Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Соответственно, формами обучения являются: очная, очно-заочная, заочная, семейное образование и самообразование





Классификация форм получения образования и форм обучения – относительно новое явление для российского образования. Особо отметим, что Закон не дает преференций ни одной из форм, все они являются равными. В этом смысле российское законодательство является одним из наиболее либеральных, если сравнивать регулирование данных вопросов, например, с европейскими и иными зарубежными странами, где зачастую общее образование либо обязательно получается в образовательной организации, либо иные формы получения образования дискриминируются.

В нашей же стране формы получения образования равны, дети, освоившие образовательную программу соответствующего уровня общего образования, имеют равные права, в том числе право пройти итоговую аттестацию, подтверждающую факт освоения программы, что в дальнейшем дает право на доступ к иным уровням образования.

Такое решение обеспечивает возможности по существенному варьированию содержания образования. Семейное образование и самообразование позволяют добиваться результатов, закрепленных соответствующим стандартом, с максимальным учетом интересов, особенностей обучающегося, его склонностей, состояния здоровья, и т.п. Фактически признание равенства форм получения образования означает широкие возможности семей по организации образования своих детей в том ключе, который представляется им оптимальным.

Выбор формы получения образования и формы обучения для своих детей осуществляют родители (до достижения ими совершеннолетия либо до получения основного общего образования). Кроме того, что ч. 4 ст. 17Федерального закона № 273-ФЗ допускает сочетание различных форм получения образования и форм обучения. Возможных сочетаний может быть достаточно много. Отказывать в выборе сочетания форм получения образования также незаконно.

Вместе с тем, представляется, что такая возможность должна быть реализована через такой инструмент, как обучение по индивидуальному учебному плану. Выбор родителями, например, формы получения образования в виде обучения в образовательной организации, но при этом изучения, например, русского языка и литературы в форме семейного образования крайне сложно реализовать в аспекте оформления государственного (муниципального) задания образовательному учреждению, а также расчета нормативных затрат на такую «усеченную» услугу. В этом смысле реализация индивидуального учебного плана технически существенно проще для оформления. Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, если иное не установлено Законом. Формы обучения по дополнительным образовательным программам определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Таким образом, стандарт должен определить для каждого уровня образования, можно ли его получать в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне таких организаций, а также может ли оно быть получено в различных формах: очной, очно-заочной, заочной.

Для общего образования указанные вопросы конкретизированы в том числе и в самом законе. В ч. 2 ст. 63 Закона говорится о том, что о бщее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования. Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования. Таким образом, форма самообразования не допускается на более ранних ступенях, чем среднее общее образование.

Согласноч. 3 ст. 17Закона, обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии счастью 3 статьи 34закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Указанная третья часть устанавливает следующее. Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.


Фактически это означает, что публичная власть принимает на себя обязательства по бесплатному обеспечению прохождения аттестации для обучающихся, осваивающих общеобразовательные программы, в какой бы форме они ни обучались. Те, кто учится в форме семейного образования или самообразования, будут зачислены в организации, осуществляющие образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, на период прохождения аттестации, и пройдут ее бесплатно. В данный момент именно это и понимается законом под экстернатом – лица, зачисленные для прохождения аттестации, считаются экстернами. Экстернат не является ни формой получения образования (их две – в организации, либо вне ее, в качестве семейного образования или самообразования), ни формой обучения (очное, очно-заочное, заочное). Экстерн – лицо, которое, обучаясь в форме семейного образования или самообразования, зачислено в организацию для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Фактически, экстернат – это форма прохождения аттестации в образовательной организации, когда само образование было получено в иной форме (в семье или самостоятельно).

В данном аспекте к лицам, осваивающим основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования, закон приравнивает и тех детей, которые обучаются по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе.

При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.

Частью 5 ст. 41 Закон устанавливает, что для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).

Обучение на дому также не является ни формой получения образования, ни формой обучения. Это обучение в образовательной организации в соответствующей (например, в очной) форме обучения. Однако это такое обучение в образовательной организации, которое организовано не на территории этой организации. Оно проходит либо на дому у обучающегося, либо в медицинской организации. Но, несмотря на фактическое место обучения, это именно обучение в данной образовательной организации, обучающийся зачисляется туда в качестве учащегося, имеет все права и обязанности учащегося на все время освоения образовательной программы.


В заключение необходимо подчеркнуть, что индивидуальный учебный план должен обеспечить освоение имеющейся образовательной программы (со всеми вытекающими последствиями в отношении структуры и объема обучения). Прохождение же аттестации экстерном также производится на основании имеющейся образовательной программы. Таким образом, первична, в любом случае, образовательная программа образовательного учреждения. Все вопросы (сочетания форм обучения и форм получения образования, прохождения аттестации экстерном, индивидуальных учебных планов и т.п.) могут решаться только с учетом анализа конкретного содержания образовательной программы.

13.вопрос. 378.1 ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ © 2012 О.П. Денисова, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры «Общеобразовательные дисциплины» Тольяттинский филиал Московского государственного университета пищевых производств, Тольятти (Россия) Ключевые слова: аккредитация; функции менеджмента; управление; контроль качества; целеполагание. Аннотация: В статье рассматриваются вопросы аккредитации образовательного учреждения, которая предполагает ориентацию на оценку планируемых результатов обучения на основе использования компетентносного подхода при проектировании и оценке качества образования. Создание систем гарантии качества высшего образо- вания на институциональном, национальном и общеевро- пейском уровне и разработка сопоставимых критериев и процедур оценки качества высшего образования являются одним из важнейших направлений реформ в рамках соз- дания единого Европейского пространства высшего об- разования (ЕНЕА). В соответствии с основополагающими документами Болонского процесса, национальная система гарантии качества должна включать [1]: - соответствующие институты, в сфере ответственно- сти которых лежит обеспечение качества высшего образо- вания; - оценку программ и/или вузов (включая внутреннюю и внешнюю оценку, публикацию результатов); - системы аккредитации и сертификации или сопоста- вимые процедуры; - международное признание, включая членство в меж- дународных организациях. Таким образом, перед участниками Болонского процес- са была поставлена задача создания системы оценки и га- рантий качества высшего образования, которая включает в себя аккредитационные агентства, критерии и процедуры оценки качества образования, а также механизмы между- народного признания результатов национальной аккреди- тации [2]. Необходимо отметить, что аккредитация является до- бровольным, саморегулирующимся процессом, имею- щим целью совершенствование высшего образования и обеспечение гарантий его качества. Получение аккредита- ции является признанием достоинств вуза / программы и публичным подтверждением доверия со стороны образо- вательного / профессионального сообщества и общества в целом. Важно, однако, понимать, что аккредитация не формирует рейтинг, а только является гарантией того, что программа или вуз соответствуют установленному стан￾дарту качества [3]. Информирование основных потребителей - студентов, их родителей, работодателей, органов управления образо- ванием, и общества в целом, о качестве образовательных услуг, предоставляемых вузом или программой - является одной из важнейших задач аккредитации. Вузам аккреди- тация предоставляет структурированный механизм оцен- ки и постоянного совершенствования качества реализуе- мых программ. Аккредитация является непрерывным процессом и но- сит цикличный характер. Как правило, период действия аккредитации варьируется от пяти до десяти лет (в стра- нах с англосаксонской системой образования), после чего, вуз / программа должны проходить повторную процедуру внешней оценки. Периодическая оценка деятельности ву- зов / программ является гарантией их жизнеспособности и позволяет совершенствовать качество предоставляемых образовательных услуг. Процесс аккредитации вуза / про- граммы состоит из нескольких этапов [1, 3]: - подготовка материалов самообследования в соответ- ствии с критериями аккредитующей организации; - тщательное изучение материалов самообследования командой экспертов; - визит экспертной комиссии в вуз; - принятие решения об аккредитации / отказе в аккре- дитации вуза / программы, на основе результатов изучения материалов самообследования и визита экспертной комис- сии в вуз. - повторное прохождение процедуры внешней оценки по истечении периода действия аккредитации. Статус аккредитованный - является показателем тот, что вуз / программа удовлетворяет требованиям принятых стандартов качества, по крайней мере, в следующих кате- гориях: - обеспечивает необходимое академическое качество, поддерживая и развивая эффективные методы учебного процесса, научных исследований и сервиса (академиче- ское качество); - является инвестиционно привлекательным: вложение средств (как со стороны частных лиц, так и общественных фондов) приносит ожидаемую выгоду, как явную, так и в виде трудоустройства выпускников (капиталовложения); - обеспечивает эффективное использование ресурсов (государственных, корпоративных и частных), направля- емых на развитие образования и науки, в том числе, об- разовательных кредитов, исследовательских грантов и т.д. (эффективность); - обеспечивает защиту студентов от некачественных образовательных услуг и недобросовестных поставщиков знаний (защита студентов); - предоставляет обществу надежную и доступную информацию о результатах деятельности вузов (прозрач- ность). В целом, в странах, где аккредитация в области высше- го образования является состоявшимся общественным ин- ститутом, она эффективно служит общественным интере- сам, обеспечивая доверие к высшим учебным заведениям и образовательным программам со стороны студентов, их родителей, работодателей, государства и общества. В соответствии с принципами реформирования систем высшего образования в рамках Болонского процесса, вы- пускники программ первого уровня обучения должны со- ответствовать требованиям рынка труда, и, таким образом, приобретение соответствующих компетенций должно обе- спечивать готовность выпускников к профессиональной деятельности. Анализ международных стандартов качества образо- вания позволяет прийти к заключению, что они предпо- лагают ориентацию на оценку планируемых результатов обучения, то есть учитывают мировую тенденцию ис￾пользования компетентносного подхода при проектирова- нии и оценке качества образовательных программ. Оценивание (контроль) деятельности системы являет- ся одной из функций управления, общепринятых в теории управления: планирование, организация, мотивация, кон- троль. Каждая из этих функций имеет свои цели, содер­ жание, формы и результаты деятельности и каждая, в свою очередь, проходит тот же алгоритм управления. Контроль как основная функция менеджмента объ- единяет виды управленческой деятельности, связанные с формированием информации о состоянии и функциони- ровании объекта управления, изучением информации о процессах и результатах деятельности, работой по диагно- стике и оценке процессов развития и достижения целей, эффективности стратегий, успехов и просчетов в исполь- зовании средств и методов управления [4]. При помощи контроля производится оценка степени О.П. Денисова ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО...Вектор науки ТГУ. №1(8). 2012 119 достижения организацией своих целей и необходимая кор- ректировка намеченных действий. Процесс контроля включает: - установление стандартов; - измерение достигнутых результатов; - сравнение этих результатов с планируемыми; - пересмотр первоначальных целей (если необходимо). Контроль связывает воедино все функции управления, он позволяет выдерживать нужное направление деятель- ности организации и своевременно корректировать невер- ные решения. Стадия контроля связана с уяснением проблем и при- чин их возникновения, что и является основанием для ак- тивных действий по корректировке отклонений от цели и плана деятельности [5]. Следует отметить, что все рассмотренные стадии функ- ции контроля осуществляются одновременно, то есть кон- троль может быть осуществлен в процессе деятельности и после ее завершения, а система организации контрольной деятельности зависит от конкретной ситуации. Функцию контроля, исходя из ее роли в процессе управ- ления, называют функцией обратной связи управления с объектом управления. Значение данной функции обуслов- лено природой управленческой деятельности руководите- лей, которые осуществляют ее через деятельность людей в соответствии с учетом субъективных факторов внешней и внутренней среды, влияющих на это развитие [6]. В современной теории управления выделяют принципы эффективного контроля: - стратегической направленности контроля; - соответствия делу (адекватность методов контроля его объекту и ситуации); - нормативов; - контроля по критическим точкам; - существенных отклонений; - действия (ориентация контроля на конструктивные изменения ситуации); - своевременности, простоты и экономичности контро- ля. Представленные характеристики функций управления свидетельствуют об их взаимообусловленности, взаимос- вязи, взаимопроникновении и взаимозависимости, что еще раз подтверждает условность их «чистого» выделения. Как отмечает Ю.А. Конаржевский [7, с. 9], в повсед- невной деятельности руководителя очень трудно провести четкие грани между отдельными функциями управления: одна из них не только сменяет другую, но и зачастую осу- ществляется параллельно с ней, а иногда просто органиче- ски в нее вплетается. На основе анализа практического опыта систем оценки качества образования в различных странах мы выделили пять вариантов возможною взаимодействия элементов об- разовательной системы в процедуре ее оценивания (орга- низационные модели): - процедуры контроля качества; - процедуры оценки качества; - процедуры аудита качества; - процедуры обеспечения качества; - процедуры управления качеством [8]. Процедура контроля качества - это механизм директив- ною управления, характеризующийся оцениванием систе- мы на соответствие заданным показателям, инициируемый субъектом управления. Субъект управления выступает в качестве и субъекта оценивания: он задает не только цель, но и технологию оценивания. Модель характеризуется субъект-объектными отношениями, большой властной со- ставляющей (т.е. жестко заданной иерархией) и прямыми информационными потоками. Принципиальным отличием государственной и обще- ственной форм оценки качества образования является то, что общественная форма оценки оказывает влияние на среду и соответственно выбирает показатели, по кото- рым можно получить общественное придание, и проце- дуры, позволяющие привлечь широкую общественность. Показатели оценивания определяются на основе широкого обсуждения, регулярно пересматриваются и корректиру- ются [9]. Процедуру оценки качества можно соотнести с про- цедурой аттестации российских образовательных учреж- дений, которая предлагает процедуру самооценки но за- данным показателям и механизм расчета баллов. Внешняя экспертиза использует тот же самый механизм оценива- ния, но недостаток ее в том, что невозможно воспроизве- сти результаты экспертного оценивания, учитывая вихра- стые особенности детей. По результатам аттестации и аккредитации учреждение получает государственный статус (тип, вид, категория), но данное решение принимается только на основании полу­ ченных баллов без соотнесения с результатами оценки других учреждений, что не исключает субъективизма и случайности. Процедура оценки качества является методологи- ческой основой оценочных процедур в случае, когда речь идет о целенаправленной подготовке к внешнему оцениванию (аттестации, возможно, лицензированию). Образовательное учреждение процедуру самообследо- вания ограничивает самооценкой - тщательной оценкой только тех показателей, которые будут предметом внешней экспертизы. Достоинством самооценки и всей процедуры в целом является большая доля гарантии успешного прохождения внешней экспертизы, а недостатком - то, что самому уч- реждению эти процедура не приносит реальной пользы для развития. Самообследование может быть использовано в раз- личных целях: создании программы развития учреждения, оптимизации процесса управления, мотивации творческой активности преподавательского коллектива, повышении результатов обучения, оценки качества образовательных программ и образовательного учреждения [10]. Имея сформированный механизм регулярного само- обследования, учреждению нет необходимости проводить дополнительные оценочные процедуры при подготовке к внешней экспертизе. Предметом аудита качества является выборочная оцен- ка результатов самообследования. Глубокий детальный отчет о самообследовании позволяет вскрыть проблемные показатели. Целью процедуры аудита качества является «взгляд со стороны» на проблемные зоны и конкретные рекомендации по их устранению. Достоинством процедуры аудита качества является то, что она делает открытой и процедуру аттестации. В дан- ном случае процедура оценивания служит не только целям субъекта управления, но и мотивирует субъектную состав- ляющую коллектива учреждения в решении внутренних вопросов жизнедеятельности. Подобный подход позволяет: - учесть интересы объекта оценивания, скорректировав содержание и процедуру внешней экспертизы; - стимулировать развитие внутреннего мониторинга и внешних оценочных процедур; - минимизировать затраты на проведение внешней экс- пертизы. Под процедурой обеспечения качества будем пони- мать процедуру оценки внутренних и внешних методов оценивания субъектом управления в форме метаоценива- ния. Субъект управления не равен субъекту оценивания, но сам, в свою очередь, выступает субъектом оценивания службами оценки. Субъект управления формирует вывод о качестве деятельности объекта управлении на основе заключения субъекта, оценивания. Важным компонентом этой модели является последействие - принятие решения субъектом управления, обеспечивающее единый подход, единые требования к образовательным системам. Аккредитация в сфере образования предполагает про- цедуры оценивания на соответствие образовательным стандартам (нормам) и гарантию стабильности результа- тов, признание статуса и предоставление возможностей, О.П. Денисова ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО...120 Вектор науки ТГУ. №1(8). 2012 прав, льгот со стороны общества и государства. В мировой образовательной практике принято разли- чать формы аккредитации образовательных систем: 1) по структуре: - институциональная аккредитация - аккредитация уч- реждения образования в целом, - специализированная (программная) аккредитация — аккредитация отдельных образовательных программ; 2) по субъекту аккредитации: - государственная аккредитация - аккредитация госу- дарственными органами управления образованием, - общественная аккредитация - аккредитация обще- ственными и профессиональными органами, организаци- ями, ассоциациями; 3) по территориальному признаку: - национальная аккредитация — аккредитация учреж- дения / программы в рамках страны, - международная аккредитация — аккредитация про- граммы на международном уровне (как правило, между- народная аккредитация возможна только для отдельных образовательных программ, а не для учреждения в целом). Процедура аккредитации предполагает наличие систе- мы, в рамках которой она проводится. Система аккредита- ции представляет собой: - сеть государственных и общественных учреждений, органов и организаций, вовлеченных в процесс оценка и принятия решения; - совокупность требований, нормативов, показателен и критериев оценки; - комплекс последовательных мероприятий (взаимо- действий) учреждений и организаций; - совокупность методов сбора, анализа и интерпрета- ции информации в процессе оценки и принятия решения по аккредитации: - среду пользователей и информации о результатах ак- кредитации. Следовательно, формирование системы аккредитации предполагает: - формирование инфраструктуры (органы, организа- ции), - разработку технологам аккредитации: стандарты (нормативы, требования), которым должны соответство- вать показатели оцениваемого объекта, этапность, регу- лярность, последовательность процедур, методы сбора и анализа информации, - механизм мотивации. Важнейшим методом теоретического осмысления си- стемы аккредитации может стать моделирование, которое является формой отражения действительности и заклю- чается и выяснении или воспроизведении тех или иных свойств реальных объектов с помощью абстрактного опи- сания. В теории управления сложными социальными систе- мами модель рассматривается как искусственно создава- емый образ конкретного предмета, устройства, процесса, явления (и, в конечном счете, любой системы). Согласно современным научным представлениям, объектом модели- рования может быть любой объект, процесс, явление, т.е. все то, что исследователь выделяет из внешней среды и может быть представлено в качестве системы. Для открытых развивающихся систем с активными элементами, каковой является сложная социальная систе- ма [11], система может быть определена как упорядочен- ная совокупность не только трех основных составляющих: элементов, связей, операций, - но и содержать субъект вы- деления системы и цель такого выделения [12]. Отечественная система образования исторически сло- жилась в условиях сверхцентрализованной государствен- ной власти. Государство явилось инициатором создания учебных заведений, взяло на себя ответственность за их содержание и право регламентировать всю их деятель- ность. Любые проявления общественных целей сразу же пресекались. Государственный контроль имел место еще и потому, что высшая школа изначально была включена в систему российской государственности с целью подготовки чи- новников и специалистов для государственной службы. Выпускники наряду с сертификатом об окончании вуза по- лучали соответствующий чин. Еще одной специфической чертой истоков российской системы образования, в отличие от западноевропейских, является профессиональная, узкоспециальная направлен- ность. Практические задатки при подготовке специали­ стов являются первоочередными для университетов. Таким образом, для отечественной системы образо- вания характерными являются государственная - форма управления, ориентация на профессиональную подготов- ку специалистов и неразвитость общественных структур управления, Россия, как и большинство восточноевропейских стран, о настоящее время отказывается от просвещенче- ского подхода. Культурная и образовательная политика направлена на либерализацию и преодоление прошлого. Если в условиях эволюционных изменений большим по- тенциалом обладала концепция профессиональной под- готовки, то в условиях радикальных преобразований пре- имущества этой модели становятся недостатками, так как такого рода периодам сопутствует разрушение источников рабочих мест и всего уклада общественной жизни. Отход от модели просвещения обусловлен и изменением соци- ального заказа, заказа на выпускника. В настоящее время подготовка специалиста узкого про- филя даже самой высокой квалификации становится не- приемлемой и грозит широким распространением функ- циональной неграмотности [13, 14]. Следовательно, исходным состоянием системы следу- ет считать период коренного реформирования структуры и содержания образования в последнее десятилетие, при котором процессы демократизации отношений, диверси- фикации образовательных услуг, изменение социального заказа привнесли и негативные тенденции: - откровенная конъюнктура, перепроизводство выпуск- ников определенных специальностей, фальсификация об- разования; - разрушение преемственности и единства образова- тельных программ, что создает трудности при переходе из одного учреждения в другое; - коммерциализация и индивидуализм образователь- ных учреждений. В сложившихся условиях форма государственного кон- троля стала неприемлемой, но и общественные формы, не имеют предпосылок и традиции. Цель, определившая реформирование системы образования, предполагает и из- менение форм регламентации деятельности учреждений. В данном случае наиболее перспективным может стать развитие форм государственно-общественного контроля и признания. Целеполагание является определяющим компонентом не только для определения содержания, структуры, связей и результатов деятельности системы, но и для определе- ния причины построения системы, ее функций и задач с конкретными временными и пространственными харак- теристиками [15, 16, 17, 18, 19]. Субъект построения вы- полняет определяющую роль в создании модели системы. Цель системы аккредитации и предполагаемые послед- ствия аккредитации четко определены предполагаемым решением: 1) решения, которые обеспечивают нормальный ба- ланс в образовательной системе (статические цели); 2) решения, направленные на совершенствование образовательной системы, качественный прирост (иннова- ционные цели); 3) решения, направленные на глубокие инновацион- ные изменения, решение значительных проблем (исследо- вательские цели). Предполагаемые последствия определяются изучени- ем характера обратных связей. Современная теория си- стем дает классификацию обратных связей со средой: О.П. Денисова ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО...Вектор науки ТГУ. №1(8). 2012 121 - неуправляемые, но контролируемые; - управляемые связи, целенаправленно изменяющие состояние объекта; - информирующие связи, позволяющие определить со- стояние объекта. Учитывая данную специфику обратных связей, субъ- ект построения системы аккредитации определяет мето- ды, позволяющие более четко выявить связи со средой, а также решает либо ограничиться одним из видов связей, либо сочетая их. Необходимо следует отметить, что в процессе станов- ления и развития системы аккредитации прагматические цели каждого этапа уточняются, корректируются, рас- ширяются для решения стратегических задач управления образовательными системами. Постановка и решение еди- ных внутренних (государственных) и внешних (между- народных) задач совершенствует систему, делая се более открытой, гибкой, адаптивной, что позволяет говорить о доверии не только к аккредитованным образовательным учреждениям и программам, но и о доверии к самой си- стеме аккредитации. Таким образом, можно выделить основные цели для формирования системы аккредитации в системе образова- ния:- гарантия качества как условие реализации внутрен- них для страны задач, как правило, связанная с необхо- димостью удержания качественного уровня образования, введения единых минимально достаточных требований для обеспечения соответствия социальным нормам в сфе­ ре образования; - признание качества как необходимость решения внешних задач: демонстрации качества образования, при- знания его на международном уровне как конкурентоспо- собного и привлекательного для зарубежных студентов, повышения их мобильности; - управление качеством как условие развития системы образования, переход на новый качественный уровень при решении внутренних и внешних задач.








Date: 2015-06-06; view: 621; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию