Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 7. Логические операции с простыми суждениями(практическая работа) – 2 ч.
План: 1. Отношения между субъектом и предикатом: распределенность терминов. 2. Отношение между суждениями по типу «логический квадрат». 3. Определение истинности и ложности простых суждений по их отношениям.
Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Как распределены термины в простых атрибутивных суждениях? Какие исключения из правил при этом существуют? 2. В каких отношениях могут находиться суждения? 3. Что означает логический квадрат? 4. Какие виды отношений по истинности изображаются графически с помощью логического квадрата? Задания для самостоятельной работы: 1. Определите распределенность терминов в следующих суждениях: - Некоторые выпускники МГГУ работают в банках; - Ни один вид спорта не дается без упорного труда; - Все химические элементы обладают атомным весом; - Не все средства хороши; - На всякого мудреца довольно простоты. 2. Образуйте суждения всех типов (А, Е, I, О), используя в качестве субъектов и предикатов следующие понятия: - Штраф – нарушение правил дорожного движения; - Домашнее животное – друг человека; - Дельфин – способность жить на суше; - Программист – знание языков; - Логика – абстрактное мышление; - Клеопатра – символ. 3. Из этих пар понятий образуйте суждения типа А, Е, I, О, в которых: - распределен только субъект, а предикат не распределен; - распределен только предикат, а субъект не распределен; - субъект и предикат - распределены; - субъект и предикат - не распределены. 4. Пользуясь логическим квадратом, установите логическое значение: А, I, O, если Е – истина; I, O, Е если А – истина; А, Е, I, если О – истина; А, Е, O, если I – ложь; А, I, O, если Е – ложь; А, Е, I, если О – ложь; I, O, Е если А – ложь; А, Е, O, если I – истина; 5. При помощи логического квадрата образуйте суждения, противоположные, противоречащие и подчиненные следующим суждениям: - Всякое литературное произведение имеет автора. - Ни один человек себе не враг. - Всякое время года прекрасно. - Некоторые заболевания не поддаются лечению. - Иногда студенты пропускают занятия. Пример: Любой калькулятор является вычислительным устройством (АИ) Ни один калькулятор не является вычислительным устройством (ЕЛ) Некоторые калькуляторы являются вычислительными устройствами (IИ) Некоторые калькуляторы не являются вычислительными устройствами (0Л). 6. С помощью логического квадрата определите вид отношений между суждениями: - Неверно, что все реки являются судоходными - некоторые реки являются судоходными; - Все студенты сдают экзамены - некоторое студенты не сдают экзамены; - Ни один человек не может знать всё - некоторые люди знают всё; - Не все средства - хороши - некоторые средства - хороши.
Основная литература: 1. Гетманова А. Д. Логика: учеб. пособие для студ. вузов. - Изд. 2-е. - М.: Академический Проект, 2009. Глава 3, С. 89-103, 115-119. 2. Ивин А. А. Логика: учеб. пособие для вузов. - М.: Гардарики, 2002. Глава 6, С. 124-131, 137-147.
Дополнительная литература: 1. Берков В.Ф. Логика: Задачи и упражнения, Практикум. Учеб. Пособие - Мн.: НТООО "ТетраСистемс", 1998. 2. Брюшкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. Учебное пособие. - М.: Новая школа, 1996. 3. Гусев Д.А. Логика: конспект лекций с задачами. – М.: Айрис-пресс, 2005. 4. Ивлев Ю.В. Логика. – М. Проспект, 2007. 5. Карпинская О.Ю., Ляшенко О.В., Меськов В.С., Шрамко Я.В. Экспресс – логика. – М.: ИНФРА-М, 1997. 6. Никифоров А.Л. Общедоступная и увлекательная книга по логике, содержащая объемное и систематическое изложение этой науки профессором философии. - М.: Гнозис, Русское феноменологическое общество, 1996. 7. Рачков-Апраксин В. П. Основы логики: учеб.-метод. пособие. - Мурманск: МГПУ, 2005.
Темы 8-9. Сложные суждения (лекция) – 2 ч., (практическая работа) – 2 ч.
План: 1. Виды сложных суждений. 2. Определение истинности или ложности сложных суждений.
Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Какие суждения называются сложными? 2. Как они образуются? 3. Что означает логический союз? Связан ли он с союзом естественного языка? 4. Какие логические союзы используется в логике? 5. Сколько союзов может быть в сложном суждении? 6. Как строится таблица истинности и чему она служит?
Задания для самостоятельной работы: 1. Определите вид следующих сложных суждений и укажите условия их истинности с помощью таблиц: - Была без радостей любовь, разлука будет без печали (М.Ю.Лермонтов); - Истец вправе увеличить или уменьшить размер исковых требований; - Вам никогда не удастся создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов (Ж.Ж.Руссо); - Кто не работает, тот не ест; - Согласно легенде, право считаться родиной Гомера оспаривали семь городов: Смирна, Хиос, Колофон, Саламин, Родос, Аргос и Афины; - Некоторые продукты используются в пищу в соленом, вареном, консервированном и свежем виде; - Он сейчас находится в Мурманске или в Москве; - Кто утратил стыд, того нужно считать погибшим (Плавт); - Быть можно дельным человеком И думать о красе ногтей (А.С.Пушкин); - Если данная геометрическая фигура – треугольник, то сумма ее внутренних - углов равна 180°; - Любой из нас знает басню или хотя бы имя И.А.Крылова; - Лебедь рвется в облака. Рак пятится назад. А Щука тянет в воду; - Неправда, что он готовился к зачету и может его сегодня сдавать; - К рассмотрению следующей темы следует приступить, если только вы усвоили предыдущую. 2. Сформулируйте суждения, получающиеся из приведенных далее формул, путем подстановки вместо переменных следующих конкретных суждений: а – «Теория Дарвина является научной», b – «Теория Дарвина может быть подтверждена опытными данными» и с – «Теория Дарвина может быть опровергнута опытными данными».
а) a → (b ν c); б) a → (b → c); в) (b ν c) → a.
Основная литература: 1. Гетманова А. Д. Логика: учеб. пособие для студ. вузов. - Изд. 2-е. - М.: Академический Проект, 2009. Глава 3, 103-114. 2. Ивин А. А. Логика: учеб. пособие для вузов. - М.: Гардарики, 2002. Глава 6, С. 132-137, Глава 7, С. 153-156.
Дополнительная литература: 1. Берков В.Ф. Логика: Задачи и упражнения, Практикум. Учеб. Пособие - Мн.: НТООО "ТетраСистемс", 1998. 2. Брюшкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. Учебное пособие. - М.: Новая школа, 1996. 3. Гусев Д.А. Логика: конспект лекций с задачами. – М.: Айрис-пресс, 2005. 4. Ивлев Ю.В. Логика. – М. Проспект, 2007. 5. Карпинская О.Ю., Ляшенко О.В., Меськов В.С., Шрамко Я.В. Экспресс – логика. – М.: ИНФРА-М, 1997. 6. Никифоров А.Л. Общедоступная и увлекательная книга по логике, содержащая объемное и систематическое изложение этой науки профессором философии. - М.: Гнозис, Русское феноменологическое общество, 1996. 7. Рачков-Апраксин В. П. Основы логики: учеб.-метод. пособие. - Мурманск: МГПУ, 2005. Тема 10. Дедуктивные умозаключения (лекция) – 2 ч.
План: 1. Определение умозаключения, его структура и виды. 2. Непосредственные умозаключения (выводы по логическому квадрату, превращения, обращения, противопоставления предикату).
Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Какова структура умозаключения? 2. Какие бывают виды умозаключений? 3. Какое умозаключение называется дедуктивным? 4. Что значит непосредственное умозаключение? Каковы его виды?
Задания для самостоятельной работы: 1. Сделайте вывод путем превращения: - Любая истина является конкретной. - В некоторых странах разрешено многоженство. - Ни одна захватническая война не является справедливой. - Некоторые материалы не проводят электрический ток. Пример: (А) Все бабочки имеют крылья (Р). (Е) Ни одна бабочка не является бескрылой (не - Р) 2. Проверьте, правильно ли произведено превращение: - Ни один из подсудимых не виноват; значит, все подсудимые невиновны. - Все необходимое для лечения уже было сделано; значит, нечто необходимое для лечения не было не сделано. - Некоторые ответы не являются правильными; значит, некоторые ответы являются правильными. - Некоторые грибы не являются съедобными, значит, некоторые грибы являются несъедобными. 3. Проверьте, правильно ли произведено обращение: - Все спортсмены - здоровые люди; значит, все здоровыелюди - спортсмены. - Некоторые школьники - шахматисты; значит, некоторые шахматисты - школьники. - Ни один пейзажист не является баталистом; значит, ни один баталист не является пейзажистом. 4. Сделайте вывод путем обращения: - Все студенты юридических вузов изучают логику. - Некоторые дома оказались разрушенными. - Все православные - христиане. - Ни один вегетарианец не ест мяса. 5. Осуществите вывод путем противопоставления предикату следующих суждений: - Ни один невиновный не должен быть наказан. - Все млекопитающие - позвоночные животные. - Некоторые преступления не удается раскрыть. - Все фрукты содержат витамины. Пример: (0) Некоторые школьники не занимаются спортом (1) Некоторые не занимающиеся спортом являются школьниками 6. Проверьте правильность следующих непосредственных умозаключений по логическому квадрату: - Если верно, что все квадраты являются равносторонними прямоугольниками, то неверно, что некоторые квадраты не являются равносторонними прямоугольниками. - Если неверно, что ни одно преступление не раскрывается, то также неверно и то, что все преступления раскрываются. - Если неверно, что все импрессионисты - французы, то следует признать, что некоторые из них не были французами. - Если верно, что некоторые писатели являются лауреатами Нобелевской премии, то также верно и то, что некоторые из писателей ими не являются.
Основная литература: 1. Гетманова А. Д. Логика: учеб. пособие для студ. вузов. - Изд. 2-е. - М.: Академический Проект, 2009. Глава 5, С. 138-145. 2. Ивин А. А. Логика: учеб. пособие для вузов. - М.: Гардарики, 2002. Глава 10, С. 241-247.
Дополнительная литература: 1. Берков В.Ф. Логика: Задачи и упражнения, Практикум. Учеб. Пособие - Мн.: НТООО "ТетраСистемс", 1998. 2. Брюшкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. Учебное пособие. - М.: Новая школа, 1996. 3. Гусев Д.А. Логика: конспект лекций с задачами. – М.: Айрис-пресс, 2005. 4. Ивлев Ю.В. Логика. – М. Проспект, 2007. 5. Карпинская О.Ю., Ляшенко О.В., Меськов В.С., Шрамко Я.В. Экспресс – логика. – М.: ИНФРА-М, 1997. 6. Минто В. Дедуктивная и индуктивная логика. Пер. с англ. С.А. Котряровского. - С.-Петербург, ТИТ “Комета”, 2001. 7. Никифоров А.Л. Общедоступная и увлекательная книга по логике, содержащая объемное и систематическое изложение этой науки профессором философии. - М.: Гнозис, Русское феноменологическое общество, 1996. 8. Рачков-Апраксин В. П. Основы логики: учеб.-метод. пособие. - Мурманск: МГПУ, 2005.
Тема 11. Простой категорический силлогизм (практическая работа) – 2 ч. План: 1. Правила простого категорического силлогизма. 2. Фигуры простого категорического силлогизма. 3. Модусы простого категорического силлогизма.
Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Что значит понятие «силлогизм»? 2. Какова структура простого категорического силлогизма? Сколько в нем посылок и сколько терминов? 3. Как образуются фигуры простого категорического силлогизма? 4. Как образуются модусы простого категорического силлогизма? 5. Как отличить правильные силлогизмы от неправильных?
Задания для самостоятельной работы: 1. Укажите структуру и проверьте правильность следующих силлогизмов по общим правилам: 7.1. Каждый, совершивший преступление, должен быть подвергнут наказанию; Х также должен быть подвергнут наказанию, т.к. он совершил преступление. 7.2. Сахар - углевод, значит, он, как и все углеводы, горюч. 7.3. Ни один древний грек не знал латыни. Аристотель - древний грек. Аристотель не знал латыни. 7.4. Все химические элементы обладают атомным весом. Гелий - химический элемент. Гелий обладает атомным весом. 2. Определите фигуру, модус и проверьте правильность следующих силлогизмов: - Ни один вегетарианец не употребляет в пищу мяса, а все кришнаиты - вегетарианцы, значит, ни один из кришнаитов не ест мяса. - Все именные акции имеют своего владельца. Данная акция - именная, значит, на ней должно быть указано имя владельца. - Ни один коммерческий банк не работает по воскресеньям. «Дукат» - коммерческий банк, значит, он не работает в воскресенье. - Всякое умышленное преступление имеет мотив. Данная смерть является умышленным преступлением, следовательно, она имеет мотив. - Все изделия фирмы «Адидас» имеют свой фирменный знак, а этот спортивный костюм не имеет этого знака. Значит, он не является костюмом этой фирмы. - Всякий день милиции - праздник и сегодня - праздник. Значит, сегодня - день милиции. - Ни один порядочный человек не способен предать друга, а все двуличные люди (лицемеры) способны на это. Значит, ни один лицемер не является человеком порядочным. - Ни один деревянный предмет не проводит электричество, а эта ручка из дерева. Значит, она не проводит электрический ток. - Ни один знак европейского гороскопа не означает года рождения. Все эти знаки относятся к знакам европейского гороскопа; следовательно, ни один из них не указывает на год рождения. - Всякое преступление наказуемо. Любая кража - преступление. Значит, она наказуема. - Все дикари раскрашивают свое тело. Некоторые современные женщины делают то же самое; значит, они - дикари.
Основная литература: 1. Гетманова А. Д. Логика: учеб. пособие для студ. вузов. - Изд. 2-е. - М.: Академический Проект, 2009. Глава 5, С. 146-152. 2. Ивин А. А. Логика: учеб. пособие для вузов. - М.: Гардарики, 2002. Глава 10, С. 241-247.
Дополнительная литература: 1. Берков В.Ф. Логика: Задачи и упражнения, Практикум. Учеб. Пособие - Мн.: НТООО "ТетраСистемс", 1998. 2. Брюшкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. Учебное пособие. - М.: Новая школа, 1996. 3. Гусев Д.А. Логика: конспект лекций с задачами. – М.: Айрис-пресс, 2005. 4. Ивлев Ю.В. Логика. – М. Проспект, 2007. 5. Карпинская О.Ю., Ляшенко О.В., Меськов В.С., Шрамко Я.В. Экспресс – логика. – М.: ИНФРА-М, 1997. 6. Минто В. Дедуктивная и индуктивная логика. Пер. с англ. С.А. Котряровского. - С.-Петербург, ТИТ “Комета”, 2001. 7. Никифоров А.Л. Общедоступная и увлекательная книга по логике, содержащая объемное и систематическое изложение этой науки профессором философии. - М.: Гнозис, Русское феноменологическое общество, 1996. 8. Рачков-Апраксин В. П. Основы логики: учеб.-метод. пособие. - Мурманск: МГПУ, 2005. Тема 12. Энтимема, полисиллогизм и сорит (практическая работа) – 2 ч.
План: 1. Энтимема. 2. Полисиллогизм. 3. Сорит.
Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Какие силлогизмы называются сокращенными? 2. Почему энтимему необходимо восстанавливать до полного силлогизма? 3. Какие силлогизмы называются сложными? 4. Как образуются сложносокращенные силлогизмы?
Задания для самостоятельной работы: 1. Восстановите энтимемы и проверьте правильность: - Этот студент не получает повышенную стипендию, так как он имеет удовлетворительные оценки по ряду предметов. - Он - пианист, так как у него длинные, гибкие пальцы. - Иванов поедет на сельхозработы как и все студенты. - Обвиняемый имеет право на защиту, а Х - обвиняемый. - Он должен быть оправдан, так как у вас нет никаких доказательств его виновности. - Поскольку это острый аппендицит, нужна немедленная операция. 2. По данному выводному суждению постройте простой категорический силлогизм: - Этот человек редко простужается. - Некоторые бюрократы честные люди. - К. будет сложно получить зачет. - В. не будет чемпионом. - С. – недисциплинированный студент. - Все кошки – позвоночные. - Агрессия вредна для здоровья. - Этот поступок заслуживает уважения. - Современная молодежь мало читает. - Конфуций – великий философ. - Ц. должен быть поощрен. - Воробьи зимой не улетают на юг. - У Волги есть исток. - Клен осенью сбрасывает листья. - Эту книгу редко спрашивают в библиотеке. - Кенгуру обитают в Австралии. - Этому автомобилю необходим ремонт. - Дети нуждаются в добром отношении. - Это рассуждение не является простым категорическим силлогизмом. - Этот человек не может работать юристом. - Честность помогает в жизни. - Курумканские горы трудны для восхождения. - Н. - воспитанный человек.
Основная литература: 1. Гетманова А. Д. Логика: учеб. пособие для студ. вузов. - Изд. 2-е. - М.: Академический Проект, 2009. Глава 5, С. 152-158. 2. Ивин А. А. Логика: учеб. пособие для вузов. - М.: Гардарики, 2002. Глава 10, С. 241-247.
Дополнительная литература: 1. Берков В.Ф. Логика: Задачи и упражнения, Практикум. Учеб. Пособие - Мн.: НТООО "ТетраСистемс", 1998. 2. Брюшкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. Учебное пособие. - М.: Новая школа, 1996. 3. Гусев Д.А. Логика: конспект лекций с задачами. – М.: Айрис-пресс, 2005. 4. Ивлев Ю.В. Логика. – М. Проспект, 2007. 5. Карпинская О.Ю., Ляшенко О.В., Меськов В.С., Шрамко Я.В. Экспресс – логика. – М.: ИНФРА-М, 1997. 6. Минто В. Дедуктивная и индуктивная логика. Пер. с англ. С.А. Котряровского. - С.-Петербург, ТИТ “Комета”, 2001. 7. Никифоров А.Л. Общедоступная и увлекательная книга по логике, содержащая объемное и систематическое изложение этой науки профессором философии. - М.: Гнозис, Русское феноменологическое общество, 1996. 8. Рачков-Апраксин В. П. Основы логики: учеб.-метод. пособие. - Мурманск: МГПУ, 2005.
Тема 13. Умозаключения с дизъюнкцией и импликацией в посылках (практическая работа) – 2 ч.
План: 1. Разделительно-категорический силлогизм. 2. Условно-категорический силлогизм. 3. Условно-разделительный силлогизм.
Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Какова содержательная сущность условно-категорического силлогизма и каковы его правильные разновидности? 2. Какие модусы условно-категорического силлогизма приводят к логическим ошибкам? В чем смысл возникающих в них логических ошибок? 3. Какова содержательная сущность разделительно-категорического силлогизма и каковы его правильные разновидности? 4. Какие умозаключения называются условно-разделительными, на какие разновидности и по какому признаку они подразделяются?
Задания для самостоятельной работы: 1. Определите посылки и заключение в следующих условно-категорических силлогизмах; определите модус и его правильность: - Если Аристотель был учеником Платона, то он учился в его Академии, а если он учился в его Академии, то он получил греческое образование. Значит, если Аристотель был учеником Платона, то он получил греческое образование. - Если клаустрофобия – это болезнь, то ее нужно лечить. Клаустрофобия - болезнь, значит ее нужно лечить. - Если данное суждение – общеутвердительное, то его субъект распределен. Данное суждение не является общеутвердительным. Значит, его субъект не распределен. - Если данное суждение - общеутвердительное, то его субъект распределен. Субъект не распределен. Значит, данное суждение не является общеутвердительным. - Если бьют в набат, значит, где-то пожар. В набат не бьют. Значит, пожара нет. 2. Определите форму, модус и правильность следующих разделительно-категоирческих силлогизмов: - Суждения бывают либо истинные, либо ложные. Данное суждение - истинно. Значит, оно не является ложным. - Это или убийство, или несчастный случай. Это не несчастный случай. Следовательно, это - убийство. - Он учится на дневном или заочном отделении. Но я знаю точно, что не на дневном. Значит, на заочном. - Умозаключение бывает непосредственным или опосредованным. Данное умозаключение - силлогизм, значит, оно не является непосредственным. 3. Определите вид дилеммы в следующих условно-разделительных силлогизмах: - Если это - острый аппендицит, то нужна немедленная операция. Если же это перитонит, то также нужна немедленная операция. Следовательно, острый ли это аппендицит или перитонит - нужна немедленная операция. - Если родится мальчик, назовем его Кирилл, а если - девочка, то назовем ее Катей. Поскольку скоро у нас родится мальчик или девочка, то у нас вскоре появится Кирилл или Катя. - Если он все-таки решится приехать, то поселится, как всегда, либо в «Полярных зорях», либо в «Меридиане». Но ни там, ни там его нет. Значит, передумал и не приехал. - Если это условный силлогизм, то в нем должна быть условная посылка, а если разделительный, то - разделительная. А поскольку ни условной ни разделительной посылки нет, то данный силлогизм не является ни условным, ни разделительным.
Основная литература: 1. Гетманова А. Д. Логика: учеб. пособие для студ. вузов. - Изд. 2-е. - М.: Академический Проект, 2009. Глава 5, С. 159-175. 2. Ивин А. А. Логика: учеб. пособие для вузов. - М.: Гардарики, 2002. Глава 10, С. 241-247. Дополнительная литература: 1. Берков В.Ф. Логика: Задачи и упражнения, Практикум. Учеб. Пособие - Мн.: НТООО "ТетраСистемс", 1998. 2. Брюшкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. Учебное пособие. - М.: Новая школа, 1996. 3. Гусев Д.А. Логика: конспект лекций с задачами. – М.: Айрис-пресс, 2005. 4. Ивлев Ю.В. Логика. – М. Проспект, 2007. 5. Карпинская О.Ю., Ляшенко О.В., Меськов В.С., Шрамко Я.В. Экспресс – логика. – М.: ИНФРА-М, 1997. 6. Минто В. Дедуктивная и индуктивная логика. Пер. с англ. С.А. Котряровского. - С.-Петербург, ТИТ “Комета”, 2001. 7. Никифоров А.Л. Общедоступная и увлекательная книга по логике, содержащая объемное и систематическое изложение этой науки профессором философии. - М.: Гнозис, Русское феноменологическое общество, 1996. 8. Рачков-Апраксин В. П. Основы логики: учеб.-метод. пособие. - Мурманск: МГПУ, 2005.
|