Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 9. Соотношение объективации и субъективного 161
П-39. Ммм? К-40. Это я или что-то вроде меня, но и не я тоже. Я знаю, в этом нет смысла, но... П-40 (тихо, твердо). Мне кажется, что ты хочешь разрушить образ, критикуя себя. К-41. Ух-х. (Пауза.) Это похоже на меня, как это могло бы быть, но не... по крайней мере, вот сейчас это не я. Чувствую, что это как если бы я смотрел на себя, который мог бы быть... мог бы быть другим... более уверенным в себе, во мне. Это все еще очень размыто, туманно, но... но, мне кажется, становится яснее. То есть образ... а может быть, это для меня яснее... я больше знаю о том, каким я хочу быть. Невозможно определить, какую форму может принять подобное фантазирование. Иногда оно бывает позитивным, как переживание Энди, иногда оно становится пугающим, тревожащим, обескураживающим. Иногда образы бывают яркими, а действие четким, а иногда все остается смутным и нечитаемым. Обычно, если пациент может что-то извлечь из потока внутреннего ненаправленного осознавания, появляется материал, соответствующий его актуальной заботе. Но здесь есть очень важное «если». Основным ключом к использованию спонтанных образов является помощь пациенту в том, чтобы он был действительно открыт тому, что может возникнуть в сознании. Естественно, бывают моменты, когда пациент не может вызвать у себя образы, и тогда психотерапевту необходимо определить, в чем дело: есть ли реальная готовность к такого рода исследованиям; нет ли сопротивления — осознанного или неосознанного, — возникшего в ответ на призывы психотерапевта; не является ли сама по себе неспособность вызывать образы отражением того, на какой стадии работы со своей актуальной проблемой находится пациент. Предостережение. Есть два рода обстоятельств, в которых не рекомендуется использовать спонтанные образы. Во-первых, у пациентов со слабой структурой Эго, в моменты чрезмерной тревоги, депрессии или во время острых кризисов, не связанных с психотерапией. В такие моменты подобная приостановка обычных объективированных процессов совладания вряд ли сослужит им хорошую службу. Вторая группа пациентов, с которыми побуждение к спонтанному фантазированию нужно использовать с осторожностью, — это хорошо функционирующие люди, которые с радостью бросаются в омут фантазии и которых очень трудно выманить обратно. Не в том смысле, что они становятся аутичными. Я имею в виду, что они с готовностью находят образы и фантазии, а потом подробно рассказывают о них с деталями, которые сбивают психотерапевта с толку. Таким образом может пройти вся сессия — описываются богатые и драматические картины и воспоминания и почти нет искреннего психотерапевтического исследования. Таких пациентов после максимум Десяти минут подобных описаний стоит попросить подумать, что выражают их образы. Это может привести к пониманию того, что под маской субъективного исследования работает механизм сопротивления. Свободные ассоциации «Основное правило» Фрейда гласило, что пациент должен говорить все, что приходит ему в голову, безо всякой цензуры, соображений приемлемости или иных огра- Date: 2015-06-06; view: 1663; Нарушение авторских прав |