Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современные подходы к феномену лидерства





Из всех итогов предыдущих исследований следует главный вывод: понимание феномена лидерства невоз­можно без анализа взаимодействия лидера и группы. Первыми это поняли К. Левин, Р. Липпит и Р.Уайт, ко­гда провели ряд исследований психологического кли­мата, создаваемого различными стилями лидерства, и выделили следующие характеристики трех основных моделей взаимоотношений лидера с группой: автори­тарный, демократический и попустительский (laissez-faire) стили, Основные характеристики деятельности группы при каждом из этих стилей перечислены в таб­лице 1.

В результате многочисленных экспериментальных исследований, ученые пришли к выводу, что автори­тарные лидеры эффективнее по количеству продукции ведомых, демократические же — по ее качеству и мо­ральному состоянию ведомых. Разные стили лидерст­ва ведут к разному психическому состоянию в груп­пах. Члены группы с авторитарным лидером либо апатичны, либо агрессивно настроены по отношению друг к другу, так как лидер контролировал даже их межличностные отношения. Членов группы с демокра­тическим лидером объединяло чувство «мы» и значи­тельное единство. Члены группы с попустительским лидером не обладали чувством единства, не были удов­летворены работой, да и производительность в груп­пе была низкой. По мнению ученых, ни один из сти­лей в чистом виде не может быть рекомендован для повышения производительности труда и эффектив­ности деятельности, но для обеспечения удовлетво­ренности работой больше подходит демократический стиль.

М. Басе, Г. Дантеман, Ф. Фрай, Р. Видулич, X. Вамбах и другие,[109] изучая феномен лидерства, попытались пойти «от противного»: они исследовали типы ведомых при двух основных стилях лидерства, «принуждающем» и «убеж­дающем». Их вывод: инструментально ориентированные последователи были эффективнее при убеждающем ли­дере, а эмоционально ориентированные — при принуж­дающем. Удовлетворенность работой в группе была выше при директивном лидере, ориентированном на взаимо­действие. Соответственно, удовлетворенность была низ­кой при снисходительном, эмоционально ориентирован­ном лидере. Лидеры инструментально ориентированных ведомых имеют тенденцию к такой же ориентации. Ли­деры в самоориентированных группах не имеют тенден­ции к само ориентации. Члены группы, направленной на эмоциональное взаимодействие, более удовлетворены при работе с лидером, ориентированном на взаимодей­ствие. Самоориентация ассоциируется с доминирующи­ми, агрессивно настроенными индивидами. Ориентация на взаимодействие — с потребностями в контактах и за­висимости. Ориентация на задачу связана с сильной лич­ностной интеграцией. Группы работают эффективнее и имеют меньше стрессов при совместимости личностных ориентации лидера и группы. Группы с лидером, ориентированным на задачу, эффективнее тех групп, где лидер ориентирован только на взаимодействие.

Таблица 1

Основные стили лидерства [110]

Стиль лидерства и характеристики Авторитарный Демократический Либеральный laissez-faire
Способ принятия решений детерминируется самим лидером детальное обсуждение вопроса группой, при котором лидер выпол­няет функцию регу­лятора и корректора анархический
Активность ведомых и технология жестко и полностьюподчинены лидеру подчиненные обладают достаточной степенью свободы в период об­суждения решения; пос­ле принятия решения лидер внушает 2 или более альтернативные процедуры исполнения решения Поливариативностъ в про­цедурном плане, отсут­ствие возмож­ности контро­ля за исполне­нием решений
Форма исполнения принятого решения и регламентация деятельности каждого члена группы жесткий диктат в отношении формы исполнения решений и контроль вплоть до отдельного индивида члены группы в целом свободны в выборе формы исполнения решений; демократия внутри группы как способ самоорганизации ее членов полное отсутствие предписаний лидера
Критика и санкции по отношению к деятельности каждого члена группы лидер обладает воз­можностью жесто­кой критики и очень строгих санкций по отношению к подчи­ненным; обратная связь запрещена степень свободы; отдельного инди­вида стремится к нулю: отношение к члену группы зави­сит не от резуль­тата работы, а от лидера «объективное» отно­шение к деятельности каждого члена группы в зависимости от кон­кретного результата работы полная спон­танность в реакциях лидера на деятельность своих ведо­мых, непрогнозируемая возможность осуществления неопреде­ленных санкций

 


 

Главное, что отличает самые современные подхо­ды — это стремление к максимальной интеграции представлений и обобщению многочисленных накоп­ленных наукой разрозненных фактов и отдельных ха­рактеристик лидерства. Так, Д.Катц предложил[111] вари­ант изучения лидерства с использованием всего лишь четырех основных переменных:

1) степень структурированности и ролевого де­терминизма поведения (можно говорить об ор­ганизационном лидерстве и более свободном, неорганизационном — например, лидерство в массовом движении и т. д.);

2) в случае организационного лидерства решаю­щей является характеристика институтов (демо­кратические или авторитарные);

3) важную роль играет характер первичных и вто­ричных отношений в группе или организации;

4) существенны связи группы или организации с другими системами и подсистемами, а также по­зиция лидера во всей этой иерархии.

Схематически модель лидерства в зависимости от иерархии изображена в таблице 2.

Таблица 2

Иерархические уровни и модели лидерства [112]

 

Иерархический уровень в структурной системе Процесс лидерства Соответствующая ориентация на задачу Соответствующая социально-эмоциональная ориентация
Низший администрация в рамках существу­ющей структуры (а) техническая экспертиза, (б) знание правил забота о равенстве подчиненных
Средний расширение, дополнение структуры (а) понимание организационных проблем, (6) оценка возможности сделки навыки первичных и вторичных отношений в группе
Высший эшелон изменение структуры, формулирование и проведение новой политики (а) системная перспектива, (б) оригинальность и изобретательность харизма: (а) символическая, (б) авторитарная, (в) функциональная

 

Изучив различные типологии лидерства, М. Германн[113] выделила четыре основных образа лидера:

1} «Дудочник в пестром костюме» («настоящий герой»). Как сказочный дудочник, который выгнал крыс из одного немецкого городка, такой лидер ставит цели, определяет направление и, используя обещания, заво­раживает последователей. На нем лежит ответствен­ность за то, что и как происходит. Этот образ лидера предполагает изучение собственно лидера и его харак­теристики. Поняв характер лидера, можно предполо­жить, какие цели и стратегии он изберет. Этот образ лидера привел к возникновению описанных ранее тео­рий «героев» и «теории черт».

2) «Торговец» — он в состоянии понять, что нуж­но людям и предложить помощь в достижении этого. Чуткость к нуждам и желаниям людей не менее важна, чем способность убедить их в своих способностях им помочь. Этому образу лидера соответствуют «транс­действенная» теория и теория обмена.

3) «Марионетка» — при таком варианте лидерст­ва группа задает направление и придает силы полити­ку. Лидер является как бы доверенным лицом группы и действует от ее имени. Для того, чтобы понять ли­дерство в подобной ситуации, надо знать цели и ожи­дания ведомых. Такое лидерство анализируется атри­бутивными теориями.

4) «Пожарник» — лидерство в этом случае пред­ставляет собой ответную реакцию на происходящее. Чтобы понять природу такого лидера, необходимо изу­чать контекст, что делают ситуационные теории.

На основе этих образов, М. Германн выделила пять основных компонентов лидерства:


а) личность лидера и особенности его выдвиже­ния,

б) характеристики группы,

в) природа взаимоотношений в группе,

г) контекст, при котором осуществляется лидерство,

д) результат взаимодействия лидера и ведомых в конкретных ситуациях.

Тип лидерства зависит от природы и комбинации этих пяти ингредиентов. Основным недостатком существующих теорий лидерства, по М. Германн, является их фиксирование на каком-либо одном компоненте. Следовательно, необходима новая комплексная тео­рия, учитывающая все возможные комбинации ин­гредиентов.

Одна из любопытных попыток такого подхода — культурологическая теория А.Вилдавского[114]. Согласно данному исследователю, лидерство — это функция по­литического реж-има и, соответственно, политической культуры этого режима. Следовательно, тип лидерст­ва зависит от политического режима. А.Вилдавский выделяет 9 типов режимов, из которых четыре явля­ются основными, а остальные обладают смешанными характеристиками (см. таблицу 3).

 

Таблица 3







Date: 2015-06-06; view: 476; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию