Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Предмет клинической психологии в исторической перспективе. Современное понимание предмета, объекта клинической психологии 1 pageСтр 1 из 8Следующая ⇒
Ответы на экзамен по Клинической психологии
Клиническая психология – частная психологическая дисциплина, предмет которой – нарушения психической деятельности при психических болезнях, нарушениях развития, поражениях ЦНС (преимущественно головного мозга), а также психологические аспекты соматических расстройств/болезней (определение, которое давалось на лекции).
Клиническая психология – отрасль психологии, объектом которой является диагностика, модификация и предупреждение расстройств переживания и поведения, имеющего социальные причины и следствия, реализуемые на уровне обучения, исследования и практики (определение из американского учебника).
Клиническая психология (европейское определение): · научная психология конкретного человеческого поведения · изучение конкретного человеческого существа со всеми его неразрешёнными проблемами · изучение человеческого существа в его бытии и самочувствии как уникального субъекта, имеющего личную историю и живущего в ситуации, которая не может быть сведена ни к какой другой
Клиническая психология есть частная психологическая дисциплина, предмет которой – психические расстройства (нарушения) и психические аспекты соматических расстройств/болезней. Сюда относятся следующие разделы: этиология / анализ условий возникновения расстройств, классификация, диагностика, эпидемиология, интервенция (профилактика, психотерапия, реабилитация, охрана здоровья, оценка) (определение из Перре и Баумана).
Предмет клинической психологии зависит от понимания конкретным автором психологии в целом и того, что есть патология (ИВП).
Клиническая психология выступает как метод общей психологии. Клиническая психология изучает психологические факторы расстройств и расстройства деятельности при различных психических состояниях. Патопсихология изучает особенности протекания психической деятельности, эмоциональных процессов, познавательных процессов при психических заболеваниях. Исходит из закономерностей развития и структуры психики в норме. Нейропсихология изучает особенности протекания психической деятельности, эмоциональных процессов, познавательных процессов в связи с очаговым поражениями мозга и связь этих процессов с участками мозга.
Термин «Клиническая психология» появился в 1896 году. Витмер. Три трактовки слова «клинический». 1) Клиник — врач, который выслушивает, находится у постели больного. Сочувствующее и глубокое слушание, с целью оказания помощи конкретному больному. 2) указание на определенные учреждения, клиники. Клиническая психология определяется через запрос определенных клиник. Соматические, неврологические, медицины, катастрофы. 3) Рассмотреть явления общественных и социальных патологий. Патологические процессы могут затрагивать все общество. Механизмы появления, зарождения патологий (по аналогии с кит).
Объект клинической психологии — разные варианты психических нарушений в психиатрической клинике, соматической клинике, медицине катастроф, а также множество отклонение, которые мы наблюдаем за пределами стационаров. Предболезненные формы за пределами стационара — клиническая неочерченность, обратимость, могут возникать эпизодично, доступны большему контролю сознания, нежели другие нарушения. Нормативные кризисы и латентные ненормативные кризисы, работа с группами риска. Кризис середины жизни. Подростковый кризис.
Латентный ненормативный кризис — потеря работы, пребывание в горячих точках. Работа с группами риска. Здоровы, но ведут нездоровый образ жизни. Например, трудоголизм.
Предмет клинической психологии — изучение психологических сложностей, отклонений и нарушений при психических, соматических расстройствах, отклонениях развития, психологических механизмов их возникновения, воспроизводства и преодоления.
2. Факторы, определяющие возрастание потребности в клинико-психологической помощи. Выделяют следующие основные фазы развития психоло гических нарушений: пре- и перинатальная (до и во время родов), фаза первичной социализации, фаза непосредствен но перед возникновением расстройства (продромальная), дебют, фаза после возникновения расстройства. В первой фазе — до и во время родов — критическое значе ние для последующего развития психических расстройств име ют генетические факторы (врожденные особенности мозговых механизмов психической деятельности), воздействие токсичес ких, инфекционных агентов во время беременности, характер протекания родов и особенности родовспоможения, отноше ние родителей к будущему ребенку (новорожденному), ха рактер их взаимодействия с младенцем, характер отношений в семье новорожденного, экологические факторы. Во второй фазе — первичной социализации — на развитие психических нарушений могут повлиять инфекции, оказы вающие негативное воздействие на мозг (прямое или токси ческое), но ведущую роль на этом этапе начинают играть социально-психологические факторы: характер отношений с родителями и сверстниками (жестокое обращение, сексуаль ные злоупотребления, отвержение, эмоциональная деприва-ция и т. п.), стиль воспитания в семье. Фаза социализации ограничивается периодами раннего детства и взрослостью. Первая и вторая фазы формируют уязвимость (биологи ческую и личностную в виде набора специфических черт характера) к развитию психических расстройств. Дальнейшая возможность возникновения расстройства зависит уже от дей ствия пусковых (триггерных) факторов: если уязвимость низ кая, то потребуется действие существенных пусковых фак торов, если же уязвимость высокая, достаточно будет и мень ших по силе пусковых факторов. Выделяют следующие основные фазы развития психологических нарушений: 1. пре- и перинатальная (до и во время родов) - критическое значение для последующего развития психических расстройств имеют генетические факторы (врожденные особенности мозговых механизмов психической деятельности), воздействие токсических, инфекционных агентов во время беременности, характер протекания родов и особенности родовспоможения, отношение родителей к будущему ребенку (новорожденному) и характер их взаимодействия с младенцем, характер отношений в семье новорожденного, экологические факторы. 2. фаза первичной социализации - на развитие психических нарушений могут повлиять инфекции, оказывающие негативное воздействие на мозг (прямое или токсическое), но ведущую роль на этом этапе начинают играть социально-психологические факторы: характер отношений с родителями и сверстниками (жестокое обращение, сексуальные злоупотребления, отвержение, эмоциональная депривация и т. п.), стиль воспитания в семье. Фаза социализации ограничивается периодами раннего детства и взрослостью. 3. фаза непосредственно перед возникновением расстройства (продромальная) - начинается действие пусковых факторов болезни. Основным пусковым фактором здесь является психологический стресс, возникающий в результате резко изменяющихся привычных условий или хода жизни человека. Расстройство могут вызвать как однократно действующие стрессовые события, так и повторяющиеся. Многое здесь определяет качество восприятия событий и реальности самим человеком: одно и то же событие может для одного человека носить стрессорный характер, а для другого - нет. На этой фазе необходимо различать вредоносные (провоцирующие) и протективные (защищающие) факторы. 4. Дебют - первое проявление болезненных признаков расстройства, когда у человека перестают срабатывать привычные способы совладания со стрессовыми ситуациями и наступает состояние дезадаптации, неадекватности поведения обстоятельствам жизни. 5. фаза после возникновения расстройства (дебюта болезни) связана с действием факторов, поддерживающих нарушенное протекание психической деятельности (поведение). Здесь также необходимо выделять вредные (способствующие развитию расстройства) и протективные (мешающие развитию расстройства) факторы. В современной клинической психологии принято обращать внимание на условия возникновения психических расстройств и нарушений поведения, в которых может сочетаться действие разных факторов: 1. Генетические факторы определяют мозговые структуру и механизмы "инструментов" психической деятельности и отвечают за диапазон индивидуальных различий в поведении человека. Именно гены закладывают фундамент уникальности психологического облика индивида. 2. Биохимические факторы отвечают за скорость и эффективность передачи нейронных импульсов, специфичность рецепторов, характер взаимодействия нервных клеток между собой, инициацию и настройку нервных процессов. К биохимическим факторам относят биогенные амины (дофамин, норадреналин, серотонин) и аминокислоты, деятельность эндокринной и иммунной систем. 3. Нейрофизиологические факторы выступают материальной основой психических процессов, т. е. тем, посредством чего осуществляется психическая деятельность человека. Любой психический процесс - восприятие, внимание, память, эмоции - связан с какими-то физиологическими переменными. 4. К психофизиологическим факторам психических расстройств относится общая физиологическая активность организма, влияющая на протекание психических процессов. Психофизиологическими факторами является деятельность центральной и периферической (автономной) нервной системы, нервно-мышечная активность, деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, желудочно-кишечной, эндокринной систем. Все эти факторы связаны с процессами активации психики в условиях, побуждающих к кратковременным или стойким функциональным изменениям психической деятельности. 5. Личностные факторы связаны с влиянием приобретенных в ходе развития (социализации и воспитания) психологических черт, повышающих уязвимость перед возникновением психических и поведенческих расстройств. К личностными факторами, возникающими в процессе социализации, являются эмоциональная стабильность, выносливость (под этим здесь понимается система представлений о себе и мире, которые поддерживают человека во взаимодействии со стрессовыми событиями), самоэффективность, локус контроля и др. 6. К социально-психологическим факторам психических расстройств относятся характеристики общения и межличностного взаимодействия, статусно-ролевые позиции в общении и взаимодействии, а также социальные установки (аттитюды) и представления. Они могут иметь разный уровень влияния на возникновение нарушений: прямое, опосредованное, модерирующее, дополнительное, поддерживающее. 7. Социологические факторы связаны с характеристиками социального пространства, в котором совместно проживают люди с психическими и поведенческими отклонениями и люди, соответствующие общепринятым кормам. К этим факторам относятся: доступность помощи, поддержки, соответствие предлагаемой помощи реальным потребностями и нуждам людей с отклонениями, возможность организации жизни с учетом индивидуальных особенностей психики людей с отклонениями от общераспространенных нормативов, материальные условия жизни (бедные люди заболевают значительно чаще). 3. Основные направления клинической психологии и тенденции их современного развития. Патопсихология изучает особенности протекания психической деятельности, эмоциональных процессов, познавательных процессов при психических заболеваниях. Исходит из закономерностей развития и структуры психики в норме.
Нейропсихология изучает особенности протекания психической деятельности, эмоциональных процессов, познавательных процессов в связи с очаговым поражениями мозга и связь этих процессов с участками мозга. Нейропсихология — междисциплинарное научное направление, лежащее на стыке психологии и нейронауки, нацелена на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ.
Основные направления клинической психологии: · нейропсихология – нарушения психической деятельности при локальных (диффузных) поражениях мозга · патопсихология – нарушения психической деятельности при психических болезнях · психологическая реабилитация и восстановительное обучение · психотерапия, психологическая коррекция и психологическое консультирование · психосоматика и психология телесности · детская нейропсихология · детская патопсихология · клиническая психология вне клинических условий
Практические задачи клинической психологии: · клинико-психологическая диагностика · клинико-психологическая экспертиза · клинико-психологическая интервенция: психотерапия, психологическое консультирование, реабилитация. Диагностика: · топическая нейропсихологическая диагностика · функциональная диагностика · дифференциальная (нозологическая) диагностика · индивидуально-типологическая диагностика Этиология – раздел медицины, изучающий причины болезней. В случае клинической психологии – раздел, изучающий психологические факторы расстройства.
Патогенез – механизмы возникновения и развития болезни и отдельных её проявлений на различных уровнях организма. Основная цель патогенеза – ответить применительно к болезни на вопрос "Как? Каким образом?". В случае клинической психологии изучаются психологические механизмы развития расстройства. Фактические то, на каких механизмах делается акцент, зависит от выбираемой парадигмы – бихеовиоральный, когнитивистсткий, психоаналитический, деятельностный подходы.
Классификация – процесс группировки объектов исследования или наблюдения в соответствии с их общими признаками. В данном случае имеется в виду классификация психических расстройств. Классический категориальный подход предполагает, что каждый диагноз имеет ясную, лежащую в основе причину, например, инфекцию или дисфункцию нервной системы, и что такое нарушение функционально отличается от любого другого заболевания. Следовательно, случаи можно подразделить на различные категории. DSM-IV является категориальной классификацией, которая разделяет психические расстройства на виды в соответствии с четко определенными наборами критериев. Типологическая классификация. Классификации, в которых есть устойчивые типы, выделенные на основе какого-либо психологического или анатомо-физиологического свойства относятся к формальным типологиям. Формальные типологии могут иметь самый разный масштаб. Кречмер, Шелдон и т.п. Нозологическая классификация – это классификация по болезням.
МКБ-10 в принципе является нозологической классификацией. Но не для класс V (F), включающего психические расстройство. Так что для нас МКБ-10 атеоретична и эклектична.
Диагностика – процесс установления диагноза, то есть заключения о сущности болезни и состоянии пациента, выраженное в принятой медицинской терминологии.
Эпидемиология – общемедицинская наука, изучающая закономерности возникновения и распространения заболеваний различной этиологии с целью разработки профилактических мероприятий (преморбидная, первичная, вторичная и третичная профилактика). Предметом изучения эпидемиологии является заболеваемость – совокупность случаев болезни на определенной территории в определенное время среди определенной группы населения.
Интервенция в общем смысле представляет собой работу с больным. В частном случае может принимать различные формы: профилактика, психотерапия, реабилитация, охрана здоровья.
4. Проблема «нормы» и «патологии» в клинической психологии. Различные представления о норме и критериях ее выделения. З. Фрейд утверждал, что все больны. У всех есть психопатология обыденной жизни, вызываемая конфронтацией двух факторов, а без этого обойтись невозможно. Здоровье есть не просто отсутствие болезни, но состояние полного физического, психического и социального благополучия (определение ВОЗ).
Определение болезни из Википедии: болезнь — это возникающие в ответ на действие патогенных факторов нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности, социально полезной деятельности, продолжительности жизни организма и его способности адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней и внутренней сред при одновременной активизации защитно-компенсаторно-приспособительных реакций и механизмов. Соответственно, если этого нет, значит, норма.
Если исходить из медицинского подхода, то норма – это отсутствие болезни (синдрома или симптома).
Однако в реальности понятие нормы определяется задачам психолога.
Основной вывод: норма не является реально существующим и устойчивым феноменом. Нормы назначаются. Динамика детерминирована культуральными факторами. В психиатрии понятие «нормы» традиционно существует в виде дихотомии «норма - патология».
Социальные критерии нормы: · культурный релятивизм · ситуативность критериев · ценностный характер критериев · проблема выбора
Норма как приспособленность к условиям жизни · оптиум адаптации · связь с идеей естественного отбора · микросоциум и макросоциум · конформность как вариант оптиума адаптации · патологические формы адаптации Понимание нормы и патологии во многом зависит от социума и культуры. Например, вера в приметы и соблюдение обрядов, характерное (и считающееся нормальным) для одной культуры, может восприниматься в качестве патологии в другой культуре. Норма как идеал · Существование эталона «нормативности» · Игнорирование индивидуальности · Игнорирование социальных и культурных различий · Субъективность критериев · Моральное обоснование · Культурный релятивизм Категории нормы и патологии, здоровья и болезни выступают основными векторами, задающими систему восприятия и критерии оценки состояния человека в клинической психологии. Категория нормы используется в качестве базового критерия сравнения текущего (актуального) и постоянного (обычного) состояния людей. С понятием нормы в нашем сознании тесно связано состояние здоровья. Отклонение же от нормы рассматривается как патология и болезнь. Слово «болезнь» в обыденном языке используется для характеристики таких состояний, которые не кажутся нам «нормальными», «такими, как это обычно бывает», и поэтому требуют особого объяснения. Однако содержательное, а не интуитивное определение клинической нормы как теоретического конструкта — это большая методологическая проблема. Норма — это термин, в который может вкладываться два основных содержания. Первое — статистическое содержание нормы:это уровень или диапазон уровней функционирования организма или личности, который свойственен большинству людей и является типичным, наиболее часто встречающимся. В этом аспекте норма представляется некоторым объективно существующим явлением. Статистическая норма определяется посредством вычисления среднеарифметических значений некоторых эмпирических (встречающихся в жизненном опыте) данных. Например, большинство людей не боятся оказаться в замкнутом пространстве и вступают в гетеросексуальные контакты, следовательно, отсутствие такого страха и отсутствие гомосексуальных контактов — это статистически нормально. Второе — оценочное содержание нормы:нормой считается некоторый идеальный образец состояния человека. У такого образца всегда есть философское и мировоззренческое обоснование как состояния «совершенства», к которому должны в той или иной мере стремиться все люди. В этом аспекте норма выступает в качестве идеальной нормы — субъективного, произвольно устанавливаемого норматива,который принимается за совершенный образец по соглашению каких-либо лиц, обладающих правом установления таких образцов и имеющих власть над другими людьми: например, специалистов, лидеров группы или общества и т. п. В качестве норматива идеальная норма выступает средством упрощения и унификации многообразия форм жизнедеятельности организма и проявлений личности, в результате чего одни из них признаются удовлетворительными, тогда как другие оказываются за гранью допустимого, приемлемого уровня функционирования. Таким образом, в понятие нормы может быть включен оценочный, предписывающий компонент: человек должен быть таким, а не иным. Все, что не соответствует идеалу, объявляется ненормальным. Проблема нормы-норматива связана с проблемой выбора нормативной группы — людей, чья жизнедеятельность выступает в качестве стандарта, по которому измеряется эффективность уровня функционирования организма и личности. В зависимости от того, кого наделенные властью специалисты (например, врачи-психиатры или психологи) включают в нормативную группу, устанавливаются различные границы нормы. В число норм-нормативов включаются не только идеальные нормы, но также функциональные нормы, социальные нормы и индивидуальные нормы.
5. Основные понятия и предметные области клинической психологии (норма- патология; психическое здоровье – психическая болезнь – психическое расстройство; аномалии развития, дизонтогенез; психосоматические явления; адаптация - дезадаптация) Норма - это термин, в который может вкладываться два основных содержания. Первое - статистическое содержание нормы: это уровень или диапазон уровней функционирования организма или личности, который свойственен большинству людей и является типичным, наиболее часто встречающимся. В этом аспекте норма представляется некоторым объективно существующим явлением. Статистическая норма определяется посредством вычисления среднеарифметических значений некоторых эмпирических (встречающихся в жизненном опыте) данных. Например, большинство людей не боятся оказаться в замкнутом пространстве и вступают в гетеросексуальные контакты, следовательно, отсутствие такого страха и отсутствие гомосексуальных контактов - это статистически нормально. Второе - оценочное содержание нормы: нормой считается некоторый идеальный образец состояния человека. У такого образца всегда есть философское и мировоззренческое обоснование как состояния "совершенства", к которому должны в той или иной мере стремиться все люди. В этом аспекте норма выступает в качестве идеальной нормы - субъективного, произвольно устанавливаемого норматива, который принимается за совершенный образец по соглашению каких-либо лиц, обладающих правом установления таких образцов и имеющих власть над другими людьми: например, специалистов, лидеров группы или общества и т. п. В качестве норматива идеальная норма выступает средством упрощения и унификации многообразия форм жизнедеятельности организма и проявлений личности, в результате чего одни из них признаются удовлетворительными, тогда как другие оказываются за гранью допустимого, приемлемого уровня функционирования. Таким образом, в понятие нормы может быть включен оценочный, предписывающий компонент: человек должен быть таким, а не иным. Все, что не соответствует идеалу, объявляется ненормальным. Любое отклонение от установленной нормы может характеризоваться как патология. В медицине под патологией обычно подразумевается нарушение на биологическом уровне функционирования организма. Однако в клинической психологии в содержание понятия "патология" также включаются и такие отклонения от нормы, в которых нет никаких биологических компонентов (отсюда вполне возможно и правомерно употребление терминов "патологическая личность" или "патологическое развитие личности"). Употребление слова "патология" акцентирует внимание на том, что нормальное состояние, функционирование или развитие личности изменяется вследствие морфофункциональных нарушений (т. е. на уровне мозговых, психофизиологических, эндокринных и иных биологических механизмов регуляции поведения). Психическое здоровье – согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. Всемирная организация здравоохранения выделяет следующие критерии психического здоровья § осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я». § чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях. § критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам. § соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям. § способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами. § способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы. § способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств Психическая болезнь – специальный набор симптомов, особый характер течения и единая причина. Психическое расстройство: 1. Эндогенные психические заболевания. Эти заболевания преимущественно обусловлены внутренними паточными факторами, в том числе наследственным предрасположением, определенном участии в их возникновении различных внешних вредностей. Включаются: · Шизофрения. · Маниакально-депрессивный психоз. · Циклотимия. · Функциональные психические расстройства позднего возраста. 2. Эндогенно-органические психические заболевания. Развитие этих заболеваний определяется или внутренними факторами, приводящими к органическому поражению головного мозга, или» взаимодействием эндогенных факторов и церебрально-органической патологии, возникающей в результате неблагоприятных внешних влияний биологического характера (черепно-мозговых травм, нейроинфекций, интоксикаций). Включаются: · Эпилепсия (эпилептическая болезнь). · Атрофические заболевания головного мозга - Деменции альцгеймеровского типа (Болезнь Альцгеймера Сенильная деменция) - Болезнь Пика - Хорея Гентингтона - Болезнь Паркинсона · Психические расстройства, обусловленные сосудистыми заболеваниями головного мозга. 3. Соматогенные, экзогенные и экзогенно-органические психические расстройства. В эту обширную группу входят, во-первых, психические расстройства, обусловленные соматическими заболеваниями и разнообразными внешними биологическими вредностями внемозговой локализации и, во-вторых, психические расстройства, основой которых становятся неблагоприятные экзогенные воздействия, приводящие к церебрально-органическому поражению. В развитии психических расстройств этой группы определенную, но не ведущую роль играют эндогенные факторы. Включаются: · Психические расстройства при соматических заболеваниях. · Экзогенные психические расстройства: - Психические расстройства при лекарственных, промышленных и других интоксикациях. - Психические расстройства при инфекционных заболеваниях внемозговой локализации. - Алкоголизм. - Наркомании и токсикомании. Аномалии развития – совокупность отклонений от нормального строения организма, возникающих в процессе внутриутробного или, реже, послеродового развития. Дизонтогенез – это нарушение развития организма на каком-либо этапе онтогенеза. Психический дизонтогенез — патология психического развития с изменением последовательности, ритма и темпа процесса созревания психических функций. Основными проявлениями психического Д. являются ретардация, акселерация и асинхрония развития. Причины дизонтогенеза делятся на биологические и социальные. К биологическим относятся: 1. Генетические (наследственные болезни обмена, хромосомные аберрации, генные мутации, эндогенные заболевания и др.); 2. Внутриутробные нарушения (токсикозы беременности, гематоконфликты, внутриутробные инфекции, интоксикации и др.); 3. Патология родов; 4. Ранние заболевания с преимущественным поражением ЦНС (дефекты обмена, прогрессирующие гидроцефалии, дегенеративные заболевания, опухоли мозга, энцефалиты, шизофрения, эпилепсия и др.). К социальным факторам Д. относятся: 1. Различные вида эмоциональной и социальной депривации; 2. Разного рода социальные и психологические стрессы. Выделяют следующие вида дизонтогенеза. Недоразвитие. Типичной моделью является олигофрения. Задержка психического развития (ретардация). Группа расстройств, объединяемая понятием «задержки психического развития» включает патологические состояния, характеризующиеся недостаточностью интеллекта и психики в целом. Встречается чаще олигофрении, в отличие от которой нет необратимого недоразвития психики, а есть замедление темпов ее развития. Выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, эмоциональной незрелости. Задержки психического развития следует отличать от приобретенных состояний дефекта личности и интеллектуальной деятельности вследствие (болезненного процесса или другого повреждения психики). В последнем случае принято говорить о слабоумии, или деменции. Поврежденное психическое развитие отличается парциальностью расстройств и наличием первоначально правильного и своевременного развития ребенка до перенесенной инфекции, интоксикации, травмы и психической болезни. Date: 2015-06-06; view: 1365; Нарушение авторских прав |