Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические указания. К практическим занятиям и самостоятельной работе





к практическим занятиям и самостоятельной работе

 

по дисциплине «Теория управления»

для специальности: код 06.01.00 специальность «Государственное и муниципальное управление»

 

 

Зав. учебно-методическим отделом

С.Н. Большаков

_______________________________

 

 

Зав. кафедрой управления и права Разработал:

д.э.н., профессор Омаров М.М. к.э.н., доцент кафедры протокол № от «____»______2002г. управления и права

_____________________ подпись Зубкова И.А.

____________подпись

 

Великий Новгород

2002г.

Введение

 

В процессе изучения данного курса студенты специальности «Государственное и муниципальное управление» должны усвоить теоретические основы управления; познакомиться с отдельными подходами (взглядами) на систему управления, сформировавшимися в результате эволюции управленческой мысли в России и за рубежом; рассмотреть теоретические основы управления – принципы, методы, функции, организационную структуру управления, их действие и влияние на объект управления с целью достижения наибольшей эффективности в работе.

В результате изучения дисциплины слушатели должны уметь самостоятельно принимать решения; правильно выбирать методы решения проблем; организовывать процесс управления персоналом; распределять полномочия и ответственность на основе делегирования; разрабатывать положения об отделах и должностях, другие регламентирующие документы; организовывать и проводить совещания; проводить социологические исследования; обрабатывать, интерпретировать и использовать в работе их результаты; оценивать санитарно-гигиенические, психофизиологические и эстетические условия труда; решать информационные проблемы управления с широким применением ЭВМ; организовывать работу с населением и средствами массовой информации.

Изучение курса «Теория управления» позволяет студентам получить систему научных знаний, которая составляет теоретическую основу управления, обеспечивает практику менеджмента научными рекомендациями. Проведение семинарских и практических занятий с использованием активных методик обучения строиться на закреплении лекционного курса и результатов самостоятельной работы студентов с литературой по управленческой тематике. Семинары могут проводится в форме дискуссии, что позволяет слушателям не только высказать свою точку зрения по рассматриваемой проблеме, но и научиться отстаивать ее в процессе обсуждения. На практических занятиях предусматривается развитие и закрепление приобретенных навыков и умений, необходимых управленцам для успешного осуществления своей деятельности.

Изучение курса «Теория управления» дает представление об общих основах, закономерностях и концепциях управленческой мысли. Он служит основой для более глубокого изучения и понимания механизмов управления и взаимодействия органов управления, а также для дальнейшего углубленного изучения отдельных аспектов управления.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Проведение практических занятий требует специальной подготовки студентов. Принимая во внимание достаточно широкий спектр рассматриваемых вопросов и проблемный подход в раскрытии многих из них, рекомендуется по каждому вопросу готовить основного и дополнительного докладчиков, использующих различные источники информации.

В ходе практических занятий кроме семинаров, возможно использование других активных методов обучения – деловых игр, а также тестовых опросов, тестов, кроссвордов при необходимости. Требующих от студентов не только использования знаний, полученных на теоретических занятиях, но и умения анализировать, группировать, оценивать их, а также делать соответствующие выводы.

На практические занятия по курсу выносятся следующие задания:

 

1. «Управление – это наука и искусство»

Форма занятия: семинар – консультация

 

ПЛАН

1. Понятие, сущность, значение, особенности и функции теории управления.

2. Проблемы управления в условиях политического и экономического кризиса.

3. Новая управленческая парадигма.

4. Сущность и особенности управленческой деятельности.

5. Эволюция управленческой мысли.

6. Особенности развития теории и практики управления в ХХ веке.

 

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ

Осознанная деятельность – деятельность, построенная на основе заранее предусматриваемого результата, на основе запрограммированной координации действий, ведущих к предполагаемому результату;

Неосознанная деятельность – действие рефлекторного типа, это реакция на проявление потребности, то есть это поведение.


Управление – особая функция координирования всех остальных трудовых функций человека с целью достижения наибольшей эффективности в работе.

Управлять – значит вести предприятие к его цели, «извлекая максимальные возможности из имеющихся в распоряжении ресурсов»

Менеджеры – люди, которые обеспечивают выполнение работы за счет других людей. Успех их деятельности – не то, что они делают, а то как они побуждают к работе других.

Содержание управленческой деятельности состоит в планировании, организации труда и каждого работника, координации их действий во времени и в пространстве, контроле и учете участия работников в трудовом процессе.

Особенности управленческого труда:

1. менеджер не создает непосредственно материальных благ, но участвует в создании материальных благ посредством организации деятельности других людей;

2. предметом труда является информация;

3. средством труда – организационная техника;

4. продуктом труда – управленческое решение;

5. управленческий труд носит умственный характер, является творческой работой.

Научное управление (1885 - 1920).

Административная школа (1920 - 1950).

Школа человеческих отношений (1930 - 1950).

Школа науки управления (с 1950 г. по настоящее время).

Процессный подход.

Системный подход.

Ситуационный подход.

ЛИТЕРАТУРА:

· Мескон М.Х. и др. Основы менеджмента - М.: Дело, 1998.

· Кабушкин Н.И. Основы менеджмента.-М.:Экономпресс, 1997

· Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. – М, 1999

· Кравченко А.И. История менеджмента. – М: Академический проект, 2000

· Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. - М.: Финансы и статистика, 1992.

· Уткин Э.А. Курс менеджмента. Учебник для вузов. - М.: Издательство «Зерцало», 1998

· Управление организацией: УчебникПод ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина - М.: ИНФРА-М, 1998.

· Теория и практика антикризисного управления - М.: ЮНИТИ, 1996.

· Ладанов И.Д. Практический менеджмент - М.: ЮНИТИ, 1997.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Роль управления в развитии экономики?

2. Понятие управления, содержание теории управления.

3. Перечислите особенности управленческого труда.

4. Основные принципы новой управленческой парадигмы.

5. Какие отличительные особенности в эволюции управленческой мысли до периода систематизации Вы знаете?

6. В чем заключалась систематизация управления?

7. Новые подходы в теории управления в 1950-1970гг.

8. Эволюция теории менеджмента в 1980-90-е годы.

2. «Теоретические основы управления»

Форма занятия: семинар – консультация

 

ПЛАН

1. Принципы управления «от Файоля до наших дней»

2. Система методов управления – «от кнута к прянику»

3. Функции управления

4. Организационные формы управления (преимущества и недостатки)

5. Делегирование и регламентация в управлении

 

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ

Принципы управления Функции управления

Демократический централизм Универсальность функций

Коллегиальность Делегирование

Единоначалие Регламентация

Методы управления: административные, Должностная инструкция

экономические и социально-психологические Положение о подразделении


 

ЛИТЕРАТУРА:

· Мескон М.Х. и др. Основы менеджмента - М.: Дело, 1998.

· Кабушкин Н.И. Основы менеджмента.-М.:Экономпресс, 1997

· Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. – М, 1999

· Уткин Э.А. Курс менеджмента. Учебник для вузов. - М.: Издательство «Зерцало», 1998

· Веснин В.Р. Менеджмент для всех - М.: Юрист, 1994.

· Предприятие: стратегия, положения об отделах и службах, должностные инструкции - М.: Экономика, 1997.

· Справочник директора предприятия Под ред. М.Г. Лапусты - М.: Инфра-М, 1996.

· Тарифно-квалификационные характеристика общеотраслевых должностей служащих, общеотраслевых профессий рабочих - М.: Институт труда, 1998.

· Тарифно-квалификационный справочник – М.: ПРИОР, 1999.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какие принципы управления Вы знаете?

2. Опишите роль и место принципов управления.

3. Несмотря на многообразие принципов и авторские трактовки, выделите основные моменты, на которых базируется управление.

4. Дайте определение системы методов управления.

5. Перечислите достоинства и недостатки административных методов.

6. Перечислите достоинства и недостатки экономических методов.

7. Перечислите достоинства и недостатки социально-психологических и воспитательных методов.

8. В чем проявляется принцип универсальности функций управления?

9. Дайте характеристику основных функций управления.

10. Организационная структура управления – определение и назначение.

11. Перечислите достоинства и недостатки организационных форм управления по типу связи.

 

3. «Методы социологических исследований»

Форма занятия: семинар – консультация

 

ПЛАН

1. Анкетный опрос (почтовый)

2. Интервьюирование и беседа

3. Наблюдение, эксперимент и контент-анализ

4. Тесты

 

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ

Опрос – метод непосредственного или опосредованного сбора первичной вербальной информации.

Анкетирование – вид опроса, над которым исследователь теряет контроль в момент раздачи или рассылки анкет или опросников.

Виды вопросов: закрытые, открытые, позакрытые:

прямой вопрос, косвенный:

основной, фильтрующий, контрольный

Интервью – вид сбора первичной вербальной информации, при котором контакт между исследователем и респондентом осуществляется при помощи интерьюера, который задает вопросы, предусмотренные исследователем, организует и направляет беседу с каждым отдельным человеком и фиксирует полученные ответы согласно инструкции.

Виды интервью: формализованное, фокустированное, свободное

Наблюдение – метод целенаправленного, планомерного, определенным образом фиксируемого восприятия исследуемого объекта.

Программа проведения наблюдения: 5 этапов

Эксперимент – своеобразный и трудноосуществляемый метод сбора социологической информации.

Виды эксперимента: линейный, параллельный

Тест – краткое, стандартизированное, обычно ограниченное во времени психологическое испытание.


 

ЛИТЕРАТУРА:

· Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – М.: Экономика, 1996

· Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. – М., 1990

· Гречихин В.Г. Как провести социологическое исследование. – М.: Экономика, 1992

· Аверьянов Л.Я. Искусство задавать вопросы. – М.: Экономпресс, 1997

· Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респонтентом. – М.: Дело, 1992

· Методы сбора информации в социологических исследованиях (под редакцией В.Г. Андреенкова и О.М. Масловой)

· Чекалев М.И. Малоизвестный фактор успеха в бизнесе. Новгород: Литера 1998

· Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха Автор–составитель Р.Р. Кашанов Ижевск Издательство удмурдского университета 1996.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Дайте определение опроса, перечислите основные виды опросов.

2. Назовите основные компоненты анкетирования

3. Какие бывают вопросы в анкетах и с какой целью они используются

4. Виды интервью

5. Перечислите основные преимущества и недостатки беседы

6. Понятие и черты научного наблюдения

7. Назовите виды наблюдения

8. Какие бывают эксперименты

9. Перечислите этапы планирования и осуществления эксперимента

10. Что такое контент-анализ и в каких случаях он применяется

11. Приведите пример решения проблем управления с помощью тестов

 

4. «Решение проблем управления с помощью социологических методов сбора информации»

Форма занятия: практикум, цель которого развитие и закрепление приобретенных навыков и умений, необходимых управленцам для успешного сбора информации и осуществления своей деятельности (по итогам семинара).

 

ПЛАН

1. Составление в соответствии с правилами и рекомендациями анкеты.

2. Проведение анкетного опроса по интересующей проблеме.

3. Анализ полученных результатов и составление отчета об исследовании.

4. Обсуждение результатов.

5. «Профессиональные навыки и умения менеджера»

Форма занятия: лекция - дискуссия

 

ПЛАН

1. Модель руководителя (специалиста) с точки зрения способностей, навыков и умений.

2. Внимание: понятие, качества внимания. Факторы, способствующие привлечению внимания.

3. Понятие памяти, виды памяти, механизмы памяти. Развитие памяти и мнемоника.

4. Техника быстрого чтения – необходимость, условия.

5. Интеллект. Две модели мышления.

6. Управление стрессом.

7. Этика, этикет и имидж – как необходимые условия эффективной управленческой деятельности.

 

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ

Модель руководителя Мнемоника

Способности Креативное мышление

Навыки Стресс

Умения Стрессоры

Внимание Методика помощи в острой

Память стрессовой ситуации

Этика Этикет

Имидж

 

ЛИТЕРАТУРА:

· Венедиктова В.А. О деловой этике и этикете - М.: Институт новой экономики, 1994.

· Дятлов В.А., Пихало В.Т. Этика и этикет - М.: ГАНГ, Изд. центр “Академия”, 1997.

· Ладанов И.Д. Практический менеджмент - М.: ЮНИТИ, 1997.

· Поляков В.М. Технология карьеры. - М.: Дело, 1995.

· Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом. - М.: Бизнес-школа “Интел - Синтез”, 1995

· Пелих А.С., Кизилова Т.Г., Пронченко А.Г. Имидж делового человека. – М.: «Приор», 1997

· Сухарев В. Этика и психология делового человека. – М.: Агентство «ФАИР», 1997

· Шепель В.М. Управленческая этика. – М, 1989

· Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. - М.: Финансы и статистика, 1992.

· Швальбе Б. Личность, карьера, успех. Пер с нем. - М.: Прогресс, 1993.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Этика и этикет – в чем разница этих понятий

2. «Имидж – это управление впечатлением» как Вы понимаете данное утверждение

3. Дайте определение вниманию, перечислите качества и факторы, способствующие привлечению внимания.

4. Методики оценки и тренировки внимания.

5. Понятие памяти, виды памяти.

6. Правила запоминания материала.

7. Перечислите приемы развития памяти.

8. Что такое мнемоника?

9. Техника быстрого чтения как необходимое условие при работе с печатной информацией.

10. Назовите две модели мышления, их значение, особенности.

11. Система креативного мышления – что это такое?

12. Понятие, сущность и фазы «мозговой атаки».

13. Приведите примеры стресса, его влияния на организм человека.

14. Как можно бороться со стрессом, профилактика стресса.

15. Первая помощь в острой стрессовой ситуации – в чем она заключается?

 







Date: 2015-06-06; view: 658; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.036 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию