Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Влияние постмодернизма на методологию исследования поведения потребителей





Постмодернистское мировоззрение оказывает все более заметное воз­действие на методологию и методику исследования потребительского поведения, которые по своим исходным установкам заметно отличаются от позитивистских. Маркетинговые исследования, выполняемые в рам­ках постмодернистского подхода, поставили под сомнение целый ряд ак­сиом, характерных для учебников по маркетингу и поведению потреби­телей, о ведущей роли потребностей потребителя, его суверенитете, согласованности его поведенческих актов, разделении производства и потребления и т. д. (Thomas, 54).

Прежде всего, в постмодернистских исследованиях предметом ана­лиза является уже не простой акт покупки, а процесс потребления в це­лом, который включает, кроме покупки, использование продукта, его поддержание, ремонт, его обсуждение и т. д. Даже с чисто прикладной точки зрения такой подход плодотворнее, ибо решение о покупке рожда­ется не в магазине, если даже так кажется и наблюдателю, и самому по­купателю. Этот кратковременный акт вытекает из всей предшествующей истории данного индивида, вплетенной в культуру страны, времени; он непосредственно вытекает из опыта использования такой же или анало­гичной вещи им самим или другими людьми. То есть акт покупки оказы­вается гораздо сложнее, чем это кажется с первого взгляда.

Модернизм и постмодернизм существенно различаются в понимании самих потребителей. «Модернистское видение потребителей, — отмечает М. Томас, — представляет их как, рациональных,, планиру­ющих,, организованных., конформистских, и, вероятно, лояльных. По­стмодернизм смотрит на потребителей как на иррациональных, не­последовательных, противоречивых и, возможно, аморальных, но уж точно не моральных, индивидуалистов» (Thomas, 57).

Это направление в научных исследованиях часто называют интерпретаторским, так как главной целью здесь считается не указание того, как надо делать, а интерпретация (объяснение) того, как это делается сей­час. Постмодернистский подход к исследованию потребительского пове­дения опирается в первую очередь на такие методы исследования, как глубокое интервью, семиотический анализ использования вещей, вооб­ще потребления как процесса передачи информации с помощью симво­лов, и этнографические методы.

Последние заимствованы из культурной антропологии. В их основе лежит техника включения исследователя в изучаемое общество с целью понимания значений, смысла разных видов культурной практики. В этом случае процесс потребления конкретного предмета рассматривается и описывается в деталях, которые показывают его связь с более широким контекстом социальных, экономических и культурных отношений. Это позволяет уловить смысл, который вкладывают люди, приобретая ту или иную вещь, выбирая ее из многих.

В постмодернистском мировоззрении стираются некогда жесткие междисциплинарные рамки, поскольку объект исследования рассматри­вается с разных сторон. Человек не живет в рамках только одной сферы общественной жизни — экономической, политической, духовной или со­циальной. Часто он даже не подозревает о границах, их разделяющих. Поэтому проявляется тенденция преодоления профессионального кре­тинизма исследователей, живущих в мире, поделенном между кафедра­ми, учеными советами и профессиональными журналами. В результате потребительское поведение попадает в центр интереса не только эконо­мистов, но и социологов, социальных психологов, психологов, антропо­логов, этнологов и этнографов, экологов, политологов, культурологов. Его изучение с точки зрения традиций одной из классических наук пре­вращается в анахронизм. Появляется все больше специалистов, которые не вписываются в традиционные профессиональные определения, рабо­тая на стыке ряда наук одновременно, используя их инструментарий.

Современный мир лишь начинает сталкиваться с поворотом к постмодер­ну и новому мировоззрению. Вполне естественно, что и в методологии иссле­дования потребления ни о каком совершившемся повороте пока говорить не

Таблица 2

Цели
Позитивизм Интерпретативизм Предсказание действий потребителей Понимание потребительских практик
Методология
Позитивизм Интерпретативизм Количественные Качественные
Исходные теоретические идеи
Позитивизм 1. Рационализм: потребитель принимает решение, взвесив альтернативы 2. Причины и следствия можно определить и разделить 3. Индивиды — это субъекты, решающие проблемы в процессе обработки информации 4. Существует одна единственная реальность
Исходные теоретические идеи
Позитивизм Интерпретативизм   5. События можно измерить объективно 6. Причины поведения можно определить, поэтому можно, манипулируя причинами, влиять на поведение потребителей 7. Данные можно использовать для характеристики более широкого круга населения  
Позитивизм Интерпретативизм   1. Не существует единственной, объективной истины 2. Реальность субъективна 3. Причины нельзя отделить от следствий 4. Каждый потребительский опыт уникален 5. Взаимодействие исследователя и респондента влияет на полученные результаты 6. Данные часто неприменимы для понимания поведения более широкого круга людей  

приходится. Позитивизм по-прежнему доминирует, диктуя представления о том, что научно, а что нет. Это не просто следствие силы традиции. Дело в том, что постмодернисты часто остро и убедительно критикуют позитивис­тскую методологию, но позитивные альтернативные подходы пока весьма сырые и не в состоянии в полной мере заменить позитивистские.

 

***

Бауман 3. Спор о постмодернизме // Социологический журнал. 1994. № 4. С.69-80.

Ильин И. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм. М., 1996. BocockR. Consumption. L, 1993.

Campbell C. The Sociology of Consumption // D. Miller (Ed.). Acknowledging Consumption. Review of New Studies. London and New York, 1995. P. 96-126.

Firat A. F. Consumer Culture or Culture Consumed? // J. A.Costa and Bamossy G. J. (Eds.). Marketing in a Multicultural World. Ethnicity, Nationalism, and Cultural Identity. Thousand Oaks, L., New Delhi: SAGE Publications, 1995.

Schiffman L. G., Kanuk L. L. Consumer Behavior. 6th edition. L., Sydney, Toronto etc.: Prentice Hall International, Inc.,1997.

Thomas M. J. Consumer market research: does it have validity? Some postmodern thoughts / / Marketing Intelligence & Planning. Vol. 15. 1997. № 2. P.54-59.

Date: 2015-06-06; view: 1267; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию