Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В Екатеринбурге установят памятник Ваньке голому // http://www.pravda.ru/news/society/28-09-2007/239908-pamyatnik-0 4 page





[398]Смышляев В. Массовый театр и искусство // Организация массовых народных празднеств (Речи и беседы пропагандиста, №16). М.: Госиздат, 1921. С.8-9.

[399] Надо отдать должное Пролеткульту – он был первым: еще 9 апреля Президиум московского Пролеткульта принимает постановление, в котором декларирует намерения своей организации принять участие в организации праздника 1-го Мая. Предполагалось издать специальную печатную продукцию к этому дню, а также просить власти отдать Пролеткульту всю художественную часть организации праздника.

[400]Агитационно-массовое искусство. Оформление празднеств / Ред. В.П.Толстой. Серия «Советское декоративное искусство. Материалы и документы. 1917-1922». М., 1984. С.44.

[401]Встреча 1-го Мая // Известия. 1918. №87. 1 мая.

[402] К предстоящим празднествам //Известия. 1918. №208. 25 сентября.

[403]К празднику революции // Известия. 1918. №207. 24 сентября.

[404]Там же.

[405]Праздник Октябрьской революции // Известия. 1918. №244. 9 ноября.

[406]Уортман Р.С. Сценарии власти: Мифы и церемонии русской монархии. В 2-х тт. / Пер. с англ. С.В.Житомирской. М.: ОГИ, 2004. Т.1. С.18.

[407]Всегда существует проблема рецепции – что говорили и что из этого слышали. Хотя, похоже, слышали неплохо. Сличение двух текстов одной речи Ленина дает следующую картину. Речь на Открытии мемориальной доски на Красной площади 7 ноября 1917 года в Полном собрании сочинений печатается по рукописи. В современной же событию газете «Северная коммуна» эта речь пересказывается в общем отчете об октябрьских торжествах в Москве. Сравнение опорных слов, которые успел записать репортер, показывает, что мысль Ленина усваивалась и воспроизводилась адекватно. Эти слова уже были на слуху, они уже составляли структурную основу матрицы восприятия. Набор общих формул, элементов речевого конструктора, привычных языку говорящего и уху слушающего (прием, позаимствованный из фольклора) скоро станет составной частью советской культуры. Репортеру, если он уже владел этой техникой, нужно было только зафиксировать последовательность устойчивых формулировок.

Ленин: «лучшие люди»… «отдали свою жизнь»… за «свержение господства капитала».

Газетный отчет: «лучшие люди отдали свою жизнь за свержение ига капитала».

Ленин: «история России за целый ряд десятилетий нового времени показывает нам длинный мартиролог революционеров».

Газетный отчет: «вся история пролетарского движения была сплошным мартирологом».

Ленин: «на долю павших… досталось великое счастье победы».

Газетный отчет: «павшим… досталась лучшая доля – своей кровью им удалось положить начало социалистического строя».

Ленин: «капиталисты мира в ужасе и озлоблении спешат соединиться для подавления восстания»

Газетный отчет: «в момент озлобления империализма».

Ленин: «Почтим же память октябрьских борцов тем, что перед их памятником дадим себе клятву идти по их следам»

Газетный отчет: Ленин «призывает перед памятью павших дать обещание последовать их лозунгу»

Ленин: «этот лозунг – победа или смерть»

Газетный отчет: «этот лозунг – смерть или победа».

[408]Праздник Октябрьской революции // Известия. 1918. №244. 9 ноября.

[409]Праздник Октябрьской революции // Известия. 1918. №244. 9 ноября.

[410]Празднование годовщины Октябрьской революции // Северная коммуна. 1918. №127. 11 октября.

[411]Пролеткульт и октябрьские торжества // Северная коммуна. 1918. №132. 17 октября.

[412]Церемониал празднования годовщины Октябрьской революции //Северная коммуна. 1918. №49. 6 ноября.

[413]Гиппиус З. Дневники. В 2 кн. Кн.2. / под общ. ред. А.Н.Николюкина. М.: НПК «Интелвак», 1999. С.149.

[414]Пиотровский А. Годовщины // Пиотровский А.И. За советский театр! Л.: Academia, 1925. С. 51-52.

[415]Праздничное преобразование пространства шло и в других городах. В саратовских газетных отчетах о праздновании 1 Мая есть упоминание о «разукрашенных арках» и «красивых декоративных триумфальных арках на Театральной площади», говорится о разнообразии знамен, /…/, о художественно оформленных трибунах на Соколовой горе, где после демонстрации продолжалось празднование. «Через несколько недель, во время похорон жертв майского восстания в Саратове, художники принимали активное участие в оформлении и траурного шествия, и трибун, и места погребения». Ноябрьский опыт в Саратове продолжал майские эксперименты, дополненные, как и в столице, открытием памятников. «Перед всеми участниками демонстрации развертывались перспективы нарядно украшенных улиц в сочетании с бесконечно движущимися разнообразными по своему оформлению колоннами людей /…/ По пути шествия от Московской площади, где состоялся общий митинг, к месту открытия памятника Чернышевскому, демонстрантов приветствовали с балконов зданий различных государственных учреждений представители партийных и общественных организаций города и губернии. Постепенно все колонны трудящихся собрались к памятнику Чернышевского. Памятник был убран красными лентами, гирляндами зелени и задрапирован материей, с двух сторон его – сооружены огромные транспаранты. Под звуки двух оркестров и трех рабочих хоров покрывало, закрывавшее монумент, было медленно спущено и памятник открыт». К этому же празднику в Саратове был открыт и памятник Радищеву, а затем «Борцам за свободу» над братской могилой. Предполагалось также воздвигнуть здесь памятники Марксу, Энгельсу и Степану Разину. В Нижнем Новгороде, где художественная жизнь была менее активной и динамичной, к празднованию первой годовщины Октября тоже уже относились серьезно; первым же пунктом мероприятий по украшению города значилось: «Принимается предложение царский памятник на Благовещенской площади снять накануне празднества и вместо него поставить фигуру рабочего». Сперанская Е. Материалы к истории оформления первых революционных празднеств в Саратове и Нижнем Новгороде // Агитационно-массовое искусство первых лет Октября. Материалы и исследования. М.: «Искусство», 1971. С.138, 141, 147.

[416] Декреты Советской власти. Т.4. М.: Изд-во полит. литературы, 1968. С.123.

[417]П.С. Праздник первого мая. На Чернышевой площади // Вестник просвещения. 1919. №1-3. С.96.

[418]К первомайским празднествам в Москве // Известия. 1919. №81. 15 апреля.

[419]Рубин Ар. Три первых мая // Рабочий мир. 1919. №7-8-9. С.30-31.

[420]Дети //Известия. 1919. №93. 3 мая.

[421]В Городском районе //Известия. 1919. №93. 3 мая.

[422]Ко всем рабочим, ко всем трудящимся. Ко всем красноармейцам // Известия. 1919. №249. 6 ноября.

[423]Закладка памятника Я.М.Свердлову // Известия. 1919. №251. 9 ноября.

[424]Цит. по: Агитационно-массовое искусство. Оформление празднеств / Ред. В.П.Толстой. Серия «Советское декоративное искусство. Материалы и документы. 1917-1922». М., 1984. С.84.

[425]План первомайского празднества // Художественная жизнь. 1920. №2. С.25-26.

[426]К празднованию 1-го Мая // Известия. 1920. №92. 30 апреля.

[427]Закладка памятника Карлу Марксу // Известия. 1920. №94. 4 мая.

[428]Закладка памятника освобожденному труду // Известия. 1920. №94. 4 мая.

[429]Пиотровский А.И. Хроника Ленинградских празднеств 1919-22 г. // Массовые празднества. Сб. Комитета социологического изучения искусств / Предисл. Н.Извекова. Л., 1926. С. 53-84.

[430]На улицах Москвы // Известия. 1920. №251. 9 ноября.

[431]Октябрьская годовщина. Циркулярное обращение Всероссийской Центральной Октябрьской Комиссии // Вестник агитации и пропаганды. 1920.№2 (19 октября). С.12.

[432]Теперь перед праздниками будут регулярно печататься разработки материалов для агитации. В ноябре 1920 года предлагались Тезисы для агитаторов по темам: Союз города и деревни, Сельскохозяйственное строительство, Продовольственный вопрос, Топливный вопрос, К предстоящим трудовым мобилизациям, Охрана труда, Внешняя торговля Советской России, О профессиональном движении, Народное просвещение, Что дал Октябрь работнице и крестьянке, Охрана материнства и младенчества, Советская власть и народное здоровье, Советская власть и национальный вопрос в России.

[433]Там же. С.12-13.

[434]Пиотровский А.И. Хроника Ленинградских празднеств 1919-22 г. // Массовые празднества. Сб. Комитета социологического изучения искусств / Предисл. Н.Извекова. Л., 1926. С.75-76.

[435]«Уже в первые послереволюционные годы для организации празднований в стране (прежде всего годовщин революции) создавались Всероссийские Центральные Комиссии, а после образования СССР – и Комиссии при Президиуме ЦИК СССР … И те, и другие официально возглавлялись председателем ВЦИК, а затем ЦИК СССР М. И. Калининым. 5 октября 1920 г., незадолго до третьей годовщины революции, на совещании в отделе агитации и пропаганды ЦК РКП(б) (которому предшествовал выход циркуляра ЦК о праздновании) принимается решение централизовать все дело подготовки празднования… На первом заседании Всероссийской Центральной Комиссии по проведению Октябрьских торжеств 7 октября 1920 г. было решено “войти” во ВЦИК с предложением издать циркуляр о создании Октябрьских комиссий в губерниях уездах, волостях». Малышева С. Советская праздничная культура в провинции: пространство, символы, исторические мифы (1917-1927). Казань: Рутен, 2005. С. 63-64.

[436] Цехновицер О. Демонстрация и карнавал. К десятой годовщине Октябрьской революции. Л., 1927. С.15.

[437]Луначарский А. О народных празднествах // Организация массовых народных празднеств (Речи и беседы пропагандиста, №16). М.: Госиздат, 1921. С.3.

[438]Там же. С.4.

[439]Пиотровский А.И. Хроника Ленинградских празднеств 1919-22 г. // Массовые празднества. Сб. Комитета социологического изучения искусств / Предисл. Н.Извекова. Л., 1926. С.72-73.

[440]Луначарский А. О народных празднествах // Организация массовых народных празднеств (Речи и беседы пропагандиста, №16). М.: Госиздат, 1921. С.6.

[441]Луначарский А.В. Нет праздника без музыки // Луначарский А.В. О массовых празднествах, эстраде и цирке. М.: Искусство, 1981. С.103.

[442]Луначарский А.В. Революция и искусство // Луначарский А.В. Искусство и революция. Сборник статей. М.: «Новая Москва», 1924. С.34.

[443]Там же. С.35.

[444]Разрабатывая предложенный режиссером и художником сценарий, Луначарский объяснял: «Только сценарий товарищей Марджанова и Рабиновича представляется в идее целиком отвечающим массовому действию, к чему они подошли путем включения в действие монументальной бутафории». В.И.Ленин и А.В.Луначарский. Переписка. Доклады. Документы. Лит. Наследство. Т.80. М.: Наука, 1971. С.662.

[445]Пиотровский А.И. За советский театр! Л.: Academia, 1925. С.17.

[446]Пиотровский А.И. Хроника Ленинградских празднеств 1919-22 г. // Массовые празднества. Сб. Комитета социологического изучения искусств / Предисл. Н.Извекова. Л., 1926. С. 73.

[447]Поиски новых элементов праздничного ритуала шли постоянно. Например, частью Первомая 1921 года в Петрограде стала массовая торжественная присяга Красной Армии - многоголосое чтение присяги частями происходило вокруг автомобилей-трибун. Шествие знаменосцев обходило площадь, а аэропланы сбрасывали красные бумажные звезды. К 1923 году был выработан ритуал переименования заводов («обряд заводских крестин») – с инсценировкой местной истории, хоровым пением, массовым обходом всей территории с факелами и знаменами в руках и прибитием новой вывески при ударах наковальни. Популярными стали и такие формы как акты передач (новых самолетов или танков Красной Армии), открытий (Дворцов культуры или больниц), пуска (цехов и вузов).

[448]Для театральных режиссеров интересна оказалась обрядовая сторона действа. С одной стороны они видели ее в происходящем. «О бряд, как результат канонизации тех или иных однажды изобретенных (или постепенно возникавших), явлений. Так, ежегодные процессии к могилам народных героев могут стать обрадно-канонизированными уже со дня возведения памятника или застыть в обряд только после многолетних импровизированных поминок павших. Параллельно с процессом канонизации происходит характерное для сущности обряда выветривание эмоции, когда-то родившей застывшие впоследствии слова и жесты, эмоции-причины, при непременном наличии некоторой другой, вторичной эмоции следствия или ассоциации». (Радлов С. Обряд и театр // Радлов С. Статьи о театре. Пг.: Мысль, 1923. С.61-62). Это наводило на размышления о природе обряда: «Обряд - канонизация явлений, созданных великим творческим напряжением, церемониальная манифестация обретенной, раз навсегда установленной (хотя бы субъективно!) истины. Состояние после действия давно отшумевшего. Статика в результате динамики, достигшей своего кульминационного пункта» (Там же. С. 63). И позволяло мечтать о том, что это сможет изменить современный театр. «Но сама мысль о расширении театра за черту непосредственного искусства, разве она не висит в воздухе? Массовые празднества, вводящие в “зрелище” “настоящие” движения “настоящих” военных и рабочих масс (парад, манифестация), художественные кружки рабочих клубов с одной стороны, затеи в роде “обрядового театра” с другой, разве они не говорят об одном, о жажде водрузить над “иллюзией” и “условностью” новую реальность театрального действия?» (Пиотровский А.И. Обрядовый театр // Пиотровский А.И. За советский театр! Л.: Academia, 1925. С.42)

[449]Радлов С. Статьи о театре. Пг.: Мысль, 1923. С.44.

[450]Цит по.: Агитационно-массовое искусство. Оформление празднеств / Ред. В.П.Толстой. Серия «Советское декоративное искусство. Материалы и документы. 1917-1922». М., 1984. С.64.

[451]Малышева С. Советская праздничная культура в провинции: пространство, символы, исторические мифы (1917-1927). Казань: Рутен, 2005. С. 216-217.

[452]Выдержка из сообщения информационного бюро Комитета по проведению празднования 1 годовщины Октября об организации октябрьских торжеств в Москве приведена в кн.: Агитационно-массовое искусство. Оформление празднеств / Ред. В.П.Толстой. Серия «Советское декоративное искусство. Материалы и документы. 1917-1922». М., 1984. С.65-66.

[453]Цехновицер О. Празднества Революции. Л.: Прибой, 1931. С.87.

[454]Там же. С.88.

[455]Там же. С.141-142.

[456]Там же. С.142-143.

[457]Например, сохранилось фотография макета студентов ВХУТЕИНа: робот – конструктивистский рабочий по-видимому - на фоне знамен, под левой рукой неопознанный объект с надписью «Мир принадлежит нам».

[458]Носов С. Тайная жизнь петербургских памятников. СПб.: Лимбус Пресс, ООО «Издательство К.Тублина», 2008. С.6-7.

[459]Луначарский А.В. Искусство и революция. Сборник статей. М.: «Новая Москва», 1924. С.99-100.

[460]Луначарский А.В. Ленин и искусство // Луначарский А.В.Воспоминания и размышления. М., 1968. С.194.

[461]Луначарский А.В. Ленин о монументальной пропаганде // Луначарский А.В. Воспоминания и размышления. М., 1968. С. 197.

[462]Павлюченков А.С. Памятники революционной России. М., 1986. С.70.

[463]К октябрьским торжествам // Правда. 1919. №246. 2 ноября.

[464]«Скульптор я была неопытный и каркас для бюста сделала некрепко. Когда работа была почти закончена, многопудовая скульптур рухнула. Хорошо, что я успела вовремя отскочить. Пришлось все начинать сначала». Мануилова О.М. Страницы воспоминаний. Фрунзе: Кыргызстан, 1980. С.30.

[465]Перевод в гранит бюста Лассаля Синайским едва ли не единственный пример этого дела, доведенного до конца.

[466]Виноградов Н.Д. Воспоминания о монументальной пропаганде в Москве // Искусство. 1939. №1. С. 37.

[467]Грабарь И. Актуальные задачи советской скульптуры // Искусство. 1933. №1-2. С.155.

[468]Это чрезвычайно ценное свидетельство – прежде о случайности списка в 1918 году упоминал в письме к Ленину Луначарский («пестрый список пятидесяти героев»), позже прямо об этом не будет говориться нигде, что позволит исследователям искать смыслы в самих именах чествуемых.

[469]Терновец Б.Н.Русские скульпторы. М.: ГИЗ, 1924. С.46-47.

[470]Терновец Б.Н. Скульптура Дворца Советов // Терновец Б.Н. Письма. Дневники. Статьи. М.: Сов.художник, 1977. С.285.

 

[471]Терновец Б.Н. Избранные статьи. М., 1963. С.15-16, 21-25.

[472]В обществе учителей истории // Петроградский учитель. 1918. №17-18 (20 июля). С.8-10.

 

[473]Ярошевский А. К постановке курса истории в трудовой школе // Педагогическая мысль. 1920. №4-6. С. 24-42.

 

[474]Ленин В. И. ПСС. 5-е изд. Т.53. М.: Издательство политической литературы, 1965. С.142.

[475]Подробности процесса советизации науки и образования описаны в соответствующей главе Э. И. Колчинским в коллективном труде «Наука и кризисы».СПб.: «Дмитрий Буланин», 2003. С.440-549.

[476]Малышева С. Советская праздничная культура в провинции: пространство, символы, исторические мифы (1917-1927). Казань: Рутен, 2005. С.130-131.

[477]Вечер памяти Карла Маркса // Правда. 1918.№178. 22 августа.

[478]Советская конституция на мраморе // Северная коммуна. 1919. №15. 21 января.

[479]Конкурс сценариев памяти Октябрьской революции // Северная коммуна. 1919. №11. 16 января.

[480]Машковцев Н. Революция и памятники // Художественная жизнь. Бюллетени художественной секции народн. Комис-та по просвещению. 1919. №1 (декабрь). С.4-5.

[481]Красная Москва. 1917-1920. М., 1920. Ст. 561.

[482]Там же. Ст.561, 562.

[483]Виноградов Н. «Пусть памятники станут агитаторами…»/ Публ. В Шумкова // Панорама – 9. М.: Молодая гвардия, 1977. С.5-23.

[484]Либкнехт В. Роберт Оуэн. М.: Отдел Издательства и Книжной Торговли Московского Совета Р. и К.Д., 1919. 32 с.

[485]Фриче В. Эмиль Верхарн. М.: Отдел Издательства и Книжной Торговли Московского Совета Р. и К.Д., 1919. 32 с.; Фриче В. Эмиль Золя. М.: Отдел печати Московского Совета Р. и К.Д., 1919. 48 с.

[486]Фриче В. Эмиль Золя. М. Отдел печати Московского Совета Р. и К.Д., 1919. С.41.

[487]Там же. С.29.

[488]Там же. С.46.

[489]Фриче В. Эмиль Верхарн. М.: Отдел Издательства и Книжной Торговли Московского Совета Р. и К.Д., 1919. С.10.

[490]Там же. С.29-30.

[491]Там же. С. 38.

[492]Ольминский М. М.Е.Салтыков-Щедрин.М.: Отдел Печати Московского Совета Р. и К.Д., 1919. 50 с.

[493]Там же. С. 6,7.

[494]Там же. С.12.

[495]Там же. С.26, 31, 33.

[496]Там же. С.34, 40.

[497]Там же. С.41.

[498]Там же. 43.

[499]Фирсов В. Стенька Разин – вольный атаман. М.: Отдел Издательства и Книжной Торговли Московского Совета Р. и К.Д., 1919. 48 с.

[500]Там же. С.29.

[501]Там же. С.46.

[502]Белоусов И. Тарас Григорьевич Шевченко. М.: Отдел Печати Московского Совета Р. и К.Д., 1919. 64 с.

[503]Там же. С.22.

[504]Эрес. Врубель. М.: Отдел печати Московского Совета Р. и К.Д., 1919. 62 с.

[505]Там же. С.29.

[506]Там же. С.34.

[507]Там же. С.38.

[508]Там же. С.62.

[509]Лунин Н.М. (Антонов Н.) Максимилиан Робеспьер (1758-1794). М.: Государственное Издательство, 1919. 130 с.

[510]Там же. С.118.

[511]Там же. С.124.

[512]«Самой лучшей монументальной скульптурой» с точки зрения отдела ИЗО Наркомпроса, явился памятник Бакунину, изготовленный Б. Д. Королевым. Здесь явно чувствовалась формалистическая линия этого отдела, по вине которого в эти годы постоянно срывалась работа по монументальной пропаганде. Памятнику этому не повезло, несмотря на явные симпатии к нему отдела ИЗО». Виноградов Н. «Пусть памятники станут агитаторами…»/ Публ. В Шумкова // Панорама – 9. М.: Молодая гвардия, 1977. С.22.

[513]Красная Москва. 1917-1920. М., 1920. Ст. 563.

[514]Кириченко Е.И. Запечатленная история России. Монументы XVIII – начала XX века. Книга 2. Архитектурные ансамбли и скульптурный памятник. М.: Жираф, 2001. С.294.

[515]Эта спутанность эмоционального и аналитического, настоящего и прошлого характерна для того времени. Н.Евреинов, комментируя инсценировку «Штурма Зимнего», объяснял режиссерскую задачу: сделать так, «чтобы камни заговорили». Агитационно-массовое искусство. Оформление празднеств / Ред. В.П.Толстой. Серия «Советское декоративное искусство. Материалы и документы. 1917-1922. М., 1984. С.114.

С.Радлов, вспоминая практику массовых зрелищ, употребляет выражение «спектакли-памятники», которые прошли, но «память о них пережила их надолго и… в представлении зрителей они отразили всю грандиозность и размах событий, нами переживаемых» Агитационно-массовое искусство. Оформление празднеств / Ред. В.П.Толстой. Серия «Советское декоративное искусство. Материалы и документы. 1917-1922. М., 1984. С.170.

[516] Новое летоисчисление // Известия. 1919.№17. 25 января.

 

[517]Бонч-Бруевич В.Д. Владимир Ильич и украшение красной столицы // Бонч-Бруевич В.Д. Избранные сочинения в 3-х тт. Т.3. М., 1963. С.366.

[518]Барабанов Н. Картины октябрьских празднеств // Вестник жизни. 1919. №3-4. С.116-120.

[519]Склонность к символическому прочтению у аудитории и власти (т.е. толкователей) оказывается порой даже сильнее, нежели непосредственно у художников (создателей). Скульптор Шервуд вспоминает о постановке памятника Герцену: «Чтобы достичь монументальной декоративности и победить огромное пространство Невы, на фоне которой должен был стоять памятник, я решил использовать в скульптуре цвет, окрасив бюст под красную терракоту. Анатолий Васильевич <Луначарский> пожурил меня за это, сказав, что Герцен по существу не был революционером террористом». Шервуд Л.В. Путь скульптора. Л.: Искусство, 1937. С.53-54.

С другой стороны, художники готовы были подыграть подобным настроениям: «Во время установки (мемориальной доски – С.Е.) мы дневали и ночевали у Кремлевской стены. Во время работы ночью стояла охрана и горел костер. Проходившие спрашивали: “Что тут происходит?” А одна старушка поинтересовалась: - Кому это, батюшка, икону ставят? - Революции, - ответил я ей. - Такую святую я слышу в первый раз. - Ну что ж, запомни!» Коненков С.Т. Воспоминания. Статьи. Письма. В 2-х кн. Кн.1. Мой век. М.: Изобразительное искусство, 1984. С.175.

 

[520]Крайний К. Художественные итоги октябрьского празднества // Вестник жизни. 1919. №3-4. С.120-122.

[521]Пумпянский Л. Октябрьские торжества и художники Петрограда // Пламя. 1919. №35. С.11-16.

[522]Пумпянский Л. Искусство и современность. Очерк второй. Два памятника // Пламя. 1919. №37. С.8-10.

[523]Пумпянский Л. Искусство и современность. Очерк тринадцатый. Выставка эскизов на темы великой русской революции // Пламя. 1919. №51. С.6-8.

[524]А.А.Сидоров. Два года русского искусства и художественной деятельности // Творчество. 1919. №10-11. С.38-44.

 

[525] Встреча 1-го Мая // Известия. 1918. №87. 1 мая.

[526]Октябрьские торжества в Москве. Красная площадь // Год пролетарской революции. 1918. №3. 9 ноября.

[527]В Петрограде. Празднование годовщины // Известия. 1920. №252. 10 ноября.

[528]Трофеи на Красной площади // Известия. 1919. №93. 3 мая.

[529]Г.Зиновьев. Петроградские рабочие и петроградский совет // Вестник петроградского агитатора. 1921. №11. С.3-7.

[530]Декреты Советской власти. Т.3. М.: Изд-во полит. литературы, 1964. С.403-404.

[531]Эфрос А. Интернационализация алфавита // Москва. 1920. №5. С.18.

[532]Там же. С.19.

[533]Коцын Б. Международный язык «Эсперанто» // Вестник работников искусств. 1921. №4 -6. С.56.

[534]Там же. С.57.

[535]Там же. С.57.

[536]Там же. С.58.

[537]М.Горький об Эсперанто //Вестник работников искусств. 1921. №7-9. С.37-38.

[538]Киселев И. Революция и язык // Вестник жизни. 1919. №6-7. С.33-43.

[539]Арватов Б. Пути пролетариата в изобразительном искусстве // Пролетарская культура. 1920. №13-14. С. 67-77.

[540]Пиотровский А. Пролетариат и искусство. (Наша политика в искусстве) // Вестник политпросвета. 1921. №1. С.8.

[541]Пиотровский А. О художественной агитации // Вестник политпросвета. 1921. №1. С.16.

[542]Коган П.С. О завоевании художников // Вестник работников искусств. 1921. №10-11. С.40-42.

[543]Агулянский А. Пролетарские праздники и работники искусств // Вестник театра и искусства. 1921. №13. С.1.

[544]Н.К.Крупская об искусстве // Зрелища. 1922. №15. С.21.

[545]Красный Пинкертон. Н.Бухарин о кино и зрелищах (передовая) // Зрелища. 1922. №12. С.9.

[546]Рейснер М.А. Интеллигенция, как предмет изучения в плане научной работы //Печать и революция. 1922. №1. С.99-100.

[547]В начале 20-х чаемое обретается на пути религиозных поисков. За что яростно клеймится теми, кто считает, что путь к царству Божию и вечной жизни теперь точно проходит по земле.

«Христос пожалел человечество. Не надо жалеть человечество. Жизнь, судьба и великий Демиург не ведают жалости. И потому жив Христос в эпохи подготовки духовного переворота, но в самом процессе революции мало отведено места для словесного Христа. Христос, это словесность, словесная часть, программа, воззвание, проповедь, божественный политотдел, или – в личном воплощении – небесный Луначарский со всем аппаратом пролеткультов и сорабисов. Я в Боге и Бог во мне, неистовый Бог разрушения и творчества». Тан. Неистовый Бог революции // Новая Россия. 1922. №2. С.75-81.

«Это самое обыкновенное лицо русского обывателя. На нем растерянность и беспомощность. Неспособность сколько-нибудь далеко видеть. Отчаяние, перемежаемое чувством мести и злобы. Срывание обид на первом попавшемся и случайном. А главное – безудержное, горячечное, почти безумное стремление все вернуть назад, поставить так, как стояло тогда, чтобы было твердо, спокойно, как прежде, как прежде. И по правде сказать, на Руси сохранилось единственное место, где по крайней мере в главном все осталось по-прежнему. Или по крайней мере почти как по-прежнему. Это церковь, костел, мечеть и синагога. И только естественно, что к религии массами пошел интеллигент». М.Рейснер. Интеллигенция и церковь // Рассвет. 1922. №1. С. 95-100.

[548]Мемориальная доска на Красной площади // Творчество. 1918.№7. С.26-27. Первое место тогда досталось Сергею Коненкову, с его индейскими ассоциациями, но были и другие, не менее причудливые, варианты. Например, барельеф А.Гюрджана с изображением «последнего решительного боя», даваемого пролетариатом, руководимым самим Гением Свободы, рядом с которым две мощные полуобнаженные фигуры рабочих. Или проект А.Бабичева – одна обнаженная фигура опирается на меч, вторая - лежит в склепе. Так что конкурсы этого времени давали также тот же странный выбор – на безрыбье и рак рыба.

 

 

[549]Виноградов Н.Д. Воспоминания о монументальной пропаганде в Москве // Искусство. 1939. №1. С. 43.

 

[550]Михайлов-Дорокович. Памятник Марксу С.Алешина // Искусство трудящимся. 1924. №3. С.19.

[551]В.И.Ленин и А.В.Луначарский. Переписка. Доклады. Документы. Лит. Наследство. Т.80. М.: Наука, 1971. С.132.

[552]В.И.Ленин и А.В.Луначарский. Указ. соч. С.147.

[553]Фигуру перед Моссоветом изваял Н.Андреев, заслуги же Меркурова перед советской властью были в том, что он удачно продал уже изготовленные до революции памятники Толстому, Достоевскому и Человеческой Мысли, а также поучаствовал в ленинском проекте 1918-1919 годов, создав вполне халтурный памятник Верхарну.

[554]В.И.Ленин и А.В.Луначарский. Переписка. Доклады. Документы. Лит. Наследство. Т.80. М.: Наука, 1971. С.148.

[555]Ленин В. И.. Полн. собр. соч. 5 изд. Т.51. М.: Издательство политической литературы, 1965. С.182.

[556]Луначарский А.В. Ленин и искусство // Луначарский А.В. Воспоминания и впечатления. М.: Советская Россия, 1968. С.192. Комментарий Председателя Совнаркома при осмотре модели алешинского памятника звучал так: «Анатолий Васильевич, особенно скажите художнику, чтобы голова вышла похожей, чтобы было то впечатление от Карла Маркса, какое получается от хороших его портретов, а то как будто сходства мало».

[557]Цит. по: Советское монументальное искусство. Материалы и документы. 1924-1932. часть 1.1924-1927 / Отв. ред. В.П.Толстой. М., 1991. С.208.

[558]«Это … вопрос о путях и формах привлечения мысли и мастерства самих художников к выполнению заданий нового заказчика, пришедшего на смену меценату, буржуа и бюрократу, заданий организованной массы и советской общественности». Хвойник И. О конкурсном соревновании // Искусство трудящимся. 1925. №41. С.3.

[559]День А.Н.Островского в Москве // Всемирная иллюстрация. 1923. №9. С.1. Конкурс на памятник Островскому в1920 году собрал рекордное число участников, новсе эскизы, числом около 100, были признаны слабыми, в результате памятник заказали Н.Андрееву, который в конкурсе участвовал также неудачно, но уже зарекомендовал себя как профессионал и как человек лояльный. К юбилею театра в 1923 году была проведена торжественная закладка, памятник открыт только в 1929.

[560]Молодой скульптор И.Д.Шадр…<фоторепортаж> // Всемирная иллюстрация. 1923. №11. С.6-7.

[561]Исаков С. Памятники // Жизнь искусства. 1923. №29. С.3-4.

[562]Памятник Плеханову // Жизнь искусства. 1923. №42. С.17.

[563]Ростовцев-Жилин П. К постановке памятника Плеханову // Жизнь искусства. 1923. №45. С. 14.; Могилевский Н. Казанский собор – дом имени Плеханова // Жизнь искусства. 1923. №49. С.18.; Холенков А. Может ли Казанский собор быть домом имени Плеханова // Жизнь искусства. 1923. №51. С. 20.

[564] Лежнев И. Письмо проф. Н.В.Устрялову // Россия. 1923. №9. С.10.

Date: 2015-06-07; view: 577; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию