Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепции экономико-географического районирования Беларуси





Экономическое районирование в Беларуси, как и в других республиках и регионах бывшего Союза, начиная с 20-х гг. прошлого века и до начала 90-х, развивалось в неразрывной связи с решением задач территориального планирования и управления в СССР с использованием общесоюзной методологии и методики районирования. Особое место в разработке проблем экономико-географического районирования Беларуси в начале XX века принадлежит автору первого учебника по географии Беларуси А. Смоличу. В 1925 г. в работе «ТыпыгеаграфiчныхкраявiдаỳБеларусi» А. Смолич при экономическом районировании учитывал в качестве районообразующих факторов природные условия и ресурсы как потенциал для определения перспектив дальнейшего экономического развития региона, а при выделении районов руководствовался особенностями их геологического строения по методике П. Семенова-ТяньШанского, Г.Танфильева, П. Тутковского.

Одним из первых (в 1922 – 1923 гг.) экономическое районирование БССР предложил агроном Н. Ярошевич, и оно было по использованным критериям сельскохозяйственным, так как Беларусь в тот период была в основном аграрной страной. Взяв за единицу районирования волость и обобщив огромный фактический материал, он разделил БССР на 7 формационных районов.

В экономической науке Беларуси 1930-х гг. новые подходы к районированию как неотъемлемой части планирования изложил А. Фема. В основу дробного экономического районирования БССР он положил оптимальность размера территории, ориентированную на рентабельность энергетической базы и законченную обработку местных продуктов и сырья. В результате проведенных расчетов А. Фема определил для Беларуси в качестве оптимального агроиндустриальный район с площадью 60 – 100 тыс. га сельхозземель и радиусом 14 – 20 км, т.е. в БССР того времени должно организоваться 100 – 120 агроиндустриальных районов и должно быть изменено административное деление.

Подход к экономическому районированию как к составной части планирования и его увязка с административным делением характерны для всего послевоенного периода развития экономико-географического районирования в Беларуси. Такой подход сформировался в 1950-е гг. в экономическом институте Госплана СССР и был основан на принципе, что республика, край, область при планировании народного хозяйства выступают как единое хозяйственное целое, как определенный территориальный производственный комплекс. Именно такой принцип обусловил многочисленные изменения административно-территориального деления Беларуси, вплоть до 1965 г..

А.Г. Лис предложил свой подход к выделению экономических районов Беларуси, в основу которого, наряду с главным фактором специализации промышленных комплексов крупных хозяйственных узлов, положил принцип формирования производственно и экономических целостных комплексов с устойчивыми внутренними и внешними связями, сложившимися или складывающимися в пределах и вокруг отдельных крупных хозяйственных узлов. При этом учитывались объемы и задачи производства каждой территориальной части, возможности создания оптимальных условий для построения рациональных хозяйственно-территориальных комплексов и организации руководства и управления ими в пределах этих районов. Исходя из вышеизложенных критериев А.Г. Лис выделил в пределах Беларуси четыре экономических района: Центральный, Юго-Восточный, Северо-Восточный и Западный.

В 1990-х ггразработаннаИ.И.Пирожником экономико-географическая типология административных районов БССР по комплексу социальных, экономических и географических признаков. Для типологии районов были использованы 13 показателей, сгруппированных в три фактора (социально-демографический, аграрно-ландшафтный, индустриально-промышленный) и в результате были выделены 4 типа районов: индустриальные, индустриально-аграрные, аграрно-интенсивные и аграрно-экстенсивные.

 

62 Природно-хозяйственные районы Беларуси: особенности природы, расселения, хозяйства.

В соответствии с природно-хозяйственным районированием по С.И. Сидору в Беларуси выделяются и характеризуются три природно-хозяйственных района (Северный, Центральный и Южный), а в их составе 16 основных промышленно-транспортных узлов и 12 значительных промышленных центров.

Характеристика природно-хозяйственных районов дается обычно с акцентом на природных особенностях и на том, как эти природные особенности сказались на развитии и размещении сельского хозяйства, расселении, транспорте, отраслевой структуре промышленности.


Наиболее характерными чертами Северной Беларуси в природном отношении являются моренный рельеф, большое количество озер, сравнительно высокая лесистость, прохладное и дождливое лето, повсеместное распространение полезных ископаемых для производства строительных материалов.

С этими особенностями связаны небольшой размер сельских населенных пунктов, мелкоконтурность и завалуненность сельхозугодий, более низкие, чем в среднем по Беларуси, сельскохозяйственная освоенность территории и плотность сельского населения, ярко выраженная специализация сельского хозяйства на льноводстве. Живописность озерно-лесного ландшафта определяет размещение в этом районе большого количества санаториев, домов отдыха, туристических баз. Основные промышленно-транспортные узлы района – Витебский, Оршанский, Полоцкий. Значительные промышленные центры – Новолукомль, Лепель, Поставы, Глубокое, Вилейка, Сморгонь.

Центральная Беларусь выделятся возвышенным, разнообразным рельефом, пестрым почвенным покровом, меньшей заболоченностью и лесистостью, значительными колебаниями в количестве атмосферных осадков и теплового режима, наличием месторождений силикатных песков, сырья для цементного производства – глин, мела, мергеля.

Для хозяйства района характерны: высокая плотность населения, наибольшая из всех районов освоенность в промышленном, транспортном и сельскохозяйственном отношениях. Многоотраслевое сельское хозяйство специализируется на молочно-мясном животноводстве, свиноводстве, картофелеводстве, на западе есть свеклосеяние, на востоке – льноводство.

Наиболее крупные промышленно-транспортные узлы – Минск (самый мощный и сложный хозяйственный узел), Гродно, Барановичи, Могилев, Бобруйск, важнейшие промышленные центры – Лида, Слоним, Слуцк, Осиповичи.

Южная Беларусь отличается высокой заболоченностью (около половины болот осушено) и лесистостью территории, наличием крупных месторождений полезных ископаемых – калийных и поваренной солей, нефти, строительного камня, бурого и каменного угля, горючих сланцев.

Уровень хозяйственной освоенности территории – наименьший в республике: ниже показатели плотности сельского населения, основных производственных фондов, распаханности территории, обеспеченности дорожной сетью. Однако только в этом районе есть крупные добывающие предприятия – калийных и поваренной солей, нефти, строительного камня, создана передельная металлургия.

Главные промышленно-транспортные и промышленные узлы района – Гомель, Брест, Пинск, Мозырь, Жлобин, Светлогорск, Лунинец, Кобрин, Солигорск, Речица.

Следует признать, что природно-хозяйственное районирование хорошо раскрывает взаимосвязь природных условий районов с характером расселения сельского населения и степенью сельскохозяйственной освоенности территории. Вместе с тем, оно, применительно к условиям Беларуси, не в состоянии объяснить географию крупных хозяйственных и промышленных центров, пространственно организующих всю социальную и хозяйственную жизнь. Здесь на первый план выходят не природные условия, а социально-экономические факторы. Такие, как экономико-географическое положение, транзитные транспортные магистрали, действие закона территориальной концентрации населения и производства и др., исторические обстоятельства. Следует отметить, что и в пределах природно-географических районов выделяются в качестве форм пространственной организации хозяйственной деятельности те же крупные промышленно-транспортные узлы и центры, что и в предыдущих схемах районирования

 







Date: 2015-06-07; view: 748; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию