Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовые основы специального образования

 

Важнейшим благом для человека являются его права и свободы. Защита этих прав и свобод, социальная защита населенияи механизм реализации ее базируются на конституционно-правовых установлениях и международных актах о правах и свобод человека. Международные правовые документы о гражданских, политических, экономических, социальных и культурных правах провозглашают и признают права всех людей на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, достоинство, свободу убеждений, слова, религии, мирных собраний и ассоциаций, право на труд, отдых, социальное обеспечение, защиту материальных и моральных интересов.

Особо значимым в системе общепризнанных свобод и прав че­ловека является право на образование. Это основополагающее право всех граждан. Ни один ребенок или подросток не может быть лишен этого права по причине умственного или физического недостатка, равно как и по признаку пола или принадлежности к этническому меньшинству.

Право всех детей на образование закреплено в ряде важнейших международных документов (во Всеобщей декларации прав чело­века, в Конвенции о правах ребенка и др.) и находит отражение в законодательных актах Российской Федерации, гарантируется государством в главном его Законе - Конституции РФ.

Права лиц с умственными и физическими недостатками в тече­ние длительного времени являются предметом пристального вни­мания со стороны международного сообщества. К настоящему времени разработан и принят целый ряд документов Организации Объединенных Наций по этой проблеме:

Всеобщая декларация прав человека;

Декларация о правах инвалидов;

Декларация о правах умственно отсталых лиц;

Конвенция о правах ребенка;

Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов.

В соответствии с принципами и целями, провозглашенными Уставом ООН и Всеобщей декларацией прав человека, люди с ог­раниченными возможностями любой категории могут не только осуществлять весь комплекс гражданских, политических, эконо­мических, социальных, культурных прав, закрепленных в этих и других документах, но и пользоваться признанным за ними пра­вом осуществлять их на равных условиях с другими людьми.

Среди этих документов Всеобщая декларация прав человека явилась отправным пунктом для разработки многих других доку­ментов по этой проблеме. Было обращено особое внимание на необходимость обеспечения защиты детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями.

Генеральная Ассамблея ООН 20 ноября 1989 г. приняла Кон­венцию о правах ребенка - «великую хартию вольностей для де­тей, мировую конституцию прав ребенка». Главная цель Конвен­ции - максимальная защита интересов ребенка. Ее положения сводятся к четырем важнейшим требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. Статья 23 посвящена детям с ограниченными возможностями, а также подтверждению права «неполноценного в умственномили физическом отношении ребенка на достойную жизнь в обществе».Пункт 3 этой статьи предусматривает приоритетное удовлетворение особых потребностей такого ребенка в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания,восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности.

Не менее значимой является Декларацияо правах инвалидов,
принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1975 г. Она провозгла­шает равенство гражданских и политических прав лиц с ограниченными возможностями. Кроме того онидолжны пользоваться особыми правами в предоставлении им специальных услуг, которые позволили бы этим лицам достигать максимального проявле­ния своих возможностей и ускоряли бы процесс их интеграции в общество.

Декларация ООН о правах умственно отсталых лиц (1971) на­правлена на коренное изменение отношения общества к этой категории населения. Этот документ провозглашает, что умственно отсталый человек имеет неотъемлемое право на признаниеего человеческого достоинства. Настоящее и будущее этих людей должно быть основано на соблюдении обществом тех же самыхправ человека, которые принадлежат и всем людям.

Содержание основных международных документов, касающихся прав лиц с ограниченными возможностями, позволяет сде­лать следующие выводы.

1.Принцип равенства прав, отраженный во всех рассматри­ваемых документах, предоставляет лицам с ограниченными возможностями те же права, что и всем людям.

2.Лица с ограниченными возможностями являются обладате­лями особых прав, например, право неслышащего человека поль­зоваться услугами переводчика во время судебного процесса.

3.Особые права лиц с ограниченными возможностями пред­ставлены не в одном, а во многих правовых документах.

Законодательная политика в Российской Федерации направле­на на то, чтобы постепенно привести существующие в стране за­конодательные акты в соответствие с международными документами. В 90-х гг. XX века. были приняты меры по ратификации и реализации ряда международных документов.

Основным правовым актом в нашей стране является принятая в декабре 1993 г. Конституция Российской Федерации. В главе «Права человека» Конституции закреплены отвечаю­щие духу и букве международных договоров и соглашений, за­ключенных Россией, демократические и подлинно гуманистические положения, призванные обеспечить защиту прав всех слоев населения. Однако социальное равенство, равноправие, закреп­ленное в Конституции, еще не является фактическим равенством в силу естественного различия между людьми. Например, человек, имеющим ограниченные возможности в реализации своих способностей по причине болезни или недостатка развития, находит­ся в неравных условиях со здоровым человеком. Поэтому созда­ваемые на основе Конституции другие законы предусматривают определённые правовые льготы отдельным категориям граждан. Назначение этих зaконов - обеспечение социальной справедливости в общественной жизни. Льготы - это преимущества, устанавливаемые законом в виде дополнительных прав, предоставляемых определённым категориям граждан, или освобождение их от определённых обязанностей.

Принципиально важными законотворческими решениями в области защиты прав человека в Российской Федерации являются следующие.

I. Закрепление прав детей в главных сферах их жизнедеятель­ности в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка и Заключительными замечаниями Комитета ООН по правам ребенка (Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, постановление Прави­тельства РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании», Указ Президента РФ «О мерах по формирова­нию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности», Феде­ральная целевая программа «Дети России»).

2.Разработка и принятие мер по улучшению здоровья населения, в том числе детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья (Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, Закон РФ «О социальной защите инвалидов», Феде­ральная программа «Социальная поддержка инвалидов»).

3.Разработка и принятие мер, направленных на улучшение
обучения и воспитания подрастающего поколения («О внесении
изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании», Указ
Президента РФ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав», Указ Президента РФ «О гарантиях прав граждан на получение образования», Семейный кодекс РФ, постановление Правительства РФ и Парламента РФ «О неотложных мерах по экономиче­ской и социальной защите системы образования», Послание Президента РФ Парламенту РФ «О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов»).

4.Определение через социальные институты (государственные и общественные) системы компенсаций, в том числе семьям, имеющим детей-инвалидов (Указ Президента РФ «О совершенствовании системы государственных социальных пособий и ком­пенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров», Закон РФ «О социальной защите инвалидов»).

5.Поддержка приемных семей, детей лишившихся родительского попечения, решение ряда вопросов усыновления детей (Семей­ный кодекс Российской Федерации Положение о порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой).

6.Разработка и принятие мер по преодолению генетически
обусловленных заболеваний, реальному снижению рождаемости от лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией, с аномалиями
физического и психического развития (Основы законодательства
РФ об охране здоровья граждан, Указ Президента РФ «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ», Федеральная программа «Дети России»).

7. Создание механизма формирования и реализации государственной политики в интересах детей и других незащищенных слоев населения (постановление Правительства РФ «О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей», Закон РФ «О социальной защите инвалидов», Указ Президента РФ «О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов»). Содержание этих документов отражает стремление государства и Правительства РФ выработать новый взгляд на положение наи­более уязвимой категории населения России - детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, как особой социально-демографической группы, обладающей специфическими потребностями и интересами, удовлетворение которых должно осуществляться в приоритетном порядке.

Система специального образования и службы социальной по­мощи руководствуются такими основными документами, как За­кон РФ «О социальной защите инвалидов» (1995), Семейный ко­декс Российской Федерации (1996), Закон РФ «Об образовании» в редакции № 12 от 13.01.96), а также Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образо­вании)», принятый Государственной Думой 18 июля 1996 г.

Закон «О социальной защите инвалидов» (1996) имеет большое значение потому, что ранее действовавшее законодательство не имело единого правового акта об инвалидах. Многочисленные правовые нормы были разбросаны по разным законодательным актам, принимались в разное время, касались разных категорий инвалидов и отличались непоследовательностью, противоречивым характером, затруднявшим их применение. Инвалидность тракто­валась только как утрата трудоспособности, что означало невоз­можность причисления к категории инвалидов детей до 16 лет. Лишь с выходом приказа Минздрава СССР № 1265 от 14.12.79. в нашей стране официально появился термин «дети-инвалиды», од­нако данный приказ не являлся правовым документом. В соответствии с новым законом вводится правовое понятие «инвалид». Это лицо, которое имеет нарушение здоровья, обусловленное:
1)заболеванием; 2) последствиями травм, 3) анатомическим дефектом. Не всякое нарушение здоровья ведет к инвалидности, а только то связано со стойким расстройством функций
организма и ведет к ограничению жизнедеятельности организма (а не просто трудоспособности).

Назначение инвалидности ребенку является юридическим актом и осуществляется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ № 117 от 4 июля 1991 г. «О порядке выдачи медицинского заключения на ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет». К этой категории относятся дети, имеющие «значительные ограниченияжизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельно­сти в будущем». Именно ограничение жизнедеятельности вызыва­ет необходимость особой социальной защиты инвалидов.

Воспитанию и обучению детей-инвалидов посвящена статья 18 Закона «О социальной защите инвалидов». Согласно ей образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешколь­ное воспитание и образование детей-инвалидов, получение детьми-инвалидами общего среднего образования, среднего и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуаль­ной программой реабилитации. Государство гарантирует необхо­димые условия для реализации права инвалидов на образование. Общее образование осуществляется бесплатно как в общеобразо­вательных, так и в специальных образовательных учреждениях. Закон предусматривает создание специальных условий для пре­бывания детей-инвалидов в детских дошкольных образователь­ных учреждениях общего типа. Для детей, возможности которых не позволяют посещать такие учреждения, создаются специальные дошкольные учреждения. Если и это невозможно, специальное образование осуществляется на дому. Содержание детей-инвали­дов в учреждениях системы государственного образования осуще­ствляется за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

В законе оговариваются особые права инвалидов на труд, ме­дицинское обслуживание и лечение, транспортное обслуживание и жилищные льготы.

Гарантированные законом права инвалидов и особые условия их реализации направлены на повышение социального статуса человека с ограниченными возможностями в структуре современ­ного общества, на обеспечение относительно независимой жизне­деятельности.

Закон «Об образовании» закрепляет государственные гарантии
на получение образования лицам с отклонениями в развитии. В
частности, статья 50 пункт 10 Закона предусматривает создание
для детей и подростков с отклонениями в развитии специальных
(коррекционных) образовательных учреждений (классов, групп), обеспечивающих их лечение, воспитание и изучение, социальную
адаптацию и интеграцию в общество. Финансирование указанных
образовательных учреждений осуществляется по повышенным нормативам.

Направление детей и подростков в эти учреждения осуществляется только с согласия родителей (лиц, их заменющих) по за­ключению специальных психолого-педагогической или медико-педагогической комиссий.

 


<== предыдущая | следующая ==>
Правовой статус физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений | Цель и задачи практики. практики по менеджменту__

Date: 2015-06-07; view: 421; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию