Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Система образования
Статья 11. Система образования
1. Система образования - совокупность взаимодействующих компонентов, направленных на достижение целей образования. 2. Целями образования являются формирование знаний, умений, навыков и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие личности обучающегося. 3. Компонентами системы образования являются: 3.1. участники образовательного процесса при реализации образовательных программ; 3.2. образовательные программы; 3.3. учреждения образования; 3.4. организации, реализующие образовательные программы послевузовского образования; 3.5. иные организации, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность; 3.6. индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность; 3.7. государственные организации образования, обеспечивающие функционирование системы образования; 3.8. учебно-методические объединения в сфере образования; 3.9. организации, обеспечивающие проведение практических занятий, прохождение практики или производственного обучения обучающимися; 3.10. организации - заказчики кадров; 3.11. организации, направляющие работников для освоения содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых; 3.12. государственные органы, подчиненные и (или) подотчетные Президенту Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, иные организации и физические лица в пределах их полномочий в сфере образования. 4. Образование подразделяется на основное, дополнительное и специальное. 5. Система образования включает в себя систему дошкольного образования, систему общего среднего образования, систему профессионально-технического образования, систему среднего специального образования, систему высшего образования, систему послевузовского образования, систему дополнительного образования детей и молодежи, систему дополнительного образования взрослых, систему специального образования.
Статья 12. Основное образование
1. Основное образование - обучение и воспитание обучающихся посредством реализации образовательных программ основного образования. 2. Основное образование в Республике Беларусь включает в себя следующие уровни: 2.1. дошкольное образование; 2.2. общее среднее образование; 2.3. профессионально-техническое образование; 2.4. среднее специальное образование; 2.5. высшее образование; 2.6. послевузовское образование. 3. Единство и непрерывность основного образования обеспечиваются преемственностью его уровней и согласованностью содержания образовательных программ основного образования.
Статья 13. Дополнительное образование
1. Дополнительное образование - обучение и воспитание обучающихся посредством реализации образовательных программ дополнительного образования. 2. Дополнительное образование подразделяется на следующие виды: 2.1. дополнительное образование детей и молодежи; 2.2. дополнительное образование взрослых.
Статья 14. Специальное образование
1. Специальное образование - обучение и воспитание обучающихся, которые являются лицами с особенностями психофизического развития, посредством реализации образовательных программ специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования. 2. Специальное образование включает в себя создание специальных условий для получения специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования лицами с учетом особенностей их психофизического развития и коррекцию имеющихся у них физических и (или) психических нарушений. Специальные условия для получения специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования - обучение и воспитание с организацией педагогической, медицинской, социальной и иных видов помощи, без которых невозможно или затруднено освоение содержания образовательных программ специального образования, в том числе с использованием технических средств социальной реабилитации, учебных планов специального образования и программ специального образования, учебников и учебных пособий специального образования, специальных методик обучения, созданием адаптивной образовательной среды. Коррекция физических и (или) психических нарушений - система психолого-педагогических, медицинских и социальных мер, направленных на исправление и (или) ослабление физических и (или) психических нарушений. 3. Лицам с особенностями психофизического развития, освоившим содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования и успешно прошедшим итоговую аттестацию за период получения общего базового образования или общего среднего образования, выдаются соответственно свидетельство об общем базовом образовании или аттестат об общем среднем образовании. Такие лица считаются получившими соответственно общее базовое образование или общее среднее образование. 4. Лицу с особенностями психофизического развития, освоившему содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, которому выдано свидетельство об общем базовом образовании или аттестат об общем среднем образовании, учреждением образования также выдается справка об освоении содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования по форме, утверждаемой Министерством образования Республики Беларусь. 5. Лицо с особенностями психофизического развития может реализовать свое право на получение специального образования при наличии заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
Статья 15. Получение основного и дополнительного образования лицами с особенностями психофизического развития
1. Получение дошкольного или общего среднего образования лицами с особенностями психофизического развития включает в себя оказание им коррекционно-педагогической помощи. Коррекционно-педагогическая помощь - система педагогических мероприятий, организуемых для лиц, осваивающих содержание образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ общего среднего образования и имеющих стойкие или временные трудности в их освоении. Коррекционно-педагогическая помощь оказывается в пунктах коррекционно-педагогической помощи, а также в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Положение о пункте коррекционно-педагогической помощи утверждается Министерством образования Республики Беларусь. 2. Получение профессионально-технического, среднего специального, высшего или дополнительного образования лицами с особенностями психофизического развития включает в себя создание специальных условий для получения ими образования с учетом особенностей их психофизического развития. Специальные условия для получения профессионально-технического, среднего специального, высшего или дополнительного образования лицами с особенностями психофизического развития - условия, обеспечивающие создание безбарьерной среды, доступ к информационно-коммуникационным ресурсам путем предоставления обучающимся, которые являются лицами с особенностями психофизического развития, необходимых технических средств социальной реабилитации, педагогической, медицинской, социальной и иных видов помощи. Педагогическая, медицинская, социальная и иные виды помощи лицам с особенностями психофизического развития при получении ими профессионально-технического, среднего специального, высшего или дополнительного образования оказываются учреждениями образования. 3. Лицо с особенностями психофизического развития может реализовать свое право на получение коррекционно-педагогической помощи, создание специальных условий для получения профессионально-технического, среднего специального, высшего или дополнительного образования при наличии заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации или справки об освоении содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования.
Статья 16. Образовательные программы
1. Образовательные программы подразделяются на образовательные программы основного образования, образовательные программы дополнительного образования и образовательные программы специального образования. 2. Образовательные программы основного образования - образовательные программы, реализация которых позволяет получить дошкольное, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее, послевузовское образование. 3. Образовательные программы дополнительного образования - образовательные программы, реализация которых позволяет получить дополнительное образование детей и молодежи, дополнительное образование взрослых. 4. Образовательные программы специального образования - образовательные программы, реализация которых позволяет получить специальное образование. 5. Образовательные программы основного образования, за исключением образовательных программ послевузовского образования, образовательные программы специального образования, за исключением образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, образовательная программа переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, образовательная программа переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих среднее специальное образование, включают в себя содержание (образовательный стандарт и научно-методическое обеспечение образования) и ресурсное (кадровое и материально-техническое) обеспечение. 6. Образовательные программы послевузовского образования, образовательная программа специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи, образовательные программы дополнительного образования взрослых, за исключением образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих среднее специальное образование, включают в себя содержание (научно-методическое обеспечение образования) и ресурсное (кадровое и материально-техническое) обеспечение. 7. Образовательные программы профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, образовательная программа переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, образовательная программа переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих среднее специальное образование, реализуются по специальностям, направлениям специальностей, специализациям при условии открытия подготовки по ним. Образовательная программа повышения квалификации руководящих работников и специалистов реализуется по профилям образования, направлениям образования при условии открытия подготовки по ним. Порядок открытия подготовки по профилям образования, направлениям образования, специальностям, направлениям специальностей, специализациям устанавливается Правительством Республики Беларусь. Профили образования, направления образования, специальности, направления специальностей, специализации определяются в соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь "Специальности и квалификации". 8. Образовательные программы послевузовского образования реализуются по специальностям, соответствующим номенклатуре специальностей научных работников Республики Беларусь, утверждаемой Высшей аттестационной комиссией Республики Беларусь. Порядок открытия подготовки по специальностям для получения послевузовского образования устанавливается Правительством Республики Беларусь. 9. Образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи реализуется по профилям, определяемым настоящим Кодексом и положением об учреждении дополнительного образования детей и молодежи или его виде. 10. Образовательные программы основного образования, за исключением образовательной программы дошкольного образования, образовательные программы дополнительного образования взрослых, образовательные программы специального образования подразделяются на виды, определяемые настоящим Кодексом.
Статья 17. Формы получения образования
1. Образование может быть получено в очной, заочной формах получения образования и в форме соискательства. 2. Очная форма получения образования - обучение и воспитание, предусматривающие постоянное личное участие обучающегося в регулярных учебных занятиях (занятиях) и аттестации, организуемых учреждением образования, организацией, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организацией, индивидуальным предпринимателем, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность. Дневная форма получения образования - вид очной формы получения образования, когда получение образования является основным видом занятости обучающегося. Вечерняя форма получения образования - вид очной формы получения образования, когда получение образования сочетается, как правило, с иным видом занятости обучающегося. 3. Заочная форма получения образования - обучение и воспитание, предусматривающие преимущественно самостоятельное освоение содержания образовательной программы обучающимся, участвующим лично только в ограниченном числе учебных занятий (занятий) и аттестации, организуемых учреждением образования, организацией, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организацией, индивидуальным предпринимателем, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность. Дистанционная форма получения образования - вид заочной формы получения образования, когда получение образования осуществляется преимущественно с использованием современных коммуникационных и информационных технологий. 4. Соискательство - обучение и воспитание, предусматривающие преимущественно самостоятельное освоение обучающимся содержания образовательной программы, его личное участие только в аттестации, организуемой учреждением образования, организацией, реализующей образовательные программы послевузовского образования. 5. Перечень специальностей, по которым не допускается получение образования в вечерней, заочной формах получения образования, утверждается Правительством Республики Беларусь.
Статья 18. Воспитание в системе образования
1. Целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося. 2. Задачами воспитания являются: 2.1. формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии; 2.2. подготовка к самостоятельной жизни и труду; 2.3. формирование нравственной, эстетической и экологической культуры; 2.4. овладение ценностями и навыками здорового образа жизни; 2.5. формирование культуры семейных отношений; 2.6. создание условий для социализации и саморазвития личности обучающегося. 3. Воспитание основывается на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, государственной идеологии, отражает интересы личности, общества и государства. 4. Основными требованиями к воспитанию являются: 4.1. соответствие содержания, форм и методов воспитания цели и задачам воспитания; 4.2. системность и единство педагогических требований; 4.3. преемственность, непрерывность и последовательность реализации содержания воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; 4.4. создание условий для развития творческих способностей обучающихся, включение их в различные виды социально значимой деятельности. 5. Основными составляющими воспитания являются: 5.1. гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося активной гражданской позиции, патриотизма, правовой, политической и информационной культуры; 5.2. идеологическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося знания основ идеологии белорусского государства, привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности; 5.3. нравственное воспитание, направленное на приобщение обучающегося к общечеловеческим и национальным ценностям; 5.4. эстетическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося эстетического вкуса, развитие чувства прекрасного; 5.5. воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности, направленное на формирование у обучающегося потребности в саморазвитии и социальном взаимодействии, психологической культуры; 5.6. воспитание культуры здорового образа жизни, направленное на формирование у обучающегося навыков здорового образа жизни, осознание значимости здоровья как ценности, физическое совершенствование; 5.7. гендерное воспитание, направленное на формирование у обучающегося представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе; 5.8. семейное воспитание, направленное на формирование у обучающегося ценностного отношения к семье и воспитанию детей; 5.9. трудовое и профессиональное воспитание, направленное на понимание обучающимся труда как личностной и социальной ценности, осознание профессионального выбора, социальной значимости профессиональной деятельности; 5.10. экологическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося ценностного отношения к природе; 5.11. воспитание культуры безопасной жизнедеятельности, направленное на формирование у обучающегося безопасного поведения в социальной и профессиональной деятельности, повседневной жизни; 5.12. воспитание культуры быта и досуга, направленное на формирование у обучающегося ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время.
Date: 2015-11-15; view: 282; Нарушение авторских прав |