Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Классификация психокоррекционных групп
К.Рудестам (1990) предлагает типологию групп (таблица 2), исходя из таких важных условий функционирования коррекционных групп, как степень осуществления руководителем ведущей роли в структурировании и функционировании группы и степень эмоциональной стимуляции в противоположность рациональному мышлению. Таблица 2 Классификация психокоррекционных групп по функции руководителя и эмоциональной стимуляции
Данная классификация, по мнению С.С. Харина (1998), имеет отчасти условный характер. В ее рамках наблюдается определенная алогичность, поскольку группы тренинга умений и группы встреч оказались в обеих графах таблицы. Однако в этом нет ничего удивительного. Напротив, эта классификация представляет собой наглядный пример того, насколько порой неустойчива и трудноразличима граница между типами групп. Группы встреч, в зависимости от стратегических установок руководителя, могут быть классифицированы как центрированные на участниках или же на самом руководителе. Американский психолог Дж. Джибб (1972), хорошо понимая условность деления групп и, в связи с этим, трудность контрастной классификации, положил в основу своей типологии также не совсем четкий критерий: степень близости конкретной группы к психотерапевтической группе (один полюс) или к группам с традиционным обучением (другой полюс). Вместе с тем, на взгляд С.С.Харина (1998), наиболее важным критерием является ориентация на члена тренинговой группы как на субъекта изменений, учения, личностного роста и т. п. Этой ориентации соответствует типология групп, которую предложили П. Бэйченен и Дж. Рейсел (1972). В основу данной типологии ими была положена категория “Я”, а типы групп дифференцируются по характеру источника, из которого участник тренинга получает информацию о своем “Я”. “Я-Я” отношения. Это в основном тип групп личностного роста, где прорабатывается интерперсональный (внутриличностный) контекст. К таким группам можно отнести, в частности, гештальт-группы, группы транзактного анализа, синанон-группы и группы, частично работающие по методу "эзален эклектик". “Я –Другие” отношения. Это группы, в которых основной акцент делается на межличностных отношениях Участники побуждаются к расширению свой опыт через экспериментирование и анализ стиля индивидуальной коммуникативной деятельности, преимущественное использование средства межличностного общения, формирование способности ориентироваться на партнере при организации процесса коммуникации. К таким группам относятся прежде всего группы тренинга общения, психологической компетентности в общении и отчасти тренинга управленческих навыков у руководителей. “Я – группа” отношения. Этот тип тренинговых групп базируется на модели внутригруппового; взаимодействия. Участник групповой работы рассматривается как член конкретной социальной общности. Предметом анализа выступают вопросы, связанные с его групповым участием. К этому типу, можно привести психоаналитически ориентированные группы, тэвистокские группы и пр. “Я – организация” отношения. Эти группы обычно ориентированы на моделирование и изучение опыта межличностного взаимодействия при межгрупповом соревновании, конфликте, кооперации. “Я – профессия” отношений. Для данного типа группы характерно рассматрение индивид как представителя конкретной профессии в качестве субъкта групповой работы. В ходе тренинговых мероприятий в основном осуществляется рефлексия всего комплекса ощущений, чувств, мыслей, связанных с профессией. Типология групп, которую предложили П. Бэйченен и Дж. Рейсел, оказалась достаточно плодотворной. Поскольку принцип, положенный в ее основание – категория “Я”, – позволяет сделать данную типологию открытой системой за счет введения в нее все новых и новых, взаимодействующих с “Я” подсистем. С.С. Харин (1998) считает важным дополнить эту типологию системой отношений “Я – мир” и тем самым обогатить областью экзистенциальных проблем бытия человека, разрешением проблем поиска смысла жизни. Наряду с этим, настаивает С.С.Харин, следует включить в данную типологию и систему отношений “Я – Бог”, отражающую огромнейший пласт человеческого существования, истории, культуры. Все указанные выше системы взаимодействия объединяет два момента. Первый – это то, что они так или иначе связаны с внутригрупповым и межгрупповым взаимодействием., Даже в тех случаях, когда речь идет об отдельной личности, особенности ее внутриличностных взаимодействий (например, частей “Я”) так или иначе могут проецироваться и реализоваться во внутригрупповой коммуникации. Второй момент связан с групповой формой работы, в рамках которой разворачивается взаимодействие в этих системах. Таким образом, группа, групповые феномены являются непременным атрибутом социально-психологического обучения. Date: 2015-06-07; view: 607; Нарушение авторских прав |