Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Цивилизационный подход к типологии государств
Формационный подход – не единственный возможный подход к типологии государства, используемый в настоящее время. В последние годы в юридической (в основном учебной) литературе уделяется внимание цивилизационному подходу к типологии государств. В рамках цивилизационного подхода критерием типологии признается принадлежность того или иного государства к определенной цивилизации. В науке нет единого отношения к данному понятию. Сам феномен цивилизации трактуется правоведами неоднозначно, что является слабой стороной цивилизационной типологии. В обобщенном плане можно сказать, что цивилизация – это социокультурная общность, формируемая на основе определенных ценностей, отличающаяся особыми общими чертами в социально-политической организации, экономике, культуре. Как видно, цивилизационная типология в отличие от формационной представлена разными вариантами. Одним из первых выдвинул идею локальных цивилизаций русский историк Н.Я. Данилевский (1822–1885). В сочинении “Россия и Европа” (1869) автор выдвинул теорию обособленности “культурно-исторических типов” и, выделил 11 цивилизаций, развивающихся подобно биологическим организмам. Немецкий философ, историк О. Шпенглер (1836–1880) в книге “Закат Европы” (т. 1–2, 1918–1922), используя аналогичный подход, выделил 8 цивилизаций. В настоящее время для обоснования цивилизационного подхода используется учение о цивилизациях английского историка (а точнее, философа истории) Арнольда Тойнби (1889–1975). Имеется в виду его двенадцатитомный труд “Постижение истории”, вышедший в свет в 1934–1961 гг. А. Тойнби под цивилизацией понимал “относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью культуры, экономических, географических, религиозных, психологических и других факторов”. Тойнби, по сути, раскрывает более разнообразную картину эволюции различных обществ. Вместе с тем, он делает акцент на том, что государство – одно из явлений цивилизации, в нем во многом фокусируются, «преломляются» ее особенности. Государство, будучи обусловленным определенной цивилизацией активно влияет на нее, способствуя сохранению территории, развитию культуры и т.д. А. Тойнби выделил в мировой истории более двух десятков цивилизаций. Согласно его выводу, весь исторический процесс предстает перед нами рядом сменяющих друг друга или параллельно движущихся цивилизаций (шумерская, египетская, китайская, индусская, западная и т.д.). Таким образом, автор провел в основном своеобразную типологию общества. Каждая цивилизация, по утверждению Тойнби, отличается своей спецификой, имеет свои социальные и политические ценности, свои государственно-правовые формы. Вместе с тем автор не ставил перед собой отдельной задачи производить на этой основе типологию государства. Заметим, в отечественной юридической литературе утверждается: на основании названного подхода не представляется возможным обосновать некую целостную типологию государства и права, построенную на едином, общем для всех цивилизаций критерии. Приводимый аргумент здесь следующий: при цивилизационном подходе тип государства определяется не столько объективно-материальными, сколько идеально-духовными, культурными факторами. Соответственно, основное внимание уделяется анализу общества и в меньшей степени – анализу государства, правовых систем. Действительно, если выделить тип государства применительно к каждой конкретной цивилизации, то соответствующей классификации, типологии не получится из-за отсутствия необходимого достаточно четкого критерия. К примеру, в современной восточной цивилизации существуют Китай и Япония, в которых отчетливо проявляются разные сущностные черты и особенности. Цивилизационный подход к типологии государства на данный момент находится на стадии становления. По-видимому, в этой связи в учебной литературе более или менее определенного деления государства на типы по этому критерию не проводится. В основном называются лишь принципы такого подхода. Представляет интерес мнение о том, что в рамках рассматриваемого подхода имеет место подмена прежних «формаций» словами «цивилизации». Соответственно, тип государства определяется на основе идеально-духовных, культурных факторов. В этой связи упускаются из виду материальные, экономические факторы, влияющие на сущность, форму и тип государства. Как видим, при цивилизационном подходе прежняя схема – рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое государство и право – заменяется другими категориями, строго говоря, не позволяющими достаточно отчетливую определить периодизацию государств. По-видимому, «особенности той или иной цивилизации, безусловно, оказывают влияние на политический строй, государство и право. Однако до сих пор пока не удалось на этой теоретической основе построить более или менее приемлемую типологию государства». В этом смысле можно отметить достоинства и недостатки цивилизационного подхода к типологии государств. Достоинства данной типологии: – выделены факторы культуры как существенные в определенных условиях; – обращено внимание на то, что на тип государства оказывают влияние система национальных, природно-климатических, культурных и других условий; – отмечена значимость человека, личности, его ценностных ориентаций, целей в развитии общества, государственности. Слабые стороны: – недооцениваются социально-экономические факторы; – большое количество идеально-духовных факторов, выделенных в качестве признаков цивилизаций, по сути дела используются в целях типологии общества, а не государства. Сказанное не означает того, что необходимо утверждать исключительно один подход и отрицать другой. На это справедливо обращается внимание в литературе, особо отмечается то, что не следует цивилизационный подход противопоставлять формационному. Соответственно говорится об их взаимной дополняемости, обосновывается следующий вывод: оптимальным при типологизации государства является использование позитивных сторон формационного и цивилизационного подходов. Рассмотренные разновидности классификаций государств имеют научное, познавательное значение, позволяют выделить важные особенности государств в рамках общепризнанных их типов.
Date: 2015-06-06; view: 763; Нарушение авторских прав |