Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПРИМЕЧАНИЯ 4 page





Щулка (^ulka) -торговые пошлины. Пратибхога (pratibhoga) — приношения цретов. нлолоп и пр.

Общее наименование для всех налогов — кара (kara). Медх. отмечает, что п разных странах (Индии) налоги называются по-разному.

VIII, 320. Беззаконные (adharmika)-имеются в виду воры.

VIII, ЗИ.Дваждырожденные-в данном случае имеются в виду брахманы (Медх., Нар.).

VIII, 314. Вор- некоторые комментаторы считают, что в данном случае речь идет только о воре, укравшем золото у брахмана.

VIII, 320. Кумбха (kumbha) — мера зерна, определяемая комментаторами весьма различно: 25 кг-20 прастх по 32 палы (Медх,); 7,8 кг-200 пал (Нар.); даже 156 кг-20 дрон по 200 пал каждая (Кул., Рагх.).

Vl[[,321. Телесное наказание (vadha)-CAOBovadhao3Ha4acT и смертную казнь; такое понимание допустимо в свете последующего стиха.

VIII, 323. Если украдены не знатные люди и не лучшие драгоценные камни, то полагается штраф, однннадцатикратный стоимости украденного (Медх.).

VIII, 325. Прокалывание ноздрей бесплодной коровы- для использования ее как вьючного животного.

VIII, 333....эти — т. е. упомянутые в VHI, 331.

VIII, 336. Т. е. вина царя соответственно его высокому положению и ответственности при совершении просгупка в тысячу раз больше. Комментаторы понимают этот текст буквально и полагают, что штраф царь должен бросить в воду или отдать брахманам.

VIII, 337....больше в восемь раз- сравнительно с виной упомянутого в предыдущем стихе простого человека.

VIII. 344. Человек, совершивший насилие, — вероятно, имеется в виду грабитель (см. VIII, 332).

VIII, 348. Время бедствия — согласно комментаторам, когда в страну вторгается враг; в период голода; когда низкорожденные мужчины сходятся с дваждырожденными женщинами.

VIII, 351....т айное-с помощью на.-опоров и чар.

VIII. 352. Наказания, внушающие трепет, — отрезание носа или губ (Медх., Кул.), кастрация (Нанд.).

VIII, 358....не в [надлежащем] месте (ade^a) — Медх. полагает, что речь идет о ненадлежащем месте на теле женщины — всяком, кроме руки.

VIII, 360....не запрещено — теми, под охраной которых женщины находятся (отец, муж и т. д.).

VIII, 362. Кто живет за счет своих жен (atinupajivin)- так толкуют это место Медх., Нанд., Кул.; в VII, 138 atmopajivin они объясняли как "живущий своим трудом".

VIII, 363. Служанки, зависящие от одного [хозяина] (praisya), — тайное сношение с ними считалось нарушением прав собственника; имеются в виду рабыни.

Отшельница (pravrajitaJ-буддийские монахини и т. д. Окружение, в котором они упомянуты, позволяет полагать, что они не пользовались хорошей репутацией, по крайней мере в глазах составителей сборника. Медх. утверждает, что похотливые женщины нарочно становились монахинями. "

VIII, Э64....если он равен ей (tulya) — имеется в виду раценство по происхождению.

VIII, 365....не надо заставлять платить ничегоимеются в виду претензии родителей и опекунов девушки.

...заточенной в доме-в ее доме под наблюдением родственников; заточение должно было продолжаться до тех пор, пока ее грешная страсть не пройдет.

VIII, 370. Согласно Медх. и Нар. здесь перечислены три различные наказания: первое для брахманки, второе — для кшатрийки, третье — для прочих.

VIII, 371....превосходства — в красоте, богатстве и т. п. (Медх.).

VIII, 373. Братья (vratya)-Медх. в этом месте приводит несколько толкований термина: жена ария, который не был посвящен (см. II, 39); деревенская рабыня, принадлежащая нескольким хозяевам. и т. д. Большинство комментаторов придерживается первого толкования.

Ч а II д алк а, ч андала--см. X, 12.

VII!, 374. ".охраняемою,--т. е. охраняемою мужем или родственниками.

VIII, 375....оштрафован — за преступное сожительство с охраняемой брахманкой.

...обрит с мочой-с мочой осла (Кул.). VIII, 377....как щудр а-см. VIII, 374.

VIII, 385. Низкорожденная женщина (antyajaslri) — чаплалка и подобные ей (Медх., и Кул.).

VIII, 386. Щ акра (";akra) — одно из имен Индры.

VIII, 388, Жертвоприношение, совершаемое при посредстве специально нанимаемого жреца, часто было делом сложным и дорогим. В случае, если оно не доводилось до конца по вине одной из сторон, другая терпела материальный ущерб (жертвователь терял средства, которые он уже затратил, жрец — вознаграждение). Как и нарушение всякого другого договора, нарушение соглашения между жертвователем н жрецом считалось наказуемым деянием.

VIII, 391. Этот стих ясно показывает, кто был в делах дхармы вепупаным апбитООМ.

VI 11, 399. Товары, [торговля которыми] объявлена [монополией] царя (rajriah prakhyatabhandani),-Медх. упоминает, что в восточных странах к этим товарам относились слоны, в Кашмире-шафран, шелк, шерсть, в южных странах-драгоценные камни, жемчуг.

VIII, 400....не в должное время-ночью и т.д.

VIII, 402....их — т. е. купцов.

VIII, 409....п о воле богов-в случае бури и т, п.

VIII, 411. Если брахман содержит из милости кшатрия или вайщ и я- имеется в виду брахман-хозяин, нанявший на работу кшатрия н.пи вайщия.

Работы, свойственные их [п о ложен и ю], — кшатрия прилично назначить сторожем, вайщия-пахарем или пастухом (Медх.).

VIII, 412....к [унижающему их] услужению,- например мыть ноги хозяину, выносить отбросы и т. п. (Медх., Кул.).

...должен быть оштрафован царем на шестьсот (пан] — если кшатрий или вайщий добровольно выполняют работы раба, штраф должен быть небольшим.

VIII, 413....некупленного-нанятого (Нар.).

VIll, 414. Щудр а, даже отпущенный хозяином. — имеется в виду шудра-раб, освобожденный хозяином (Медх.).

...не освобождается от обязанности услуженьяосвобожденному щудре полагаются служить брахманам для снискания духовной заслуги (Кул.).

VIII, 415. Захваченный под знаменем- имеется в виду военнопленный. Медх. отвергает возможность порабощения кшатрия и считает, что имеется в виду щудра. Однако данные, имеющиеся на этот счет (в "Махабхарате", у Яджпавалкьи — II, 183 и др.), не оставляют сомнений в том, что Медх. неправ. Рожденный в доме- рожденный рабыней. Раб н силу наказания-не могущий уплатить штраф или долг (Медх. и др.). См. VIII, 49, 177 и IX, 229.

VUI, 416....имущество, которое они приобретают,- возможно, что речь идет только о заработанном ими, иначе этот стих будет противоречить IX, 194.

VIII, 417....уверенно — не боясь, что он совершает грех, принимая дар от щудры (см. XI, 24--25, 42, 70).

IX, 2....от своих мужчин- мужей, отцов и т. д. IX, 7....с е б я — так как одни законные сыновья могут после его смерти совершать щраддху и избавляют его от ала Пут (см. IX. 138).

IX, 8. Здесь игра слов: жена — jaya, женская сущность — ]ayaiva, возрождается — jayate.

IX, II. Исполнение дхармы- участие в религиозном культе, поминках и т. д. В этом стихе ясно проявляется стремление ограничить самостоятельность жены кругом домашних дел.

IX, 18. Обряд, сопровождаемый чтением мантр, — обряд при рождении и т. д. (см. II, 66).

...немощны — лишены твердости, разума, телесной силы (Медх., Нанд.).

IX, 22,...как река, [соединенная] с океаном.-согласно индийской мифологии реки являются женами океана.

IX, 23. Акшамала (aksamald) — согласно мифам чандалка. ставшая с дозволения других риши женой риши Васиштхи.

Мандапала (mandapala) — риши, о котором рассказано в "Махабхарате". Он умер бездетным, возродился птицей шарнги и от самки той же породы птиц произвел четырех сыновей.

IX, 28....достижение неба для предков и для себ я — рождение потомства спасает предков и самих родителей от ада.

IX, 29. С адхви (sadhvi) — "почтенная", "добродетельная".

IX, 32. Владелец поля (ksetrin) — частое наименование мужа; жена при этом считается полем (см. следующий стих).

IX, 41.Джнана и виджнана (jriSnavijnana)-толкование этого выражения — пример разнобоя у комментаторов: Веданги, щастры и логика (Медх.), Веды и Анги (Кул.), щрути и смритн (Рагх.) и т. д.

IX. 42. Жена (parigraha) — это слово означает также и "собственность".

IX, 44....п ризнали эту землю женой именно При тх у — хотя земля (mahi) принадлежала царю Притху тысячи лет тому назад, она все-таки и теперь называется Притхиви или Притхви (Медх., Нар. и др.)'. здесь чамекается на древнюю легенду о браке первого царя Притху с Землей.

IX, 46....не освобождается от мужа-жена, проданная (см. XI, 62) или покинутая мужем, никогда не может стать законной женой се нового хозяина.

IX, 47. "Я даю"- словесное обещание выдать девушку замуж, этого достаточно для того, чтобы считать ее замужней, а брак нерасторжимым.

IX, 49. Стихи IX, 49-54, касающиеся земельных отношений, а то же время фигурально рассказывают о семейных отношениях.

IX, 52....в данном случае-в отлячие от IX, 35.

IX, 55....такова дхарма — т. е. все изложенное п IX. 49-51 (см. прим. к IX, 49).

IX, 56....в крайних обстоятельствах (Spadi) — когда не мужского потомства

IX, 57....р авна по значению жене гуру- следопательно. к ней нужно относиться с должным почтением.

IX, 58. Уполномоченные (nivukta)-значение термина см. в следующем стихе IX, 59

IX, 59. Прекращение линии [рода]- отсутствие сыновей....надлежаще уполномоченная — женщина может быть уполномочена своим мужем или после его смерти — родственниками.

IX. 60....о т вдовы- согласно комментаторам, уполномочить может также больной или неспособный муж.

IX, 61....и х обоих- мужа и жены.

IX, 62....им обоим — старшему брату и уполномоченной женщине.

IX, 64. Стихи IX, 64-68 явно противоречат предыдущим (см. также V, 159-162). Это один из примеров противоречий, обычных в дхармащастре Ману,

IX, 65....н е упоминается — некоторые комментаторы указывают на священные тексты, где говорится о поручении. IX, 66. Вена-см. прим. к VII, 41.

IX, 71. [Грех, равный] лжи в отношении человека,- см. VIII, 98.

IX, 72....з аконным образом-с возлиянием воды и в присутсгвии брахманов.

...п орицаемая -с неблагоприятными знаками на теле. Обесчещенная-здесь vipradusta; в XI, 177 это выражение применяется к замужней женщине.

IX, 75....в строгости — не должна наряжаться, посещать чужие дома или празднества.

Непредосудительные ремесла — например, прядение и т. п. (Медх.).

IX. 76....ради исполнения дхармы — для паломничества и т. п.

...ради знания — для продолжения образования у какого-нибудь учителя.

..ради любви- если он оставил ее ради другой женщины. Согласно большинству комментаторов, в случае если муж не вернется в указанные сроки, жена может опять выйти замуж. Медх. отрицает за ней это право.

IX, 77. Дар-то, что муж подарил жене: драгоценности, украше. ния и т. д.

IX, 80. Жена, при которой может быть взята другая (adhivettavya),-судя по данным эпоса и другим сведениям взятие друтой жены целиком зависело от произвола мужа. Первая жена не могла по своей воле уйти от мужа даже в этом случае.

IX, 81. Беспрекословное подчинение мужу считалось необходимым качеством жены. Кул. указывает, что последний случай мог иметь место только тогда, когда жена была бездетна.

IX, 88....не достигшую [с о верше ннолети я]-восьмилетнего возраста или необходимой физической зрелости (появление месячных).

IX, 94....н емедленно — если он раныре окончил учение, ему и жениться следует раньше, чтобы исполнять обязанности домохозяина. IX, 97. CM. Ill, 29, 31, 51-54; VIII, 204 и др.

IX, 100. Прежние существования — вероятно, имеются в виду другие юги. Ср. этот стих с IX, 97 и др.

IX, 104. Имущество отца подлежит разделу после его смерти, иму щество матери — после ее смерти. Имущество матери переходит к сы новьям в случае отсутствия дочерей. Равный дележ может иметь место, если старший брат не желает получать добавочной части.

IX, 106. Родитель (putrin) — если он имеет только дочерей или незаконных сыновей, он не считается путрином.

IX, 110....в едет себя, как подобает старшему,- должным образом бережет и воспитывает младших.

IX, III....дхарма возрастает — если каждый из них будет возжигать священный огонь, совершать агнихотру, пять великих жертво приношений и т. д., то общая сумма благочестивых дел увеличится. IX, 112. Остальное имущество делится поровну.

IX, 113. Цель стиха показать, что не должно делать различия между теми сыновьями, которые находятся между старшим и младшим, как бы не было их число велико: каждый из них получает в качестве добавочной доли одну сороковую наследства.

IX, 117....на одну часть больше-т.е. две части. IX, 119. Не делятся не только указанные животные, но и деньги, ко тсрые могли бы быть выручены при их продаже (Медх., Кул.).

IX, 120. Раздел — имущество при этом делится между сыном, родившимся при этом, и фактическим отцом (формально-дядей).

IX. 121....главного (pradhana) — имеется в виду старший брат.

iX, 122. Старшая [жена]-та, которая раньше вышла замуж.

IX, 123. Рожденный первым — сын первой жены (Медх. Кул.).'

IX, 125. Так как этот и следующий стихи противоречат двум предыдущим, то комментаторы разными способами пытаются согласовать их.

IX. 126. "Субрахманья" — молитвы, обращенные к Индре.

IX, 127. Путрика (putrika) — дочь, сын которой будет считагься сыном ее отца, а не мужа; такое право отец получал по соглашению с ее мужем.

IX, 128. Д а к ш a (daksa) — бог, сын Брахмы; от его дочерей согласно одному ii3 мифов произошли боги, демоны, а также люди и прочие живые существа.

IX, 129. Дхарма- один из эпитетов бога Ямы.

Кащья п а- древний риши; согласно некоторым мифам один из прародителей живых существ. Царь Сома- имеется в виду бог Сома.

IX, 132....отца, не имеющего сына,- имеется в виду фактический отец.

IX, 134....для женщины нет права первородствадочь не получает доли, полагающейся старшему брату.

IX, 136. Согласно этому стиху всякий сын дочери, равный деду по варне, наследует имущество ее отца, не имеющего сыновей. В IX, 127 речь шла только о сыне путрики.

IX, 137. Миры — десять свободных от печали миров, первый из которых — небо.

Бессмертие (anantya)-долгое пребывание в этих мирах. Мир Солнца-Хираньягарбха (Нар.).

IX, 138. Путра (putra) — осмысливается как освободитель от ада Пут (puttra). Объяснение, конечно, искусственное, хотя и повторяется неоднократно в древнеиндийской литературе.

IX, 140....пинду матери — это редкое в древнеинлийскшс источниках упоминание о культе женского предка (см. также IX, 132).

IX, 144....не в соответствии с правилами- см. IX, 59-60.

IX, 146. Это правило относится к случаю, когда братья разделились, тогда как IX, 120 касается случая, когда они живут вместе.

IX, 149....в правильной последовательности (апирцгvyena) -- т. е. жены всех четырех варн, начиная с брахманки.

IX, 150. Обрабатывающий почву (kina^a) — все комментаторы считают, что это пахарь (karsika, halika). Это, по-видимому, раб. занятый на полевых работах.

IX, 154....бездетен — не имеет сыновей от жен, принадлежащих к варнам дваждырожденных.

IX, 155. Этот стих противоречит предыдущим (IX, 151-154).

IX, 158. Шесть первых наследуют родовое имущество и совершают поминальные жертвы, последние шесть не наследуют, но совершают возлияние воды и пр., как отдаленные родственники.

IX, 159. Объяснение терминов, содержащихся в IX, 159-160, см. в IX, 166-178.

IX, 160. С ы н ш у д р я н к и (^audra) — см. IX, 178.

IX, 162. Рожденный женой — рожденный от другого мужчины по поручению (niyoga).

...не другое- "рожденный женой" считается наследником только при отсутствии родного сына. Если появляется родной (или нашелся пропавший, или муж-импотент излечился от своего недостатка и т. д.), то рожденный женой становится сыном своего действительного отца.

IX, 165....д ругие десять-см. IX, 159-160.

IX, 167. Особая дхарма (svadharma} — имеется в виду обычай niyoga.

IX,!71. Покинутый — мальчик может быть покинут или вследствие бедности родителей, или вследствие совершения им какого-нибудь проступка.

IX, 178. [...к а к бы] труп-ср. X, 8.

Паращава — конечно, это надуманное объяснение термина, происхождение которого было непонятно составителям щастры.

IX, 181....не другому,-т. е. при наличии родного сына или сына, рожденного от чужого семени, усыновлять чужих детей не следует (Медх.).

IX, 184....каждого лучшего-имеются в виду перечисленные в IX, 159 и 160, где каждый ранее упомянутый считается лучше упомянутого позже.

IX, 186. Для трех [предков]-отца, деда, прадеда....четвертый-правнук умершего; т. е. поминальные жертвы приносились только до четвертого колена.

IX, 188....дхарма не нарушается-брахманы, получающие наследство, должны совершать поминальные приношения.

IX, 191. Речь идет об имуществе умерших мужей, которым до раздела его между сыновьями распоряжалась их мать.

IX, 192....единоутробные [сестры]-незамужние (Кул., Рагх).

IX, 193....дочери-незамужние (Кул.).

IX, 198. Имеется в виду, что у мужа есть жены и из других вари; дочери жен от других варн такими правами, видимо, не обладали.

IX, 199. Из своего имущества (svakSd vittad) Кул. объясняет это как "из имущества мужа".

IX, 203....приобретут продолжателей рода-например, от "уполномоченной" жены, усыновлением и т д.

IX, 205....не имея познаний-т. е. знаний, необходимых для исполнения жреческих обязанностей; награду за "их исполнение в отличие от упомянутой в тексте награды за работу, делить не обязательно (см. следующий стих).

...[поскольку это] не наследство-т. е. добавочной части старшему можно не выделять.

IX, 206. Собственность, приобретенная знаниемвознаграждение за обучение, за исполнение жертвоприношений, подарки учеников и т. д.

IX, 217. Явное противоречие с IX, 185.

IX, 219. Вода-колодцы, водоемы и т. п. Женщины-рабыни, если их нельзя разделить поровну; тогда они работают на разделившихся по очереди (Кул.). Нар. считает, что речь идет о женах умершего.

IX, 221. См. IX, 223 и прим.

IX, 223. Игра (dyuts) — игра в кости и т. д. Битье i-i б заклад (sarnahvaya) — букв. "вызов"; спор при петушиных боях и т. д.

IX, 224. Отличительные знаки дваждырожденныхсвященный шнур, пояс и т. д.

IX, 225. Принадлежащие к еретическим сектам (p^sandastha) — буддисты, хулители Веды и т. д.

IX, 227. Древняя кальпа-период времени, равный 4320 млн. лет; здесь этот термин употреблен в значении "в древнее в_ремя"....в ел и кой причиной вражды- возможно, намек на Юдхич1- тхиру и Наля.

IX. 229....освобождается от долга работой-см. dapdadasa в VIII, 415.

IX, 237....должно быть наложено [клеймо]- судя по IX, 240 клеймо ставилось на лоб.

Знак продавца спиртных напитков (suradhvaja)-изображение чарки.

IX, 240....п е р в ы х (purve) — первые три варны; согласно Кул. все варны.

IX, 245....он держит скипетр [даже] над царямиВаруна считался верховны.м властителем царей (Тайттирья Брахмана. Ill, 1,2,7).

IX, 248. Низкорожденный (avaravarnaja) — щудра....ii' р итесня ю щ с г о брахманов-т, е. причиняющего брахманам телесные страдания, захватывающего их имущество и т. д.

IX, 250....в восемнадцати отделах-см. VIII, 3-7. Этот стих заключает отдел о судопроизводстве и наказаниях. Далее следует дополнение о дхарме царя.

IX. 252....с о г л а сн о щастрам-см. VII, 70 и др. Тернии (kapta^a) — см. IX, 257-2^0.

IX, 253. В связи со стихами IX, 253-254 см. VIII, 386-387.

IX 257. Живущие разного рода торговлей-обвешивающие, обмеривающие при продаже, уклоняющиеся от уплаты пошлины и т. д. (Медх.).

IX, 259. Занятые в художественных ремеслах (цНроpacarayilkta) — живописцы, ваятели, повара и т. д. (Медх.).

IX, 266. Движущиеся и недвижущиеся отряды-стоящие караулом или ходящие дозором.

IX, 273. Живущий дхармой (dharmajivana) — т. е. живущий исполнением для других религиозных обрядов (жрецы, гуру, учителя и пр.).

...н арушающего присущую ему дхарму- исполнение упомянутыми лицами религиозных обрядов считалось не только привилегией, но и обязанностью, нарушение которой могло повлечь за собой наказание.

IX, 277. Вор (granthibheda)-букв.: "отрезающий узелок". Индийцы завязывали деньги в край одежды.

IX, 279....у мертвить в воде- утопить. Простая казнь- отрубание головы. Высший штраф-см. VIII, 138.

IX, 286. Медх. указывает, что штраф должен быть пропорционален стоимости испорченной драгоценности; Кул. добавляет, что собственник испорченной вещи должен получить компенсацию.

IX, 290....штраф в две с' т и [пан]- если же результатом таких действий будет смерть, виновный предается смертной казни (Кул.).

IX, 294. Страна-имеется в виду население страны (Нар.).

IX, 296. Семичленное царство-т, е. имеющее все семь элементов, упомянутых в IX, 294.

IX, 312....в чужой-откуда они являются в его страну для грабежа.

IX, 313....могут уничтожить его-магическими обрядами и заклинаниями.

IX, 314. Этот и следующие стихи содержат намеки на легенды, рассказанные в "Махабхарате".

IX, 320....может наказать сам брахман — при помощи магических действий.

Кшатрий произошел от брахмана- существует несколько легенд, объясняющих это часто повторяемое утверждение.

IX, 321. Огонь произошел от воды-вот некоторые из имеющихся объяснений: молния исходит из тучи; огонь исходит из дерева, которое берет влагу из земли, и т. д.

...угасает в отношении источников своего существования- огонь гасится водой, кшатрий бессилен против брахмана, меч тупится от удара по камню.

IX, 326. Хозяйственная деятельность (vartta)-im этим термином подразумевается хозяйственная деятельность вообще: земледелие, скотоводство и торговля.

IX, 334-335. CM. X, 121-129.

X, 1. Согласно II, 241-242 брахман может изучать Веду и у учителя-небрахмана.

X, 5....о т жен равных- брахман от брахманки, кшатрий от кшатрийки и т. д.

X, 6....от жен, принадлежащих к следующей низшей касте-сын брахмана и кшатрийки, кшатрия и вайщийки, вайщия и щудрянки.

Порицаемые-по Нар., это означает, что он исключен из отцовской касты.

X, 8. П а ра щ а в а- см. IX, 178.

X, 12. В период составления дхармащастры кастовый строй имел уже длинную историю; происхождение джати, возникавших постепенно, было неизвестно. Наиболее естественным казалось объяснение, к которому и прибегают брахманы, что джати произошли от древних варн в результате смешанных браков. Некоторые из названий этих джати (нишада, магадха, вайдеха, чандала, дравида и др.) являются названиями племен, и это лучше всего показывает недостоверный, искусственный характер излагаемой классификации.

X, 14. Следующий (anantara) — т. е. принадлежащий к следующей варне. Если мать была более низкой варны, сын считался принадлежащим к варне матери (Медх.). См. также комментарий Медх. к X, 24,41 и т.д.

X, 17. Рожденные в обратном порядке сыновья, по мнению коммен таторов, перечисляются еще раз с целью показать, что они непригодны для исполнения обязанностей сыновей.

X, 22. Некоторые из названий каст, упоминаемых в этом и предыдущем стихах, являлись названиями племен (авантья, малла, личчхиви, кхаса, дравида).

X, 23. Чарья и саттвата- согласно Гов. прислуживали при храмах.

X, 28....д вух из трех варн-от кшатрийки и вайщийки....от равной себе-от брахманки.

X, 30. Отверженное существо (b5hya jantu) — потомок щудры и брахманки; это, очевидно, чандала (см. X, 12, 16). Ранее он уже неоднократно характеризовался как самый низкий из людей, но его ле.тл от брахманки оказываются еще более низкими и т. д.

X, 31. Действуя в обратном порядке-т.е. вступая в брак с женщиной более высокого общественного положения, чем он сам.

Пятнадцать- что из себя представляют эти пятнадцать, комментаторы объясняют по-разному.

X, 32. Д асью (dasyu) — см. X, 45.

X, 35. Эти трое- сайрандхра, майтреяка и маргава. Неарий (апагуа) -неприкасаемый для ариев (Медх.).

X, 36. Андхра- народность восточного Декана. Меда- племя, обитающее в юго-восточном Раджастхане.

X, 37. От чандалы-и от женщины касты вайдеха (Медх., Кул.).

X, 41. Шестеро сыновей-сыновья брахмана от брахманки, кшатрийки и вайщийки, сыновья кшатрия от кшатрийки и вайщийки, сын вайщия от вайщийки.

...О т смешанных браков (apadhvansaja) — в данном случае имеются в виду браки дваждырожденных с щудрянками.

X, 44. Здесь перечислены племена и народности Индии и сопредельных стран (явана — греки; щака, или сака, — скифы; пахлава — парфяне; чина — китайцы).

X, 45....вне рожденных из уст, рук, бедер и с т у па ей [Брахмы]-т.е. вне системы вари брахманов, кшатриев, вайщиев и щудр (см. 1, 87).

X, 47. Служение женщинам- служба по охране женских покоев и т. д.

X, 53. Дела (vyavahara) — торговые сделки, денежные операции, соглашения, тяжбы и т. д.

X, 55, Отмеченные знаками (citinita) — комментаторы расходятся относительно того, что представляли собой эти знаки.

X, 64. Высший (^reyans) — имеется в виду брахман.

X, 67....благодаря качествам [отца] — он имеет право совершать пакаяджны, но не получает посвящения; поэтому Медх. не считает его действительным арием.

X, 73. Создатель (dhatar) — один из эпитетов Брахмы. "Они оба не равны и не' неравны"-не равны, так как различаются по происхождению; не неравны, так как оба делают запрещенное им.

X, 75. См. 1, 88.

X, 77. Привилегией брахмана указывается то, что может быть источником дохода; все прочее могут практиковать и другие дваждырожденные. Под обучением, согласно Медх, понимается только обучение Веде, по не военному делу и другим мирским профессиям.

X, 80. См. IX, 326.'

X, 83....в p e д- имеется в виду вред живым существам (см. следующий стих).

...з а в поящего от других- занимаясь земледелием, нельзя было избежать зависимости от общины в отношении землепользования, орошения, охраны полей и т. д. (см. также IV, 159-160).

X, 85...торговать товарами, которыми торгуют вайщии. — торговля как профессия являлась нарушением дхармы брахманов, но считалось, что лучше торговать, чем заниматься земледелием. ростовщичеством и т. д.

X, 90....д ля [исполнения] дхарм ы- для жертвоприношений. поминок и т. д.

X, 92....делается в три дня щудрой- что это значит. не совсем понятно, и комментаторы не дают разъяснений, (см. также X, 93).

X, 93. И з-з а добровольной торговли — т. e. не при крайних обстоятельствах.

X, 95....о более высоком образе жизни-т.е. об образе жизни, являющемся привилегией брахманов (см. прим. к X, 77).

X, 102. Подобное допущение в значительной мере лишает смысла запретительные предписания, упоминающиеся, например, в III, 152-166, IV, 211, 218, 223 и др.

X, 105. В этом стихе и X, 106-108 упоминаются случаи из жизни великих риши древности, рассказанные в Ригведе, Брахманах и "Махабхарате".

X, 107....от плотника — плотничество считалось презренным ремеслом (см. IV, 210, X, 48).

X, 109....после смерти брахмана порицается- при подсчете добрых и злых дел.

X, III. Грех, совершенный принесением жертв и обучением,-в обоих случаях имеются в виду щудры.

X, 113....он должен быть покинут-т.е. брахману нужно оставить страну такого жадного царя.

X. 115. Получение-в виде дара или находки. Согласно комментаторам первые три способа законны для всех варн, четвертый-для кшатриев, пятый и шестой-для вайщиев (или, по Нар, пятый-для вайщиев, шестой для-щудр) и седьмой-для брахманом.

X, 118. Кшатрий- имеется в виду царь....даже четвертую часть урожая-см. VII, 130.

X, 120....одна двадцатая — см. VII, 130; различие объясняется тем, что здесь имеется в виду взыскание в крайних обстоятельствах.

X, 122....ради двойной цели — этой жизни и будущей.

X, 126. Преступление, в результате которого он делается изгоем, (pataka) — такое, как употребление в пищу лука и подобных запрещенных плодов (Гов., Кул.), содержание бойни (Parx.). Но такие деяния, как ложь, воровство и т. д., запрещены ему так же, как и членам других варн (Медх.)....ни препятствий к этому- см. следующий стих.

X, 129....притесняет брахманов-перестает служить брахманам, вынуждает их обращаться к нему с просьбами и т. д. (Медх.).

XI, 1....отдавшего все имущество — для совершения жертвоприношения вищваджит (см. XI, 75).

XI, 2. Комментаторы стараются оправдать изложение смешанных правил, содержащихся в стихах 1-43, раньше рассмотрения вопроса об искуплении, которым должна бы согласно X, 131 начинаться эта глава, или предполагая, что цель этого — показать необходимость исполнения искупительных действий в случае нарушения этих правил, или указывая, что так как дары являются средством заглаживания греха, то необходимо перечисление достойных получателей.

XI, 3. Этим лучшим из дваждырожденных додж на даваться пища и жертвенные дары — у жертвенного алтаря.

...д ругим-- прочим гостям и нищим.

XI, 7....достоин пить сому-совершать ради достижения исполнения какого-либо желания жертвоприношение Соме, во время которого пьют напиток, приготовленный из растения сомы.

XI, 8....хотя бы он раньше пил сок сомы-при жертвоприношении Соме в конце года (см. IV, 26).

Date: 2015-06-06; view: 377; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию