Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: Борисоглебская, Нижняя и Пречистенская церкви XII века в Гродно





ТЕМА: Борисоглебская, Нижняя и Пречистенская церкви XII века в Гродно

ЦЕЛЬ: Познакомить с отличительными чертами Гродненской архитектурной школы.

 

ЗАДАЧИ: 1) Развитие навыков анализа отличительных особенностей Гродненской архитектурной школы

2) Формирование умений учащихся использовать полученные знания в подготовке экскурсионных программ.

3) Воспитание художественного вкуса и чувство гордости за культурно-историческое наследие Беларуси посредством изучения учащимися древнейших памятников архитектуры своей страны.

ТИП УРОКА: Комбинированный

ФОРМА: урок импровизация

СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ: сочетание коллективных, групповых и индивидуальных способов обучения.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: иллюстративный, словесный, эвристический, проблемно-поисковый.

ОБОРУДОВАНИЕ: план-конспект.

ВРЕМЯ: 90 мин.

 

 

СТРУКТУРА УРОКА:

1. Организационный момент.

  1. Повтор пройденного материала.
  2. Постановка проблемных вопросов:
  3. Совместный поиск ответов на поставленные вопросы
  4. Осмысление и закрепление полученных знаний через анализ и обобщение материала.
  5. Самостоятельные выводы по изучаемой теме.
  6. Оценивание учащихся и дом. задание.

Домашнее задание: повтор пройденного материала.

 

Конспект урока

 

1. Борисоглебская (Коложская) церковь - памятник Гродненской архитектурной школы. Характерные черты и особенности храма. История церкви и реставрационных работ.

2. Нижняя церковь XII в: структура храма и его условное название. Система кладки, итерьер, алтарь, полы. Конструкция храма и его последующая история.

3. Пречистенская церковь XII в.: месторасположение и архитектурные особенности памятника.


Тема: Борисоглебская, Нижняя и Пречистенская церкви XII века в Гродно

 

В культурном наследии Гродно ведущую роль играют его замечательные архитектурные ансамбли. В них соседствуют памятники различных эпох и стилей, в которых нашла свое отражение сложная история города. Сохранились памятники древнерусского зодчества (остатки крепостных стен и башен, Нижняя и Борисоглебская церкви), готики, ренессанса и барокко (бернардинский костел и монастырь, Старый замок), барокко (иезуитский, бригитский и францисканский монастыри с костелами), классицизма (дом вице-губернатора Максимовича), псевдоготики (лютеранская кирха), псевдорусской архитектуры (Военный собор), модерна (бывший дом Тальгейма), конструктивизма (Дом офицеров) и других самых разнообразных направлений.

 

1. Борисоглебская (Коложская) церковь - памятник Гродненской архитектурной школы. Характерные черты и особенности храма. История церкви и реставрационных работ.

В конце XII столетия на далекой окраине Волынской земли, в Гродненском княжестве, сложилась вполне самостоятельная, хотя и не крупная, гродненская школа зодчества. Это было бесспорно доказано в монографии Н. Н. Воронина Древнее Гродно (М., 1954). Его исследование не потеряло своей научной значимости до сих пор.

Из построек Гродненской школы отнюдь не в полном виде дошла только церковь Бориса и Глеба. Другие архитектурные памятники Галицко-Волынских земель той эпохи исчезли, оставив лишь упоминания в летописях и материал для археологов. А были величественные храмы, прекрасные дворцы, мощные крепости. Из памятников зодчества XII века в Гродно обнаружены так называемая Нижняя церковь, Пречистенская церковь, терем и неизвестная по названию стена детинца. В городке Волковыске, входившем в Гродненское княжество, раскопаны фундамент и нижняя часть неизвестной церкви.

 

Таким образом, к 80-м годам XII века в Гродно уже были построены великолепные храмы:

· «Нижняя» княжеская церковь на территории Старого замка,

· Воскресенская церковь для богатых прихожан на территории Нового замка (археологи еще не установили точное место ее расположения),

· Пречистенская церковь для жителей Гродненского посада и окрестных деревень (на территории женского монастыря).

· Борисо-Глебская (Коложская) церковь

 

Коложская или Борисоглебская церковь была построена в первой половине XII века в честь святых Бориса и Глеба. Это главная достопримечательность города, так сказать, его визитная карточка. Коложа – единственная постройка Гродненской архитектурной школы, сохранившаяся до наших дней. К сожалению, и она сохранилась лишь частично: ее своды и купол исчезли давно, а во время оползня в 1853 году полностью обрушилась южная стена. Поэтому часть стен церкви сделана из обычного кирпича, а крыша - из обычного кровельного железа.

 

Свято-Борисо-Глебская (Коложская) церковь в Гродно - памятник православного зодчества XII века - жемчужина белорусской культуры. Это - старейший христианский храм Принеманья, одно из немногих сохранившихся сооружений домонгольского периода в Беларуси.

Храм не имеет прямых аналогов в древнерусской архитектуре и напоминает композицию более ранних гродненских церквей, известных по археологическим исследованиям. Этот факт даёт возможность предположить существование в конце XII века уникальной архитектурной школы - гродненской школы зодчества, что подтверждает самобытность белорусского народа.

 

Церковь была построена по заказу князей Бориса и Глеба Всеволодовичей – внуков Владимира Мономаха, и освящена в честь их небесных покровителей, святых Бориса и Глеба.

Входе археологических исследований Н. Н. Ворониным было выявлено, что монументальное строительство в Гродно велось силами мастеров, прибывших из Волыни. В самой же Волыни кирпичное строительство началось лишь в 50-е годы XII века. Позднее, видимо, в 1170-х годах, волынские строители переехали в Гродно. Таким образом, временем строительства Борисоглебской церкви можно считать 1170-е годы, а ктиторами — местных князей, или Бориса, или Глеба (Н.Н. Воронин относил храм к 1180 - м гг.). Во всяком случае, храм в Коложе упомянут в «Ипатьевской летописи», в записи, повествующей о событиях 1183 года: «Городен погоре весь и церковъ каменная от блистаниия молний и шибения грома». Надо полагать, здесь идет речь о каменной церкви во имя Бориса и Глеба.

После разрушительного пожара 1183 года, который уничтожил Соборную (или так называемую «Нижнюю») церковь древнего Гродно в княжеском детинце, Борисоглебская церковь стала главным городским храмом. В Ипатьевской летописи под 1183 год сохранилось сообщение о пожаре в Гродно: «Того же лета Городен погоре всь и церкы каменая от блистания молние и шибения грома». Летописец говорит о нескольких церквях, ведь 80-м годам XII века в Гродно, помимо Борисо-Глебской и Соборной, были построены и другие каменные храмы: Пречистенская, Воскресенская и Малая церковь, а также кирпичные княжеский терем и стены, а также, предположительно, и отдельные башни гродненского замка. Ни один город на территории Беларуси, даже Полоцк, в тот период не имел такого количества каменных построек, причем все они возведены в оригинальном стиле, больше нигде не встречающемся. Строителем Коложи считают легендарного зодчего Петра Миланега, позже работавшего в Киеве.

Церковь была возведена на высоком берегу реки Неман в нескольких сотнях метров от княжеского замка. По преданию, в конце XIV века князь Витовт ходил походом на Псков и захватил один из его пригородов - Коложу, жителей которого угнал в Гродно и поселил возле Борисо-Глебской церкви. Это место якобы стало называться Коложей, а храм с тех приобрел второе имя - Коложский. Однако историки и археологи не подтверждают факт наличия здесь городского посада и считают, что название Коложа («коложань, коложень») – это название древней языческой рощи - святилища, где позже был построен православный храм, и обозначает место, где бьют многочисленные родники.

Архитектура церкви

Архитектура церкви не имеет аналогов среди сохранившихся сооружений и напоминает композицию более раннего городенского собора — Нижней церкви, известной нам по археологическим исследованиям. Этот факт даёт возможность предположить существование в конце XII века в Гродно обособленной архитектурной школы, развивавшейся отчасти под влиянием романики.

По строительной технике Коложский храм ближе всего к зодчеству Волыни. Он воздвигнут из кирпича в технике цементной кладки. Использовался кирпич плитняковой формы. Состав цемента был особый: в него входили известь, крупный песок (жвир), уголь и битый кирпич. Кладка стен равнослойная — все ряды кирпичей ровно выходят на фасад, а швы приблизительно равны толщине кирпича. Крепость постройки изумительная, в чем сказалось благотворное влияние византийских строительных традиций.

Коложская церковь представляет собой крестово-купольный храм, трёхапсидный и шестистолпный, с дополнительным пространством в предалтарной части. Его фасады членятся плоскими трехуступчатыми лопатками, придающими храму легкость и устремленность ввысь. Кладка стен выполнена из тонкого плоского кирпича – плинфы на толстых швах из известкового раствора. Древнерусские зодчие добавили в раствор толченый кирпич, вследствие чего он приобрел розоватый оттенок. Отличительная особенность храмаотсутствие штукатурки наружных стен. Это позволяет любоваться декоративными достоинствами кирпичной кладки, в которую неповторимым цветным узором, напоминающим белорусские орнаменты, вставлены шлифованные гранитные и гнейсовые камни, а также многочисленные поливные керамические плитки, выложенные крестами различной геометрической формы. Храм органично вписывался в свое естественное окружение. Зеленая трава и камни, цветы и деревья, синь неба и воды Немана дополнялись многоцветными узорами и нарядными куполами древней святыни, являя радость жизни и мощь всесозидающей силы Бога-Творца.

Ученые обнаружили на плинфе Коложи целый ряд древних знаков. Предположительно, это клейма мастеров. Среди них есть и «буквенные» знаки, что говорит о широком распространении письменности среди наших предков. Отдельные исследователи нашли знаки и на камнях, украшающих стены храма. На этом основании они утверждают, что при строительстве Коложи использовались валуны, ранее служившие объектом языческого поклонения древних жителей Принеманья. Если это так, можно лишь восхищаться мудрости наших предков: не огнем и мечом несли они христианство по рубежам Древней Руси, а уважением к их верованиям и традициям. В то время как православные молились внутри церкви, язычники поклонялись святым камням снаружи. Постепенно они переходили внутрь храма и становились христианами. Это смелое и красивое предположение, которое сейчас невозможно подтвердить или опровергнуть. Во всяком случае, невозможно было устоять перед соблазном войти в это весьма эффектное и монументальное здание.

Внутреннее убранство церкви было под стать красоте внешних стен. Храм украшали майоликовый пол из разноцветных плиток, стройные круглые колонны, вверху переходящие в крестообразное сечение, фрески, иконы и драгоценная утварь, а также невиданной красоты «царские врата», ведущие в затемненную алтарную часть церкви. Из-под сводов и барабана купола посредством особым образом расположенных небольших узких окон в центр храма на молящихся прядями ниспадал, словно струился, свет, создавая иллюзию божественного озарения. Еще одна особенность здания - голосники (глиняные сосуды, замурованные в кладке, горловины которых выходят наружу). Они густо расположены в верхних частях стен, облегчая их вес и улучшая акустику. Усиленный голосниками, голос священника звучал весьма величественно, вдобавок, с высоты хоров ему гармонично вторили голоса певчих, подхватываемые верующими. Так храм вкупе с прихожанами являл собой божественную симфонию, воплощенную в камне, плоти и слове.

Таким образом, особенностью храма, которая больше нигде не встречается, является необычный декор стен. Возведенные из плинфы, они украшены сложным орнаментом из разноцветных гранитных камней, цветной майоликовой плитки и даже зеленоватых поливных блюд и чаш. Для особого акустического эффекта в стены вмурованы так называемые «голосники» — глиняные сосуды наподобие кувшинов.

 

Борисоглебский храм прославился в XVI веке чудотворной иконой «Коложской Богоматери». Она представляет собой неточный список с иконы Одигитрии, привезенной в 1495 году в Вильну дочерью великого князя Иоанна III Еленою, когда она вступала в брак с Александром, князем литовским. Чудотворная икона написана на полотне, наклеенном на доску.

 

При церкви с незапамятных времен существовал православный Борисоглебский мужской монастырь. Есть мнение, что храм изначально строился как монастырский, что и объясняет его относительно отдаленное расположение oт старинного города. А, значит, при храме работали иконописцы, переписывались книги, обучались грамоте наши предки, велось летописание. Одна из святынь храма - чудотворная Коложская икона Божией Матери. Она была небольшого размера, но хранилась в большом и богатом окладе. По преданию, один нищий, который долгое время носил икону на шее, перед смертью пожертвовал ее храму, желая быть погребенным у его стен. Божественный лик считался чудотворным, но был утрачен во время Первой мировой войны. В настоящее время в церкви находится копия этой иконы.

Церковь и монастырь неоднократно разоряли завоеватели, опустошали пожары, но храм обычно недолго стоял в запустении, святыню раз за разом ремонтировали. Считается, что впервые храм восстанавливал знаменитый князь-воин Давыд Городенский, который, по древней легенде, похоронен у ее стен. Отстроил ее и Великий князь Литовский Витовт. Именно у стен Коложи собирал он белорусских воинов, отправляясь на Грюнвальдскую битву. Издавна под полом церкви и у ее подножия хоронили именитых горожан, а также павших на поле битвы воинов. Во время одной из войн захватчики варварски обрушили древние своды и купол внутрь стен, засыпали их доверху землей, чтобы установить на образовавшейся площадке пушки и обстреливать осажденный Старый гродненский замок. Но Коложа вновь была восстановлена, хотя свой прежний облик она не обрела и поныне.

Date: 2015-06-07; view: 479; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию