Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Священные рощи и родники





Березовая роща на берегу р.Сылва (Суксунский район). Находится на правом берегу р.Сылва, в 3 км от д.Тебеняки, возле бывшей д.Янгельда. В летнее время здесь до середины 1930-х гг. собирались мужчины из всех марийских деревень на празднование Кюсё – общемарийское языческое моление главным богам и духам. Перед священными деревьями устраивался жертвенник – костер для варки мяса баранов, стол для разделки мяса и ритуальных напитков и кушаний. В наши дни моление в роще не восстановлено, хотя она сохраняется в первозданном виде.

 

Сосновая роща у д.Тебеняки (Суксунский район).Сохранилась на северной окраине д.Тебеняки, на правом берегу р.Сылва. В ней собирались марийцы д.Тебеняки, совершали моление, приносили жертвенную кашу, чтобы задобрить кереметь – духов и избавиться от болезни. Здесь же устраивалось летнее моление с жертвоприношением богам и духам – закалывали баранов и варили мясо. В наши дни моление не проводится.

 

Святилище у д.Кирга (Куединский район).Место моления и жертвоприношения находится на берегу р.Буй, удмурты его называют буэ дюк вöсь (моление в логу Буя). Удмурты утверждают, что прежде здесь собирались представители нескольких удмуртских родов.

После длительного перерыва восстановлено сакральное пространство (ошвöсян), объединяющее место приготовления жертвенной пищи, дерево с полотенцами, место трех жрецов (куриськисьëс), откуда они руководят молением, а также места пребывания молящихся и приема пищи. В наше время место моления и жертвоприношения является одним из местночтимых святынь у буйских (куединских) удмуртов. По окончании полевых работ собираются жители д.Кирга и во время моления совершают заклание быка, но было время, когда жертвовали жеребенка. Кости и шкуру бросают в р.Буй, а голову закапывают в особом месте на стороне.

Со святилищем у д.Кирга можно познакомиться в любое время, пригласив одного из жрецов для рассказа о порядке моления. Но лучше получить полное впечатление во время самого моления, как было у автора в 2006 г.

 

Святилище у д.Кипчак (Куединский район). Расположено на берегу р.Буй, на котором собирались на моление после окончания весенних полевых работ, чаще всего во время цветения черемухи. Жертвенным животным была утка, поэтому моление получило название чöжпиньдор вöсь – моление утиного клюва. В воспоминаниях жителей д.Кипчак сохранилось много интересных сведений о жертвоприношениях.

Святилище у с.Большой Гондыр (Куединский район). Располагается на берегу р.Буй и называется лудкечвöсян, так как здесь находилось место жертвования богам и духам зайца (лудкеч – заяц). В наше время святилище не забыто.

 

Таркэмыс – святой источник (Кочевский район). Вода вытекает из-под известняковых камней в окружении берез и елей. К источнику приходят коми-пермяки на Троицкой неделе, чтобы принять целительную воду и принести жертву воде и лесу. В воду бросают монеты, а на деревья вешают полотенца, ленты и даже одежду, которую человек снимает с себя. По воспоминаниям старожилов, раньше приходили к источнику для того, чтобы приношениями отметить именины воды и леса.

 

Проняключ – святой источник (Кудымкарский район). Обряды, совершаемые здесь, посвящаются именинам воды и леса, которые приходятся на Троицкую неделю. Сначала люди заходят в рощу над источником (ключом), выкладывают принесенную еду на стол, затем спускаются к воде и вешают на деревья ленты, полотенца, а в воду бросают монеты. При этом говорят: «Это мой подарок тебе, Проняключ. Спасибо за чистую и здоровую воду». После этого умывают водой руки и лицо, пьют воду и набирают ее для домашнего пользования. Прежде здесь разворачивались игорные действия, веселились до утра.

 

Никольский родник на окраине пос.Ныроб (Чердынский район). Издавна почитался язычниками, но, согласно преданию, как только возле него на пне дерева появилась икона святого Николая чудотворца в начале XVII в., родник был назван Никольским и стал считаться православной святыней. Здесь жители Ныроба чтят одного из любимейших святых русского народа Николая чудотворца – небесного покровителя всех путешествующих и плавающих на реках и озерах, мудрого и кроткого чудотворца, то есть творившего чудеса.

В период, когда храмы Ныроба были закрыты, для жителей единственной возможностью собраться для общественного моления оставалось «периферийное» место – возле Никольского родника. Приносилась икона Николая чудотворца, зажигались свечи и женщины, хорошо знающие традиционный канон, проводили праздничную службу. Считалось, что для избавления от греха необходимо было трижды обойти родник до наступления рассвета. Служба заканчивалась освящением родниковой воды.

На месте выхода воды сегодня, как и прежде, стоит небольшая деревянная часовня. В весенний Николин день – 22 мая – из Никольского храма приходят паломники крестным ходом, и священник совершает службу, по окончании которой освящает воду. После этого воду набирают в сосуды и уносят по домам. Вода обладает целительными свойствами, она в пригодном для питья виде хранится больше года.

 

Параскевиевский родник на окраине с.Салтаново Чердынского района, невдалеке от храма святой великомученицы Парсакевы Пятницы. Место выхода воды обозначено деревянным крестом. Вода собирается в большой яме, обустроенной срубом. Здесь идет благодатная служба в Девятую Пятницу (на девятой неделе после Пасхи), чтится образ Параскевы Пятницы, яма украшается березками, вода освящается и многие погружаются в яму-купель. В настоящее время родник является популярным объектом посещений. Многих привлекает чистая и вкусная вода.

 

Почти все культовые места Пермского края являются доступными для посещений. Их существенно дополняют уникальные фольклорные и этнографические материалы.

 

 

Date: 2015-06-06; view: 519; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию