Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
КатарсисСтр 1 из 11Следующая ⇒
Катарсис - слово, которым в греческой трагедии обозначалось финальное очищение через страдание, как мы помним, в психотерапию было введено З.Фрейдом. В групповой психотерапии этап катарсиса очень важен и требует как высокого мастерства психотерапевта, так и соответствующей готовности группы. Психотерапевт, как хороший режиссер, подводит группу или создает соответствующую групповую атмосферу (в зависимости от стиля руководства группой) к публичному «вскрытию нарывов»: неприемлемых для сознания чувств и мыслей, тщательно скрываемой от самого себя вины, стыда, ненависти; к совместному их обсуждению, признанию и «покаянию» и через это - к очищению, облегчению. Процесс организации катарсиса в группе требует исключительного мастерства, такта и интуиции, учета индивидуально-психологических особенностей членов группы. В любом случае необходимо руководствоваться главной заповедью врача: не навреди! При недостаточной уверенности в адекватной психической реакции отдельных членов группы или в собственном психотерапевтическом мастерстве от этого этапа лучше воздержаться или провести его в более мягкой форме, тонко предупреждая возможности нежелательных (как для отдельного индивида, так и для всей группы) эмоциональных реакций. Можно просто подвести группу к обсуждению наболевших скрытых проблем, постепенно (а не взрывом) раскрывая и обсуждая их, вовремя наступая на проблему и своевременно отступая от болевой точки при опасности потери контроля над ситуацией и усугубления психической травмы или распада группы (что нередко случается). Требования к групповому психотерапевту. Даже кратко перечисленные нами особенности групповой терапии показывают, что специалист этого профиля должен обладать целым рядом специфических умений и навыков. Подготовка такого специалиста, как правило, проходит те же стадии, что и подготовка большинства психотерапевтов различных направлений: обучение, стажировка под руководством специалиста, самостоятельная деятельность. На первой стадии он постигает теоретические основы и практические приемы психотерапии; на второй стадии - проходит стажировку в группе под руководством квалифицированного психотерапевта; на третьей стадии - принимает активное участие в работе группы. Здесь могут быть и определенные переходные этапы внутри стадий, точнее, разные стадии накладываются друг на друга: одна еще не завершилась, а другая уже началась. Так, первая стадия (обучение практическим приемам) продолжается и совершенствуется и на второй, и на третьей стадиях (стажировка и личное участие). В процессе второй стадии (стажировки) стажер не остается пассивным, а постепенно все более активно участвует в работе группы как ее член (то есть уже входит в третью стадию). А в третьей стадии он тоже проходит определенные этапы от участия в работе как рядового члена группы до освоения и применения различных стилей руководства группы (в том числе и с позиции ее активного участника - идеального партнера). Считается, что наилучшие условия для практического становления специалиста групповой психотерапии создаются в группах тренинга, так называемых Т-группах. Так как по условиям этих групп в них руководство периодически переходит от одного участника к другому, то каждый может достаточно быстро (по горячим следам) оценить, какой эффект та или иная манера руководства группой оказывает на ее непосредственных участников, и внести необходимые коррективы в свой стиль руководства. Кроме знания ранее упомянутых ролей и норм групповой терапии, важно знание и соблюдение (не только психотерапевтом, но и всеми участниками) требований внутригрупповой этики. Эти нормы и требования имеют некоторые различия у разных авторов и даже в отдельных группах. Однако главное требование для всех - уважение личной свободы выбора каждого на участие в групповом процессе и его отдельных фрагментах. Другим важным требованием является обязательное соблюдение не только психотерапевтом, но и каждым членом группы конфиденциальности, то есть то, что произносится или делается в группе, не выносится за пределы группы. Без уверенности в такой конфиденциальности ни о каком полном самораскрытии членов группы не может идти речи, а значит, не может быть решена главная задача групповой психотерапии. Date: 2015-06-07; view: 399; Нарушение авторских прав |