Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этап 1





Определение цели планирования. Цели планирования являются решающим фактором при выборе форм и методов планирования. Они обусловливают также критерии при принятии плановых решений и контроле за ходом их реализации. Осуществляют как разработку общих целей, так и определение конкретных, детализированных целей на заданный период.

Анализ проблемы. На этой стадии определяется исходная ситуация на момент составления плана и формируется конечная ситуация.

Этап 2.

Поиск альтернатив. На этой стадии среди возможных путей разрешения проблемной ситуации отыскиваются подходящие действия.

Прогнозирование. На этой стадии формируется представление о развитии планируемой ситуации.

Оценка. На этой стадии проводятся оптимизирующие расчеты для выбора наилучшей альтернативы.

Этап 3.

Принятие планового решения. Выбирается и оформляется плановое решение.

Этап 4.

Реализация и контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими и корректировку целей.

Технологически планирование процесса управления основано на разделении труда между работниками аппарата управления, которое может быть:

- функциональным (по функциям управления или видам управленческих работ);

- профессиональным (по специальностям внутри каждой функции управления);

- квалификационным (по уровню сложности работ);

- технологическим (по видам выполняемых функций, процедур и операций).

БАРЬЕРЫ ЭФФЕКТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Насколько эффективно планирование для конкретного хозяйствующего субъекта можно судить по степени его использования на практике как руководства к действию.

Планирование превращается в особую сферу хозяйственной деятельности, которая может осуществляться при определенных экономических, материальных условиях. Оно становится необходимым условием функционирования хозяйствующего субъекта при сложившемся уровне обобществления производства.

Однако, сложность плана повышается. Он становится комплексом различных показателей, мероприятий, различных как по характеру, так по срокам и исполнителям. Растет продолжительность планового периода. Например, для фирм в условиях научно-технического прогресса увеличивается период, в который можно уложить начало и конец работы по разработке и освоению нового изделия, приобретению и использованию новой техники. Но усложнение процесса планирования приводит к тому, что его может осуществлять лишь достаточно крупный хозяйствующий субъект, обладающий для этого соответствующими специалистами, техникой и информацией. При этом службы внутрифирменного планирования, например, превращаются в своеобразный инструмент концентрации и контроля капитала.

Для составления плана предприятия исходными являются показатели конъюнктуры рынка. Поэтому планирование, как правило, тем легче, чем крупнее предприятие (хотя на небольших предприятиях некоторые факторы производства оказываются более обозримыми для руководства, чем на крупных). Таким образом, планирование, будучи во многом результатом концентрации капитала, превращается в важнейший фактор его централизации.

Хотя использование планирования для любого хозяйствующего субъекта в определенной степени неизбежно – это не означает того, что данному процессу обязательно будет сопутствовать удача, так как есть некоторые барьеры, препятствующие эффективной реализации этой функции менеджмента.

Выделяют достаточно много обстоятельств и факторов, негативно воздействующих на процесс планирования, и приводящих к тому, что планы хозяйствующих субъектов «не работают»??? (), (). Перечислим некоторые из них:

1) Негибкость административного планирования:

- несогласованные и неправильные видения цели и критериев;

- непонимание целей хозяйствующего субъекта;

- незнание конечных целей, требований к персоналу; временных сроков и критических дат;

- отсутствие координации и регламентов;

- пренебрежение расписанием и т.д.

Основное внимание при планировании должно быть уделено согласованию видений, целей, критериев. Их неправильное определение, возникшее, например, вследствие плохо проведенных маркетинговых исследований и неверных прогнозов, приводит к рассогласованию ориентации действий (предприятия и требований рынка, муниципального образования и региона, региона и федерации и т.д.) и, следовательно, к потребности в проведении корректировок или даже к необходимости остановки процесса реализации плана.

Необходимо ознакомление персонала с выбранными целями. В противном случае план не сможет выполнять свою основную функцию – координировать деятельность подразделений и персонала.

Жесткая регламентация действий и чрезмерное «поддерживание реализации» плана ведет к тому, что менеджеры становятся негибкими (т.е. предпочитают использовать спланированное управленческое решение, даже если оно в данной ситуации не является самым оптимальным).

Поэтому хозяйствующий субъект, осуществляющий планирование, должен иметь в своей организации структуру, которая будет обеспечивать (и может это осуществлять) постоянную корректировку планов в соответствии с изменениями внешней среды и внутренних условий. С этой целью так же могут разрабатываться автоматизированные системы управления хозяйствующим субъектом, автоматизирующие процедуры корректировки планов и ослабляющие влияние неопределенности на результативность хозяйственной деятельности.

 

2) Отсутствие объективной, достоверной и достаточной для разработки и реализации плана информации:

- невозможность осуществления эффективного прогнозирования;

- нечеткие, неверные, устаревшие и недостаточные данные;

- недостаточное время, выделенное для проведения оценок и т.д.

План будет полезен хозяйствующему субъекту лишь до тех пор, пока основы плана будут реальными и правильными. Планирование чаще всего опирается на данные прошлых периодов функционирования хозяйствующего субъекта. Поэтому надежность плана зависит от достоверности и точности используемых при планировании показателей прошлых периодов.

При этом планирование для любого хозяйствующего субъекта (вне зависимости от его уровня организации и специфики) базируется на неполных данных, даже если имеется хорошо налаженная система статистического (и/или бухгалтерского) учета. Проблема состоит в том, что некоторые аспекты функционирования экономической системы и ее внешней среды не поддаются оценке (например, действия конкурентов, экономические циклы, забастовки, политическая обстановка и т.п.).

Для людей осуществляющих планирование достаточно трудно (а порой невозможно) предугадать экономические условия, политику государства или человеческое поведение с большой степенью точности. Надежность прогнозов уменьшается также в зависимости от увеличения протяженности анализируемого (будущего) периода. Негативное влияние времени на предсказуемость – это одна из основных причин, которая на практике приводит к тому, что более детально планируется ближайшее будущее, а не отдаленное. Поэтому многие планы основываются на опыте прошлых лет.

Менеджеры могут ограничить ненадежность прогнозирования, «обойдя зоны самой большой неопределенности». Последнее получается путем установления (в течение всего планового периода) вариантов перехода при известных условиях на выполнение более эффективных альтернативных программ.

 

3) Несоизмеримость затрат на планирование (времени, усилий и ресурсов) с результатами реализации плана:

- охват слишком длительного периода;

- неадекватные временные (например, существование ограничения во времени на принятие решения) и ресурсные рамки;

- плохие финансовые оценки и т.д.

В практике управления хозяйствующим субъектом (вне зависимости от его уровня и специфики) невозможно и нецелесообразно планировать все случаи принятия решений. Планирование эффективно там, где одной интуиции и опыта недостаточно для того, чтобы принять решение, где требуется улучшить качество принимаемых решений путем преодоления сложности проблемных ситуаций, обусловленной большим количеством взаимодействующих факторов и причинно-следственных связей, а также неоднозначностью сценария развития планируемых процессов и событий.

В случае несоизмеримости затрат на планирование с результатами реализации плана приходится вступать на путь ситуационного выбора управленческого решения и, таким образом, реагировать на возникшую ситуацию.

Ситуационный выбор является противоположностью планирования, когда решение принимается на основе сложившейся ситуации и опыта лица, принимающего решение. Четкий алгоритм принятия ситуационных решений отсутствует.

Соотношение между запланированными и ситуационными решениями для конкретного хозяйствующего субъекта зависит от многих факторов:

- полноты и достоверности информации о внешней среде и внутренней структуре хозяйствующего объекта;

- личностных качеств, специальных знаний, склонности к риску у менеджеров;

- мотивации (соотношения желаний и интересов лиц, принимающих решение, с целями плановых решений);

- правомерности (собственные возможности и предоставленные лицу, занимающемуся планированием, специальные средства должны позволить осуществить все мероприятия, связанные с подготовкой и реализацией планового решения);

- информированности (лица, которым поручена подготовка плана, должны знать цели и особенности принятия и реализации планового решения);

- допустимости (действия, предусмотренные плановым решением, не должны диссонировать с нормами права и морали и стратегией развития предприятия);

- наличия формализованного инструментария планирования (экономико-математических моделей, ЭВМ, технических средств и т.д.).

Ошибочное определение потребностей в материально-финансовых и информационно-аналитических ресурсах также может сделать план нереализуемым.

 

4) Присутствие неповторяющихся факторов и операций, которые трудны для планирования:

- процесс планирования распространяется на очень большие и сложные по своей организационной структуре системы;

- хозяйствующие субъекты при планировании сталкиваются с огромным числом случайных процессов и событий;

- отсутствует системный подход к планированию;

- используемые оценки выполнены без учета опыта хозяйствующего субъекта в формировании и реализации планов (стандартных операций, количественных и качественных процедур анализа).

Выявление закономерностей, схожих ситуаций или действий (повторяющихся операций) очень существенно для разработки и/или корректировки установленных ранее планов. Так, люди, занимающиеся планированием, базируясь на собственном опыте, ищут и используют стандартные операции. Для этого они выделяют повторяющиеся аспекты ситуаций и пытаются определить стандартную процедуру их выполнения, усиливая контроль за реализацией плана.

 

5) Существование эффекта, сдерживающего творчество и нововведения:

- формирование плана только работниками планового подразделения, без участия исполнителей и других заинтересованных лиц;

- сложности в поиске сотрудников требуемой квалификации и т.д.

Поскольку хозяйствующий субъект не может располагать любой необходимой информацией для составления надежного плана, то качество плановых решений существенно зависит от компетентности и профессионального уровня работников, осуществляющих планирование. Отсюда следует, что систему планирования необходимо структурировать таким образом, чтобы использовались все имеющиеся факторы: экономико-управленческий инструментарий, опыт и знания сотрудников.

К нереализуемости плана может привести и его формирование только работниками планового подразделения, без привлечения исполнителей и других заинтересованных субъектов. Типичным следствием некачественного планирования может быть остановка работ с последующим ухудшением морального климата и человеческих отношений, падением производительности, ослаблением энтузиазма.

 

Эти факторы оказывают существенное влияние на методы и организацию планирования, что находит свое проявление в следующем:

1. Появляется необходимость разделения функций в управлении хозяйствующим субъектом и планировании его деятельности. Оно осуществляется в первую очередь в направлении отделения функций стратегического планирования от оперативной текущей плановой работы.

2. В организации планирования и контроля за выполнением планов все в большей степени действуют принципы разделения труда и иерархии управления, ступени которой определяются организационной структурой управления хозяйствующим субъектом. Организационная структура управления предприятием — ключ к пониманию методики, задач и организации планирования конкретного хозяйствующего субъекта.

3. В связи с этим возрастает роль долгосрочных перспективных планов и необходимости координации их со среднесрочными и текущими планами.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВЫБОР ФОРМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

В практической деятельности на любом уровне управления менеджеры используют не один, а несколько различных видов планирования (чаще всего их комбинацию).

Совокупность различных видов планирования, применяемых одновременно на конкретном хозяйствующем субъекте, называется формой планирования.

Выбор формы планирования зависит от многих факторов. Можно выделить три основные группы факторов, влияющие на используемую хозяйствующим субъектом форму планирования:

а) Факторы, обусловленные спецификой хозяйствующего субъекта.

Они являются определяющими (доминирующими) при выборе видов планирования. Социальное и экономическое содержание плана принимает различные формы в зависимости от географического расположения хозяйствующего субъекта, состояния и условий его функционирования, особенностей структуры управления и т.д.

Например, в структуре некоторых крупнейших компаний имеются собственные научные лаборатории, большое число производственных подразделений, сложная система материально-технического обеспечения и сбыта готовой продукции, включающая многочисленных агентов по сбыту и предприятия технического обслуживания потребителей их продукции, что выдвигает жесткие требования к координации участников производства, необходимости планирования их совместных усилий.

Влияние на выбор оказывает уровень автоматизации управления хозяйствующим субъектом. Автоматизация процедур планирования позволяет повысить качество плановых решений за счет их оптимизации на ЭВМ, а также степень согласованности и сбалансированности планов различных функциональных областей и структурных подразделений хозяйствующего субъекта, сократить затраты времени на сбор и обработку информации и т.п.

Date: 2015-06-06; view: 1393; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию