  ВМ впм вом
1.
2.

И первый, и второй мотивационный комплекс относятся к одному и тому же неоптимальному типу

ВОМ > ВПМ >ВМ

Однако видно, что в первом случае мотивационный ком­плекс личности значительно негативнее, чем во втором. Во втором случае по сравнению с первым имеет место снижение показателя отрицательной мотивации и повышение показа­телей внешней положительной и внутренней мотивации.

По нашим данным, удовлетворенность профессией имеет значимые корреляционные связи с оптимальностью мотивационного комплекса педагога (положительная значимая связь, r = + 0,409). Иначе говоря, удовлетворенность педагога из­бранной профессией тем выше, чем оптимальнее у него моти­вационный комплекс: высокий вес внутренней и внешней по­ложительной мотивации и низкий — внешней отрицательной.

Кроме того, нами установлена и отрицательная корреля­ционная зависимость между оптимальностью мотивационного комплекса и уровнем эмоциональной нестабильности лич­ности педагога (связь значимая,

r =- -0,585).

Чем оптимальнее мотивационный комплекс, чем более активность педагога мотивирована самим содержанием педа­гогической деятельности, стремлением достичь в ней определенных позитивных результатов, тем ниже эмоциональная нестабильность. И наоборот, чем более деятельность педаго­га обусловлена мотивами избегания, порицания, желанием «не попасть впросак» (которые начинают превалировать над мотивами, связанными с ценностью самой педагогической деятельности, а также над внешней положительной мотива­цией), тем выше уровень эмоциональной нестабильности.

ЛИТЕРАТУРА К ГЛАВЕ 7.

Борисова Е. М., Гуревич К. Ы. Психологическая диагностика в школьной профориентации//Вопросы психологии. 1988. № 1.

Голомшток А., Мешковская О. Анкета интересов // Воспитание школьников 1967. № 1.

Грищенко Н. А., ГоловейЛ. А. Теоретические и методические проблемы профориентации//Психологический журнал. 1987. № 1.



Данч И, Изменение профессиональной установки молодых ра­бочих // Вопросы психологии. 1985. № 4.

Климов Е. А. Как выбирать профессию. М., 1984.

Климов Е. Л. Некоторые психологические принципы подготов­ки молодежи к труду и выбору профессии // Вопросы психологии. 1985. №4.

Кудрявцев Т. В., Сухарев А. В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самооп­ределения //Вопросы психологии. 1985. № 1.

Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы пси­хологии. М,, 1984,

Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А. А. Крылова. Л., 1990.

Реан А. А. Психологический анализ проблемы удовлетворенно­сти избранной профессией //Вопросы психологии, 1988. № 1.

Реан А. А. Психология познания педагогом личности учащих­ся. М., 1990.

Ядов В. А. Методология и техника социологического исследо­вания. Тарту, 1969.








Date: 2015-05-04; view: 532; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.018 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию