Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация разработки и реализации программ научно-технического развития





 

50-60-е годы - период “большой науки” в СССР;

70-е годы - период переориентации научно-технической политики на создание энерго- и ресурсосберегающих технологий (“стратегия качества”);

80-е годы - разработана Комплексная Программа научно-технического прогресса СССР до 2005 года (на 20 лет).

Не было механизма реализации приоритетов: информатизация (электронизация и комплексная автоматизация); биотехнология; экологически чистая энергетика; разработка новых материалов. Дело усугублялось ведомственностью и чиновничьим администрированием, зарождением коррупции, отсутствием практической ответственности за невыполнение программ (распределение заказов, формирование экспертизы, оценка результатов, информационная неполнота, взаимопересечение и дублирование работ).

Отсутствовал действенный механизм формирования единой научно-технической политики и ее реализации в общенациональном масштабе. Приоритеты были сориентированы на сложившиеся десятилетиями организационные формы и структуры управления нединамичны и неспособные влиять на восприимчивость производства к инновациям. Это привело к сильной инерционности сферы НИОКР до конца 1990 г. Выход пытались найти в другой крайности: в развязывании инициативы и самостоятельности научных организаций. Объявлялись следующие основные принципы “перестройки” работы:

· признание результатов научной деятельности в качестве товара;

· использование договора в качестве единого документа, регламентирующего взаимоотношения научных коллективов с заказчиками работ;

· целевое финансирование исследований и разработок и ломка “психологии гарантированного финансирования”;

· внедрение конкурсных начал и контрактной системы;

· усиление роли прибыли, переход на договорные цены и др.

Одним из обязательных условий внедрения и развития перечисленных принципов является обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности.

Для России интересен опыт США по осуществлению научно-технических программ.

В США на высшем государственном уровне (Администрация и Конгресс) финансируются и контролируются только важнейшие государственные программы и определяется соотносительная ответственность участвующих ведомств. На среднем (ведомственном) уровне ведется отбор и формирование долгосрочных программ, назначение их головных исполнителей. Средний уровень располагает значительной свободой действий в рамках общей стратегии и ключевых направлений финансирования, которые определяются на высшем уровне. Нижний уровень образуют организации-исполнители работ.

В решении стратегических научно-технических задач основное место занимает в США Национальный научный фонд (ННФ). Его деятельность главным образом направлена на развитие фундаментальной науки (стимулирование исследований, обещающих наибольший прогресс научных знаний). Отбор проектов ведется на основе независимой экспертизы (штат экспертов составляет примерно 1000 человек, отбираемых на 2-4 года). Особого внимания заслуживает обеспечение объективности экспертизы.

В Японии государство финансирует только долгосрочные программы. Общую координацию научных работ, не только долгосрочных, но и среднесрочных и отраслевых - осуществляет Агентство по науке и технике. Университетские разработки координирует Министерство торговли и промышленности. Оно согласовывает эти исследования с интересами частных фирм. В конце 80-х гг. в Японии было разработано 11 крупномасштабных программ НТП с определением приоритетов японской науки на 20-45 лет.

Для нас представляет интерес японский и европейский опыт претворения программ в жизнь, включая международные. Так, в странах ЕС реализуется согласованная инновационная программа. Разработан специальный проект по проведению совместных исследований и координации научно-технической политики европейских стран. Приоритетным направлением инновационной политики стран ЕС является оказание помощи мелким и средним предприятиям (а их до 95 %) с целью обеспечения занятости. Эта помощь осуществляется преимущественно в сфере технологических нововведений. Механизм увязки программных проектов с прогнозными исследованиями осуществляется при подготовке трех видов документов: стратегические досье, исследовательские досье и предложения относительно возможных инициатив Сообщества. Дополнительно к этому готовятся специальные публикации для руководителей национальных государственных учреждений и органов ЕС, занимающихся разработкой научно-технической и промышленной политики, предпринимателей, менеджеров и т.д. Достижения программ ЕС: разработка основ биотехнологии, материаловедения, информационной технологии; предложения по преодолению технологического отставания Западной Европы от США и Японии; меры по повышению конкурентоспособности западноевропейского бизнеса. Указанная программа называется программой ФАСТ (“Прогнозирование и оценки в области науки и техники”). Программа ФАСТ координирует свои действия с 12 центрами стран ЕС, выполняющими аналогичные работы на национальном уровне.

 







Date: 2015-11-15; view: 368; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию