Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Комментарий к статье 786
1. Комментируемая статья носит название «Договор перевозки пассажира», но в действительности посвящена еще и договору перевозки багажа. Тем не менее объединение в рамках одной статьи этих двух договоров оправданно: перевозка багажа производна от перевозки пассажира и неотделима от перевозки пассажира, поскольку «договор перевозки багажа может быть заключен только с лицом, обладающим проездным билетом». Сдача к перевозке багажа названа в числе основных прав пассажира (абз. 4 п. 3 комментируемой статьи). Вопрос о том, является ли перевозка багажа самостоятельным договором, выступает в современной литературе предметом дискуссии. Так, В.В. Витрянский считает, что законодатель не формулирует отдельный договор перевозки багажа, а включает его в предмет договора перевозки пассажира в качестве факультативного обязательства перевозчика; соответственно, «появление у перевозчика обязательства по доставке и выдаче багажа зависит исключительно от действий пассажира в рамках договорного обязательства по его перевозке». Д.А. Медведев и В.Т. Смирнов, напротив, выделяют договор перевозки багажа в отдельный вид обязательств, указывая при этом, что «обязанность перевозки багажа для транспортной организации вытекает из договора перевозки пассажира, но оформляется она отдельным соглашением к нему». Последняя позиция находится в русле отечественной традиции (следует отметить, что формулировка договора в комментируемой статье не отличается от формулировки, содержавшейся в ст. 374 ГК РСФСР 1964 г.). Так, еще в советское время в самом известном комментарии к Гражданскому кодексу указывалось, что «в обязанности перевозчика по договору перевозки пассажира входит также перевозка принадлежащего пассажиру багажа. Однако для перевозки багажа необходимо заключение с перевозчиком специального договора, зависимого и дополнительного (акцессорного) по отношению к договору перевозки пассажира». О.С. Иоффе также считал перевозку багажа акцессорной сделкой по отношению к перевозке пассажиров и отмечал, что тесная связь между перевозкой пассажиров и их багажа не устраняет значительных различий между договорами перевозки пассажира и перевозки багажа, «обусловленных уже тем, что в одном случае перевозятся люди, а в другом — имущество». С этой точкой зрения необходимо согласиться. КонсультантПлюс: примечание. Гражданское право: Учебник: В 4 т. / Отв. ред. Е.А. Суханов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2006. Т. IV. С. 144 (автор — В.В. Витрянский). 2. Согласно п. 1 комментируемой статьи договор перевозки пассажира — это соглашение, по которому одна сторона (перевозчик) обязуется перевезти другую сторону (пассажира) в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить перевозчику установленную плату за проезд. Пассажирами могут быть только физические лица. Договор перевозки пассажира является консенсуальным хотя бы потому, что этот договор «иным быть не может, ибо перевозятся люди, а для заключения реального договора требуется передача вещей». Перевозка пассажиров может осуществляться любым видом транспорта в специально оборудованных перевозочных средствах (в их числе пассажирские вагоны, каюты корабля, салон самолета и т.п.). Багаж — это «вещи пассажира, перевозимые одновременно с ним, но не под его присмотром». Непосредственно из п. 1 комментируемой статьи можно вывести следующее определение договора перевозки багажа: это соглашение, по которому перевозчик при наличии заключенного договора перевозки пассажира обязуется доставить вверенный ему пассажиром багаж в пункт доставки пассажира и выдать багаж пассажиру или уполномоченному им лицу, а пассажир обязуется уплатить перевозчику установленную плату за провоз багажа. Договор перевозки багажа является реальным договором. Главное отличие договора перевозки багажа от договора перевозки груза заключается в том, что рассматриваемый договор двухсубъектный. Багаж сопровождает пассажира или следует за пассажиром. Получатель багажа, не совпадающий с пассажиром, не является третьим лицом, в пользу которого заключен договор: получатель действует от имени пассажира. Поскольку «багажом признаются вещи пассажира, перевозимые в багажном отделении транспортного средства, в котором следует пассажир, или в специальном транспортном средстве (вагоне, автомобиле)», далеко не все виды транспорта могут обеспечивать перевозку багажа. Так, невозможна перевозка багажа в трамваях, троллейбусах, в городских маршрутных автобусах и такси — на этих видах транспорта возможно заключение только договора перевозки пассажира с ручной кладью. Отличие перевозки багажа от перевозки ручной клади (на морском транспорте — каютного багажа) пассажира заключается в том, что ручная кладь остается на время перевозки во владении пассажира, в то время как багаж передается во владение перевозчику. Соответственно, перевозчик несет договорную ответственность только за сохранность вверенного ему багажа, но не отвечает по договору перевозки за сохранность ручной клади, остающейся под контролем пассажира. Данное положение является решающим и позволяет выделить договор перевозки багажа даже в тех случаях, когда специальное транспортное законодательство не различает правовой режим ручной клади и багажа, как это можно вывести из смысла ст. 103 ВК РФ. Даже учитывая тот факт, что багаж на воздушном транспорте перевозится в том же самолете, что и пассажир с ручной кладью, пассажир передает владение багажом перевозчику, который без контроля пассажира доставляет и загружает багаж в воздушное судно, а затем выгружает и возвращает багаж пассажиру (пусть даже не непосредственно, а с использованием транспортерной ленты, с которой пассажиры, опознав свои вещи, снимают их сами). КонсультантПлюс: примечание. См.: Гражданское право: Учебник: В 4 т. / Отв. ред. Е.А. Суханов. Т. IV. С. 145 (автор — В.В. Витрянский). Следует заметить, что помимо договора перевозки багажа на некоторых видах транспорта выделяют договор перевозки грузобагажа, который является разновидностью договора перевозки груза. Отличие от договора перевозки груза заключается в том, что грузобагаж всегда перевозится для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Договоры перевозки пассажиров и перевозки багажа являются публичными и квалифицируются как договоры присоединения. Следовательно, в соответствии со ст. 426 ГК РФ перевозчик вправе отказать гражданину в заключении договора только в том случае, если у него отсутствует возможность оказать соответствующую услугу по перевозке (отсутствуют места для пассажира или его багажа, багаж по своим свойствам или размерам не может быть помещен в транспортное средство, и т.п.). Субъектный состав этих договоров свидетельствует о том, что на отношения сторон распространяется законодательство о защите прав потребителей независимо от того, обладает ли пассажир статусом индивидуального предпринимателя, и независимо от цели поездки. КонсультантПлюс: примечание. См.: Витрянский В.В. Договор перевозки. С. 298. 3. Пункт 2 комментируемой статьи посвящен форме договоров перевозки пассажира и перевозки груза. Билет удостоверяет договор перевозки пассажира, а багажная квитанция — договор перевозки багажа. Договор перевозки грузобагажа удостоверяется грузобагажной квитанцией. Существуют также квитанции на провоз ручной клади, о которых комментируемая статья не упоминает. Наиболее полно урегулирован вопрос о форме и реквизитах пассажирских билетов и багажных квитанций на железнодорожном транспорте: в соответствии с Приказом Минтранса России от 5 августа 2008 г. N 120 «Об утверждении форм перевозочных документов на перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа, используемых при оказании услуг населению железнодорожным транспортом» разработаны 23 формы перевозочных документов. Достаточно подробное регулирование разработано для перевозочных документов на автомобильном и городском транспорте в приложениях к Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. На воздушном транспорте форма и реквизиты перевозочных документов установлены Приказом Минтранса России от 29 января 2008 г. N 15 «Об установлении формы пассажирского билета и багажной квитанции покупного автоматизированного оформления в гражданской авиации». Вопрос о форме билета и багажной квитанции приобретает в последнее время особое значение, поскольку речь идет не только о реквизитах билетов, но и о возможности существования наряду с традиционными бумажными документами билетов и квитанций в электронной форме. Пассажирские билеты бывают с фиксированной датой и временем отправления, а также с открытой датой в пределах указанного срока. На городском транспорте (а также на пригородном железнодорожном транспорте) широкое распространение имеют билеты длительного пользования (проездные билеты) на определенное число поездок или на неограниченное число поездок в определенный промежуток времени. В последнее время начинают все чаще применяться билеты (в форме электронных карт), число поездок по которым определяется фиксированной суммой. На железнодорожном транспорте сохранилась такая категория, как плацкарта (особый билет на право занятия определенного места в вагоне поезда дальнего следования). Соответственно, стоимость проезда может определяться не только как стоимость собственно билета, но и как стоимость билета и стоимость плацкарты (ст. 83 УЖТ). Необходимо учитывать позицию, закрепленную в ст. 3 Варшавской конвенции об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1929 г.: отсутствие, неправильность и утеря билета не влияют ни на осуществление, ни на действительность договора о перевозке. Думается, что данное правило должно иметь общий характер для перевозок пассажиров всеми видами транспорта. Наличие у пассажира билета является только формальным доказательством его права на перевозку. Отсутствие билета в тех случаях, когда он предъявляется при посадке до начала движения транспортного средства, влечет невозможность требовать от перевозчика исполнения обязанностей по договору до момента восстановления билета. Отсутствие билета во время фактического осуществления перевозки (т.е. во время движения транспортного средства) означает, пока не доказано иное, что пассажир не исполнил своей обязанности по оплате перевозки (проезда). По-видимому, в этом случае должны применяться правила ст. 162 ГК РФ, исключающей ссылки пассажира на свидетельские показания в подтверждение существования договора. В то же время при отсутствии спора эти показания должны приниматься во внимание (например, если в трамвае кондуктор подтверждает контролеру факт оплаты проезда пассажиром, утратившим билет). В случае, когда пассажир при утрате билета доказал существование договора перевозки после того, как транспортное средство отправилось в рейс, пассажиру должна быть возмещена стоимость перевозки (возможно, с предусмотренными законом удержаниями). Следует отметить, что на водном транспорте (как морском, так и внутреннем) на практике всегда допускалась возможность перевозки пассажира не по билету, а например, по туристической путевке. В настоящее время данное правило прямо закреплено в п. 4 ст. 97 КВВТ РФ. 4. В большинстве случаев билеты приобретаются пассажирами до момента начала перевозки. Собственно процедура приобретения билета, заканчивающаяся выдачей приобретателю надлежаще оформленного документа, и является моментом заключения договора перевозки пассажира. Особенности заключения договора существуют при перевозках пассажиров в городском транспорте. Как отмечал в свое время Е.Д. Шешенин, перевозки пассажиров этим транспортом занимают особое место: «…специфика этих договоров состоит в том, что самая деятельность городского транспорта является офертой, обращенной ко всем гражданам. Акцепт пассажира выражается в его действиях (пассажир вошел в трамвай, троллейбус и т.д.)». Вот почему с этого момента у пассажира возникают обязанности по оплате проезда в городском автомобильном и наземном электрическом транспорте (точнее, с момента, когда за пассажиром закрылись двери трамвая или троллейбуса, а само транспортное средство начало движение к следующей остановке). Традиционные особенности существуют для заключения договора перевозки пассажира в метро: предварительная оплата проезда осуществляется при прохождении турникетов, ведущих к станциям (подобная система начинает внедряться и для перевозок в отдельных пригородных железнодорожных поездах). Соответственно, договор заключается еще до посадки пассажира в вагон метро. Не приобретается билет при проезде в легковом такси, но в этом случае пассажиру выдается квитанция или кассовый чек (п. 5 ст. 31 УАТ), как правило, после завершения перевозки. Договор перевозки багажа заключается, как правило, в период между подачей транспортного средства для перевозки пассажира и отправлением этого транспортного средства. Заключение договора оформляется багажной квитанцией. Случаи немотивированного отказа пассажира от договора перевозки следует отличать от случаев расторжения договора по требованию одной из сторон по причине виновных действий другой стороны или невозможности осуществить перевозку. КонсультантПлюс: примечание. См.: Гражданское право: Учебник: В 4 т. / Отв. ред. Е.А. Суханов. Т. IV. С. 140 (автор — В.В. Витрянский). Основной обязанностью пассажира является оплата проезда. За безбилетный проезд установлена административная ответственность (на федеральном уровне за безбилетный проезд на определенных видах транспорта — ст. 11.18 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП), на уровне субъектов Российской Федерации за безбилетный проезд в городском транспорте — в соответствующих законах субъектов Федерации). Эту административную ответственность следует отличать от гражданско-правовой ответственности, которая выражается в том, что уплата административного штрафа не освобождает пассажира от обязанности внести перевозчику проездную плату, которая в данном случае трактуется как возмещение перевозчику его убытков. Аналогичный подход существует в отношении провоза без установленной платы ручной клади и багажа. Кроме того, пассажир обязан во время перевозки вести себя надлежащим образом. Хотя в данном случае речь идет о несоблюдении норм публичного права (например, нарушение общественного порядка), нарушение данной обязанности может повлечь гражданско-правовые последствия — расторжение перевозчиком договора перевозки без возврата пассажиру стоимости проезда. КонсультантПлюс: примечание. См.: Гражданское право: Учебник: В 4 т. / Отв. ред. Е.А. Суханов. Т. IV. С. 146 (автор — В.В. Витрянский). В п. 3 комментируемой статьи перечислены права пассажира при перевозках на всех видах транспорта, которые реализуются в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом: 2) право на бесплатный провоз ручной клади в пределах установленных норм. Транспортное законодательство устанавливает, как правило, минимальные нормы бесплатного провоза ручной клади, которые определяются или указанием на габариты вещей, провозимых пассажиром с собой, или на их вес, или даже на указание конкретных предметов. Так, в соответствии со ст. 22 УАТ эти нормы определены следующим образом: «…ручная кладь в количестве не более одного места, длина, ширина и высота которого в сумме не превышают 120 см, одна пара лыж в чехле, детские санки, детская коляска». На железнодорожном транспорте используются следующие критерии: «…кладь весом не более 36 кг, размер которой по сумме 3 измерений не превышает 180 см». Для внутреннего водного транспорта нормы установлены в ст. 100 КВВТ РФ. На воздушном транспорте исторически сложилось так, что ручная кладь и багаж не различаются (ручная кладь охватывается понятием багажа). Это объясняется особыми требованиями к недопустимости превышения грузоподъемности воздушного судна: и багаж, и ручная кладь считаются по весу совокупно. Для небольших воздушных судов норма бесплатного провоза багажа установлена в 10 кг, для крупных самолетов и вертолетов — в 20 кг. Нормы бесплатно перевозимой ручной клади могут изменяться в зависимости от того, приобрел пассажир обычный билет или же билет, предполагающий повышенную комфортность перевозки (пассажиры в вагонах СВ могут перевозить до 50 кг ручной клади, авиапассажиры бизнес-класса на всех типах самолетов — до 30 кг). Провоз ручной клади сверх установленных норм оплачивается пассажиром (как правило, по расценкам, существующим для перевозки багажа). Право пассажира на провоз ручной клади ограничено: ручная кладь даже в пределах допустимых для бесплатного провоза норм не должна мешать комфорту других пассажиров, их входу и выходу из транспортного средства. Кроме того, ограничения существуют для ручной клади с особыми свойствами: зловонные, огнеопасные, отравляющие, легковоспламеняющиеся, взрывчатые и другие опасные вещества. На основании этих ограничений перевозчик может отказать пассажиру в перевозке его ручной клади; 3) право на сдачу к перевозке багажа за установленную плату. Выделение данного права пассажира представляется оправданным, поскольку из него вытекает и корреспондирующая обязанность перевозчика принять багаж, т.е. обязанность заключить реальный договор перевозки багажа. Date: 2015-06-06; view: 1153; Нарушение авторских прав |