Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Раздел II. Базовое искусство ведения беседы
Миссис А. Привет, Боб, полный бак, пожалуйста. Мистер Z. Хорошо, разумеется, Элен. Как семья? Миссис А. Замечательно. А как ты? Мистер Z. Не жалуюсь. Наверное, большей частью они могли бы говорить на птичьем языке: Миссис В. Покрб туя торот? Мистер Y. Трутато. А тоя мот? Конечно, иногда при этом какой-то обмен информацией происходит: Мистер Z. С маслом все в порядке? Миссис А. Думаю, да. Вы проверяли на прошлой неделе. Но за исключением ограниченного круга проблем, слова, скорее всего, будут одни и те же, даже если жена Боба больна или сын Элен попал в беду. В кабинете психотерапевта, как уже было показано, разговор на втором уровне является в основном переходным — между формальным и стандартным общением. Иногда, когда идет чрезвычайно эмоциональная работа и клиент перед расставанием нуждается в «декомпрессии», возможен переход в противоположном направлении. В этом случае психотерапевт переходит на этот уровень ради того, чтобы помочь клиенту подготовиться к встрече с внешним миром. Вот пример того, как это может быть сделано. Эпизод 2.4 Клиентка — Джессика Томас, психотерапевт — Лестер Браун К-1....У меня голова кругом идет, когда я понимаю, что значит для меня то, что я только что рассказывала. Кажется невероятным, что я так долго видела вещи в таком искаженном виде и, даже более невероятно, как сильно это мешает мне. (Пауза.) Ах, проклятие, я должна выйти отсюда через несколько минут, а я чувствую себя так плохо, что даже не уверена, что могу встать. (Клиент явно находится на четвертом уровне критических обстоятельств.) П-1. Не спеши, Джесс. Ты проделала много важной работы сегодня, и тебе нужно сделать свой переход постепенно. Куда ты дальше сегодня пойдешь? К-2. Как ты сказал? Где я буду продолжать то, что я делала? (Замешательство из-за того, что психотерапевт сменил уровень.) П-2. Нет, я имел в виду буквально: куда ты отправишься, после того как сейчас выйдешь отсюда? К-3 (очевидно, овладевая собой). Ну, я должна зайти в офис на несколько минут, чтобы забрать письма. (Третий уровень, стандартное общение.) П-3. Как идут дела в последние дни? К-4. Хорошо, я полагаю. Обычные неприятности, но ничего серьезного. (Второй уровень, поддержание контакта.) П-4. То есть ты на коне, а? К-5. Да-а, именно так. Ну ладно, думаю, сейчас мне лучше пойти. Глава 2. Уровень общения 49 Поддержание контакта может, конечно, быть формой сопротивления клиента против принятия на себя ответственности за самоисследование: «Черт возьми, док, я не знаю, что за безумная идея одолевает меня в последнее время, но вы просто задавайте вопросы, а я буду отвечать. Вы и я можем справиться с этой чертовой штукой, я знаю». Такое (явно в духе сотрудничества) приглашение, если оно произносится походя, невовлеченно, будет ясно указывать на то же самое избегание подлинного погружения в работу. Второй уровень присутствия — это узкий мостик, и, если собеседники нарушают ритуал, уровень меняется: Мистер Z (служащий бензоколонки). Как насчет того, чтобы вы с мужем пришли к нам в субботу на обед? Или: Миссис А (покупательница бензина). Боб, ты можешь одолжить мне десятку до пятницы? Определенно не второй уровень! Заметим, что ответ на последнюю просьбу может находиться на любом из первых трех уровней: Мистер Z. Извините, миссис А, но наша местная политика — не вступать ни в какие личные финансовые отношения с нашими клиентами. (Формальные отношения.) Или: Мистер Z. Конечно (смеясь), а как насчет миллиона — у меня совсем нет мелочи. (Поддержание контакта путем обращения просьбы в шутку.) Или: Мистер Z. Буду рад помочь, Элен. Вот, пожалуйста (протягивая ей десятидолларовую бумажку). (Стандартная беседа.) Третий уровень: Стандартные беседы «Стандартное» — это слово, которое означает обычное или ожидаемое, и я использую его здесь намеренно. Как видно на рис. 2.1, этот уровень коммуникации намного Шире используется в повседневных разговорах. Психотерапевтическое общение в своей наиболее эффективной части мало зависит от стандартных действий, но тем не Менее они все же важны в консультационном кабинете. (Обратите внимание на величину этой области на рис. 2.2.) Стандартные беседы представляют собой момент равновесия между заботами о собственном имидже и вовлеченностью в выражение внутренних переживаний. На рис. 2.3 показано, насколько сильно эти беседы обычно обращены к содержанию раз- 50 Раздел II. Базовое искусство ведения беседы говора, к тому «о чем» идет разговор. Таким образом, обычно они предполагают искреннюю, но ограниченную личностную включенность, в них могут встречаться повторения (но не ритуальные), и, как правило, такие беседы не содержат конфликта. Когда человек «с улицы» заходит в контору или магазин, в которых люди работают вместе постоянно и где беседа течет легко и непринужденно, ему сразу становится ясно, насколько отличаются эти разговоры от чопорности первого уровня или от более глубокого эмоционального тона четвертого и пятого уровней. Стандартные беседы характеризуются использованием множества жаргонных словечек и оборотов, которые касаются текущей деятельности и насущных проблем. Люди без видимых затруднений говорят и слушают одновременно, с готовностью смешивают личные и рабочие разговоры, повинуясь необходимости. Мистер В. Эй, С, одолжи мне три штуки формы 4-20, а? Мистер D. Ему всегда мало. Верно? Миссис С. (к В). На, возьми. (KD.) Ах, да не наезжай ты на него. Он, наверное, с похмелья. Мистер В. (одновременно с D.) Кто бы говорил! На прошлой неделе он даже собственный пропуск найти не смог (смеется). Мистер D. Хотел бы я так провести выходные. Можете мне поверить, это был сущий ад. Где 502-е дело? Мы ездили на пляж с нашей ребятней. Господи! Зверинец! Ага, спасибо (к В, который протягивает ему дело). Психотерапевты используют этот уровень, чтобы собрать фактическую и отчасти фактическую информацию (например, определить состав семьи и характеристики ее членов, образование, профессию и места работы клиента, опыт прохождения психотерапии). Собирая эти сведения, психотерапевт улавливает признаки более глубоких чувств и конфликтов, хотя внимание в это время может и не быть непосредственно направлено на эти признаки. Когда такие признаки начинают прослеживаться, появляется вероятность того, что работа перейдет на четвертый уровень. Рис. 2.3. Различия в соотношении внимания к имиджу, заботы о содержании и необходимости выражения внутренних переживаний в зависимости от уровня присутствия или погруженности в психотерапевтическую беседу Глава 2. Уровень общения 51 Эпизод 2.5 Клиентка — Донна Дэвис, психотерапевт — Берт Грэм П-11. Чем занимается ваш муж? К-11. Он управляющий Stevens Street Market. П-12. Он доволен своей работой? К-12. Я думаю, с этим все в порядке. Мне она не слишком нравится, но он, кажется, получает от нее удовлетворение. П-13. Вам не нравится такая работа, да? К-13. Да, не нравится. Быть обязанным ублажать настолько разных людей и управлять толпой некомпетентных клерков — это для чудаков. П-14. «Разных людей»? К-14. Ну, вы понимаете, что я имею в виду. Люди, за которыми ты должен следить все время — или они тебя обдерут как липку. Понимаете, люди, которые не хотят встать с дивана и поработать, им хватает продуктовых талонов. В этом месте у психотерапевта есть выбор — исследовать очевидную область предубеждения (в которой содержится намек на то, что для клиента в ней есть что-то очень личное) или продолжать собирать информацию. За другим примером обратимся к опоздавшей клиентке, с которой мы встретились в начале этой главы и в эпизоде 2.3. Эпизод 2.6 Клиентка — Бетти Стивене, психотерапевт — Карлтон Блэйн П-21. Когда вы были маленькой, что у вас была за семья? К-21. Обычная. Отец, мать, сестра. Братьев не было. Я всегда хотела иметь старшего брата. Моя сестра была на два года старше меня, и это было чудесно. П-22. Как вы ладили с ними? К-22. О, я полагаю, хорошо. Вы знаете, как это бывает в семьях. У нас были свои взлеты и падения. П-23. Вы можете сказать, чего было больше, взлетов или падений? К-23. Об этом трудно судить. Приблизительно, как обычно, я полагаю. П-24. Это звучит не очень уверенно. К-24. Да, я думаю, я не была действительно счастлива в кругу своей семьи. Я не была близка с ними. П-25. Со всеми? К-25. Ну, со своей сестрой {беспокойно меняя позу), но не с папой. П-26. Может быть, вы хотите побольше рассказать, как вам было с вашим папой? Здесь психотерапия сначала происходила на стандартном уровне (который виден в том, что ответы с 21-го по 26-й очень краткие), но как только была затронута чувствительная область семейных отношений клиентки, появились признаки более глубоких чувств (слова «я полагаю» в К-22 и К-23). Ясно, что клиент колеблется — касаться или не касаться тяжелых вопросов. Психотерапевт отражает это (П-24), и клиент становится более открытым (К-24), что дает психотерапевту возможность предложить сменить уровень (П-26). Так как это происходит в самом начале работы с этой клиенткой, психотерапевт предлагает ей возможность выбора этой темы, а не старается навязать ее. 52 Раздел II. Базовое искусство ведения беседы Четвертый уровень: Критические обстоятельства Если результатом психотерапии должны стать серьезные жизненные изменения, большая часть работы должна быть проделана на уровне критических обстоятельств. Только когда клиент действительно открывает себя воздействию этих бесед, когда он на самом деле пытается выразить психотерапевту свои внутренние переживания и только когда психотерапевт искренне отвечает клиенту на том же уровне глубины — когда эти необходимые условия совпадают, только тогда есть основания ожидать устойчивых изменений и роста. Это категорическое утверждение основывается не только на длительном клиническом опыте, но также на очевидной логике того, что клиенты, которые не могут сделать серьезного вклада в психотерапию, фактически избегают говорить именно о своем способе бытия.Чтобы проиллюстрировать это, мы можем представить, что разговор, за которым мы только что следили, продолжается таким образом: Эпизод 2.7А Клиентка — Бетти Стивене, психотерапевт — Карлтон Блэйн П-26. Может быть, вы побольше расскажете о вашей жизни с отцом? К-26А. Лучше не стоит. Как бы то ни было, сейчас уже все позади. П-27А. Вы говорите так, как будто еще не все позади. К-27А. Что было, то было, и нет смысла подробно останавливаться на этом. П-28А. Вы на самом деле хотите отбросить все это? К-28А. Да. Мне бы больше хотелось поговорить с вами о том, что мне делать с сыном. В последнее время он какой-то странный, и я... Здесь клиентка решает избежать эмоций, а также связанных с ними воспоминаний и других чувств; однако ирония в том, что все, что она для этого делает, доказывает, что они по-прежнему беспокоят ее и влияют на ее жизнь. То, что она избегает глубоко погружаться в проблему на уровне критических обстоятельств, конечно же, само по себе, является предметом психотерапии, и мы поговорим, как обращаться с таким сопротивлением и в этой и других главах. «Критический» означает «имеющий решающее значение». Когда я говорю о критических обстоятельствах, я направляю внимание на такие моменты и такие разговоры, которые могут приводить к изменениям. Слово кризис обозначает поворотную точку, момент в последовательности событий, который хорошо, или плохо, или как-то еще повлияет на будущие события. Беседы, которые какое-то время проходят на уровне критических обстоятельств, в результате произведут подлинные изменения в мыслях, чувствах, словах или действиях одного или обоих участников. После разговора на этом уровне клиент будет другим, по сравнению с тем, каким бы он был, если бы этого разговора не было. Если психотерапевт тоже на этом уровне — весьма желательное положение — он также будет переживать некоторое воздействие, и влияние на клиента будет даже сильнее. (Следующая глава посвящается соотношению уровней общения психотерапевта и клиента.) Давайте посмотрим, как такой уровень эмоциональной вовлеченности может приводить клиента к изменениям. Мы используем ту же ситуацию, что и в нашем по- Глава 2. Уровень общения 53 следнем примере, но теперь представим, что клиентка готова положительно ответить на предложение психотерапевта. Эпизод 2.7Б Клиентка — Бетти Стивене, психотерапевт — Карлтон Блэйн П-26. Может быть, вы побольше расскажете о вашей жизни с отцом? К-26Б. Пожалуй, да (пауза). Ну, тут вряд ли есть, о чем говорить. С тех пор как я стала подростком, мы практически ни в чем не соглашались. Казалось, что он всегда такой уставший и такой сердитый. Он... (лицо меняется, становится печальным)... был совсем другим, когда я была младше. П-27Б. Тогда было по-другому. К-27Б. О да. Когда мне было семь лет, мама с папой устроили мне большую вечеринку по случаю дня рождения, и он был так мил. Вы знаете, он изображал клоуна на вечеринке, и он... он... подарил мне кулои, который у меня есть до сих пор (появляются слезы). П-28Б. Вам грустно, когда вы вспоминаете, как отличались те дни от того, что было потом? К-28Б (плача). Да, это так. Почему он изменился? Что я сделала? Мне кажется, что с тех пор я уже никогда не могла сделать что-нибудь так, как надо. Типичными для четвертого уровня являются сильные актуальные эмоции, а не только воспоминания о них (сравните К-22 и К-23 или К-27А и К-28А с К-27Б и К-28Б). Точно так же знакомыми признаками глубокой вовлеченности являются искреннее описание прошлых (К-26Б) и актуальных (К-27Б) внутренних переживаний и вопросы, которые клиент задает сам себе (К-28Б). Другие особенности этого уровня. Как свидетельствует рис. 2.3, клиент, вовлеченный в разговор на уровне критических обстоятельств, более обеспокоен выражением своего внутреннего переживания, чем созданием или сохранением имиджа, с целью произвести впечатление на психотерапевта. Его речь более разнообразна по форме, темпу и эмоциональной окраске. Например, как правило, пока обсуждается что-то уже известное, речь течет плавно и гладко, а когда начинает осознаваться новый материал, возникают некоторые заминки. Типичными также являются манера и интонация, которые означают направленность осознавания внутрь, когда психотерапевт не забыт, но является только частью фона для того, что проговаривается. Когда облегчается доступ к внутренним переживаниям и они становятся более живыми, непосредственными, клиент часто использует больше прилагательных и наречий, пытаясь передать качество и оттенки переживания. Часто используются сленг, восклицания, ругательства и непристойности. Поза может стать более расслабленной и открытой, хотя язык тела будет меняться в соответствии с появляющимися чувствами. Предостережение. Эти обобщенные наблюдения об особенностях поведения, ти-> личных для состояния большей вовлеченности клиента, не стоит принимать как не-' что неизменное. Люди по-разному проявляют глубокую погруженность в себя. Например, некоторые сохраняют неподвижность, другие выглядят совсем вялыми, а бывает, что возникает такое сильное физическое напряжение, что у клиента кривится лицо или начинает как-то неестественно двигаться тело. Только интуиция психотерапевта может отличить клиентов, которые действительно погружены в себя, от тех, Раздел II. Базовое искусство ведения беседы кто старается такими казаться или пытается заставить себя работать на уровне, которого они еще не готовы достичь1. В целом человек, работающий на четвертом уровне, захвачен экспрессивной составляющей присутствия. Так как внимание практически полностью сосредоточено на потоке внутренних переживаний, доступность клиента общению может быть ограничена. Бывают, конечно, особые обстоятельства, когда клиент и на четвертом уровне остается доступным, и способен, не прибегая к обычной защите, воспринимать инструкции психотерапевта, его вопросы и реакции. Потенциал изменения на этом уровне. Такие беседы — это узловые моменты в общении, когда один из собеседников или оба сразу весьма вероятно сталкиваются с некоторыми различиями во взглядах, отношениях или эмоциях. Клиентка, за которой мы только что наблюдали, подходит к скрытому, неосознанному моменту выбора: если она продолжает исследовать свою печаль (и обиду) по поводу перемены чувств у отца, у нее, скорее всего, возникнет другое отношение к отцу. Оно может стать лучше или хуже, но оно изменится. Если она захочет отступить с этого уровня вовлеченности или отказаться от дальнейшего исследования этого вопроса, то она может избежать такого изменения. В целом, в психотерапии предполагается, что чем больше таких исследований, тем больше осознавание, а оно, в свою очередь, расширяет понимание и возможность выбора. Выход на уровень критических обстоятельств. В следующей главе изложены предложения по поводу того, как помочь клиентам углубить уровень их психотерапевтической работы; тем не менее уже здесь полезно упомянуть признаки готовности клиента перейти от стандартных отношений к этому более действенному уровню. Вот некоторые из наиболее часто встречающихся и явных признаков: Клиент • неоднократно возвращается к одному вопросу или чувству, несмотря па очевидные попытки отойти от этого; • часто повторяет слово или фразу, как правило, не очень осознанно; • кажется неспособным вспомнить нечто, хорошо ему известное; • внезапно оставляет тему или чувство, которыми он был только что охвачен; • неожиданно теряет направление мысли; • становится беспокойным в движениях или необычно неподвижным. Мы можем увидеть некоторые из этих действий, если вернемся к клиентке, которая описывала работу своего мужа (эпизод 2.5, с. 51): 1 Иногда среди таких физических свидетельств погруженности встречаются судороги, которые могут напугать неопытного психотерапевта своей внешней схожестью с эпилептоидны-ми явлениями. Однако они совсем не обязательно свидетельствуют о наличии глубокой психопатологии — это может быть телесным проявлением борьбы между сопротивлением и стремлением найти выход. Когда видишь, как клиент против воли корчится в судорогах, можно и в самом деле поверить в то, что им овладела какая-то чуждая сущность. Фактически, этот и есть тот самый случай: расщепленная субличность, в которой заключен способ бытия клиента, в процессе психотерапии «вытесняется» или «уничтожается». — Примеч. авт. Date: 2015-06-06; view: 603; Нарушение авторских прав |