Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Архивы и архивное дело в XVIII веке
Архивы в первой половине XVIII века. В первой четверти XVIII века перестройка государственного аппарата повлекла за собой и соответствующую реорганизацию архивов и архивного дела в стране. До этого времени архивы не являлись самостоятельными учреждениями, поэтому и реорганизация их шла параллельно преобразованиям государственного аппарата и была нацелена в основном на удобство использования архивных документов в деятельности учреждений. Реорганизация шла в основном по двум направлениям. Во-первых, возникали новые учреждения с западно-европейскими организационными формами и делопроизводственными приемами, воспроизводившие и соответственную систему текущих архивов, куда сдавали оконченное делопроизводство. Во-вторых, - это касалось архивов упраздненных учреждений и материалов действующих учреждений, потерявших справочное значение, - устраивались законченные архивы, называвшиеся также историческими или государственными архивами. В Западной Европе такие архивы возникли уже в эпоху Реформации. Создание первого в России исторического архива. Реорганизация государственного аппарата в России при Петре I в центре и на местах сопровождалась длительной “мобилизацией” архивных документов московских приказов: архивы и архивные фонды непрестанно то объединялись, то разъединялись, то перебрасывались из Москвы в Петербург или в провинцию, то возвращались обратно, старые архивы то сливались с новыми, то вновь отделялись от них. Множество перемещений испытали в эти годы архивы Поместного, Разрядного, Посольского приказов. Дела Поместного приказа после учреждения в 1708 году первых губерний были распределены по губернаторам для ведения дел о поместьях и вотчинах на местах. Но в 1714 году они вновь были затребованы в Москву. В ходе этих перемещений многие документы потерялись. К тому времени Поместный приказ был переведен в ведение Сената (в 1711 году), и в 1715 году его и весь его архив перевезли в Петербург: более 4 500 пудов архивных материалов на 111 подводах два месяца добирались до столицы. Архив был размещен в строившихся казармах Петропавловской крепости, там дела постоянно мокли, замерзали зимой. Архив пережил здесь наводнение 1724 года, а в 1727 году был возвращен в Москву вместе с Вотчинной коллегией. В 1711 году был упразднен Разрядный приказ, его архив поступил в ведение разрядного стола Сенатской канцелярии в Москве. Позже, когда при Сенате была учреждена должность Герольдмейстера, ведавшего службой всех чинов, архив Разрядного приказа перешел в его ведение. Таким образом, ни архив Поместного приказа, ни архив Разрядного приказа не стали самостоятельными, “законченными”, историческими архивами. Первый в России исторический или государственный архив образовался на базе архива Посольского приказа. В 1720 году при учрежденной в Петербурге Коллегии иностранных дел складывается текущий архив, который составила дипломатическая переписка и документы ближайших лет. 5 августа 1724 года в Москве старые архивные фонды Посольского приказа были преобразованы в Московский архив Коллегии иностранных дел (с 1832 года он будет называться Московским главным архивом Министерства иностранных дел) с отдельным штатом и собственной печатью. Между текущим архивом в Петербурге и историческим в Москве поддерживалась связь: оконченные дела из текущего архива передавались в Московский архив. Архивы высших учреждений. Новые архивы стали формироваться при новых высших органах управления, созданных и реорганизованных при Петре I. Крупнейшим и важнейшим архивом явился Архив Сената. Когда Сенат, созданный в 1711 году в Москве, в 1713 году перевели в Петербург, образовалось две канцелярии Сената - московская и петербургская, и соответственно два архива - московский и петербургский (хотя последний официально создан только в 1763 году). В петербургском сенатском архиве отлагались царские манифесты и указы Сенату, другим учреждениям и лицам, журналы, протоколы и другие документы Сената. В этом архиве в дальнейшем концентрировались многие важные политические документы. Сюда позже поступили документы приказа Тайных дел, Верховного тайного совета, Кабинета министров, ряда высших и центральных учреждений. В петербургском сенатском архиве в 1719 году впервые учреждается должность “архивариус”. В 1721 году был создан святейший правительствующий Синод, большой документальный массив которого в 1738 году стал самостоятельной структурной частью Синода со своим архивариусом. В этом архиве хранились документы по управлению церковью, деятельности духовенства, состоянии и доходах церквей и монастырей, об управлении учебными заведениями, и многие другие. Важные документы откладывались при Кабинете его императорского величества (1704-1727) - вначале личной канцелярии Петра I; в архиве Верховного тайного совета (1726-1731), ведавшего внешней и внутренней политикой и решавшего многие важнейшие государственные вопросы (туда в 1727 году поступил архив Кабинета Петра I); в фонде Кабинета министров (1731-1741); в Кабинете ее величества - с 1741 года восстановленная Елизаветой Петровной личная канцелярия монарха. Архивы центральных и местных учреждений. В изданном 28 февраля 1720 года Генеральном регламенте отдельная - 44-ая, - глава называлась “О архивах”. Впервые в этом документе хранилища документов должны были стать особыми структурными частями учреждений для приема и хранения документов, отделенными от канцелярии и текущего делопроизводства. Они получили европейское наименование - “архива” (именно так, в женском роде). Для заведования архивами учреждалась должность архивариуса. Впервые был установлен срок сдачи дел из канцелярии в архивы - три года. Документом предусматривалась концентрация архивных материалов - путем создания для оконченных дел все коллегий двух центральных архивов: при Коллегии иностранных дел (для архивных материалов дипломатического, политического характера) и при Ревизион-Коллегии (для архивных материалов экономического характера). Была задумана и концентрация архивных материалов в недавно учрежденных губерниях: в каждой из них предполагалось создать по два центральных архива - архив губернского правления и архив городского самоуправления. Однако ни в центре, ни на местах концентрацию материалов осуществить не удалось: при каждом учреждении создавался свой архив. Несмотря на то, что концентрацию архивов осуществить не удалось, все же произошло некоторое укрупнение ведомственных архивов, ведь, скажем, вместо десятков приказов теперь возникли лишь двенадцать коллегий. Дипломатическая документация откладывалась в архивах Коллегии иностранных дел в Москве (который четыре года спустя станет первым историческим архивом в России) и Петербурге. Документы о строительстве российской армии и флота накапливались в архивах Военной и Адмиралтейской коллегий. Финансовые документы, в том числе документы о сборе налогов, о переписях населения, отлагались в архивах Ревизион-коллегии и Камер-коллегии. Материалы о судебной деятельности правительственных учреждений хранились в архиве Юстиц-коллегии. В архивах органов политического сыска - Преображенского приказа (1695-1729), Тайной канцелярии (1718-1726), Тайной розыскных дел канцелярии (1731-1762), - откладывались документы о заговорах, восстаниях, народных выступлениях, материалы следственных дел, и другие документы. В начале XVIII века на местах учреждаются архивы при новых местных учреждениях - при губернских канцеляриях (в губерниях), при провинциальных канцеляриях (в провинциях), при земских комиссарах (в уездах). Кроме того, на местах создаются архивы провинциальных, городовых и надворных судов. Архивы создаются и при ратушах - органах городского самоуправления. Созданная в начале века сеть местных архивов существовала до 1770-х годов. Постановка архивного дела. В постановке архивного дела в начале XVIII века происходят изменения. Под влиянием развития книгопечатания и распространения определенных форматов книг уже с середины XVII века в российское делопроизводство входит практика ведения дел на листах книг и тетрадей. В 1700 году выходят два указа, значительно ограничившие делопроизводство на столбцах. Столбцовое делопроизводство было весьма неудобно, к тому же тратилось много средств на бумагу, так как писали лишь на одной стороне листа. Однако столбцовое делопроизводство отменялось постепенно. Дело в том, что в учреждениях сохранялся большой запас бумаги с двумя гербовыми клеймами (при столбцовом делопроизводстве большой лист разрезался на две части), а не с четырьмя, который требовался для ведения делопроизводства на листах, сшиваемых в тетради и книги. Необходимо было определенное время, чтобы исчерпать запасы этой бумаги. Только в 1726 году вышел указ, подтвердивший отмену столбцового делопроизводства. Причем, вышел и целый ряд инструкций по хранению старых документов в столбцах: частично их оставляли в столбцах, но часть столбцов разрезали на отдельные листы и сшивали в книги и тетради. Ведение делопроизводства на отдельных листах в книгах и тетрадях позволяло перейти от хранения документов в сундуках, коробах, ящиках - к хранению их в шкафах. В первой половине XVIII века снимались копии с многих подлинных документов - эти мероприятия способствовали сохранению подлинников. Стали более строгими требования к порядку составления документов и дел. Меры по упорядочению архивного дела требовали выполнения, прежде всего, двух условий: - обеспечение архивов специальными помещениями; - подготовка квалифицированных кадров, знакомых со структурой, организацией и историей учреждений, порядком делопроизводства, терминологией документов, их основными видами и так далее. Указ 1726 года требовал содержать архивы в “сохранных” сухих местах, чинить крыши этих помещений. Указ 1736 года предписывал “для старых дел на архивы сделать палаты каменные со сводами и полами каменными и с затворы у дверей и у окон и с решетки железными (...) Тако ж и во всех губерниях и во всех провинциях и в приписных знатных городах, для такой же опасности и сохранения от пожарного случая прежних лет дел и денежной казны, ежели где каменных палат нет, сделать по две палаты каменные, от деревянного строения не в близости, с своды и полы каменными, и с затворы и двери и решетки железными, из которых бы одна была на архиву, а другая на поклажу денежной казны”. Такие предосторожности были вовсе не лишними: например, 29 мая 1737 года от пожара в Москве сгорела большая часть учреждений и их архивов. Архивам учреждений стали отводить нижние этажи, а иногда и подвалы того здания, в котором находилось учреждение. Однако здесь архивные документы ожидала другая беда - они гнили, отсыревали, плесневели. Однако не хватало и таких помещений. Архивные помещения были перегружены, нередко архив учреждения был разбросан по разным помещениям. Не хватало и шкафов, и дела по-прежнему хранили на полатях, а иногда и на полу. Столь же остро стоял вопрос и с кадрами: чаще всего архивариус был единственной штатной единицей архива (однако он, как правило, имел и другие обязанности по учреждению). Когда в архиве начиналась разборка документов, их описание, то на это время к архиву прикомандировывались канцеляристы и копиисты. Лучше положение с кадрами было в важнейших и крупнейших архивах - прежде всего в Московском архиве коллегии иностранных дел, - там работали штатные сотрудники. В обязанности архивных служащих входили: во-первых, охрана и надзор за документами. В архивах (внутри и снаружи) дежурили караулы, дневальные. Сами служащие проверялись на выходе из архива. Ежегодно следовало проводить ревизии. Для обеспечения сохранности документов от грызунов архивам официально предписывалось держать кошек. Во-вторых, архивные служащие должны были выдавать требуемые справки. Это была нелегкая задача, учитывая состояние многих архивов: многие архивные материалы не были разобраны и систематизированы, отсутствовали многие описи и другие элементы справочного аппарата. Кроме того, сами служащие не всегда обладали необходимыми знаниями, не всегда были компетентны (особенно временные сотрудники): многие не умели разбирать старое письмо, не знали терминологии. Все это усложняло и затрудняло работу с документами. Использование архивных документов. В этот исторический период архивные документы используются как исторические источники. В ходе Северной войны с 1715 года из архивов извлекались документы, содержавшие сведения о войнах, различных договорах, и о других контактах с Швецией. В Кабинете его императорского величества (1704-1727), бывшим вначале личной канцелярией Петра I, собирались материалы по истории самой Северной войны. Сам Кабинет со временем стал важным хранилищем документов - военной и финансовой документации, проектов указов, переписки, записок о реформах, материалов сподвижников Петра I. Новое устройство сословий вызвало интерес к документам и материалам по истории сословий, об их военной службе, системе награждений за нее. Реорганизация управления обусловила внимание к поиску архивных материалов по истории и организации центральных и провинциальных учреждений XVII века. Для кодификации законов и переработки Соборного Уложения были привлечены материалы прежних указов. Востребованность исторических документов выдвинула в повестку дня задачу активного собирания памятников прошлого. Однако тогда при собирании документов и материалов еще смешивались интересы многих наук - не только гуманитарных, но и естественных: архивные документы и рукописи, археологические находки, заспиртованные живые существа с аномалиями развития - все это и многое другое нередко выступало под общим названием “раритетов” и “куриозитетов”. Так, в указах Петра I о стягивании с мест в столицу рукописных материалов и книг не разделялись интересы различных научных дисциплин. Интерес правительства к документам и рукописям был, разумеется, не только научным, но и политическим. Указами 1721 и 1724 годов предписывалось присылать в мест в Синод и на Печатный двор старинные рукописи и книги, которые использовали раскольники, и вообще “подозрительные сочинения”. С другой стороны, появляются указы 1720 и 1722 годов о присылке с мест в Сенат и Синод (губернаторами и епархиями) материалов исторического характера - в копиях и подлинниках. Духовенству, монастырям, сопротивлявшимся этим изъятиям, специально разъяснялось, что по снятии копий материалы будут им возвращены. На места посылались и специальные “эмиссары”, так, командированный на Восток страны и в Сибирь немецкий ученый Д.Г.Мессершмидт, наряду с другими заданиями от правительства, должен был заниматься собиранием рукописей - татарских, калмыцких, китайских, монгольских. Архивное дело во второй половине XVIII века. Ко второй половине XVIII века в России отложились два основных слоя архивных материалов: архивные фонды и документы Московского государства, превращавшиеся в исторические архивы; документы периода империи, откладывавшиеся в архивах действовавших учреждений, прежде всего - коллегий. В 1760-1770-х годах в связи с реорганизацией Сената и местных учреждений значение коллегий снизилось, оперативная роль коллежских архивов и их значение ослабли, архивные материалы по многим сферам деятельности отлагались в департаментах Сената, а не в коллегиях. Коллегии стали упраздняться, а их документы в качестве “старых дел” были переданы во вновь созданные исторические архивы. Реорганизация архивного дела коснулась и архивов на местах. Состояние архивов во второй половине XVIII века оставляло желать лучшего. На них отпускалось мало средств. К концу века шкафы и полки имелись практически во всех архивах, но их не хватало. Это - как и нехватка приспособленных помещений, - приводило к порче и гибели документов. Во второй половине XVIII века Сенат неоднократно издает указы, отмечавшие упущения и недочеты в деятельности архивов, требовавшие от архивов обеспечения сохранности документов, их упорядочения и описания. Несколько изменяется организация хранения документов в исторических архивах: здесь документы систематизируются в основном по формально-логическому принципу, по предметному признаку. Новые исторические архивы. Судьба архивов крупнейших приказов. В 1780 году в Петербургской губернии были введены новые губернские учреждения. Коллегии, конторы, канцелярии в Санкт-Петербурге были ликвидированы. Дела всех упраздненных учреждений подлежали сдаче в созданный в том же 1780 году Петербургский государственный архив старых дел. Однако сдача документов в него шла очень медленно, в частности, и потому, что многие дела коллегий сильно пострадали от наводнения 1777 года. Документы сдавались, как правило, в очень плохом состоянии. В 1830 году подсчитали общее количество дел в этом архиве. Оказалось, что к тому времени в архиве хранилось 829 770 дел, 33 596 книг и 7 751 связка - то есть, примерно всего около 1 миллиона дел. Это были фонды 49-ми ликвидированных центральных и местных учреждений: петербургских контор Вотчинной коллегии, Коммерц-коллегии, Мануфактур-коллегии, Петербургской соляной конторы, конторы Главного магистрата, Юстиц-конторы, Ревизион-конторы, Штатс-конторы, Розыскной и Монетной экспедиций, канцелярий Ямской, Главной полиции, других учреждений. В начале XIX века сюда поступят также документы Тайной экспедиции Сената (орган политического розыска) со следственными материалами по Крестьянской войне 1773-1775 годов. Петербургский архив старых дел размещался в здании коллегий, в кладовых нижнего этажа. Документы страдали от сырости, а в наводнение 1824 года вода дошла до середины высоты кладовых и смыла дела с полок. Документы были в плачевном состоянии. Управление Московской губернией было реорганизовано через год после Петербургской. 2 октября 1782 года был учрежден Московский государственный архив старых дел. Вначале документы архива помещались в Потешном дворце в Кремле, затем в 1787 году ему было отведено новое здание в Кремле. Хотя документы в Московский архив старых дел сдавались в лучшем состоянии, чем в Петербургский, но все же условия хранения их оставляли желать лучшего - документы страдали от сырости. В архиве хранилось около 6 миллионов дел сорока учреждений - фонды тех коллегий, контор и канцелярий, которые находились в Москве (Ревизион-коллегии, Камер-коллегии, Юстиц-коллегии, Мануфактур-коллегии, Экономии, Берг-конторы, Главной соляной конторы), а также фонды ряда приказов (Судного, Монастырского, Сыскного, Каменного и других). В начале XIX века сюда поступили документы Московского отделения Тайной экспедиции Сената (1762-1801), включавшие материалы Тайной канцелярии (1718-1726) и Московской конторы тайных розыскных дел (1731-1762). Архивы старых дел подчинялись Сенату, имели свой штат сотрудников. Однако описание дел, систематизация их шли очень медленно. Упорядочивались и описывались в основном те дела и документы, которые имели практическое значение. Концентрация дел архивных фондов ликвидированных учреждений в Петербургском и Московском архивах старых дел оказалась непрочной: в конце XVIII века коллегии были восстановлены и некоторые из них (Берг-контора, Соляная контора, Мануфактур-коллегия) затребовали свои фонды обратно. Однако многие коллегии отказались забирать обратно свои дела. Во второй половине XVIII века произошли изменения и в судьбе бывших архивов крупнейших приказов - Разрядного и Поместного. В 1763 году после реформы Сената и ликвидации его Московской конторы, документы ее были слиты с фондом Разрядного приказа и был создан самостоятельный Разрядно-Сенатский архив. Архив хранил около 500 000 дел по внутренней истории России XVI-XVIII веков. В него поступали дела ликвидированных учреждений - Московской и Петербургской печатной контор, Раскольничьей конторы, Герольдмейстерской конторы, Сибирского приказа. Вотчинный архив (бывший архив Поместного приказа) после возвращения в 1728 году из Санкт-Петербурга в Москву помещался вместе с Вотчинной коллегией. В январе 1786 года был создан Поместно-Вотчинный архив, хранивший документы центральных поместно-вотчинных учреждений XVI-XVIII веков. Он должен был после ликвидации Вотчинной коллегии стать самостоятельным учреждением. Однако коллегия ликвидировалась не полностью, архив затем был подчинен Вотчинному департаменту. С 1765 года до середины XIX века в России проводилось Генеральное межевание, для чего была создана Межевая экспедиция Сената (с 1794 года - Межевой департамент). Помимо Межевой экспедиции должны были быть созданы также губернские межевые канцелярии и межевые конторы. Вначале предполагалось межевые книги и планы отсылать в архив Вотчинной коллегии, но он оказался неприспособлен для этого, решено было хранить межевые документы по губерниям - в специальных межевых архивах. Но фактически губернская межевая канцелярия действовала лишь в Московской губернии и приобрела центральное значение. Поэтому по указу межевой экспедиции 1768 года всю документацию по межеванию во всех губерниях надлежало сдавать в Межевой архив при Московской межевой канцелярии, ставший таким образом государственным архивом - Главным межевым архивом. Архив в 1788 году разместили в Кремле. К концу XVIII века здесь было сосредоточено около 900 000 дел. В 1796 году Межевой архив был разделен на два отделения: чертежное и канцелярское (писцовое). В чертежном отделении хранились межевые планы и книги, уездные планы, атласы и так далее), а в канцелярском отделении - делопроизводство по межеванию. В конце века - в 1797 году, - в Зимнем дворце было создано собственное Его Императорского Величества Депо карт, в которое передали более 20 000 карт, планов, атласов из упраздненного департамента Генерального штаба. Создание Депо карт положило начало концентрации военной документации, которое продолжится уже в XIX веке. Московский архив коллегии иностранных дел и собирание и использование архивных документов. Во второй половине XVIII века Московский архив коллегии иностранных дел значительно увеличил свой штат - до 80 сотрудников. В этот период архив получил материалы упраздненной Московской конторы коллегии иностранных дел. Архив многократно менял свое расположение - палата бывшего Посольского приказа в Кремле, казенный дом в Китай-городе, дом в Хохловском переулке, где архив располагался до 1874 года. Только в последнем помещении условия хранения документов были относительно благоприятными. До этого документы гибли от сырости. Так, в 1766 году архиву пришлось сжечь девять сундуков истлевших документов, причем, документы находились в таком состоянии, что их пришлось выгребать из сундуков лопатой. В 1766 году советником, а позже - и управляющим Московского архива коллегии иностранных дел стал Герхард Фридрих Миллер (1705-1782). В 20-летнем возрасте он приехал в Россию из Германии. В 1733 году Миллер был назначен членом второй камчатской экспедиции В.Беринга. Миллер в течение десяти лет осматривал и описывал сибирские архивы в Тобольске, Якутске, Нерчинске, Красноярске, Томске и других городах - всего 20 архивов. Он сделал огромное количество выписок из документов сибирских архивов, составивших знаменитые так называемые “портфели Миллера”. Выписки эти оказались тем ценнее, что значительная часть оригиналов документов оказалась впоследствии утрачена. Собрание документов и библиотека Г.Ф.Миллера с 1782 года находилась в фондах архива коллегии иностранных дел. Работа по собиранию документов проводилась во второй половине XVIII века не только Московским архивом коллегии иностранных дел. Так, в 1770-1790-е годы источники собирали учреждения и частные лица - Н.И.Новиков, И.И.Голиков, Академия наук, Московская синодальная типография. Документы приобретались за рубежом: например, канцлер А.Р.Воронцов в конце века приобрел во Франции документы о взаимоотношениях России и Франции в XVIII веке. Человек, хорошо знакомый с состоянием дел в архивах, Миллер в 1770 году добился перевода архива в более приспособленное помещение. Он поставил своей целью привести в порядок архив и сделать его “полезным для политики и истории”. Вместе с Н.Н.Бантыш-Каменским, А.Ф.Малиновским и другими сотрудниками архива им было составлены десятки описей, реестров, обзоров. Например, Н.Н.Бантыш-Каменский (будущий преемник Миллера на посту главы архива - он возглавлял архив в 1783-1814 годах) составил “Реестр и описание малороссийских и татарских дел”, а также капитальный “Обзор внешних сношений России (по 1800 год)” (четыре тома этого обзора были изданы в 1894-1902 годах), в котором в хронологическом порядке кратко излагалось содержание дипломатических документов архива о взаимоотношениях России с европейскими государствами за 1481-1800 годы. Сам Миллер подготовил обзор сношений России со Священной Римской империей, с герцогством Пруссией, с Бранденбургским курфюршеством. К началу XIX века в архиве было составлено около 180 описей. Но Миллер и его сотрудники занимались не только созданием реестров и обзоров, собиранием архивных материалов, но и изданием архивных документов. Еще в 1760 году Миллер составил предложение об издании корпуса “договоров, конвенций и других публичных актов, заключенных между Россией и иностранными дворами, начиная с самых отдаленных времен”. Он предлагал издать документы на русском и французском языках, чтобы облегчить их использование иностранными учеными и дипломатами. В 1779 году по указу Екатерины II архиву было поручено готовить собрание дипломатических актов. Это положило начало изданию ряда сборников документов архива. Документы Московского архива коллегии иностранных дел использовались во второй половине XVIII века историками. Так, М.М.Щербатов использовал документы архива при написании своей “Российской истории”, Г.Ф.Миллер - при разработке истории России и истории Сибири, М.Д.Чулков - при подготовке семитомника “Историческое описание российской коммерции”, выявляли и издавали документы из архива Коллегии иностранных дел Н.И.Новиков (“Древняя российская вивлиофика”), И.И.Голиков (при подготовке 12-томника “Деяния Петра Великого” и 18-томника дополнений к ним), и многие другие. Архивы на местах. Наряду с концентрацией фондов центральных учреждений, обратной стороной указов 1780 и 1782 годов о создании архивов старых дел стало распыление части фондов центральных учреждений по губерниям. Неоконченные дела столичных присутственных мест было предписано разослать по тем губерниям и наместничествам, которых они касались (кроме Московской и Санкт-Петербургской губерний). Кроме того, вопреки проекту времени Петра I о создании двух архивов в каждой губернии, указом 1781 года каждому новому местному учреждению предписывалось иметь собственный архив. Вследствие этого возникло большое количество канцелярских архивов, куда поступали и дела из ликвидированных центральных учреждений. Правда, указами 1798 и 1800 годов местным инстанциям было велено сдавать все судебные дела в архив губернской Судебной палаты, все дела административного характера - в архив Губернского правления, все финансово-экономические дела - в Казенную палату. Таким образом, этими указами предполагалось создание в каждой губернии трех архивов. Однако эти указы так и не были проведены в жизнь.
Date: 2015-06-06; view: 4116; Нарушение авторских прав |