Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Перечень теоретических вопросов по дисциплине «Памятники истории и





культуры Республики Беларусь»

1. Перечислить основные письменные источники по истории древнего Турова и материалы об исследовании древнего Турова. Изложить материал о выявленном древнем храме 12 века. Раскрыть сущность понятия «скансен».

2. Охарактеризовать деятельность археологического музейного комплекса «Берестье». Изложить ве реи I происхождения названия «Берестье».

3. Раскрыть сущность понятия «софия». Изложить материал о Софийском соборе в Полоцке - памятнике архитектуры XI - XVIII вв.

4. Изложить кратко материал об истории древнего Полоцка. Описать архитектурно-планировочную систем} древнего Полоцка. Дать краткую характеристику старейшим памятникам архитектуры Полоцка.

5. Назвать особенности гродненской архитектурной школы. Охарактеризовать технику возведения Коложской, Пречистенской и Нижней церквей в Гродно.

6. Дать краткую характеристику памятникам архитектуры XII века - Борисоглебской церкви в Новогрудке Благовещенской церкви в Витебске.

7. Дать краткую характеристику Каменецкой башне, как примера оборонной архитектуры на территории Беларуси в XIII веке. Изложить историю названия «Белая вежа». Перечислить башни аналогичные ил( близкие Каменецкой.

8. Дать общую характеристику особенностей архитектуры XIV - XVI вв. Перечислить основные архитектурные стили этого времени. Раскрыть особенности возведения Любчанского, Кревского Лидского замков.

9. Раскрыть особенности укреплений в строительства Мирского замка. Изложить историю и архитектурные изменения данного замка. Указать в хронологической последовательности имена владельцев уникального памятника архитектуры.

10. Перечислить новые черты замковой архитектуры XIV - XVIII вв. Охарактеризовать Несвижский дворцово - парковый комплекс - резиденцию князей Радзивилов.

11. Дать краткую характеристику основам градостроительства и планировки городов Беларуси в XIV - XVI! вв. Перечислить характерные городские здания этого периода. Назвать основные архитектурные особенности Несвижской и Минской ратуши.



12. Охарактеризовать особенности дворцового комплекса в городе Гомеле. Раскрыть архитектурное и историческое значение Гомельского дворцово — паркового ансамбля.

13. Перечислить характерные черты дворцово-паркового ансамбля XIX века. Дать краткую характеристик) Жиличскому, Залесскому, Грудиновскому дворцово - парковым ансамблям, дворцу Пусловских в Коссово.

14. Дать историческую справку о пребывании А.В.Суворова на территории Беларуси. Перечислить памятные суворовские места. Охарактеризовать основные направления деятельности Кобринского военно-исторического музея имени А.В.Суворова.

!5. Дать характеристику Горецкому архитектурному ансамблю. Указать имя архитектора первы> сооружений будущей Горецкой академии. Назвать художественные направления архитектуры Горецкого академического комплекса.

! 6. Перечислить архитектурные памятники и сооружения новейшего времени. Дать краткую характеристику Национальной библиотеке Республики Беларусь, как социокультурному центру.

17. Дать понятие эпиграфики. Указать историю возникновения и местонахождение монументальны;» памятников эпиграфики XII века на территории Беларуси.

18. Охарактеризовать Мемориальные комплексы «Хатынь», «Брестская крепость - герой» и Музей обороны Брестской крепости.

19. Дать характеристику Площади и монументу Победы, стеле Минск -город - герой». Раскрыт! историческое и архитектурное значение монументальному памятнику Курган Славы советской Армии - освободительнице Беларуси.

20. Перечислить известные литературные музеи в республике. Дать характеристику литературно мемориальному музею Якуба Колоса и его филиалам.

 

Ответы:

1. Перечислить основные письменные источники по истории древнего Турова и материалы об исследовании древнего Турова. Изложить материал о выявленном древнем храме 12 века Раскрыть сущность понятия «скансен»

Основным письменным источником по истории древнего Турова X - XIII в. являются древнерусские летописи Киевского свода. Киев- ближайший к Турову центр древнерусского летописания.

Туровское Евангелие выявлено в 1866 году (в корзине вместе со старыми бумагами и документами, приготовленными для растопки печи). Написано на твёрдом лощёном пергаменте, 17-18 строк в странице, с полями. Буквы прямые, квадратные, слова написаны слитно, иногда отделяются точкой, переносных знаков нет. Чернила коричневого цвета.

От Туровского Евангелия сохранилось 10 листов (20 страниц), которые в настоящее время хранятся в Виленской публичной библиотеке. Туровское Евангелие - единственная в Беларуси древнейшая рукопись, свидетельствующая о развитии письменности на территории Беларуси с 11 в.

Туров впервые упоминается в исторических документах под 980 годом. Уже тогда Туров был известен как центр культуры и просвещения, именно здесь возникла образовательная школа, одна из первых в Древней Руси, работали мастерские по переписке книг, сложилась собственная культурная традиция. Туров упоминается в числе 23 древнерусских городов.



О названии города существуют три основные версии — от названия дикого быка — тура, от имени князя Тура, пришедшего с Рогволдом, от имени реки Тур, впадающей в Припять в 10 километрах восточнее Турова.

Древний Туров расположен на средней Припяти. Городище др. Турова расположено на правом, южном берегу р. Припяти. Городище состоит из детинца (городское ядро на возвыш. мес.) и окольного города, разделённых оборонительным рвом. Общая длина городища по линии север-юг - 220 м , ширина - 200 м.

Оборонительная система др. Турова удачно сочетала естественные препятствия и искусственные сооружения, обеспечивавшие надёжную защиту города. С западной стороны детинца, окольного города и посада безопасность города обеспечивала небольшая речка Язда, впадавшая в Припять. Искусственные оборонительные сооружения включали рвы, валы и навальные сооружения. К числу искусственных оборонительных сооружений др. Турова, возможно, относятся так называемые переделы (это два параллельных дугообразных рва, на расстоянии около 200 м от окольного города с возвышениями- валами по одной стороне рва.)

Первые археологические исследования на городище древнего Турова были проведены в 1927 г., в 1961 г.

В 1991 г. стал разрабатываться проект восстановления туровского храма на фундаменте бывшего древнего храма (по инициативе местных туровских властей). Пришлось долго доказывать неосуществимость этой идеи ввиду развала древнего фундамента. Было принято решение возводить новый храм по образцу древнего и рядом с его остатками.

Археологическими методами был выявлен Туровский храм (в 1961 г.) Во время рытья хозяйтсвенной ямы на краю

площадки школьного двора была обнаружена часть упорядоченной кирпичной кладки. Этот участок показали археологу П. А. Раппопорту, опытные археолог сразу оценил возможность выявления остатков крупного сооружения монументальной архитектуры и сообщили об этом М. К. Каргеру — крупному специалисту по древнерусской монументальной архитектуре. Он в следующем году вскрыл засыпанный шурф, убедился в сохранности участка стены в шурфе и пришел к выводу о необходимости вскрыть выявленное сооружение. Осенью 1963 г. М. К. Каргер траншеями по периметру стен вскрыл остатки храма, определил его тип (трехнефный, трехапсидный, шестистолпный) и время сооружения (вторая половина XII в.), сохранность остатков и засыпал его. В северо-западной и юго-западном углах основного помещения храма выявлены 3 саркофага с остатками погребения.

Вопрос о повторном вскрытии туровского храма возник в 1991 г. в связи с идеей восстановления храма на прежнем основании. Авторов этой идеи не остановили сообщения о том, что вскрытые М. К. Каргером остатки стен и фундамента храма разорваны сквозными трещинами, наклонились на все четыре стороны, потеряли несущую способность, и не в состоянии выдержать вес вновь возводимых стен. Открытие нового музея состоялось 18 сентября 2005г. во время торжеств, посвящённых 1000-летию Туровской православной епархии.

В экспозиции Туровского краеведческго музея демонстрируется макет-реконструкция древнего храма.

В результате —2004г снова был вскрыт Древний храм XII в. и над ним возведен оригинальный павильон. В Республике Беларусь вслед за археологическим музеем «Бересты» появился второй археологический музей «Древний Туров» Туровский храм - единственный выявленный, вскрытый и исследованный на всей территории Киевской земли. ____ Сам древний Туров - изумительный музей под открытым небом (скансен)

Название Туров происходит, скорее всего, от реки Тур, которая впадает сейчас в Припять в 10 км восточнее Турова. Вблизи реки в небольшой церквушке с древних времён находится православная святыня этого края - крест из камня, названный Честный Крест (высота около 1,8 м.), который по местному преданию, сам приплыл против течения по Припяти и вознёсся здесь на самом высоком месте.

Есть в Турове известное место, где находился ещё в довоенное время один из самых древних памятников города - Тур- колодец. Если верить преданию, в нём были три дна: золотое, серебряное и медное. Прорвётся медное дно - затопит город, серебряное - половину света, золотое - весь свет. Именно в этом колодце якобы крестился легендарный князь Тур.

Самое знаменитое место - Замковая гора. Здесь поражал великолепием княжецкий дворец, чуть южнее возвышался Борисо­глебский каменный собор. Здесь создавал свои бессмертные произведения К. Туровский. Сейчас на этом месте, у высокого креста с Библией в руке богослов, пророчески всматриваясь в туровские дали.

Из памятников старины в Турове сохранилась Всесвятская деревянная церковь 1810 года

Во всём мире сегодня существуют скансены - музеи под открытым небом. Именно таким музеем является Полесье, сердце которого - древний Туров.

2. Охарактеризовать деятельность археологического музейного комплекса «Берестье» Изложить версии происхождения названия «Берестье».

1019 г. - первое упоминание Берестья в «Повести временных лет».

«Берестье» — крупнейший археологический музейный комплекс в г. Брест, материалы которого имеют особенную ценность для изучения древней материальной культуры западных земель Беларуси.

Археологический музей был основан здесь в 1972 г. и открыт в марте 1982 г. на территории Волынского укрепления Брестской крепости как филиал Брестского областного краеведческого музея. В этих целях было сооружено специальное здание, спроектированное архитектором М. Виноградовым.

В музее имеется 14 экспозиционных залов с выставочной площадью 2 400 кв. м. В нем хранится свыше 42 тыс. разнообразных экспонатов, отражающих различные стороны жизни и культуры Берестья (Бреста) в XI—XIV’ вв. Основная экспозиция включает свыше 30 деревянных жилых и хозяйственных построек Берестейского городища, вскрытых в результате археологических раскопок и законсервированных в полевых условиях.

Раскопки детинца древнего Берестья проводились в 1969— 1977 гг. и в 1981 г. Было вскрыто более 1800 кв. м культурного слоя мощностью до 7 м. В ходе археологических исследований, проведенных П. Лысенко, обнаружены остатки более 220 жилых и хозяйственных построек, трех параллельных улиц (Южная, Центральная, Северная), уличных мостовых, дворовых настилов, частоколов. Постройки 12 различных строительных ярусов принадлежат к типу наземных однокамерных строений, в плане квадратных, преимущественно из крупных бревен деревьев хвойных пород. Благодаря консервирующим свойствам мощного культурного пласта сохранились постройки со стенами высотой 6—12 венцов. Это дало возможность установить объемные особенности сооружений, формы и размеры дверных и оконных проемов, детали деревянных крыш зданий.

В жилых постройках археологами открыты полы из толстых колотых досок. В большинстве домов обнаружены остатки глинобитных или с использованием кирпича (XIII в.) печей, расположенных в одном из углов возле входа. Небольшие окна прорубались на толщину 1—2 бревен почти под самой крышей. Дверь открывалась внутрь. Площадь жилых помещений составляет от 13—14 до 37 кв. м, хозяйственных построек (клети, хлева, навесы для скота) — значительно меньше. Те и другие строения размещались на месте предыдущих по 6—7 раз, застройка отличалась высокой плотностью: часто дома возводились на расстоянии 0,4—0,6 м друг от друга. Крыши их были двускатными покрытыми колотыми досками — драницами. Улицы городища шириной 2,5—4 м имели поперечные настилы из толстых сосновых колотых досок. Дома ставились в 3—4 ряда между улицами, выходя на них глухими стенами.

На территории городища найдены предметы из различных материалов: металла, камня, дерева, глины, стекла, кости, кожи.

В залах музея экспонируются орудия труда (железные наконечники, сохи, серпы, топоры, косы, жернова, литейная форма и др.), предметы вооружения и амуниции всадника (наконечники копий, стрел, кольчуги, крестовина меча, части пластинчатых доспехов, фрагменты стремени и удил), предметы бытового назначения (ножи, ножницы, глиняная и деревянная посуда, замки, ключи, огнива и т. д.), женские украшения (металлические и стеклянные браслеты, подвески, бусы, височные кольца, перстни и др.). В экспозиции — различные изделия из дерева (посуда, веретена, детали ткацкого станка, фрагменты колес и др.), кожи (обувь, кошельки, футляры).

Среди наиболее интересных находок — самшитовый гребешок с кириллической азбукой, шахматная фигурка, металлические писала, книжные застежки, ножные ступы, оси от тележек, колесо, детские игрушки и другие, свидетельствующие о высоком уровне развития местных ремесел и культуры. На существование оживленных торговых связей с близкими и отдаленными территориями указывают находки волынских шиферных пряслиц, киевских стеклянных браслетов, прибалтийского янтаря и фибул, мазовецкого височного кольца и других. Археологические находки в древнем Берестье свидетельствуют об основании Бреста дреговичами — одним из крупнейших восточнославянских племен и о политической принадлежности города к Туровскому княжеству.

О происхождении названия «Берестье»

Есть несколько предположений относительно происхождения названия Берестья.

1.В сер. года прошлого века путешественник и этнограф Павел Шпилевский записал легенду: «Купец, пробираясь обозом по болоту в топких местах выстлал берёзовой корой дорогу, а возвращаясь, поставил небольшую часовню, у которой и вырос город, получивший название от берёзовой коры - Берестье».

2.Город получил название от славянского личного имени Берест.

В конце 18 века - Брест (под воздействием рус. языка).

Органичное сочетание на общей территории двух крупнейших музейных комплексов — «Берестья» и крепости-героя Брест позволяет достаточно полно удовлетворять растущий познавательный интерес туристов и экскурсантов к истории и культуре западного региона Беларуси.

 

3. Раскрыть сущность понятия «софия». Изложить материал о Софийском соборе е Полоцке - памятнике архитектуры XI - XVIII вв.

София, Премудрость (греч.- мастерство, знание, мудрость)- понятие в античной и средневековой философии, в иудаизме и христианстве, выражающее особое представление о мудрости. Представление о Софии как о «премудрости божией» получило особое развитие в Византии и на Руси.

Полоцкий Софийский собор — выдающийся памятник монументальной белорусской архитектуры XI—XVIII вв. в г. Полоцк Витебской области. Расположен на правом, высоком берегу Западной Двины, при впадении в нее р. Полота, на бывшем средневековом детинце города — Верхнем замке.

Собор построен при князе Всеславе Брячиславовиче между 1044—1066 гг. (согласно другим данным, в 1050—1060 гг.) как православный храм в Верхнем замке, центр государственных дел и символ древнего Полота. На городской печати имелась надпись: «Печать Полочькая и стой Софьи»; На большом валуне в фундаменте собора процарапаны имена ее строителей: Давид, Тома, Микула, Копес, Петр, Вориш.

Первоначальное упоминание о полоцкой Софии имеется в Новгородской летописи под 1066 г. В гениальном памятнике древнерусской литературы — «Слове о полку Игореве» (XII в.)

В Полоцком княжестве Святая София была православным, культурно-просветительным центром и. княжеской усыпальницей.

При археологических раскопках в ней было обнаружено 16 саркофагов. В соборе находились:государственная казна, крупная библиотека, архив государственных актов.

Храм дважды — в 1607 и 1643 г. — сильно пострадал от пожаров.

После пожара 1607 г. сейм Речи Посполитой удовлетворил просьбу послов Полоцкого воеводства и разрешил «...руины церкви старой св. Софии выстроить и поправить». Восстановление собора было закончено в 1618 г.

В XI—XIX вв. Софийский собор был кафедральным собором Полоцкой православной епархии и полоцкой униатской архиепархии.

Первоначальный вид собора Первоначальный собор XI в. представлял собой образец монументального древнерусского культового зодчества с чертами романской архитектуры. Он имел ряд общих черт с Киевским и Новгородским Софийскими соборами того исторического периода.

Здание, длиной 31,5 м, Шириной 26,4 м, отличалось толщиной стен, составлявшей 1,45 м. Стены были сложены из бутового камня, чередовавшегося с рядами кирпича-плинфы, в технике полосатой кладки,'создававшей двухцветную гамму поверхности, характерную для Полоцкой школы зодчества.

В плане собор представлял собой пятинефную крестово-купольную 16-столпную базилику с тремя гранеными апсидами (сохранились с орнаментальными фресками в нижней части стен), завершённую семью куполами (по дру­гим данным — пять). Каждый фасад (кроме восточного) был расчленен шестью прямоугольными лопатками (вертикальный выступ в стене виде колоны), которые соответствовали внутреннему разделению строения 16-ю опорными столпами на нефы, три средних нефа заканчивались апсидами.

В стенах имелись три яруса оконных проемов. Фасады были украшены полуциркульными нишами. Большие П- образные хоры и аркады.

Храм был расписан только фресками, также как и в Новгороде, а в Киеве в свою очередь был синтез фресковой и мозаичной декоративной отделки храма. Строительством этого храма занималась киевская артель, которая была послана из Константинополя.

Перестройка собора:

1. В конце XV — начале XVI в. собор был перестроен в пятибашенный храм оборонительного типа.

2. В 1620 г. при Полоцком архиепископе Иосафате Кунцевиче собор был восстановлен после разрушений и значительно перестроен.

3. Во время Северной войны 1700—1721 гг. в соборе находился пороховой склад российской армии. При отступлении царских войск из Полоцка 1 мая 1710 г. склад был взорван. Взрыв уничтожил одну стену, левый боковой алтарь, повредил фундамент, потолок, колонны.

Полоцкий Софийский собор претерпел шесть основательных перестроек. 4. Последний раз он был

перестроен в первой половине XVIII в. при участии униатского архиепископа Флориана Гребницкого. В 1738—1750 гг. собор перестоен польским архитектором И. Глаубицем и каменщиком Б. Косинским как каменная базилика в стиле виленского барокко.

По канонам униатского храма, он был ориентирован с юга на север, главным фасадом обращен к Западной Двине, а высокой апсидой — к городу.

5. В 1839 г. собор был возвращен православным.

6. Очередной ремонт Софийского собора был выполнен в 1913 г. с участием рос. архитектора П. Покрышкина.

7. В период временной оккупации части территории Беларуси в 1918 г. в соборе была устроена немецкая гарнизонная кирха.

8. В 1924 г церковь закрыли и разместили в ней краеведческий музей.

9. В годы советской власти в соборе в 1945—1969 гг. находились архив и книготорговая база.

Современное состояние собора

В нынешнем виде Софийский собор представляет собой барочную трехнефную одноапсидную базилику с двумя многоярусными стройными башнями на главном (южном) фасаде (50м).

1. В восточный фасад нового собора были включены остатки стен, фрагменты внутренних столпов, склеп и три апсиды храма 2-й половины XI в.

2. Древнейшую кирпичную кладку можно увидеть снаружи и внутри.

Главный фасад украшен декоративными элементами в стиле рококо, боковые фасады — спаренными пилястрами и лепными гирляндами.

3. В интерьере собора находится трехъярусная каменная алтарная перегородка как униатская переработка иконостаса. Боковые двери перегородки сохраняют художественные композиции XVIII в. «Св. Елена и Св. Макарий». В центре над третьим ярусом — темперная полихромная разрисовка «Тайная вечеря» (XVIII в.); выше, в барочном лепном картуше — «Спас Нерукотворный».

Алтарную перегородку завершает горельефная стукковая композиция «Троица новозаветная» в стиле зрелого барокко с мотивами рококо (XVIII в.).

В 1913 г. осуществлена реставрация икон собора, которую выполнили местные мастера: витебская художница и художник П. Зыков.

4. В древней части храма (восточная апсида) сохранились остатки фресок XI в.

После реставрации собора в 1985 г. (архитектор В. Слюнченко) в нем расположены концертный зал с органом и

Музей истории архитектуры Софийского соборабыл открыт в 1987 году. В 1983 году в Софийском соборе был открыт Концертный зал, рассчитан на 304 места.

Музей посвящен истории древнейшей каменной постройки на территории современной Беларуси.

Экспозиция музея. В Софийском соборе демонстрируются фрагменты кладки XI века, древний практически полностью сохранившийся фундамент, а также фресковые росписи конца X] века., одни из самых древних на территории Беларуси.

В экспозиции музея можно увидеть: сминтрон (каменная скамья для священников) и крещатые столбы, которые некогда делили пространство храма на пять нефов. Одной из самых интересных находок является камень-известняк с процарапанными на нем в середине XI в. именами: «Давыд, Тома, Микула, Копес, Петр, Вориш». Этот памятник эпиграфики был найден в фундаменте южной стены. Возможно, свои автографы на нем оставили участники строительства храма. В витринах демонстрируются: плинфа XI в. с насечками, буквами, цифрами, различными знаками и символами, включая трезубец Рюриковичей; наконечники стрел из мужского захоронения XIII в.: фрагмент шелкового покрывала с вышивкой золотыми нитками из женского захоронения XVI в. Среди экспонатов есть предметы, найденные во время раскопок Верхнего замка: золотой витой перстень XI в., привезенный в Полоцк из далекого скандинавского Готланда, и вислая печать киевского князя Всеволода Ярославича (1078—1093). Экспозиционная площадь составляет 870 кв. м.

Концертный зал в Софийском соборе рассчитан на 304 места. В концертном зале Софийского собора ежегодно проходит Международный фестиваль старинной и современной камерной музыки (апрель) и Международный фестиваль органной музыки "Званы Сафп” (ноябрь). Традиционно по воскресеньям проводятся органные концерты в исполнении солистки концертного зала Ксении Погорелой. Специально для полоцкого храма известной чешской фирмой «Ригер Клосс» был спроектирован и построен орган. Он имеет 3905 труб различной величины, 48 регистров, систему ножных педалей и три ручные клавиатуры. Первым исполнителем был известный органист и композитор Олег Янченко.

Все о Софии.

Многие столетия Софийский собор является символом независимости, величия, политической, экономической и культурной значимости Полоцка среди «городов ему равных». Несмотря на то, что многочисленные войны, разрушения и перестройки не позволили сохранить первоначальный вид храма, Софийский собор в истории Беларуси по праву считается тем источником, с которого началось отечественное зодчество. Построенный легендарным полоцким князем Всеславом Чародеем в середине XI в., Софийский собор стал местом, где находилась кафедра архиепископа, заключались политические и торговые соглашения, хранилась княжеская казна, создавались полоцкие летописи и переписывались книги, находилась библиотека, а во время войн тут укрывались от врагов жители города.

Итог: Вместе с Полоцком Софийский собор пережил много драматических событий, разрушений и пожаров.

Собор входит в состав Полоцкого историко-культурного музея-заповедника. Рядом с собором установлен один из Борисовых камней.

Историческое монументальное здание является ценнейшим памятником архитектуры и одним из символов национальной культуры.

 

4. Изложить кратко материал об истории древнего Полоцка. Описать архитектурно­планировочную систему древнего Полоцка. Дать краткую характеристику старейшим памятникам архитектуры Полоцка.___________________________________

Полоцк является одним из древнейших городов нашей Родины. Первое упоминание о нем в "Повести временных лет" относится к 862г. Основали Полоцк кривичи. Древнерусские летописцы называли "полочанами" тех кривичей, которые ранее поселились в верхнем течении Западной Двины возле устья Полоты. Полоцк был их главным центром. Полоцк находился на древнейшем торговом пути из Прибалтики в Черное море.

В XIV в, Полоцк был одним из крупнейших городов княжества (польский историк Я. Чарнковский назвал его «крепостью Белой Руси»). В 1498 г. город получил Магдебургское право, в 1504 г. стал центром Полоцкого воеводства. Однако с XVI в. начались кровопролитные войны ВКЛ с Московским государством, нанесшие большой урон многим древнейшим архитектурным сооружениям Полоцка. Полоцкое княжество достигло своего высшего экономического и политического развития в XI в. В этот период на его территории начинается строительство монументальных каменных крестово- купольных храмов в традициях византийского зодчества.

В конце XVI в. планировочная структура ^города включала Верхний и Нижний замки и шесть посадов: Великий, Заполотский, Островский, Экиманский, Кривцов, Слободской. В городе было около 80 улиц и переулков.

Центральный архитектурный ансамбль В детинце располагался центральный архитектурный ансамбль, где сосредоточено 5 монументальных сооружений:

• Софийский собор, рядом с ним две постройки,

• несколько дальше большая княжеская церковь и терем.

• На Великом посаде вблизи детинца были еще две кирпичные церкви.

__________ На небольшом пространстве располагалось 7 зданий, что придавало внушительный вид городу.______

В 2,5 км к северо-востоку от детинца возвышались две постройки Спасского монастыря.

• На левом берегу Западной Двины в Бельчицах существовало 4 храма. (на рис. где стрелка установлен памятный знак)

Таким образом, ансамбль монументальных сооружений тянулся более чем на 2 км вдоль Полоты и на такое же расстояние по берегам Западной Двины.

Примечательными архитектурно-археологическими памятниками являются Полоцкие замки, построенные








Date: 2015-06-08; view: 355; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию