Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отличительные признаки закона





1. Закон – нормативный правовой акт, принимаемый уполномоченными органами. В современной России – это:

а) Федеральное Собрание РФ (Государственная Дума и Совет Федерации), издающие федеральные конституционные и федеральные законы;

б) законодательные (представительные) органы субъектов РФ, издающие законы субъектов федерации.

2. Принимается в порядке особой процедуры, носящей название законодательного процесса, включающего ряд стадий (законодательная инициатива, обсуждение законопроекта; принятие закона, опубликование закона).

3. Закон регулирует наиболее значимые общественные отношения, характеризуемые устойчивостью, необходимостью их законодательного закрепления. Например, права и обязанности человека и гражданина, отношения собственности, устройство государства, регламентация принципов местного самоуправления и др.

4. Закон – нормативный правовой акт, содержащий нормы первичного исходного характера, служащие базой правового регулирования, ориентиром нормотворческой деятельности иных государственных органов.

5. В системе нормативных правовых актов законы обладают высшей юридической силой. В случае противоречия между законом и подзаконным актом приоритет принадлежит закону, а противоречащий ему акт должен быть опротестован, отменен или изменен.

6. Закон отличается наибольшей стабильностью в сравнении с иными нормативными правовыми актами. Это, прежде всего, связано с регулированием наиболее типичных общественно значимых отношений и усложненной процедурой его принятия и изменения.

7. Принятие нового закона влечет необходимость отмены или изменения всех других актов, которые противоречат содержанию закона.

8. Законы не требуют утверждения со стороны какого-либо органа. Их высшая юридическая сила означает: никакой другой орган, кроме высшего органа законодательной власти, не может отменить или изменить закон.

9. Закон, по сути, в демократическом государстве, должен быть правовым, ориентированным на воплощение правовых принципов, (общечеловеческих ценностей, принципа справедливости и др.). Правовой закон должен отражать объективные тенденции социального прогресса, не может запрещать гражданам то, что относится к правам человека, и не может дозволять государственным органам принимать решения, ограничивающие основное содержание прав и свобод человека и гражданина.

Виды законов. Классификация законов проводится в юридической литературе по различным основаниям:

- по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские и т.п.);

- по субъектам законотворчества (принятые представительным законодательным органом государственной власти – Государственной Думой Федерального Собрания РФ и т.д. или в результате референдума);

- по юридической силе (Конституция РФ – основной закон государства, федеральный конституционный закон (например, Закон о Конституционном Суде РФ), федеральный закон (например, Закон «О защите прав потребителей»), законы субъектов Федерации (например, Устав Нижегородской области, Красноярского края, Самарской области);

- по сферам действия (общефедеральные, принимаемые федеральным законодательным органом (Федеральным Собранием РФ) и законы субъектов федерации(республиканские законы, законы областей, краев);

- по значимости содержащихся в них норм (конституционные, необходимость принятия которых предусмотрена непосредственно Конституцией РФ (ст. 108) и обыкновенные, издающиеся в процессе текущей законодательной деятельности на основе и во исполнение Конституции и конституционных законов, составляющие основную массу законодательных актов);

- по объему регулирования – общие, т.е. распространяющиеся на всех субъектов права (например, Гражданский кодекс РФ) и специальные, действующие в отношении ограниченного круга субъектов, например, военнослужащих. К первым также можно отнести Закон о гражданстве Российской Федерации, а ко вторым Закон «Об оперативно-розыскной деятельности»);

- по содержанию - экономические, бюджетные, социальные, политические и т.п.;

- по степени систематизации – обычные, образно говоря, «текущие» и кодифицированные акты, призванные комплексно регулировать определенную сферу общественной жизни. Имеются в виду Основы и кодексы по отраслям законодательства, например, Основы законодательства о нотариате РФ, Гражданский кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ и т.д.;

Итак, содержание закона образуют первичные правовые нормы, которые могут получать дальнейшую конкретизацию и развитие в подзаконных нормативных правовых актах. Ведущее положение законов в системе нормативных правовых актов определяется названными выше свойствами:


- принимаются только законодательными (представительными) органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума;

- обладают высшей юридической силой;

- регулируют наиболее важные общественные отношения.

На основании вышеизложенного в порядке последовательности отметим существенные особенности Конституции РФ, конституционных федеральных законов и федеральных (обыкновенных) законов.

1. Конституция РФ – Основной Закон государства. Она представляет собой главный нормативный правовой акт РФ, имеет высшую юридическую силу на всей территории РФ, закрепляет основы ее социального, экономического и политического устройства.

Действующая Конституция РФ принята путем всенародного голосования (референдума), 12 декабря 1993 г. Она состоит из преамбулы, основного Первого раздела, включающего 9 глав и 137 статей, и Второго раздела, включающего 9 параграфов переходных и заключительных положений.

В Конституции отражены изменения, которые произошли в российском обществе на рубеже 80-90-х гг. и в начале 90-х гг. Она исключает классовый подход к различным слоям населения, закрепляет власть народа, устанавливает различные формы собственности. Вместе с тем Конституция РФ характеризуется особым юридическим содержанием. Ее нормы устанавливают основы конституционного строя, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, федеративное устройство, систему государственных органов, их полномочия и порядок формирования, основы правосудия, избирательную систему, принципы местного самоуправления. Важнейшим юридическим свойством Конституции РФ является ее юридическое верховенство. Оно означает высшую юридическую силу Конституции по отношению ко всем иным нормативным правовым актам, включая федеральные конституционные законы и федеральные законы.

Конституция РФ характеризует и такая юридическая особенность, как особый порядок принятия и изменения. Очевидно, этот порядок более сложен, чем для принятия и изменения иных законов.

Конституция не только юридический, но и политический документ, закрепляет права и свободы личности в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права, закрепляет принцип разделения властей (вместо принципа единства власти в руках органов типа советов снизу доверху), принципы местного самоуправления, идеологическое и политическое многообразие.

2. Конституционные федеральные законы. Особенность данных законов в том, что по иерархии они занимают следующее место после Конституции РФ в системе нормативных правовых актов.

Федеральные конституционные законы бывают двух разновидностей. Во-первых, законы о поправках к Конституции России (ст. 136), т.е. законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию РФ. В этой связи отметим следующий факт: 31 декабря 2008 г. вступил в силу Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы».

С момента принятия действующей Конституции РФ – это первый закон о поправках к ее содержанию. Это означает, что в перспективе потребность в принятии таких законов также может быть реализована в соответствии с Конституцией РФ.


Во-вторых, федеральные конституционные законы, являющиеся продолжением действия конституционных норм, принимаются только по наиболее важным вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. К ним, в частности, относятся законы: о референдуме в РФ (п. «в» ст. 84); о режиме военного положения (ч. 3 ст. 87); о чрезвычайном положении (ч. 2 ст. 88; ч. 2 ст. 56); об Уполномоченном по правам человека (ч.1 п. «д» ст. 103); о порядке деятельности Правительства РФ (ч. 2 ст. 114); о судебной системе РФ (ч.3 ст. 118) и др.

К числу существенных свойств конституционных федеральных законов также относятся:

а) эти законы обладают более высокой юридической силой по сравнению с обыкновенными законами;

б) принимаются в особом порядке (квалифицированное большинство голосов в палатах Федерального Собрания);

в) отсутствие вето Президента РФ (глава государства должен в течение 14 дней подписать и обнародовать конституционный закон).

Итак, к конституционным законам относятся прежде всего сама конституция; затем законы, с помощью которых вносятся изменения и дополнения в текст конституции, и, наконец, законы, необходимость издания которых предусматривается Конституцией.

3. Федеральные (обыкновенные) законы. Существенное здесь в том, что эти законы принимаются на основе и во исполнение Конституции РФ и конституционных законов, составляют текущее законодательство. Эти законы регулируют отношения несколько иного «удельного веса» - различные стороны экономической, социальной, политической и культурной жизни страны. Например, закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации», или закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 2 ФЗ «О противодействии коррупции».

Федеральные законы, также как и конституционные законы принимаются Государственной Думой и Советом Федерации с соблюдением определенной процедуры. Вместе с тем в отличие от конституционных законов, для принятия или изменения обыкновенных законов достаточно абсолютного большинства голосов.

Различия в процедуре принятия и изменения конституционных и обыкновенных законов отражают их неодинаковую значимость («удельный вес» в системе нормативных правовых актов).

Федеральные (обыкновенные) законы делятся на кодификационные и текущие.

Кодификационные законы - это крупные акты, принимаемые Государственной Думой и Советом Федерации, комплексно регулирующие определенную сферу общественной жизни. Они содержат юридические предписания, играющие роль исходных положений для всей отрасли законодательства. Эти акты служат основой правотворчества Государственной Думы РФ, главы государства, правительства, федеральных министерств, а также органов государственной власти субъектов федерации. К кодифицированным законам относятся Основы законодательства и кодексы по различным отраслям законодательства.


Основы законодательства - федеральный акт, содержащий наиболее общие нормы по предмету совместного ведения РФ и ее субъектов, которые должны конкретизироваться в нормативных правовых актах, принимаемых субъектами РФ. Основы законодательства имеют крупные обособленные разделы, главы. В них ставятся цели, единые для всех субъектов Федерации, принципы регулирования, даются определения важнейших понятий, используемых в соответствующей сфере.

В РФ приняты такие акты, как Основы лесного законодательства, Основы законодательства о культуре, Основы законодательства о нотариате, Основы законодательства об охране здоровья граждан и др.

Кодекс ( от лат. codex – собрание законов) – закон, в котором объединены и систематизированы нормы права, регулирующие определенную сферу однородных отношений. Принятие Кодекса означает, что никакие другие нормативные правовые акты не должны противоречить нормам, содержащимся в нем. Кодекс РФ – наиболее часто используемый вид кодификационного закона. Примером могут служить Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ и др.

4. Законы субъектов Российской Федерации. В Российском федеративном государстве эти законы выступают в качестве самостоятельного источника права. Они принимаются органами законодательной власти субъектов федерации. Порядок и процедура принятия законов и иные, относящиеся к этому вопросы, определяются регламентами законодательных (представительных) органов субъектов РФ, а также конституциями республик в составе РФ и уставами иных субъектов Российской Федерации (краев и областей).

Для закона этого вида характерно следующее:

а) он принимается в особом порядке законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ или путем референдума; б) занимает в иерархии нормативных правовых актов региона главенствующее место; в) регулирует общественные отношения с учетом комплекса местных территориальных, национальных и социальных условий.

Очевидно, законы, принимаемые в республиках РФ, должны соответствовать и федеральному законодательству, и «своей» республиканской конституции. Областные, краевые законы призваны соответствовать не только федеральному законодательству, но и Уставу – важнейшему учредительному документу области, края, автономной области, автономного округа.

Для субъектов федерации характерно принятие законов, касающихся собственности, налогов, использования природных ресурсов и др.

По-видимому, подобно федеральным законам, в законах субъектов РФ можно выделить законы, развивающие положения республиканской конституции, и законы обыкновенные, текущие.

В целом отметим: законы субъектов Федерации (республиканские, законы областей, краев) – те, которые принимаются в соответствии с конституцией республик, уставов других субъектов Федерации и распространяются только на их территорию.







Date: 2015-06-06; view: 1302; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию