Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 10. Дедуктивные умозаключения (лекция) – 2 ч
План: 1. Определение умозаключения, его структура и виды. 2. Непосредственные умозаключения (выводы по логическому квадрату, превращения, обращения, противопоставления предикату).
Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Какова структура умозаключения? 2. Какие бывают виды умозаключений? 3. Какое умозаключение называется дедуктивным? 4. Что значит непосредственное умозаключение? Каковы его виды?
Задания для самостоятельной работы: 1. Сделайте вывод путем превращения: - Любая истина является конкретной. - В некоторых странах разрешено многоженство. - Ни одна захватническая война не является справедливой. - Некоторые материалы не проводят электрический ток. Пример: (А) Все бабочки имеют крылья (Р). (Е) Ни одна бабочка не является бескрылой (не - Р) 2. Проверьте, правильно ли произведено превращение: - Ни один из подсудимых не виноват; значит, все подсудимые невиновны. - Все необходимое для лечения уже было сделано; значит, нечто необходимое для лечения не было не сделано. - Некоторые ответы не являются правильными; значит, некоторые ответы являются правильными. - Некоторые грибы не являются съедобными, значит, некоторые грибы являются несъедобными. 3. Проверьте, правильно ли произведено обращение: - Все спортсмены - здоровые люди; значит, все здоровыелюди - спортсмены. - Некоторые школьники - шахматисты; значит, некоторые шахматисты - школьники. - Ни один пейзажист не является баталистом; значит, ни один баталист не является пейзажистом. 4. Сделайте вывод путем обращения: - Все студенты юридических вузов изучают логику. - Некоторые дома оказались разрушенными. - Все православные - христиане. - Ни один вегетарианец не ест мяса. 5. Осуществите вывод путем противопоставления предикату следующих суждений: - Ни один невиновный не должен быть наказан. - Все млекопитающие - позвоночные животные. - Некоторые преступления не удается раскрыть. - Все фрукты содержат витамины. Пример: (0) Некоторые школьники не занимаются спортом (1) Некоторые не занимающиеся спортом являются школьниками 6. Проверьте правильность следующих непосредственных умозаключений по логическому квадрату: - Если верно, что все квадраты являются равносторонними прямоугольниками, то неверно, что некоторые квадраты не являются равносторонними прямоугольниками. - Если неверно, что ни одно преступление не раскрывается, то также неверно и то, что все преступления раскрываются. - Если неверно, что все импрессионисты - французы, то следует признать, что некоторые из них не были французами. - Если верно, что некоторые писатели являются лауреатами Нобелевской премии, то также верно и то, что некоторые из писателей ими не являются.
Основная литература: 1. Гетманова А. Д. Логика: учеб. пособие для студ. вузов. - Изд. 2-е. - М.: Академический Проект, 2009. Глава 5, С. 138-145. 2. Ивин А. А. Логика: учеб. пособие для вузов. - М.: Гардарики, 2002. Глава 10, С. 241-247.
Дополнительная литература: 1. Берков В.Ф. Логика: Задачи и упражнения, Практикум. Учеб. Пособие - Мн.: НТООО "ТетраСистемс", 1998. 2. Брюшкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. Учебное пособие. - М.: Новая школа, 1996. 3. Гусев Д.А. Логика: конспект лекций с задачами. – М.: Айрис-пресс, 2005. 4. Ивлев Ю.В. Логика. – М. Проспект, 2007. 5. Карпинская О.Ю., Ляшенко О.В., Меськов В.С., Шрамко Я.В. Экспресс – логика. – М.: ИНФРА-М, 1997. 6. Минто В. Дедуктивная и индуктивная логика. Пер. с англ. С.А. Котряровского. - С.-Петербург, ТИТ “Комета”, 2001. 7. Никифоров А.Л. Общедоступная и увлекательная книга по логике, содержащая объемное и систематическое изложение этой науки профессором философии. - М.: Гнозис, Русское феноменологическое общество, 1996. 8. Рачков-Апраксин В. П. Основы логики: учеб.-метод. пособие. - Мурманск: МГПУ, 2005.
|