Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 24. Софизмы и паралогизмы (практическая работа) – 2 ч





 

План:

1. Паралогизм.

2. Нелояльные приемы аргументации.

 

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Чем отличаются лояльные приемы аргументации от нелояльных?

2. Какие цели преследует человек, использующий нелояльные приемы?

3. Каковы наиболее распространенные варианты аргументов ad hominem?

4. Почему аргумент к авторитету характеризуется как нелояльный прием аргументации?

5. Каковы причины эффективности аргумента к невежеству?

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Определите вид логической ошибки:

- Лекарство, которое принимает больной - это добро.

Чем больше добра, тем лучше.

Значит, чем больше принимать лекарства, тем лучше.

- Все европейские государства - члены шенгенского союза. Значит и Англия, как европейская страна, входит в шенгенскую группу.

- Все православные являются христианами. Все католики - тоже христиане. Значит, католики и православные - это одно и то же.

2. Проанализируйте высказывания и найдите ошибки (уловки) в аргументации:

- С.И. Поварнин в книге «Спор» пишет: «Во времена инквизиции были возможны такие споры: вольнодумец заявляет, что Земля вертится около Солнца; противник возражает: “А вот в псалмах написано: Ты поставил Землю на твердых основах, не поколеблется она в веки и веки. Как вы думаете, — спрашивает он многозначительно, — может ли Священное Писание ошибаться или нет?” Вольнодумец вспоминает инквизицию и перестает возражать. Он даже для большей безопасности “убеждается”; иногда даже трогательно благодарит “за научение”».

- Ибо если человек, властитель мира, умнейшее из дыхательных существ, происходил от глупой и невежественной обезьяны, то нас теперь водили бы по городам, цыгане на показ и мы платили бы деньги за показ друг друга, танцуя по приказу цыгана или сидя за решеткой в зверинце» (Чехов А.П. Письмо к ученому соседу // Собрание сочинений. М., 1954. Т. 1. С. 70).

- Пьер Леже — веселый, остроумный человек, ибо он француз, а все французы веселы и остроумны.

- Если у тебя спрошено будет, что полезнее, солнце или месяц — ответствуй: месяц, ибо солнце светит днем, когда и без того светло, а месяц ночью (Козьма Прутков).

- В старой гимназии ученик спрашивает:

Господин учитель, кто такой был Диоген?

Диоген?.. Хм, Диоген… Ну, ты мал, чтобы задавать такие вопросы.

3. Какие логические ухищрения допущены в софизмах:

- 2 и 3 — четное и нечетное числа. Поскольку 2 и 3 в сумме дают 5, то 5— это четное и одновременно нечетное число.

- Знаете ли вы, о чем я сейчас хочу вас спросить?

Нет.

Неужели вы не знаете, что лгать нехорошо?

Конечно, знаю.

Но именно об этом я и собирался вас спросить, а вы ответили, что не знаете; выходит, вы знаете то, чего вы не знаете.

 

Основная литература:

1. Гетманова А. Д. Логика: учеб. пособие для студ. вузов. - Изд. 2-е. - М.: Академический Проект, 2009. Глава 6, С. 226-237.

2. Ивин А. А. Логика: учеб. пособие для вузов. - М.: Гардарики, 2002. Глава 11, С. 292-334.

 

Дополнительная литература:

1. Берков В.Ф. Логика: Задачи и упражнения, Практикум. Учеб. Пособие - Мн.: НТООО "ТетраСистемс", 1998.

2. Брюшкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. Учебное пособие. - М.: Новая школа, 1996.

3. Бузук Г.Л., Ивин А.А., Панов М.И. Наука убеждать: логика и риторика в вопросах и ответах. -М.: ГА ВС, 1992.

4. Гусев Д.А. Логика: конспект лекций с задачами. – М.: Айрис-пресс, 2005.

5. Ивлев Ю.В. Логика. – М. Проспект, 2007.

6. Карпинская О.Ю., Ляшенко О.В., Меськов В.С., Шрамко Я.В. Экспресс – логика. – М.: ИНФРА-М, 1997.

7. Меськов В.С., Карпинская О.Ю., Ляшенко О.В., Шрамко Я.В. Логика: наука и искусство. - М.: Высшая школа, 1993.

8. Минто В. Дедуктивная и индуктивная логика. Пер. с англ. С.А. Котряровского. - С.-Петербург, ТИТ “Комета”, 2001.

9. Никифоров А.Л. Общедоступная и увлекательная книга по логике, содержащая объемное и систематическое изложение этой науки профессором философии. - М.: Гнозис, Русское феноменологическое общество, 1996.

10. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. - М.: Просвещение, 1991.

11. Рачков-Апраксин В. П. Основы логики: учеб.-метод. пособие. - Мурманск: МГПУ, 2005.

12. Сопер П. Основы искусства речи. - М.: Прогресс-Академия, 1992.

13. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. - М.: Наука, 1990.

 

Date: 2015-06-06; view: 700; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию