Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Маркетинговая революция⇐ ПредыдущаяСтр 124 из 124
В обществе, где остро ощущается нехватка товаров, главной социально-экономической задачей является их производство. Соответственно и основным ключом к получению прибыли является рост производства, его удешевление. При низком уровне развития производительных сил даже в условиях рыночной экономики товаров производилось меньше, чем нужно было обществу. Поэтому фирмы без особого труда находили свои ниши со слабой или вообще отсутствующей конкуренцией. Главной проблемой была такая организация производства, которая давала бы максимальную производительность и минимальную себестоимость. В XX в. в западных странах начинается эра массового конвейерного производства основных товаров, научно-техническая революция в середине века дает новый резкий толчок развитию производства. В результате товаров стало производиться намного больше, чем население могло их потребить. В этих условиях постепенно то в одной, то в другой отрасли и стране проблема сбыта становится центральной. Это приводит к тому, что за потребителем начинают буквально охотиться, убеждая с помощью рекламы купить товар именно этой фирмы. Страны государственного социализма, включая прежде всего СССР, задержались на первом этапе: для них вплоть до начала 1990-х гг. стояла только проблема роста производства. А разговоры о борьбе за потребителя рассматривались советскими лидерами как проявление иррациональности капиталистического способа производства, лишенного плановости. Летом 1991 г. я разговаривал с профессором из Гарварда, который собирался прочесть нашим студентам лекцию о том, что такое маркетинг. Успев уже побродить по городу, он несколько иронично отнесся к предстоящей лекции: «Лекцию я, конечно, прочту. Но для ваших студентов проблемы маркетинга встанут не скоро. У вас не надо ломать голову над тем, как сбыть товар — в магазинах пусто». Но вот в 1992 г. были резко «отпущены» цены, и сразу началось затоваривание. Проблема сбыта произведенного начала выходить на первый план и в нашей стране. Как сказал мне в интервью один российский директор, «судьба предприятия, зарплата рабочих зависят сейчас не от того, сколько они производят, а от того, удастся ли мне найти покупателей и продать продукцию». Уже в 1993 г. предложение товаров стало превышать платежеспособный спрос населения. Поэтому выживание предприятий и их процветание ставятся в прямую зависимость от желания и способности потребителей покупать продукцию. Одним рывком Россия вышла к той же логике рыночного существования, которая все более и более утверждается как доминирующая в западной экономике. Робер Кейт назвал этот сдвиг в стратегии западных фирм «маркетинговой революцией»: «Потребитель, а не компания, находится в центре... Компании вращаются вокруг клиента, а не наоборот. Все более широкое принятие этой концепции, в центре которой потребитель, имеет и будет иметь для бизнеса далеко идущие последствия, производя настоящую революцию в экономическом мышлении. По мере того как эта концепция получает все большее признание, маркетинг превращается в самую важную функцию бизнеса» (Keith, 38). На Западе данная революция произошла много десятилетий назад, а в России — после 1992 г. В хозяйстве советского типа провозглашались аналогичные лозунги. Достаточно вспомнить «основной экономический закон социализма»: «все более полное удовлетворение растущих потребностей трудящихся». Однако идеологические декларации не могут служить мотором хозяйственного развития. Поэтому механизм развития хозяйства советского типа толкал в прямо противоположном направлении: к игнорированию потребителя, к прямому и всестороннему диктату производителя. В такой системе главная проблема состоит не в том, чтобы соблазнить покупателя на покупку, а в производстве максимального количества продукции во имя выполнения государственного плана. В рыночной экономике помещение потребителя на центральную позицию не имеет ничего общего с идеологической декларацией о необходимости удовлетворять его растущие потребности из гуманных соображений. Цель капиталистического производства — получение максимальной прибыли, а максимальное удовлетворение не только потребностей, но и прихотей потребителя — это путь к этой цели. Date: 2015-06-06; view: 705; Нарушение авторских прав |