Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ОМС – Органы местного самоуправления





Вопросы жителей области

 

ü «Почему необходимо государственное регулирование тарифов?»

ü «Как устанавливается плата за коммунальные услуги?»

ü «Кто устанавливает тарифы?»

ü «Почему растут тарифы?»

ü «Можно ли остановить рост тарифов?»

ü «Какие тарифы на коммунальные услуги в соседних регионах?»

ü «Что делает государство для социальной защиты граждан?»

ü «Что делать и куда обращаться, если нарушаются права граждан?»

 

 

области

Почему необходимо государственное регулирование?

 

Поставщики коммунальных услуг являются, как правило, субъектами естественных монополий, а в данной сфере не работают механизмы конкурентных, рыночных взаимоотношений. Любой монополист, используя своё исключительное положение и отсутствие конкурентов, стремится получить максимальный доход, в том числе сверхприбыль. Это означает, что финансовая нагрузка на потребителя будет неконтролируемо расти. Однако далеко не каждый потребитель в состоянии оплатить такие услуги, а выбрать другого поставщика услуг, как правило, не представляется возможным.

Необходимо отметить, что организации коммунального комплекса имеют и другое название – организации жизнеобеспечения. И в случае неполного возмещения необходимых затрат предприятий, возможны негативные последствия. Поэтому и возникает необходимость тарифного регулирования этой сферы.

Основная задача тарифного регулирования - обеспечение баланса интересов организаций коммунального комплекса и потребителей их товаров и услуг. Другими словами, необходимо обеспечить доступность этих товаров и услуг для потребителей без ущерба для эффективного функционирования организаций коммунального комплекса.

 

Как устанавливается плата за коммунальные услуги?

 

В соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по показаниям приборов учета, а при их отсутствии по нормативам потребления, утверждаемым органами местного самоуправлении, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ. Размер платы за коммунальные услуги на территории Ростовской области рассчитывается по тарифам, установленным Региональной службой по тарифам Ростовской области (РСТ) или органами местного самоуправления.

Тарифы для населения рассчитываются на основании экономически обоснованных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Зачастую экономически обоснованный тариф оказывается непосильным бременем для населения.

Федеральным законом от 26.12.2005 №184-ФЗ предусмотрено установление предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги. Поэтому у регулирующих органов остается возможность устанавливать для населения тарифы, отличные от экономически обоснованных. Это значит, что потребитель оплачивает неполную стоимость услуги, т.е снижается финансовая нагрузка на каждого потребителя. В этом случае непокрываемая платежами населения разница в тарифах должна возмещаться из бюджета.

Если тарифные решения принимаются Региональной службой по тарифам Ростовской области, либо согласовываются тарифные решения органов местного самоуправления, предусматриваются соответствующие дотации из областного бюджета тем муниципальным образованиям, где прогнозируется превышение вышеуказанного индекса. Если решения принимаются органами местного самоуправления самостоятельно, соответствующие дотации должны быть предусмотрены законами о местных бюджетах.

Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, в том числе и порядок расчета размера платы за коммунальные услуги, утверждены постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам».

Тарифы устанавливаются на срок не менее одного года и, как правило, вступают в силу с начала очередного календарного года.

 

Кто устанавливает тарифы?


Наименование коммунальных услуг Экономически обоснованные тарифы Тарифы для населения Нормативы потребления услуг
Электроснабжение РСТ РСТ РСТ
Газоснабжение ФСТ РСТ РСТ
Холодное водоснабжение ОМС если объем оказываемых в муниципальном образовании услуг более 80%; РСТ если объем оказываемых услуг ни по одному муниципальному образованию не превышает 80% ОМС ОМС
Водоотведение ОМС ОМС
Горячее водоснабжение РСТ – тариф на тепловую энергию ОМС ОМС
Отопление ОМС ОМС

ФСТ—Федеральная служба по тарифам,

РСТ – Региональная служба по тарифам Ростовской области,

ОМС – Органы местного самоуправления

Вышеприведенная схема распределения полномочий по утверждению тарифов и нормативов в Ростовской области отражает основные органы, формирующие данные тарифы и нормативы потребления услуг.

Необходимо отметить, что тариф на услуги электроснабжения и нормативы потребления этих услуг населением устанавливаются Региональной службой по тарифам Ростовской области на основании предельных уровней тарифов на электрическую энергию, утверждаемых Федеральной службой по тарифам. Иными словами, пределы, вне которых тарифы не могут изменяться, устанавливает Федеральная служба по тарифам.

Тарифы на услуги газоснабжения и нормативы потребления этих услуг населением устанавливаются также Региональной службой по тарифам Ростовской области, на основании оптовой цены газа, тарифов на услуги по транспортировке газа, платы за снабженческо-сбытовые услуги, которые также утверждаются Федеральной службой по тарифам.

 

Почему растут тарифы?

 

В условиях рыночных отношений, когда цены на сырье и материалы меняются непрерывно в течение года, изменение тарифов на коммунальные услуги является неизбежным. Государство может обеспечить только планомерность такого изменения тарифов (цен) и гарантировать их экономическую обоснованность. Помимо естественных инфляционных процессов рост тарифов также обусловлен текущим состоянием основных фондов, выполнением не только мероприятий по обслуживанию и текущему ремонту основных средств, но и необходимостью выполнения капитальных ремонтов и их реконструкции.

Газ. Энергетической стратегией России на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства от 28.08.2003 № 1234-р, предусмотрено выравнивание цен на природный газ, действующих на территории Российской Федерации и за ее пределами, в целях недопущения дефицита газа в результате отсутствия инвестиций в его производство и опережающего роста спроса. Учитывая невозможность одномоментного повышения цены на газ на внутреннем рынке, а также в целях предоставления потребителям газа адаптационного периода для приспособления к меняющимся условиям функционирования рынка газа, решением Правительства РФ от 30.11.2006 № 42 определен поэтапный рост оптовой цены на газ. Выравнивание цен позволит стимулировать развитие отрасли по разработке новых месторождений, реализовывать мероприятия по газификации территорий.

Электроэнергия. Рост стоимости электроэнергии для населения обусловлен в первую очередь необходимостью ликвидации перекрестного субсидирования. Это такая экономическая ситуация, при которой рядовой потребитель платит меньше реальной стоимости, а промышленные предприятия «доплачивают» за население. С одной стороны такая ситуация позволяет устанавливать тариф для населения ниже экономически обоснованного. Но, с другой стороны, это ведет к росту стоимости продукции промышленных предприятий, усиливает инфляционные процессы, не позволяет предприятиям конкурировать на внешнем рынке. Так, при экономически обоснованном тарифе на электрическую энергию на 2008 год в размере 2,92 руб./кВт.ч., тариф для населения составил 1,93 руб./кВт.ч.

Еще одним немаловажным фактором роста тарифа послужил рост стоимости сырья (уголь, газ).

Тепловая энергия и услуги водоснабжения и водоотведения. Учитывая, что предприятия данной сферы являются энергоемкими, экономически обоснованные тарифы на 2008 год на тепловую энергию в среднем выросли на 17,6%, на услуги водоснабжения и водоотведения - на 20,7%.

При формировании тарифов были применены следующие условия: рост стоимости газа на 25%; рост стоимости электроэнергии, с учетом нерегулируемой доли цен, на 17%; все остальные статьи затрат учитывались с ростом на 6,7% (на уровне прогнозируемой инфляции на 2008 год).

Кроме того, учитывалась необходимость доведения заработной платы работников организаций теплоэнергетики, водоснабжения и водоотведения до уровня прожиточного минимума, сохранения квалифицированных кадров. Для предприятий Ростовской области, присоединившихся к отраслевому тарифному соглашению, рост фонда оплаты труда формировался с учетом роста на 15% (ставка работника 1 разряда составила 1 919,35 руб./мес.).

Существенной причиной роста тарифов стало также снижение объема потребления услуг при неизменных условно-постоянных затратах самих предприятий

 

Можно ли остановить рост тарифов?

 

Остановить повышение тарифов, значит прекратить не только какое-либо развитие жизнеобеспечивающих отраслей, но и стать на путь «уничтожения» существующей системы жизнеобеспечения населения. При достижении критической отметки процесс саморазрушения будет необратим. Поэтому данная отрасль нуждается в постоянном поддержании в работоспособном состоянии с учетом реализации воспроизводственных процессов. Конечно же, повышение тарифов не является основным инструментом достижения положительных результатов, но предприятиям должно хватать средств на выполнение производственных программ. Поэтому тарифы формируются исходя из принципов необходимого минимума и с учетом грамотного и экономичного хозяйствования.

Несмотря на то, что полностью прекратить изменение тарифов практически невозможно, следует отметить, что реализация отдельных инвестиционных мероприятий, связанных с сокращением издержек, позволяет на определенном этапе снизить темпы роста тарифов, возможно также разовое сохранение тарифа на очередной период регулирования.

Прекратить же повышение тарифов для населения, при условии компенсации роста тарифов предприятий за счет бюджетных средств, в принципе возможно. Однако, опыт работы по данной схеме показал ее экономическую несостоятельность, так как снижается эффективность использования бюджетных средств: средства направляются не на социальные программы, а виде дотаций в сферу ЖКХ, при этом бюджетные средства расходуются и на оплату услуг за ту категорию граждан, которая обладает достаточно высокими доходами. При этом постоянно снижался уровень качества предоставляемых услуг населению.

Поэтому основной задачей, как регулирующих органов, так и органов государственной власти и органов местного самоуправления является снижение темпов роста тарифов при обеспечении темпов роста доходов граждан, превышающих темпы роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги. А в целях обеспечения социальной защиты населения необходима реализация мер, направленных на уменьшение доли собственных расходов граждан в оплате жилищно-коммунальных услуг.

 

Какие тарифы на коммунальные услуги в соседних регионах?


Наименование услуг Размер-ность Средние цены по городам Юга России на 21.01.2008 по данным Росстата
Ростов-на-Дону Краснодар Ставрополь Волгоград Черкесск Элиста Майкоп
Электроэнергия руб./ 100 кВт.ч. 191,12 196,51 170,29 164,00 192,00 195,00 202,00
Водоснабжение и водоотведение руб./чел. в месяц 125,10 167,75 231,95 89,92 148,99 132,13 119,57
Водоснабжение горячее руб./чел. в месяц 221,63 168,32 124,33 142,64 138,32 155,15 233,20
Отопление руб./кв.м. в месяц 14,04 14,99 9,11 10,96 11,70 10,26 11,06

 

Что делает государство для социальной защиты граждан?

 

Прямое бюджетное финансирование является одним из инструментов сдерживания роста тарифов. За счет средств областного бюджета в 2008 году общая нагрузка на тарифы организаций коммунального комплекса была уменьшена на общую сумму более 3,62 млрд.руб. В данной ситуации бюджетные средства расходуются на реализацию целевых мероприятий, в том числе по реконструкции и модернизации объектов ЖКХ, что позволяет не перекладывать затраты по их реализации на плечи потребителей услуг. Необходимо подчеркнуть, что за счет бюджетных средств, в первую очередь, финансируются те мероприятия, реализация которых в обозримом будущем позволит сократить производственные издержки, а следовательно снизить себестоимость услуг (товаров). Однако данный способ снижения тарифной нагрузки не позволяет охватить все категории граждан и сами мероприятия зачастую носят социальный характер. Проще говоря, эти мероприятия обеспечивают не столько снижение себестоимости производимой продукции, сколько повышение качества предоставляемых услуг (необходимый объем и периодичность их предоставления).

Предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги. Данный инструмент, утвержденный Федеральным законом от 26.12.2005 №184-ФЗ, позволяет существенным образом ограничить рост тарифов для населения, при этом обеспечить предприятия коммунального комплекса финансовыми средствами для выполнения производственных программ.

На 2008 год такие индексы были установлены Федеральной службой по тарифам по субъектам Российской Федерации. В свою очередь, Региональная служба по тарифам Ростовской области установила предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям области.

Предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются при неизменном наборе и объеме потребляемых услуг. При применении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги не подлежит учету разница в размере платежей, возникающая вследствие изменения объема предоставления гражданам льгот и субсидий в соответствии с законодательством.

По ряду территорий области из-за роста экономически обоснованных тарифов прогнозировалась возможность превышения вышеуказанных индексов. В этом случае на этапе формирования областного бюджета по ряду муниципальных образований были предусмотрены бюджетные дотации, целью которых является обеспечение изменения размера платы граждан за жилищные и коммунальные услуги на уровне, не превышающем установленные предельные индексы. По таким территориям уровень оплаты жилищно-коммунальных услуг для граждан будет установлен менее 100%. Из средств областного бюджета на эти цели предусмотрено более 300 млн. руб. Если органами местного самоуправления принимались решения, также приводящие к дополнительному росту платежей граждан, например пересмотр нормативов потребления, соответствующие суммы средств должны быть предусмотрены местными бюджетами.

В случае, если увеличение размера платы граждан за коммунальные услуги превышает установленный для соответствующего муниципального образования предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, такие размеры платы должны быть приведены в соответствие с указанными индексами в течение одного календарного месяца с даты вступления в силу решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об установлении указанных индексов. При этом сумма необоснованно полученных платежей подлежит зачету при расчете размера платы граждан в последующий период.

На территории Ростовской области контроль за соблюдением органами местного самоуправления установленных предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги осуществляет Региональная служба по тарифам Ростовской области.

Предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги относятся ко всем видам коммунальных услуг, а именно: горячему и холодному водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению, отоплению.

Рост размера платы граждан по каждому виду жилищных и коммунальных услуг в разных муниципальных образованиях может составить величину, отличную (большую или меньшую) от утвержденных предельных индексов. Однако рост совокупного платежа граждан в каждом муниципальном образовании субъекта Российской Федерации по сумме жилищных и сумме коммунальных услуг не может превышать утвержденных предельных индексов.

Так, постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 27.07.2007 №9/1, в соответствии с Приказом Федеральной службы по тарифам от 11.04.2007 №68-э/5, на 2008 год были утверждены предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в размере 123%. Необходимо отметить, что столь высокий размер предельного индекса предопределен, прежде всего, ростом цены на природный газ на 25%. Для большинства же населения области, у которого не будет прямого газопотребления на отопление, размер платы за коммунальные услуги вырастет менее чем на 23%.

Date: 2015-06-07; view: 508; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию