Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Древние и средневековые святилища





Писаный камень. Расположен на правом берегу р.Вишера, в 5 км ниже от д.Акчим Красновишерского района.

Исследуется с первой четверти XVIII в. У подножия одной из скал, к которой примыкает изолированный от берега небольшой участок суши, сохранилось более 200 изображений (животные, человек, условные знаки). Они тянутся почти по всей длине суши на высоте от 2 до 7 метров. Наскальные рисунки являлись частью святилища. При осмотре рисунков невольно возникают ассоциации с меднобронзовыми произведениями пермского звериного стиля. В некоторых рисунках чувствуется подлинный талант безвестных художников. У скалы найдены остатки очагов, стрелы, керамика, кости. В расщелинах обнаружены стрелы, керамика, кости, культоые изображения лошади, луны. На скальном выступе происходили магические обряды поклонения солнцу, богине-матери, лесным и речным духам. Рисунки выполнены светлой охрой, ранние – в середине II тыс. до н.э. (эпоха бронзы), поздние – в начале нашей эры, возможно, и позже. На святилище вишерские манси совершали обряды с жертвоприношениями в конце XIX – начале XX в.

Камень Светик. Находится на левом берегу р.Колва, в 0,5 км от бывшей д.Подбобыка, в 10 км на север от п.Ныроб Чердынского района. У подножия камня археологом С.И.Сергеевым в 1893 г. изучено святилище первой половины I тыс. н.э. Обнаруженные меднобронзовые бляхи и украшения VI-VIII вв. хранятся в Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург). На верхней площадке камня находится стоянка эпохи бронзы – II тыс. до н.э. Исследована в 1962 г. Найдены керамика, кремневые орудия труда, выявлены грунтовые очаги, жилищные впадины.

Чаньвенская (вогульская) пещера. Расположена на левом берегу р.Чаньва (левый приток Яйвы), в 14 км на север от п.Анюша Александровского района. Выявлена керамика, костяные и железные наконечники стрел, украшения, монеты. В пещере человек обитал и совершал обряды с IV тыс. до н.э. до начала XX в.

Чаньвенская пещера являлась типичным святилищем вогулов (манси). В 1771 г. в пещере побывал известный русский географ и путешественник И.И.Лепехин и оставил о ней такие сведения: «Говорят, что она служила общим капищем всего вогульского народа, куда они около Масленицы собирались со всех сторон… Жители сказывают, что и до днесь в сей пещере можно видеть утхлые деревянные болваны, сотавляющие старинное вогульское божество. Пещера почти вся завалена оленьими и сохатыми (лосиными. – Г.Ч.) костями, из чего, вероятно, заключить можно, что древние вогульские обряды были идолопоклоннические и что они оленей и лосей богам своим приносили в жертву».

 

Пещера подземных охотников. Расположена в 2,5 км к югу от п.Анюша, на правом берегу р.Чаньва в Александровском районе. Выявлены остатки святилища – кости и черепа бурых медведей, костяное составное орудие. Относится к эпохе мезолита – XII-VI тыс. до н.э.

 

Пещера тайн. Расположена в 6 км к северу от п.Скопкортный, на левом берегу р.Березовка (приток Чаньвы) в Александровском районе. Выявлены остатки святилища – скопления черепов пещерных медведей, каменные изделия. Относится к эпохе палеолита – XXX-XII тыс. до н.э.

Большой глухой грот. Находится на правом берегу р.Чусовая, в 7 км к юго-востоку от г.Чусового. С момента открытия в 1985 г. в нем постоянно проводятся раскопки. Обнаружено пять палеолитических слоев (XXV-XII тыс. до н.э), в одном из которых содержатся остатки святилища. Культовый слой отличается окрашенностью слоя охрой, наличием пятен красной и желтой охры на восточной стене грота. Найдены кости животных и птиц со следами огня, черепа пещерного медведя и берцовая кость человека неандертальского типа, ожерелье из роговых колец, орудия труда.

Гляденовское костище. Расположено в 1,8 км к северу от д.Севастьяны, на вытянутом мысовидном выступе очень высокой левобережной террасы р.Камы (Пермский район). Имеет мощный культурный слой, насыщенный золой. Изучено жертвенное место со скоплением костей животных. Среди находок 13 тыс. бус, височные подвески, медные гривны и бляхи, застежки, наконечники стрел, ножи, культовые предметы в виде миниатюрных топориков и орудий труда, небольшие глиняные чашечки, фигурки животных, людей, монеты. Костище датируется ранним железным веком – VI в. до н.э. – IV в. н.э.

В наше время костище активно изучается археологами Пермского университета и результаты весьма ценные.

 

Гремячанское поселение. Расположено на южной окраине с.Гремяча, на мысовидном выступе высокой правобережной террасы р.Тулва (левый приток Камы) в Осинском районе. Жертвенное место в виде обширного зольника. В разных местах обнаружено более десяти человеческих захоронений. Среди находок лепная посуда, металлические украшения, наконечники стрел, орудия труда, костяные изделия, в том числе с резьбой. Датируется второй половиной I тыс. до н.э.

 

Юго-камское городище и костище. Расположены в 2 км к юго-западу от п.Юго-Камский, на мысовидном выступе высокого коренного правого берега р.Юг (левый приток Камы) (Пермский район). Изучены остатки святилища в виде скопления жженых и сырых костей. Среди находок бронзовые фигурки животных, птиц, пчелы, змеи, железные и костяные наконечники стрел, стеклянные и пастовые бусы, височные кольца из медной проволоки, глиняные чашечки. Памятник датируется ранним железным веком – VI в. до н.э. – IV в. н.э.

Ильинское городище и костище. Находятся на территории п.Ильинский, на южной его окраине, на правом берегу р.Масляна (правый приток р.Обва) (Ильинский район). Святилище приурочено к южному склону городища. Оно датируется II-IV вв. н.э. На нем жили далекие предки коми-пермяков. Жители Ильинского собирались на этом месте еще в 1930-е – 1940-е гг., жгли костры и праздновали «бабушек и дедушек коми». Найдено большое количество пережженных и раздробленных костей домашних и диких животных, которые приносились в жертву, а затем ритуально поедались. Возле жертвенника найдены костяные наконечники стрел, фрагменты ритуальных чаш, ножи, стеклянные бусы, металлические фигурки всадников, фигурка извивающейся змеи. Предполагается, что на святилище происходило почитание Солнца и Луны.

Искорское городище. Расположено между п.Ныроб и с.Искор (Чердынский район), в 2-х км на восток от дороги, соединяющей поселения, на левом берегу р. Люнва (левый приток Колвы).

Древний Искор один из крупных и известных археологических памятников Северного Прикамья. Упоминается в летописях в связи с походом московской дружины, посланной Иваном III присоединять земли Перми Великой к формирующемуся Московскому государству в 1472 г. Памятник подвергался неоднократным раскопкам с 1819 г. по 2007 г. Открыты выразительные комплексы коми-пермяцкой и русской культуры, оборонительные сооружения, значительно дополненные во времена русской колонизации Северного Прикамья.

На городище обнаружено святилище предков коми-пермяков VIII-XII вв. с признаками трупосожжения. С XVI в. на городище и святилище стала почитаться православная святая Параскева Пятница, в честь которой возведена в 1891 г. каменная часовня. В день девятой пятницы (в пятницу на девятой неделе после Пасхи) здесь совершался крестный ход с чудотворной иконой святой Параскевы Пятницы из храма с.Искор.

Date: 2015-06-06; view: 355; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию