Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задачи и упражнения





1. Будут ли нарушены требования закона тождества при отождествлении понятий в приведенных ниже примерах?

- Конституция. Основной закон государства.

- Нравоучение. Проповедь.

- Прибыльность. Рентабельность.

- Ложь. Неправда.

- Адвокат. Адвокатишка.

- Эффектный. Эффективный.

- Неправовая норма. Моральная норма.

- Персона. Персонаж. Персоналия.

- Дельный. Деловой. Деловитый.

- Героика. Героизм. Геройство.

2. Подберите русские синонимы к выделенным словам, чтобы не нарушить закон тождества:

Сентиментальная женщина. Полная апатия. Древняя легенда. Говорить с большим пафосом. Получить анонимное письмо. Быть оптимистически настроенным человеком. Воздвигнуть монумент. Массивное здание. Массовые демонстрации. Привести необходимые аргументы. Читать мемуары.

 

3. Будут ли нарушены требования закона тождества при отождествлении содержания суждений в приведенных ниже парах?

- Это решение начальника отдела необоснованно. Это решение начальника отдела не является обоснованным.

- Водитель автомобиля совершил аварию. Причина аварии заключается в действиях водителя автомобиля.

- Некоторые правонарушители несовершеннолетние. Некоторые правонарушители не являются несовершеннолетними.

- Некоторые политологи – преподаватели общественных дисциплин в вузах. Некоторые преподаватели общественных дисциплин в вузах – политологи.

- Ни один невиновный не должен быть осужден. Ни один осужденный не должен быть виновным.

- Не все студенты сдали зачеты. Некоторые студенты не сдали зачеты.

- Некоторые студенты сдали зачеты. Многие студенты сдали зачеты.

- Все студенты сдали зачеты. Каждый из студентов сдал зачеты.

 

4. Объясните, почему данные суждения являются неопределенными:

- Федор Федорович очень гордился этой операцией.

- Правые колеса автомобиля вследствие опьянения сошли с дороги, и он опрокинулся.

- Утром все получили новые наряды.

- Кислов причинил ему укус зубами пальцев правой руки.

- Категорически отвергаю обвинение, что я будто мелкий хулиган, поскольку я человек с высшим образованием.

- Планировать приходилось в трудных условиях.

- С начала нашей супружеской жизни муж лишился свободы.

- Я помню его, когда был еще ребенком.

- Она спрятала в карман записку от мужа.

 

5. Опираясь на закон противоречия, установите, могут ли быть одновременно истинными или одновременно ложными данные пары суждений:

- В некоторых государствах существует монархическая форма правления. В некоторых государствах нет монархической формы правления.

- Все студенты первой группы подготовились к зачету по логике. Некоторые студенты первой группы не подготовились к зачету по логике.

- Не каждый орган государства имеет полномочия на издание нормативных актов. Все органы государства имеют полномочия на издание нормативных актов.

- Окна на всех этажах дома были ярко освещены. Окна были ярко освещены на многих этажах дома.

- Большая часть машин находилась в парке. В парке не было ни одной машины.

 

6. Опираясь на закон исключенного третьего, установите, могут ли быть одновременно ложными данные пары суждений:

- Некоторые студенты 1-го курса сдали зачет по иностранному языку досрочно. Ни один студент 1-го курса зачет по иностранному языку досрочно не сдавал.

- Всякая наука имеет свой предмет исследования. Ни одна наука своего предмета исследования не имеет.

- Всякое нарушение права является общественно опасным. Ни одно нарушение права не является общественно опасным.

- Каждая юридическая норма относится к определенному институту права. Ни одна юридическая норма не относится к определенному институту права.

 

7. Укажите рассуждения, в которых нарушены требования закона достаточного основания:

- Поляков изучает высшую математику, так как он студент технического вуза, а в технических вузах все студенты изучают высшую математику.

- Семенов – студент, ведь он сдает экзамены.

- Правый глаз чешется – радоваться, левый – плакать.

- Это сложное разделительное суждение, потому что к условным его отнести нельзя.

- Студенту Н. следует поставить зачет, так как он уезжает в командировку.

- Данное умозаключение построено правильно, так как его посылки – истинные суждения.

 

8. Укажите, требования каких формально-логичес-ких законов нарушены и в чем суть этих нарушений:

- Два мальчика перешли речку вброд. На берегу один из них сказал другому: «Ты-то весь мокрый, а я даже брюки не замочил». «Тебе не привыкать, – ехидно заметил тот, – ты всегда сухим из воды выходишь».

- На практических занятиях студент, обращаясь к преподавателю, спросил: «Можно ли наказывать человека за то, что он не сделал?». «Нет, конечно», – ответил преподаватель. «Тогда, пожалуйста, не наказывайте и меня, - говорит студент, - я сегодня не сделал домашнего задания».

- 5 – это одно число. 3 и 2 – это 5. Значит, 3 и 2 – одно число.

- 3 и 2 – это два числа. 3 и 2 – это 5. Значит, 5 – это два числа.

- Невозможно съесть яйцо натощак: откусив яйцо один раз, будешь уже есть яйцо не натощак.

- Всадник не может сойти с лошади. Если он сойдет с лошади, то это будет уже не всадник. Следовательно, не всадник, а пеший сошел с лошади.

- Студент покраснел, следовательно, он виноват.

- В этой курсовой работе не раскрыто основное содержание темы, но она все же заслуживает хорошей оценки.

- Вода тушит огонь, потому что она жидкая и холодная.

Рекомендуемая литература

Демидов И. В. Логика: учеб. пособие. – М., 2000. –Разд. 6. – С. 138-154.

Демидов И.В. Методические рекомендации и практические задания студентам для самостоятельной работы по изучению дисциплины «Логика». – М., 2005. – С. 106-122.

Демидов И.В. Сборник логических задач (для самостоятельной работы студентов в межсессионный период): учебно-методическое пособие. – М., 2007. – С. 3- 16.

Каверин Б.И., Демидов И.В. Логика для юристов: учеб. пособие для вузов. – М., 2004. – С. 148-166.

Date: 2015-06-07; view: 913; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию