Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Культурные ценности концентрируют в себе многовековой опыт человечества, являются основными элементами цивилизации и культуры народов





Культурные ценности концентрируют в себе многовековой опыт человечества, являются основными элементами цивилизации и культуры народов. Рассматривая ориентиры развития России, Д. Медведев указывает на то, что создание общества с новой культурой «естественно. будет формироваться на основе всех наших накопленных культурных богатств, и мы должны их всячески оберегать»195.

Расширение и укрепление культурных обменов, обеспечивая более полное взаимное ознакомление с достижениями в различных областях культуры, содействует обогащению различных культур при уважении самобытности каждой из них. Обмен культурными ценностями играет стимулирующую роль в динамике мировой культуры, которая дает нам бесконечное множество примеров, свидетельствующих о полезности «взаимоузнавания» народов, о бесспорной ценности их взаимопонимания. Преемственность лучших достижений художественного опыта - вне зависимости от политических и географических границ, от различий быта, психологических устоев, уклада жизни - позволяет рассматривать культурный обмен как объективную историческую закономерность.

Закономерный характер культурного обмена обусловлен динамикой общественного развития, т.к. взаимотяготение народов к подлинным культурным ценностям приводит, в конечном итоге, к становлению единого, объективно необходимого и неуклонно развивающегося процесса международного культурного сотрудничества - культурному диалогу, приобретающему важнейшее значение именно на современном этапе. Благотворные последствия культурного обмена создают оптимальный климат и предпосылки для взаимоотношения стран на твердой и взаимовыгодной основе, становятся определяющим фактором в формировании образа страны, в трансформации отношений между

195 Медведев Д.А. Точки над "i": Выступление на V Экономическом форуме // Рос. газ. 2008. 16 февр. народами. И, наконец, история обмена культурными ценностями - это, безусловно, особая часть истории культуры.

Представление об обмене культурными ценностями как объективной исторической закономерности придает уверенность в том, что они и дальше будут неуклонно развиваться путем совершенствования форм, каналов и средств, оказывая тем самым растущее влияние на общечеловеческую культуру, наполняя современные межгосударственные отношения духовным содержанием, способствуя углублению взаимопонимания между народами, формируя культурную политику и ее механизмы.

К такому заключению мы приходим на основе следующих ключевых выводов:

I. Культуру как общественное явление часто определяют через ценности, ценностные ориентации социума и индивида. Человек отличается от всех остальных существ тем, что он постоянно оценивает те или иные феномены: мироздание в целом, явления социокультурной реальности, факты собственной жизни по их значимости. В этой связи можно сказать, что специфика человеческого бытия как раз и состоит в ценностном отношении к миру. Культурологический подход позволяет рассмотреть историю формирования понятия «культурные ценности» как единство двух динамичных процессов - процесса осознания человечеством необходимости защиты культурных ценностей, связанных с событийностью военных действий со времен Древнеримской империи до сегодняшнего времени, и культурного процесса, в ходе которого происходит формирование представления о ценностной сущности культуры и о ценностях в культуре. Понятие ценности исторично. Не только по содержанию тех или иных многообразных ценностей, но и в общем виде— как «понятие ценности». Необходимо также учитывать развитие ценностей в связи с развитием представителей определенных исторических эпох. Сами ценности могут меняться, наполняться новым историко-культурным содержанием.

II. В культурологии трудно обойтись без понятия ценности культуры, так как ценности, организуясь в систему в рамках определенного культурно-исторического контекста, формируют ядро той или иной культуры. Неслучайно среди многочисленных определений культуры существует и аксиологический подход, интерпретирующий культуру как систему ценностей, норм и институтов. Культурология исходит из понимания того, что ценностью является весь мир культуры, что ценностные системы разных культур равноправны, что нет культуры своей и чужой, а есть культура своя и другая, и что мир тем устойчивее, чем многообразнее. Ценности воплощаются в устной и письменной литературе, других видах искусства, праве, мифологии, стандартизированных религиозных догмах. Ценности могут быть воплощены и в предметах. Понятие «культурные ценности» выводит на первый план предикат «культурные», а это, в свою очередь, подразумевает качество либо особые признаки объекта, которые делают его ценным для общества либо для отдельного субъекта. Культурные ценности входят в важнейшие структуры «культурного наследия». И хотя они определяются как «предметы» творческой деятельности человека, их «предметность» играет «подсобную роль», служит средством выражения духовного содержания.

III. Культурный обмен следует рассматривать не только как духовный процесс (обмен идеями, мыслями, эмоциями, взаимопередача опыта, умений, навыков), не только как продукт духовной деятельности (воплощенный в предметах материальной культуры), но и как специфическую форму взаимодействия культур, отличающуюся от других (контакта, диалога) организованным и целенаправленным характером. Под обменом культурными ценностями мы подразумеваем любую передачу прав собственности, пользования или хранения культурных ценностей между людьми, культурными учреждениями, странами - будь то в форме предоставления во временное пользование, передачи на хранение, продажи или дарения такой собственности, - совершаемые в условиях, которые могут быть согласованы между заинтересованными сторонами. Теории обмена (экономические, социально-антропологические, культурологические) позволяют сделать вывод о том, что в социокультурных основаниях обмена культурными ценностями лежит идея взаимности, которая определяет содержание предпринимаемых действий и фундаментальный принцип культуры и человеческого общества. Символическая и экономическая формы обмена представляют собой составляющие социокультурного обмена, вне которого они попросту не существуют. Модели обмена релевантны культурам (или субъектам этих культур), между которыми происходит обмен. Принцип или основание, приводящее к обмену - стремление к возможно более полному удовлетворению потребностей. Способы обменивать что-либо с кем-либо есть не что иное, как способы превращаться в другого, становясь, при этом, самим собой. Именно в общении с другими культурами возможно "обрести" себя, осознать свое уникальное лицо. Каждая культура для своего прогрессивного развития нуждается в культурном обмене, в творческом заимствовании из культур других народов. Это настоятельная и постоянная объективная потребность, которая не исчезает, какого бы высокого уровня ни достигла та или иная культура.

IV. В современном мире нормативно-правовое регулирование взаимоотношений субъектов различной государственной принадлежности уже не может осуществляться исключительно посредством национального законодательства отдельных стран. Все более важное значение в этом процессе придается международным договорам, содержащим нормативные предписания унифицированного характера, в том числе и в области международного сотрудничества по вопросам культуры. Огромное значение в объединении международных усилий по защите и сохранению культурного достояния народов мира имело создание Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Принятие международных Конвенций ЮНЕСКО, посвященных проблемам охраны культурных ценностей, создало возможность вывести проблемы защиты культурных ценностей за рамки национальных интересов и рассматривать их как глобальные, имеющие значение для всего человечества. Закономерным продолжением ратификации Конвенций стало совершенствование национальных законодательств по охране культурных ценностей и культурного наследия. Международное сотрудничество РФ осуществляется в соответствии с нормами Конституции России. Общепризнанные принципы и нормы международного права, как и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Концепция международных культурных связей (обменов) закреплена в действующих «Основах законодательства о культуре»196 и является базовой, основополагающей для всего действующего законодательства Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации являются полноправными и полномочными субъектами международных культурных связей' (культурного сотрудничества), на которые в полной мере ложится соответствующая обязанность и ответственность за сотрудничество в культурной сфере.

V. Современная социокультурная ситуация выдвигает комплекс вопросов, связанных с противоречивыми тенденциями формирования единого культурного пространства как глобального поля взаимодействия культурных ценностей. Этому способствует формирование глобального мировидения, глобальной макроэтики, глобальной литературы, языков транснационального общения, роли Интернета как новой социальной реальности и исследовательского инструмента, университета, театра, кино

196 Основы законодательства Российской Федерации о культуре: Федеральный закон от 09.10.1992, № 3612-1. и т.д. Происходит интеграция профессиональных кадров в транснациональное культурное пространство. Обучение и стажировка за рубежом ведут к тому, что образование превращается в престижный культурный продукт. Туризм становится могущественной отраслью глобального бизнеса, что приводит к оформлению в товар национальных культур и этнических традиций (музыки, скульптуры, ткачества и т.п.), предлагаемый потребителю. В то же время в основании любой культуры есть свои мировоззренческие смыслы, представленные системой особых категорий, которые можно назвать универсалиями культуры. В них фиксируется понимание того, что есть человек, природа, деятельность человека, пространство и время, причинность, свобода, добро и зло, жизнь и смерть, труд, совесть, честь и справедливость. Только совокупность, интеграция оригинальных культур, составляющих единство, каким бы мозаичным и разностильным оно ни было, и представляет собой содержательную характеристику единого культурного пространства.

Приоритеты движения к единому культурному пространству определены мыслителями прошлых времен и современности, это: «живая этика», «мир через культуру» (Н.Рерих), «этика солидарности, взаимовыручки и свободы», «альтруистическая любовь» (П.Сорокин), «преображение» (А.Дж.Тойнби), «благоговение перед жизнью» (А.Швейцер) и др. Сущностным показателем влияния ценностей культуры на становления единого культурного пространства является органическое сочетание изменений индивидуального и общечеловеческого, национального и цивилизационного сознания как главной социокультурной ориентации современности.

VI. Формирование культурных потребностей обуславливается системой потребностей человека, целями общества, специализированными институтами культуры. Развитие принципа прагматической полезности ведет к трансформации культурных ценностей. Гедонизм, развлекательность и зрелищность трансформируют систему ценностей современного общества, деформируя представление о добре и зле, человечности, смысле жизни, любви. Революция в сфере технологий, интернет приводит к высокой интенсивности «виртуального существования», появляется опасность замены для человека интересов и целей настоящей жизни ценностями искусственно созданного мира. В сложившейся социокультурной ситуации возрастает влияние традиционных ценностей культуры на развитие культурных потребностей как системы воспитания и маркетинга. Культурные ценности воздействуют (как стимулы) на культурные потребности личности (т.к. ни первые, ни вторые вне человека не существуют) для развития и совершенствования; развиваются и удовлетворяются культурные потребности в процессе культурной деятельности по освоению культурных ценностей; осуществлять деятельность по формированию культурных потребностей может субъект (человек) или общество (государство, объединение государств) через специализированные институты; культурные потребности включают в себя: потребность в художественно-эстетической деятельности, в освоении и созидании ценностей искусства; потребность в знаниях, самообразовании, расширении своего кругозора; нравственную потребность; потребность в общении; потребность в творчестве; потребность в занятиях физической культурой и спортом; потребность в отдыхе и развлечениях и др.

 

 

Список литературы:

21. Арнольдов, А.И. Введение в культурологию /А.И. Арнольдов.- М.: НАКиОЦ, 1993. 349 с.

25. Артановский С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур /С.Н. Артановский. М.: Наука,1967. - 394 с.

27. Архипенко, М.В. Культурные ценности как фактор девиантного поведения: Анализ зарубежных и отечественных концепций: автореф. дис. канд.филос.наук /М.В. Архипенко. Ростов-на-Дону, 2002.- 19 с.

29. Ашкеров, А.Ю. Экономическая и антропологическая интерпретации социального обмена /А.Ю. Ашкеров //Социологический журнал. -2001. №3.

31. Басков, В.А. Комплексные меры противодействия преступным посягательствам на культурные ценности: автореф.дис.канд. юрид. наук /В.А. Басков. М., 2006. - 30 с.

38. Блау, П. Различные точки зрения на социальную структуру и их общий знаменатель /П. Блау //Американская социологическая мысль /под ред. В.И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994. - С.8-29.

60. Васнев, О.Г. Правовое регулирование оборота культурных ценностей: автореф.дис. канд.юр. наук /О.Г. Васнев. Краснодар, 2006. -23 с.

71. Выжлецов, В.Г. Аксиология культуры /В.Г. Выжлецов. СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996. - 148с.

72. Габдуллина, Л.Б. Национальные культурные ценности как фактор формирования личности специалиста сервисной службы: автореф.дис. канд.пед.наук /Л.Б. Габдуллина. Казань, 2003. - 22 с.

78. Глаголев, M.B. Культурные ценности в контексте современного информационного пространства: дис. канд.культурологии /М.В. Глаголев. М., 2004. - 139 с.

79. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности.- М.: Прогресс, 1990. 495 с.

84. Гуссерль, Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология /Э. Гуссерль. СПб.: Владимир Даль, 2004. - 400 с.

85. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа /Н.Я. Данилевский. СПб.: Глаголь: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1995 - 513с.

86. Дводненко, Е.В. Социальная коммуникация в контексте межкультурного обмена: дис.. канд. социол.наук /Е.В. Дводненко. -Курск, 2004.-201с.

90. Долгов, С.Г. Культурные ценности как объекты гражданских прав и их защита: Гражданско-правовой и криминалистический аспекты: дис. канд.юр. наук /С.Г. Долгов. -М., 2000. 189 с.

95. Еникеева, Д.М. Культурология: конспект лекций /Д.М. Еникеева. М.: Эксмо, 2008. - 160 с.

105. Исаев, И.А. История государства и права России /И.А. Исаев.1. М.: Проспект, 2006. 336с.

111. Козлова, Е.И. Конституционное право России: учебник /Е.И. Козлова, O.E. Кутафин. М.: ТК Велби: Проспект, 2008. - 608 с.

121. Кузнецова, Т.Ф. Культурология. История мировой культуры /Т.Ф. Кузнецова. -М.: Академия, 2003. 607 с.

128. Лебедева, Н.М. Ценности культуры и развитие общества /Н.М. Лебедева. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. - 527 с.

129. Леви-Строс, К. Структурная антропология /К. Леви-Строс. -М.:Наука, 1985.-536с.

132. Лисицкий, A.B. Культурное наследие как ресурс устойчивого развития: автореф.дис. канд.культурологии /A.B. Лисицкий. М., 2004. -20 с.

133. Лихачев, Д.С. Экология культуры /Д.С. Лихачев // Знание -сила. 1982. - № 6. - С. 22- 24.

146. Маргулис, A.B. Конкретно-исторический характер деятельности /A.B. Маргулис // Филос. науки. 1978. - № 2.

152. Международное право и охрана культурного наследия: документы, библиография /авт.-сост.: М.А. Полякова, A.A. Александров; под ред. С.И. Сотниковой, И.М. Вандулакиса. Афины, 1997. - 235с.

153. Международные нормативные акты ЮНЕСКО. М.: Логос, 1993. - 639с.

154. Межкультурное взаимодействие: проблемы и перспективы: материалы междунар.конф. Кострома: КГУ имени H.A. Некрасова, 2006. - 380с.

172. Основные факты об Организации Объединенных Наций: справочник. М.: Весь Мир, 2005. - 456 с.

185. Приданов, С.А. Преступления, посягающие на культурные ценности России: квалификация и расследование /С.А. Приданов, С.П. Щерба. М.: Юрлитинформ, 2002. - 514 с.

188. Растопчин, В.Г. Культурные ценности: Понятие, порядок приобретения, хранения и обращения: справ, пособие /В.Г. Растопчин, Н.И. Кузнецова, Л.Е. Иванова. М., 1998. - 239 с.

211. Тернер, Дж. Структура социологической теории /Дж. Тернер.-М.: Прогресс, 1985. 471с.

213. Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России: ст. конференции. -Магнитогорск: МГТУ им. Г. И. Носова, 2010. 372с.

220. Усиевич, А.Р. Криминалистические аспекты обеспечения расследования посягательства на культурные ценности: автореф. дис..канд.юр ид.наук /А.Р. Усиевич. Ижевск, 2004. - 23 с.

235. Художественная культура и развитие личности /отв.ред. Ю.У.Фохт-Бабушкин. М.: Наука, 1987. - 224 с.

239. Чудинов, А.И. Защита культурных ценностей от незаконного ввоза, вывоза за пределы государств и передача прав собственности на них: автореф.дис. канд. юр. наук /А.И. Чудинов. JL: ЛГУ, 1990. - 224с.

246. ЮНЕСКО: Акты Генеральной Конференции. 16-я сессия. В 3 т. Т. 1: Резолюции. Париж, 1971.

247. Юрченко, С.Н. Культурно-исторические предпосылки ценностной эволюции в современном обществе: социально-философский анализ: дис. канд.филос.наук /С.Н. Юрченко. Пятигорск, 2007. - 146с.

250. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности: учеб. для вузов /В.А. Ядов, В.В. Семенова. М.: Добросвет, 1998.

266. Декларация принципов международного культурного сотрудничества: принята на 14 Ген. конф. ЮНЕСКО г. Париж 4.11.1966. //Права человека: сборник международных договоров. Нью-Йорк: Изд-во ООН, 1989.-С.468.

268. Конвенция по охране литературных и художественных произведений (ред. от 28.09.1979): Конвенция Всемирной организации интеллектуальной собственности. Принята в г. Берн 09.09.1886 //Бюллетень международных договоров. 2003. - № 9.

269. Конвенция УНИДРУА по похищенным или незаконно вывезенным культурным ценностям: принята в Риме 24 июня 1995 URL:http://www.pravoteka.ru/pst/51/25214.html (дата обращения: 15.03.2010).271. О ввозе в РФ и вывозе из РФ драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы: Положение. Утв. указом Президента РФ № 742 от 21.06.2001 //Собрание законодательства РФ. 2001. - №26. - Ст.2653.

272. О вывозе и ввозе культурных ценностей: федеральный закон № 4804-1 от 15.04.1993. (ред. от 17.07.2009) //Рос. газ. 1993. - 15 мая.

274. О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта: конвенция ЮНЕСКО. Заключена в г. Гаага 14.05.1954//Ведомости ВС СССР. 1957. - 8 фев. - №3. - Ст.54.

276. О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации № 64

278. О международном обмене культурными ценностями: рекомендация ЮНЕСКО. Принята в г. Найроби 26.11.1976.//Международные нормативные акты ЮНЕСКО.- М.: Логос, 1993.-С.352 368.

281. О порядке возврата незаконно вывозимых и ввозимых культурных ценностей: положение. Принято решением Совета глав правительств СНГ в г. Бишкеке 09.10.1997. //Дипломатический вестник. -1997.-№. 11.-С.38 -42.

282. О похищенных или незаконно вывезенных культурных ценностях: конвенцииУНИДРУА. Принята в г.Рим 24 июня 1995 r.URL: http://www.pravoteka.ru/pst/51/25214.html (дата обращения: 03.05.2010).

283. О проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей: положение. Утверждено постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2001 г. № 322//Рос. газ. 2001. - 16 мая.

284. О сотрудничестве таможенных служб по вопросам задержания и возврата незаконно вывозимых и ввозимых культурных ценностей: соглашение стран СНГ от 15.04.1994//Экономика и жизнь. 1994.-№21.

 

Date: 2015-06-08; view: 505; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию