Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методические указания. К практическим занятиям и самостоятельной работеСтр 1 из 16Следующая ⇒
к практическим занятиям и самостоятельной работе
по дисциплине «Теория управления» для специальности: код 06.01.00 специальность «Государственное и муниципальное управление»
Зав. учебно-методическим отделом С.Н. Большаков _______________________________
Зав. кафедрой управления и права Разработал: д.э.н., профессор Омаров М.М. к.э.н., доцент кафедры протокол № от «____»______2002г. управления и права _____________________ подпись Зубкова И.А. ____________подпись
Великий Новгород 2002г. Введение
В процессе изучения данного курса студенты специальности «Государственное и муниципальное управление» должны усвоить теоретические основы управления; познакомиться с отдельными подходами (взглядами) на систему управления, сформировавшимися в результате эволюции управленческой мысли в России и за рубежом; рассмотреть теоретические основы управления – принципы, методы, функции, организационную структуру управления, их действие и влияние на объект управления с целью достижения наибольшей эффективности в работе. В результате изучения дисциплины слушатели должны уметь самостоятельно принимать решения; правильно выбирать методы решения проблем; организовывать процесс управления персоналом; распределять полномочия и ответственность на основе делегирования; разрабатывать положения об отделах и должностях, другие регламентирующие документы; организовывать и проводить совещания; проводить социологические исследования; обрабатывать, интерпретировать и использовать в работе их результаты; оценивать санитарно-гигиенические, психофизиологические и эстетические условия труда; решать информационные проблемы управления с широким применением ЭВМ; организовывать работу с населением и средствами массовой информации. Изучение курса «Теория управления» позволяет студентам получить систему научных знаний, которая составляет теоретическую основу управления, обеспечивает практику менеджмента научными рекомендациями. Проведение семинарских и практических занятий с использованием активных методик обучения строиться на закреплении лекционного курса и результатов самостоятельной работы студентов с литературой по управленческой тематике. Семинары могут проводится в форме дискуссии, что позволяет слушателям не только высказать свою точку зрения по рассматриваемой проблеме, но и научиться отстаивать ее в процессе обсуждения. На практических занятиях предусматривается развитие и закрепление приобретенных навыков и умений, необходимых управленцам для успешного осуществления своей деятельности. Изучение курса «Теория управления» дает представление об общих основах, закономерностях и концепциях управленческой мысли. Он служит основой для более глубокого изучения и понимания механизмов управления и взаимодействия органов управления, а также для дальнейшего углубленного изучения отдельных аспектов управления.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Проведение практических занятий требует специальной подготовки студентов. Принимая во внимание достаточно широкий спектр рассматриваемых вопросов и проблемный подход в раскрытии многих из них, рекомендуется по каждому вопросу готовить основного и дополнительного докладчиков, использующих различные источники информации. В ходе практических занятий кроме семинаров, возможно использование других активных методов обучения – деловых игр, а также тестовых опросов, тестов, кроссвордов при необходимости. Требующих от студентов не только использования знаний, полученных на теоретических занятиях, но и умения анализировать, группировать, оценивать их, а также делать соответствующие выводы. На практические занятия по курсу выносятся следующие задания:
1. «Управление – это наука и искусство» Форма занятия: семинар – консультация
ПЛАН 1. Понятие, сущность, значение, особенности и функции теории управления. 2. Проблемы управления в условиях политического и экономического кризиса. 3. Новая управленческая парадигма. 4. Сущность и особенности управленческой деятельности. 5. Эволюция управленческой мысли. 6. Особенности развития теории и практики управления в ХХ веке.
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ Осознанная деятельность – деятельность, построенная на основе заранее предусматриваемого результата, на основе запрограммированной координации действий, ведущих к предполагаемому результату; Неосознанная деятельность – действие рефлекторного типа, это реакция на проявление потребности, то есть это поведение. Управление – особая функция координирования всех остальных трудовых функций человека с целью достижения наибольшей эффективности в работе. Управлять – значит вести предприятие к его цели, «извлекая максимальные возможности из имеющихся в распоряжении ресурсов» Менеджеры – люди, которые обеспечивают выполнение работы за счет других людей. Успех их деятельности – не то, что они делают, а то как они побуждают к работе других. Содержание управленческой деятельности состоит в планировании, организации труда и каждого работника, координации их действий во времени и в пространстве, контроле и учете участия работников в трудовом процессе. Особенности управленческого труда: 1. менеджер не создает непосредственно материальных благ, но участвует в создании материальных благ посредством организации деятельности других людей; 2. предметом труда является информация; 3. средством труда – организационная техника; 4. продуктом труда – управленческое решение; 5. управленческий труд носит умственный характер, является творческой работой. Научное управление (1885 - 1920). Административная школа (1920 - 1950). Школа человеческих отношений (1930 - 1950). Школа науки управления (с 1950 г. по настоящее время). Процессный подход. Системный подход. Ситуационный подход. ЛИТЕРАТУРА: · Мескон М.Х. и др. Основы менеджмента - М.: Дело, 1998. · Кабушкин Н.И. Основы менеджмента.-М.:Экономпресс, 1997 · Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. – М, 1999 · Кравченко А.И. История менеджмента. – М: Академический проект, 2000 · Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. - М.: Финансы и статистика, 1992. · Уткин Э.А. Курс менеджмента. Учебник для вузов. - М.: Издательство «Зерцало», 1998 · Управление организацией: УчебникПод ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина - М.: ИНФРА-М, 1998. · Теория и практика антикризисного управления - М.: ЮНИТИ, 1996. · Ладанов И.Д. Практический менеджмент - М.: ЮНИТИ, 1997.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Роль управления в развитии экономики? 2. Понятие управления, содержание теории управления. 3. Перечислите особенности управленческого труда. 4. Основные принципы новой управленческой парадигмы. 5. Какие отличительные особенности в эволюции управленческой мысли до периода систематизации Вы знаете? 6. В чем заключалась систематизация управления? 7. Новые подходы в теории управления в 1950-1970гг. 8. Эволюция теории менеджмента в 1980-90-е годы. 2. «Теоретические основы управления» Форма занятия: семинар – консультация
ПЛАН 1. Принципы управления «от Файоля до наших дней» 2. Система методов управления – «от кнута к прянику» 3. Функции управления 4. Организационные формы управления (преимущества и недостатки) 5. Делегирование и регламентация в управлении
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ Принципы управления Функции управления Демократический централизм Универсальность функций Коллегиальность Делегирование Единоначалие Регламентация Методы управления: административные, Должностная инструкция экономические и социально-психологические Положение о подразделении
ЛИТЕРАТУРА: · Мескон М.Х. и др. Основы менеджмента - М.: Дело, 1998. · Кабушкин Н.И. Основы менеджмента.-М.:Экономпресс, 1997 · Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. – М, 1999 · Уткин Э.А. Курс менеджмента. Учебник для вузов. - М.: Издательство «Зерцало», 1998 · Веснин В.Р. Менеджмент для всех - М.: Юрист, 1994. · Предприятие: стратегия, положения об отделах и службах, должностные инструкции - М.: Экономика, 1997. · Справочник директора предприятия Под ред. М.Г. Лапусты - М.: Инфра-М, 1996. · Тарифно-квалификационные характеристика общеотраслевых должностей служащих, общеотраслевых профессий рабочих - М.: Институт труда, 1998. · Тарифно-квалификационный справочник – М.: ПРИОР, 1999.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Какие принципы управления Вы знаете? 2. Опишите роль и место принципов управления. 3. Несмотря на многообразие принципов и авторские трактовки, выделите основные моменты, на которых базируется управление. 4. Дайте определение системы методов управления. 5. Перечислите достоинства и недостатки административных методов. 6. Перечислите достоинства и недостатки экономических методов. 7. Перечислите достоинства и недостатки социально-психологических и воспитательных методов. 8. В чем проявляется принцип универсальности функций управления? 9. Дайте характеристику основных функций управления. 10. Организационная структура управления – определение и назначение. 11. Перечислите достоинства и недостатки организационных форм управления по типу связи.
3. «Методы социологических исследований» Форма занятия: семинар – консультация
ПЛАН 1. Анкетный опрос (почтовый) 2. Интервьюирование и беседа 3. Наблюдение, эксперимент и контент-анализ 4. Тесты
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ Опрос – метод непосредственного или опосредованного сбора первичной вербальной информации. Анкетирование – вид опроса, над которым исследователь теряет контроль в момент раздачи или рассылки анкет или опросников. Виды вопросов: закрытые, открытые, позакрытые: прямой вопрос, косвенный: основной, фильтрующий, контрольный Интервью – вид сбора первичной вербальной информации, при котором контакт между исследователем и респондентом осуществляется при помощи интерьюера, который задает вопросы, предусмотренные исследователем, организует и направляет беседу с каждым отдельным человеком и фиксирует полученные ответы согласно инструкции. Виды интервью: формализованное, фокустированное, свободное Наблюдение – метод целенаправленного, планомерного, определенным образом фиксируемого восприятия исследуемого объекта. Программа проведения наблюдения: 5 этапов Эксперимент – своеобразный и трудноосуществляемый метод сбора социологической информации. Виды эксперимента: линейный, параллельный Тест – краткое, стандартизированное, обычно ограниченное во времени психологическое испытание.
ЛИТЕРАТУРА: · Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – М.: Экономика, 1996 · Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. – М., 1990 · Гречихин В.Г. Как провести социологическое исследование. – М.: Экономика, 1992 · Аверьянов Л.Я. Искусство задавать вопросы. – М.: Экономпресс, 1997 · Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респонтентом. – М.: Дело, 1992 · Методы сбора информации в социологических исследованиях (под редакцией В.Г. Андреенкова и О.М. Масловой) · Чекалев М.И. Малоизвестный фактор успеха в бизнесе. Новгород: Литера 1998 · Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха Автор–составитель Р.Р. Кашанов Ижевск Издательство удмурдского университета 1996.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Дайте определение опроса, перечислите основные виды опросов. 2. Назовите основные компоненты анкетирования 3. Какие бывают вопросы в анкетах и с какой целью они используются 4. Виды интервью 5. Перечислите основные преимущества и недостатки беседы 6. Понятие и черты научного наблюдения 7. Назовите виды наблюдения 8. Какие бывают эксперименты 9. Перечислите этапы планирования и осуществления эксперимента 10. Что такое контент-анализ и в каких случаях он применяется 11. Приведите пример решения проблем управления с помощью тестов
4. «Решение проблем управления с помощью социологических методов сбора информации» Форма занятия: практикум, цель которого развитие и закрепление приобретенных навыков и умений, необходимых управленцам для успешного сбора информации и осуществления своей деятельности (по итогам семинара).
ПЛАН 1. Составление в соответствии с правилами и рекомендациями анкеты. 2. Проведение анкетного опроса по интересующей проблеме. 3. Анализ полученных результатов и составление отчета об исследовании. 4. Обсуждение результатов. 5. «Профессиональные навыки и умения менеджера» Форма занятия: лекция - дискуссия
ПЛАН 1. Модель руководителя (специалиста) с точки зрения способностей, навыков и умений. 2. Внимание: понятие, качества внимания. Факторы, способствующие привлечению внимания. 3. Понятие памяти, виды памяти, механизмы памяти. Развитие памяти и мнемоника. 4. Техника быстрого чтения – необходимость, условия. 5. Интеллект. Две модели мышления. 6. Управление стрессом. 7. Этика, этикет и имидж – как необходимые условия эффективной управленческой деятельности.
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ Модель руководителя Мнемоника Способности Креативное мышление Навыки Стресс Умения Стрессоры Внимание Методика помощи в острой Память стрессовой ситуации Этика Этикет Имидж
ЛИТЕРАТУРА: · Венедиктова В.А. О деловой этике и этикете - М.: Институт новой экономики, 1994. · Дятлов В.А., Пихало В.Т. Этика и этикет - М.: ГАНГ, Изд. центр “Академия”, 1997. · Ладанов И.Д. Практический менеджмент - М.: ЮНИТИ, 1997. · Поляков В.М. Технология карьеры. - М.: Дело, 1995. · Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом. - М.: Бизнес-школа “Интел - Синтез”, 1995 · Пелих А.С., Кизилова Т.Г., Пронченко А.Г. Имидж делового человека. – М.: «Приор», 1997 · Сухарев В. Этика и психология делового человека. – М.: Агентство «ФАИР», 1997 · Шепель В.М. Управленческая этика. – М, 1989 · Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. - М.: Финансы и статистика, 1992. · Швальбе Б. Личность, карьера, успех. Пер с нем. - М.: Прогресс, 1993. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Этика и этикет – в чем разница этих понятий 2. «Имидж – это управление впечатлением» как Вы понимаете данное утверждение 3. Дайте определение вниманию, перечислите качества и факторы, способствующие привлечению внимания. 4. Методики оценки и тренировки внимания. 5. Понятие памяти, виды памяти. 6. Правила запоминания материала. 7. Перечислите приемы развития памяти. 8. Что такое мнемоника? 9. Техника быстрого чтения как необходимое условие при работе с печатной информацией. 10. Назовите две модели мышления, их значение, особенности. 11. Система креативного мышления – что это такое? 12. Понятие, сущность и фазы «мозговой атаки». 13. Приведите примеры стресса, его влияния на организм человека. 14. Как можно бороться со стрессом, профилактика стресса. 15. Первая помощь в острой стрессовой ситуации – в чем она заключается?
Date: 2015-06-06; view: 658; Нарушение авторских прав |