Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль налогов в формировании финансов государства





 

Отмечая значимую роль в формировании государственных финансов, следует отметить, что «для каждой общественно-экономической формации характерна присущая ей система государственных доходов, обусловленная уров­нем развития товарно-денежных отношений, способом производства, природой и функциями государства»[3].

С момента своего возникновения государственные доходы претерпе­ли значительную эволюцию. Различного рода натуральные повинности и сборы существовали с древнейших времен, а с развитием товарно-де­нежных отношений постепенно уступали место денежным налогам и сборам. Наряду с налоговыми доходами к государственным доходам относятся государственный кредит (государственные займы), доходы различного рода государственных фискальных монополий, а также доходы от использования государственного имущества и от его про­дажи.

Современные бюджетные системы включают бюджеты центрально­го правительства, региональных органов и органов местного самоуп­равления. Государственные доходы формируются главным образом за счет налогов. До XX в. в структуре государственных доходов домини­ровали акцизы, таможенные пошлины и фискальные монополии. Пря­мые реальные налоги постепенно уступают место более эластичным личным налогам, главным образом подоходным, а также налогу с на­следств и дарений и др.

«До начала 1980-х гг. отмечалась тенденция повышения доли государственных доходов в общем объеме совокупного общественного продукта и национального дохода. Если накануне Первой мировой вой­ны государство аккумулировало около 15% национального дохода, то в 1980-х гг. - уже 40-50%»[4]. Основная форма мобилизации налоговых поступлений в большинстве развивающихся стран - косвенные нало­ги. По мере развития промышленности и торговли происходит расши­рение сферы косвенного налогообложения товаров местного производ­ства. Важную роль играют таможенные пошлины. Наиболее значительна доля поступлений по таможенным пошлинам в бюджетах наименее развитых и небольших странах, а также в странах - экспор­терах сырья. «В промышленно развитых странах доля поступлений от таможенных пошлин составляет в среднем около 5% бюджетных по­ступлений. У нефтедобывающих стран вывозные таможенные пошли­ны являются одним из основных источников государственных доходов»[5]. Наряду с усилением косвенного налогообложения большое значение приобрели прямые налоги, прежде всего налоги на доходы.

Большая часть государственных доходов развитых стран сосредото­чена в государственных бюджетах, куда поступают наиболее крупные доходы. К важнейшим налогам центральных правительств (федеральным налогам) относятся: подоходный налог, корпорационный налог, НДС, акцизы и таможенные пошлины. В местные бюджеты поступают дохо­ды от местного хозяйства, доходы от займов местных органов власти, субсидии центрального правительства. К основным региональным и ме­стным налогам относятся поимущественные и поземельные налоги, а также - в некоторых странах - акцизы. Доходы государственных пред­приятий складываются из прибыли, займов, правительственных субсидий и кредитов. Многочисленные специальные фонды государства формиру­ются за счет специальных налогов и сборов, добровольных взносов, суб­сидий из бюджета и займов. В ряде стран фонд государственного соци­ального страхования - составная часть государственного бюджета, в других странах создается автономный фонд, образуемый за счет обяза­тельных отчислений (взносов) лиц, работающих по найму, предпринима­телей, лиц свободных профессий, а также субсидий государства.

«Налоги выступают главной формой мобилизации государственных доходов в странах с рыночной экономикой. В бюджетах центральных правительств они составляют от 70 до 90% всех доходов, в местных бюджетах доля налоговых доходов обычно составляет около половины»[6]. За счет налогов и сборов, перераспределяемых через государственный бюджет, формируется часть финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий (в Российской Федерации - унитарные предприятия) и ряда специальных фондов.

Доля национального дохода, перераспределяемого через систему на­логов и сборов, зависит от задач и функций государства. В тех странах, где государство особенно активно осуществляет социальную политику (Скандинавские страны, Франция, Германия и др.), доля огосударствляе­мого национального дохода, как правило, выше. На общий размер нало­говых изъятий и их долю в национальном доходе значительно влияют та­кие факторы, как милитаризация, формы и методы государственного вмешательства в экономику, размеры государственной собственности.


Таким образом, налоги - это объективно принудительное изъятие части доходов, так как органы власти вынуждены ограничивать возможные величины доходов большинства граждан, перераспределяя их часть между членами общества, его группами, а также отчасти присва­ивая их. Это основные средства, поступающие в государственную казну.

Налог используется государством как способ перераспределе­ния национального дохода. Посредством него часть выручки, при­были или дохода юридических и физических лиц направляется в бюджетные либо внебюджетные денежные фонды, а затем ис­пользуется на решение общественных задач. Налог следует рас­сматривать прежде всего как особый экономический институт, совокупность экономических отношений, а уже затем как обяза­тельный денежный взнос или платеж, уплачиваемый юридичес­кими и физическими лицами в определенном размере и в определенный срок.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда оп­ределены налогоплательщики и элементы налогообложения. Эле­ментами налогообложения являются:

- объект налогообложения;

- налоговая база;

- налоговая ставка;

- налоговый период;

- порядок исчисления налога;

- порядок и сроки уплаты налога.

Кроме того, при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Налоги выступают главной формой мобилизации государственных доходов в странах с рыночной экономикой. В бюджетах центральных правительств они составляют от 70 до 90% всех доходов, в местных бюджетах доля налоговых доходов обычно составляет около половины.







Date: 2015-06-06; view: 2450; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию