Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Часов (1 час в неделю)
Содержание курса
| Тематическое планирование
| Характеристика деятельности учащихся
| Восприятие искусства и виды художественной деятельности
| Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Человек, мир природы в реальной жизни — образ человека, природы в искусстве. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: выражение отношения к природе, человеку и обществу средствами художественного языка. Фотография и произведение изобразительного искусства — сходство и различие. Виды художественной дея-
тельности: рисунок, живопись, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство
| Между художником и зрителем нет непреодолимых границ. Художник, воспроизводя реальный мир таким, каким он его видит и чувствует, создаёт художественный образ. В художественном образе воплощены реальность и воображение, идеи и чувства, отношение художника к природе, человеку, обществу, событиям и явлениям. Зритель воспринимает произведение искусства, соотнося изображённое с собственным опытом, чувствами, отношением. Для того чтобы правильно понять содержание произведения, надо знать язык, на котором говорит художник
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства (обзор)
| Восприниматьи выражатьсвоё отношение к шедеврам русского и мирового искусства.
Участвоватьв обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений.
Пониматьусловность и субъективность художественного образа.
Различатьобъекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведении искусства, и объяснятьразницу.
Пониматьобщее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии.
Выбиратьи использовать
различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла
|
| Личностные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
| Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности
Формулировать познавательную цель;
Анализировать с целью выделения признака;
Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
Планировать, определять последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; контролировать способ действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
| Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство?
| Композиция, форма, ритм, линия, цвет, объём, фактура— средства художественной выразительности изобразительных искусств. Композиция врисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании и дизайне, декоративно-прикладном искусстве. Элементарные приёмы построения композиции на плоскости и в пространстве. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживание. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия. Образы природы в живописи.
Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и в рисунке (ритмы: спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т.д.). Особая роль ритма в декоративно – прик5ладном искусстве. Ритм линий, ритм пятен, ритм цвета. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов.
Цвет - основа языка живописи.
Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Основные и составные, тёплые и холодные цвета.
Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами.
Образы человека в живописи
Линия — основа языка рисунка. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве.
Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка.
Линия, штрих, пятно и художественный образ. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Использование простых форм для создания выразительных образов.
Объём — основа языка скульптуры.
Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание; набор объёма; вытягивание формы). Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования. Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа. Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека
Декоративно-прикладное искусство. Понимание истоков декоративно-прикладного искусства и его роли в жизни человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Пейзажи родной природы.
Синтетичный характер народной культуры (украшения жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки).
Разнообразие декоративных форм в природе.
Сказочные образы народной культуры и декоративно-прикладное искусство.
Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов России (с учётом местных условий).
Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры.
Ведущие художественные музеи России: ГТГ, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина — и региональные музеи
| Интернациональный язык искусства.
Композиция — основа языка всех искусств. Способы построения простой композиции при изображении природы, человека, предмета, тематического сюжета. Создание композиции на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве (скульптура, художественное конструирование).
Жанр пейзажа. Композиция пейзажа в живописи и графике (понятия: перспектива, линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживание; контраст в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое
тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д.). Основная идея тематики уроков, связанных с пейзажем, — «Земля — наш общий дом». Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний.
Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы в рисунке, живописи, аппликации (примерные темы: «Осень в парке», «Осенний лес»).
Выполнение упражнений на ритм. Передача движения и эмоционального состояния в композиции на плоскости: изображение птичьей стаи, стайки рыб, падающей листвы (рисунок, живопись, граттаж, аппликация). Передача движения в композиции с помощью ритма. Уравновешенные или динамичные аппликация). Передача движения композиции на заданную тему. Украшение закладки или открытки простым орнаментом, используя чередование геометрических или растительных элементов.
Изучение свойств цвета в процессе создания композиций — основные и составные цвета (примерные темы: «Цветы для мамы», «Цветущий луг», «Воздушные шары», «Разноцветные бабочки» и т. п.), тёплые и холодные цвета (примерные темы: «Дворец Снежной королевы», «Изумрудный город», «Город солнца», «Цветочный город»). Передача с помощью цветов тёплой или холодной гаммы характера человеческих взаимоотношений, различных эмоциональных состояний: добра и зла, тревоги и нежности, сострадания и героики и т. д.
(создание живописными средствами образа постройки, сказочного персонажа).
Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа (примерные темы: «Гроза», «Ветер», «Снежная буря», «Весенний день», «Солнечный день в горах», «Закат»).
Знакомство с художественными произведениями, изображающими природу и человека в контрастных эмоциональных состояниях.
Жанр портрета. Основная идея тематики уроков, связанных с портретом, — «Человек и человеческие взаимоотношения». Образ человека в разных культурах мира. Представления народов о красоте человека, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях.
Композиция и порядок изображения (от пятна) портрета в живописи. Пропорции фигуры и лица человека. Изображение женского и мужского портретов персонажей русских народных сказок (например, Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая, Алёнушка, Иван-царевич, Илья Муромец и др.). Создание женских и мужских образов античного мира, Средневековья, стран Востока.
Красота и гармония общения (со сверстниками, с людьми старшего поколения, природой) в искусстве как отражение внутреннего мира человека. Изображение портрета современника (друга, мамы, солдата Великой Отечественной войны и др.), автопортрета. Примерные темы композиций: «Мать и дитя», «Я и моя семья», «Мои друзья» и др.).
Приёмы работы с различными графическими материалами. Рисунок как самостоятельное произведение искусства и как подготовительная работа.
Создание с помощью линии, штриха, пятна выразительных образов, передача эмоционального состояния природы, человека, животного. Примерные задания: образы деревьев — старое, крючковатое, молодое, нежное, стройное; величавое, мощное, раскидистое (образы: «Дуб-богатырь», «Берёзка — девица-красавица» и т. п.). Образы животных: разъярённых и ласковых, например кошки, собаки и др.
Примерные темы композиции: «Зимний лес», «Лес Снегурочки», «Лес Деда Мороза», «Лес Кощея Бессмертного», «Кошка на окошке».
Кошка-охотница» и т. п. Знакомство с рисунками русских и зарубежных художников, изображающих природу, человека, животных.
Изображение графическими средствами бабочек, сказочной птицы, зверя, фантастических существ, сказочных замков; выражение их характера.
Анализ геометрической формы предмета. Изображение предметов различной формы (рисунок, живопись). Жанр натюрморта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Изображение простого натюрморта с натуры или по представлению. Передача с помощью формы и цвета образа-характера предметов {например, олицетворение предметов быта с героями известной сказки или выполнение эскиза чайного сервиза для купчихи, царевны, Бабы-яги и т. д.). Сходство и контраст форм. Геометрические и природные формы в орнаменте (эскиз украшения предмета быта или одежды, например платка).
Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций. Разнообразие форм предметного мира и передача их в пространстве.
Лепка животных, человека, сказочных персонажей.
Приём трансформации объёмных форм для создания выразительных образов животных. Знакомство с выразительными произведениями скульптуры, изображающими человека, животных, мифологических персонажей.
Лепка фигуры спортсмена, выразительного сказочного или литературного персонажа
Представление о разнообразии материалов для художественного конструирования и моделирования. Основная идея тематики уроков, связанных с организацией материальной среды «Искусство дарит людям красоту». Элементарные приёмы работы с различными материалами (пластилин, бумага, картон и др.) для создания выразительного образа. Постройки в природе: птичьи гнёзда, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д. Разнообразие форм предметного мира, сходство и контраст, передача их в объёме или выполнение эскизов на плоскости.
Искусство дизайна в современном мире. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек (примерные задания: изображение любимой игрушки,
иллюстрации к любимой книжке, проектирование мебели для куклы или детской площадки, лепка или конструирование из бумаги коробочек транспорта, посуды и т. д.). Коллективная работа. Художественное конструирование сказочных здании (например, сказочного зоопарка, в котором форма и декор домиков для животных передают черты их обитателей, или улицы в Цветочном городе). Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере.
Коллективная работа. Конструирование детской площадки, парка, городской улицы (с транспортом) с использованием простых геометрических и растительных форм.
Изготовление маски или куклы для кукольного спектакля с использованием приёма трансформации формы для выразительности характеристики персонажа.
Выполнение макета оформления сцены для музыкальной сказки («Золушка», «Щелкунчик», «Снегурочка», «Садко» и др.). Конструирование макета костюма сказочного персонажа.
Образы архитектуры разных эпох и народов.
Композиция на темы городской жизни или иллюстрации к мифам Античности и сказкам Средневековья с изображением человека в городской среде (на фоне зданий).
Коллективная работа (создание макета мемориального комплекса «Защитникам Отечества»).
Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Определяющая роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Красота пейзажей родной природы. Создание композиции на тему «Гармония жилья с природой» (коллективная или индивидуальная работа).
Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма (на примере русского искусства).
Основная идея тематики уроков, связанных с русской культурой и искусством, — «Родина моя — Россия». Конструкция и декор традиционного жилища, костюмов, предметов быта и орудий труда. Изображение крестьянской избы (на плоскости или в объёме), использование элементов декора.
Древние образы и знаковый характер древних изображений, используемых в украшении жилья и предметов быта. Сказочные образы народной культуры в декоративно-прикладном искусстве.
Наблюдение и зарисовка разнообразных декоративных форм в природе: цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, узоры мороза на стекле и т. д. Стилизация природных форм. Роль силуэта в орнаменте.
Изображение в живописи, графике, рельефе, аппликации сказочных образов народной культуры (конь, петух, птица Сирин, птица Алконост, Древо жизни и др.).
Изготовление эскизов и моделей игрушек, посуды по мотивам современных народных промыслов (Дымково, Филимоново, Хохлома, Гжель, местные промыслы и т. д.).
Изготовление эскизов украшения прялки, эскизов вышивки на полотенце, скатерти с использованием древних образов-знаков. Эскизы народных костюмов.
Изображение народных праздников, сцен быта и труда народа (коллективные или индивидуальные работы). Знакомство с произведениями изобразительного искусства, изображающими сцены праздников и труда народа.
Проявления художественной культуры вокруг нас: музеи искусства, пластические искусства в доме, на улице, в театре (обобщение пройденного материала возможно в форме выставки работ учащихся, викторины, экскурсии по городу, в музей и др.).
Знакомство с ведущими художественными музеями России: ГТГ, Русским музеем, Эрмитажем, Музем изобразительных искусств им. А.С. Пушкина — и региональными музеями. Их внешний вид, характер интерьеров и специфика коллекций.
Произведения разных видов и жанров изобразительного (пластических) искусства в музеях: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство.
Жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт
| Овладеватьосновами языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования.
Создаватьэлементарные композиции на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве (скульптура, художественное конструирование).
Наблюдатьприроду и природные явления, различать их характер и эмоциональные состояния.
Пониматьразницу в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду.
Использоватьэлементарные правила перспективы для передачи пространства
на плоскости в изображениях природы, городского пейзажа, сюжетных сцен.
Использоватьконтраст для усиления эмоционально-образного звучания работы. Использовать композиционный центр, отделятьглавное от второстепенного.
Изображатьрастения, животных, человека, природу, сказочные и фантастические существа, здания, предметы.
Передаватьс помощью ритма движение и эмоциональное состояние в композиции на плоскости.
Использоватьразличные средства живописи для создания выразительных образов природы разных географических широт.
Различатьосновные и составные, тёплые и холодные цвета.
Овладеватьна практике основами цветоведения.
Создаватьсредствами живописи эмоционально выразительные образы природы, человека, сказочного героя.
Передаватьс помощью цвета характер и эмоциональное состояние природы, персонажа.
Восприниматьи эмоционально оцениватьшедевры русского и зарубежного искусства, изображающие природу и человека в контрастных эмоциональных состояниях.
Передаватьхарактерные черты внешнего облика, одежды, украшений, отражающих отношение народов к человеку.
Использоватьпропорциональные отношения лица, фигуры человека при создании портрета.
Изображатьпортреты персонажей народных сказок, мифов, литературных произведений, передаватьсвоё отношение к персонажу.
Эмоционально откликатьсяна образы персонажей произведений искусства, пробуждающих чувства печали, сострадания, радости, героизма, бескорыстия, отвращения, ужаса и т. д.
Пониматьценность искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром
Овладеватьприёмами работы различными графическими материалами.
Создаватьграфическими средствами выразительные образы природы, человека, животного.
Создаватьсредствами компьютерной графики выразительные образы природы, человека, животного (в программе Paint).
Выбиратьхарактер линий для создания ярких эмоциональных образов в рисунке.
Изображатьграфическими средствами реальных и фантастических птиц, насекомых, зверей, строения; выражатьих характер.
Наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализироватьгеометрические формы предметов.
Изображатьпредметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов в рисунке и живописи.
Использоватьдекоративные элементы, простые узоры (геометрические, растительные) для украшения реальных и фантастических образов.
Использоватьпростые
формы для создания выразительных образов человека или животного в скульптуре.
Моделироватьс помощью трансформации природных форм образы фантастических животных или человечков на плоскости и в объёме.
Использоватьприёмы
трансформации объёмных форм для создания выразительных образов животных.
Изображатьв объёме выразительные образы человека, литературного персонажа
Пониматьроль изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Даватьэстетическую оценку произведениям художественной культуры, предметам быта, архитектурным постройкам, сопровождающим жизнь человека.
Наблюдатьпостройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.
Различатьразнообразие форм предметного мира.
Видетьи пониматьмногообразие видов художественной деятельности человека, связанной с моделированием и конструированием: здания, предметы быта, транспорт, посуда, одежда, театральные декорации, садово-парковое искусство и т. д.
Конструироватьздания из картона, бумаги, пластилина
Моделироватьразличные комплексы: детскую площадку, сказочный зоопарк, улицу и т. д.
Использоватьдля выразительности композиции сходство и контраст форм
Понимать роль художника в театре.
Моделироватьмаску, костюм сказочного персонажа из подручных материалов.
Выполнятьпростые макеты.
Узнаватьхарактерные черты нескольких ярких культур мира (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия).
Пониматьи передавать в собственной художественной деятельности единые черты в архитектуре, одежде, предметах быта нескольких наиболее ярких культур.
Осознаватьгероизм и нравственную красоту подвига защитников Отечества.
Пониматьсобственную ответственность за свою Родину,
приниматьпосильное участие в сохранении памяти о её героях.
Пониматьважность гармонии постройки с окружающим ландшафтом.
Создаватьграфическими и живописными средствами композицию пейзажа с входящими в него постройками.
Пониматьсмысл знаков-образов народного искусства и знаково-символический язык декоративно-прикладного искусства.
Наблюдатьи передавать
в собственной художественно-творческой деятельности разнообразие и красоту природных форм и украшений в природе.
Обобщатьв рисунке природные формы, выявлятьсущественные признаки для создания декоративного образа.
Использоватьстилизацию форм для создания орнамента
Различатьпроизведения ведущих народных художественных промыслов России и называтьизвестные центры художественных ремёсел России.
Изготавливатьэскизы и модели игрушек, посуды по мотивам современных народных промыслов, передаватьспецифику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Изображатьмногофигурные сцены.
Откликаться эмоциональнона красоту народных праздников, сцен быта и труда народа, отражённых в произведениях изобразительного искусства, и выражатьсвоё отношение к ним в собственной художественно-творческой деятельности
Осознавать, что архитектура и декоративно-прикладное искусство во все времена украшали повседневную жизнь человека.
Выражатьсвоё отношение к произведению изобразительного искусства в высказываниях, рассказе, небольшом сочинении.
Участвоватьв обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства.
Восприниматьи эмоционально оцениватьшедевры русского и мирового искусства.
Группироватьпроизведения изобразительных искусств по видам и жанрам.
Группироватьи соотноситьпроизведения разного искусства по характеру, эмоциональному состоянию.
Называтьведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона
| | Личностные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
ИКТ
| Сформированность внутренней позиции обучающегося
Создание ситуации для проявления своей личностной позиции. Проведение персональной выставки юных авторов. Публичная защита проекта.
Осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Самостоятельная подготовка сообщений с использованием различных источников информации. Овладение приемами работы различными графическими материалами. Наблюдение, сравнение, сопоставление геометрической формы предмета. Наблюдение природы и природных явлений. Создание элементарных композиций на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве.
Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Участие в обсуждении содержания и выразительности средств произведений. Оценивание учебных действий своих товарищей. Умение отвечать на вопросы различного характера. Вести диалог на основе увиденного.
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; вносить необходимые коррективы в действия после его завершения.
Понимание учебной задачи. Определение последовательности деятельности. Работа в заданном темпе. Проверка работы по образцу. Оценивание своего отношения к работе. Выполнение советов учителя по организационной деятельности. Владение отдельными приемами контроля. Умение оценивать работу товарища. Планирование основных этапов работы
Овладение мультимедийными обучающими художественными программами. Работа с
электронными учебниками и
электронными библиотеками по искусству.
Овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности, а так же в специфических формах художественной деятельности (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации).
| | | | | |
Date: 2015-06-06; view: 592; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|