Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приложения. Краткие советы–рекомендации студентам по организации своей учебно–профессиональной деятельности в ходе вузовского обучения





 

Приложение 1

 

КРАТКИЕ СОВЕТЫ–РЕКОМЕНДАЦИИ студентам по организации своей учебно–профессиональной деятельности в ходе вузовского обучения

 

 

1. Главное — стремиться вырабатывать свой индивидуальный стиль учебно–профессиональной деятельности, то есть совсем не обязательно быть «как все» или вообще «копировать» действия каких–то «особо одаренных» и «успевающих» студентов. Успехов в учебе можно достигать самыми разными способами. Поэтому само обучение в вузе — это одновременно и своеобразное «экспериментирование» с самим собой, тем более, что, как уже отмечалось ранее, главный предмет для любого ученика — это он сам как развивающийся, самоизменяющийся и рефлексирующий «субъект учебной деятельности». В дальнейшем опыт формирования своего индивидуального стиля может стать основой формирования в себе индивидуального стиля самой профессиональной деятельности.

 

 

2. Правила тактичного поведения и эффективного слушания на лекциях:

 

 

• Слушать (и слышать) другого человека — это настоящее искусство, которое очень пригодится в будущей профессиональной деятельности психолога.

 

 

• Если преподаватель «скучный», но Вы чувствуете, что он действительно владеет материалом, то скука — это уже Ваша личная проблема (стоит вообще спросить себя, а настоящий ли Вы студент, если Вам не интересна лекция специалиста?).

 

 

Существует очень полезный прием, позволяющий студенту–психологу оставаться в творческом напряжении даже на лекциях заведомо «неинтересных» преподавателях. Представьте, что перед Вами клиент, который что–то знает, но ему трудно это сказать (а в консультативной практике с такими ситуациями постоянно приходится сталкиваться). Очень многое здесь зависит от того, поможет ли слушающий говорящему лучше изложить свои мысли (или сообщить свои знания). Но как может помочь «скучному» преподавателю студент, да еще в большой аудитории, когда даже вопросы задавать неприлично?

 

 

Прием прост — постарайтесь всем своим видом показать, что Вам «все–таки интересно» и Вы «все–таки верите», что преподаватель вот–вот скажет что–то очень важное. И если в аудитории найдутся хотя бы несколько таких студентов, внимательно и уважительно слушающих преподавателя, то может произойти «маленькое чудо», когда преподаватель «вдруг» заговорит с увлечением, начнет рассуждать смело и с озорством (иногда преподаватели сами ищут в аудитории внимательные и заинтересованные лица и начинают читать свои лекции, частенько поглядывая на таких студентов, как бы «вдохновляясь» их доброжелательным вниманием). Если это кажется невероятным (типа того, что «чудес не бывает»), просто вспомните себя в подобных ситуациях, когда с приятным собеседником–слушателем Вы вдруг обнаруживаете, что говорите намного увереннее и даже интереснее для самого себя. Но «маленького чуда» может и не произойти, и тогда главное — не обижаться на преподавателя (как не обижается на своего «так и не разговорившегося» клиента опытный психолог–консультант). Считайте, что Вам не удалось «заинтересовать» преподавателя своим вниманием (он просто не поверил в то, что Вам действительно интересно).

 

 

• Чтобы быть более «естественным» и чтобы преподаватель все–таки поверил в вашу заинтересованность его лекцией, можно использовать еще один прием. Постарайтесь молча к чему–то «придраться» в его высказываниях. И когда вы найдете слабое звено в рассуждениях преподавателя (а при желании это несложно сделать даже на лекциях признанных психологических авторитетов), попробуйте «про себя» поспорить с преподавателем или хотя бы послушайте, не станет ли сам преподаватель «опровергать себя» (иногда опытные преподаватели сначала подбрасывают провокационные идеи, а затем как бы сами с собой спорят). В любом случае, несогласие с преподавателем — это прекрасная основа для диалога (в данном случае — для «внутреннего диалога»), который уже после лекции, на семинаре может превратиться в диалог реальный. Естественно, не следует извращать данный прием и всем своим видом показывать преподавателю, что Вы его «презираете», что он «ничтожество» и т. п. Критика (особенно критика преподавателя) должна быть конструктивной и доброжелательной. Будущему психологу вообще противопоказано «демонстративное презрение» к кому бы то ни было (с соответствующими «вытаращенными глазами» и «фыркающим ротиком») — это скорее, признак «пациента», чем специалиста–человековеда…

 

 

• Если Вы в чем–то не согласны (или не понимаете) с преподавателем, то совсем не обязательно тут же перебивать его и, тем более, высказывать свои представления, даже если они и кажутся Вам верными. Перебивание преподавателя на полуслове — это верный признак невоспитанности. А вопросы следует задавать либо после занятий (для этого их надо кратко записать, чтобы не забыть), либо выбрав момент, когда преподаватель сделал хотя бы небольшую паузу, и обязательно извинившись. Неужели не приятно самому почувствовать себя воспитанным человеком, да еще на глазах у целой аудитории?

 

 

3. Правила конспектирования на лекциях:

 

 

• Не следует пытаться записывать подряд все то, о чем говорит преподаватель. Даже если студент владеет стенографией, записывать все высказывания просто не имеет смысла: важно уловить главную мысль и основные факты.

 

 

• Желательно оставлять на страницах поля для своих заметок (и делать эти заметки либо во время самой лекции, либо при подготовке к семинарам и экзаменам).

 

 

• Естественно, желательно использовать при конспектировании сокращения, которые каждый может «разработать» для себя самостоятельно (лишь бы самому легко было потом разобраться с этими сокращениями).

 

 

• Стараться поменьше использовать на лекциях диктофоны, поскольку потом трудно будет «декодировать» неразборчивый голос преподавателя, все равно потом придется переписывать лекцию (а с голоса очень трудно готовиться к ответственным экзаменам), наконец, диктофоны часто отвлекают преподавателя тем, что студент ничего не делает на лекции (за него, якобы «работает» техника) и обычно просто сидит, глядя на преподавателя немигаюобычно просто сидит, глядя на преподавателя немигающими глазами (взглядом немного скучающего «удава»), а преподаватель чувствует себя неуютно и вместо того, чтобы свободно размышлять над проблемой, читает лекцию намного хуже, чем он мог бы это сделать (и это не только наши личные впечатления: очень многие преподаватели рассказывают о подобных случаях). Особенно все это забавно (и печально, одновременно) в аудиториях будущих психологов, которые все–таки должны учиться чувствовать ситуацию и как–то положительно влиять на общую психологическую атмосферу занятия…

 

 

4. Правила самостоятельной работы с литературой. Как уже отмечалось, самостоятельная работа с учебниками и книгами (а для психологов — это также самостоятельное теоретическое исследование проблем, обозначенных преподавателем на лекциях) — это важнейшее условие формирования у себя научного способа познания. Основные советы здесь можно свести к следующим:

 

 

• Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; «не старайтесь запомнить все, что вам в ближайшее время не понадобится, — советует студенту и молодому ученому Г. Селье, — запомните только, где это можно отыскать» (Селье, 1987. С. 325).

 

 

• Сам такой перечень должен быть систематизированным (что необходимо для семинаров, что для экзаменов, что пригодится для написания курсовых и дипломных работ, а что Вас интересует за рамками официальной учебной деятельности, то есть что может расширить Вашу общую культуру…).

 

 

• Обязательно выписывать все выходные данные по каждой книге (при написании курсовых и дипломных работ это позволит очень сэкономить время).

 

 

• Разобраться для себя, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие — просто просмотреть.

 

 

• При составлении перечней литературы следует посоветоваться с преподавателями и научными руководителями (или даже сгбсщее подготовленными и эрудированными сокурсниками) i которые помогут Вам лучше сориентироваться, на что стоит обратить большее внимание, а на что вообще не стоит тратить время…

 

 

• Естественно, все прочитанные книги, учебники и статьи следует конспектировать, но это не означает, что кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты (с указанием страниц).

 

 

• Если книга — Ваша собственная, то допускается делать на полях книги краткие пометки или же в конце книги, на пустых страницах просто сделать свой «предметный указатель», где отмечаются наиболее интересные для Вас мысли и обязательно указываются страницы в тексте автора (это очень хороший совет, позволяющий экономить время и быстро находить «избранные» места в самых разных книгах).

 

 

• Если Вы раньше мало работали с научной психологической литературой, то следует выработать в себе способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием — научиться «читать медленно», когда Вам понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать), и это может занять немалое время (у кого–то — до нескольких недель и даже месяцев); опыт показывает, что после этого студент каким–то «чудом» начинает буквально заглатывать книги и чуть ли не видеть «сквозь обложку», стоящая это работа или нет…

 

 

• «Либо читайте, либо перелистывайте материал, но не пытайтесь читать быстро… Если текст меня интересует, то чтение, размышление и даже фантазирование по этому поводу сливаются в единый процесс, в то время как вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном», — советует Г. Селье (Селье, 1987. — С. 325–326).

 

 

• Есть еще один эффективный способ оптимизировать знакомство с научной литературой — следует увлечься какой–то идеей и все книги просматривать с точки зрения данной идеи. В этом случае студент (или молодой ученый) будет как бы искать аргументы «за» или «против» интересующей его идеи, и одновременно он будет как бы общаться с авторами этих книг по поводу своих идей и размышлений… Проблема лишь в том, как найти «свою» идею…

 

 

5. Правила подготовки к зачетам и экзаменам и корректного поведения при их сдаче преподавателям:

 

 

• Лучше сразу сориентироваться во всем материале и обязательно расположить весь материал согласно экзаменационным вопросам (или вопросам, обсуждаемым на семинаре), чтобы Вы точно знали, где что у Вас записано, и минаре), чтобы Вы точно знали, где что у Вас записано, и эта работа может занять много времени, но все остальное — это уже технические детали (главное — это ориентировка в материале!).

 

 

• Сама подготовка связана не только с «запоминанием» (хотя некоторые преподаватели оценивают больше именно эту способность студента, и с этим приходится считаться…). Подготовка также предполагает и переосмысление материала, и даже рассмотрение альтернативных идей; это оправдывает себя лишь тогда, когда экзамен принимает преподаватель, способный оценить такой творческий, подход студента, но ведь и преподаватели бывают разными… Поэтому студент обязательно должен все это учитывать и иногда все–таки оставлять свое «творчество» за рамками данного экзамена (надо быть реалистом, и не только при сдаче экзаменов).

 

 

• Готовить «шпаргалки» полезно, но пользоваться ими рискованно. Главный смысл подготовки «шпаргалок» — это систематизация и оптимизация знаний по данному предмету, что само по себе прекрасно — это очень сложная и важная для студента работа, более сложная и важная, чем «тупое», «методическое» и «спокойное» поглощение массы (точнее — «кучи») учебной информации. Если студент самостоятельно подготовил такие «шпаргалки», то скорее всего, он и экзамены сдавать будет более уверенно, так как у него уже сформирована общая ориентировка в сложном материале. К сожалению, многие студенты даже в собственных конспектах часто ориентируются очень плохо.

 

Например, иногда мы проводили экзамены, разрешая пользоваться своими конспектами (и даже учебниками) во время самого ответа. Иногда нескольких секунд было достаточно, чтобы оценить, заглядывал ли студент в свои конспекты (и тем более, в книги) при подготовке к данному экзамену.

 

• Как это ни парадоксально, но использование «шпаргалок» часто позволяет отвечающему студенту лучше демонстрировать свои познания (точнее — ориентировку в знаниях, что намного важнее знания «запомненного» и «тут же забытого» после сдачи экзамена).

 

 

• Если у студента имеется сильное несогласие с тем, что преподаватель говорил на лекциях или с тем, что написано в учебниках, то существует правило: сначала студент должен продемонстрировать, что он «усвоил» все, что требуется по программе обучения (или по программе данного преподавателя), и лишь после этого он вправе высказать иные, желательно аргументированные точки зрения.

 

 

• Если преподаватель, с точки зрения студента, необъективен, то у него есть формальное право потребовать проведение зачета с участием другого преподавателя, но иногда возникают проблемы, связанные с тем, что данный курс является «авторским», и другого квалифицированного преподавателя может просто не оказаться… Поэтому лучше все–таки находить взаимопонимание с данным преподавателем (обращение к иным экзаменаторам всегда рассматривается в вузе как редкое, очень нежелательное ни для кого «чрезвычайное происшествие» и лучше таких ситуаций самому студенту не организовывать, хотя всякое бывает…).

 

 

6. Правила написания научных текстов (рефератов, курсовых и дипломных работ):

 

 

• Важно разобраться сначала, какова истинная цель Вашего научного труда (сообщить миру о своих идеях, просто «спихнуть» реферат по неинтересной для Вас проблеме, поупражняться в написании научных текстов и т. п.) - все это поможет Вам разумно распределить свои силы, время и главное, — чувства («стоит ли вкладывать душу в данную работу или не стоит»..).

 

 

• Важно разобраться, кто будет «читателем» Вашей работы (заранее известный строгий и придирчивый «оппонент», доброжелательный научный руководитель, Ваши сокурсники, а может, работу, скорее всего, вообще никто даже не прочитает или всего лишь пролистают, посмотрят «по диагонали»…).

 

 

• Писать серьезные работы следует тогда, когда есть о чем писать и когда есть настроение поделиться с миром своими рассуждениями; хуже всего — это «вымученные» тексты, написанные без соответствующего желания и настроения и, наоборот, с хорошим настроением тексты получаются не только быстрее, но и намного качественнее, ведь психология — это все–таки творческая наука, основанная на «вдохновении»; правда, можно прождать вдохновения слишком долго, так и не сделав вовремя нужную работу.

 

 

• Как создать у себя подходящее творческое настроение для работы над научным текстом (как найти «вдохновение»)? Во–первых, должна быть идея, а для этого нужно научиться либо относиться к разным явлениям и фактам несколько критически (своя идея — как иная точка зрения), либо научиться увлекаться какими–то известными идеями, которые нуждаются в доработке (идея — как оптимистическая позиция и направленность на дальнейшее совершенствование уже известного). Во–вторых, важно уметь отвлекаться от окружающей суеты (многие талантливые люди просто «пропадают» в этой суете), для чего важно уметь выделять важнейшие приоритеты в своей учебно–исследовательской деятельности. В–третьих, научиться организовывать свое время, ведь, как известно, свободное (от всяких глупостей) время — важнейшее условие настоящего творчества, для него наконец–то появляется время. Иногда именно на организацию такого времени уходит немалая часть сил и талантов.

 

 

• Естественно, писать следует ясно и понятно, стараясь основные положения формулировать четко и недвусмысленно (чтобы и самому понятно было), а также стремясь структурировать свой текст. Каждый раз надо представлять, что ваш текст будет кто–то читать и ему захочется сориентироваться в нем, быстро находить ответы на интересующие вопросы (заодно представьте себя на месте такого человека). Понятно, что работа, написанная «сплошным текстом» (без заголовков, без выделения крупным шрифтом наиболее важным мест и т. п.), у культурного читателя должна вызывать брезгливость и даже жалость к автору (исключения составляют некоторые древние тексты, когда и жанр был иной и к текстам относились иначе, да и самих текстов было гораздо меньше — не то, что в эпоху «информационного взрыва» и соответствующего «информационного мусора»).

 

 

• Объем текста и различные оформительские требования во многом зависят от принятых в конкретном учебном заведении порядков.

 

 

Учеба в вузе — процесс очень непростой. С первых^же сентябрьских дней на студента обрушивается громадный объем информации, которую необходимо усвоить. Нужный материал содержится не только в лекциях (запомнить его — это только малая часть задачи), но и в учебниках, книгах, статьях. Порой возникает необходимость привлекать информационные ресурсы Интернет.

 

 

Система вузовского обучения подразумевает значительно большую самостоятельность студентов в планировании и организации своей деятельности. Вчерашнему школьнику сделать это бывает весьма непросто: если в школе ежедневный контроль со стороны учителя заставлял постоянно и систематически готовиться к занятиям, то в вузе вопрос об уровне знаний вплотную встает перед студентом только в период сессии. Такая ситуация оборачивается для некоторых соблазном весь семестр посвятить свободному времяпрепровождению («когда будет нужно — выучу!»), а когда приходит пора экзаменов, материала, подлежащего усвоению, оказывается так много, что никакая память не способна с ним справиться в оставшийся промежуток времени.

 

 

Поэтому студенту (а тем более студенту–психологу) следует знать о некоторых важных правилах организации деятельности, подсказанных наукой психологией.

 

КАК ПЛАНИРОВАТЬ СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

 

1. Прежде чем выполнить любое дело, четко сформулируй цель предстоящей деятельности.

 

 

2. Подумай и хорошо осознай, почему ты это будешь делать, что тебя толкает сделать это, для чего это нужно.

 

 

3. Оцени и проанализируй возможные пути достижения цели. Постарайся учесть все варианты.

 

 

4. Выбери наилучший вариант, взвесив все условия. Обычно самый очевидный вариант не является самым лучшим.

 

 

5. Наметь промежуточные этапы предстоящей работы, хотя бы примерно определи время для каждого этапа.

 

 

6. Во время реализации плана постоянно контролируй себя и свою деятельность. Корректируй работу с учетом получаемых результатов, то есть осуществляй и используй обратную связь.

 

 

7. По окончании работы проанализируй ее результаты, оцени степень их совпадения с поставленной целью. Учти сделанные ошибки, чтобы избежать их в будущем.

 

 

Разумеется, чтобы последовать всем этим советам, нужно приложить немало усилий и иметь терпение и волю. Довольно часто мы не можем победить свою лень или справиться с другими негативными характеристиками. Воспитание воли и умений сознательно регулировать свое поведение становятся очень важными задачами в процессе саморазвития студента.

 

КАК ВОСПИТЫВАТЬ ВОЛЮ

 

 

1. Понаблюдай за собой в течение какого–то времени. Четко определи, от каких привычек или черт характера ты хочешь избавиться. Это твоя Цель.

 

 

2. «Сражение выигрывает тот, кто твердо решил выиграть», — писал Лев Толстой. Будь уверен в себе и в том, что добьешься цели. Без такой уверенности не стоит начинать. Ты справишься!

 

 

3. Борись с недостатками путем их замены достоинствами. Готовься к тому, что это длительный, постепенный процесс. Чем меньше насилия над собой, тем лучше, но помни слова Лафонтена: «Путь, усыпанный цветами, никогда не приводит к славе».

 

 

4. Овладей тремя самовоздействиями: самоободрением, самоубеждением и самоприказом. Учись видеть в себе другого (Ю. М. Орлов назвал его «человеком привычки»), от плохих свойств которого хочешь избавиться. Общайся и взаимодействуй с ним. Но он — это не ты!

 

 

5. Пользуйся любым благоприятным случаем, чтобы привести в действие раз принятое решение. Здесь и теперь, а не там и тогда.

 

 

6. Умей и отступать. Но всегда помни, что тактические поражения не должны поколебать уверенности в стратегической победе. Один «срыв» — это совсем не повод ставить крест на начатой работе с собой.

 

 

7. Старайся сопровождать воздействия на самого себя положительными эмоциями, подкреплять свои победы приятными переживаниями. Награждай себя (конфетой, стаканом колы, лишней четвертью часа за компьютерной игрой) за достигнутый успех.

 

 

Учеба в вузе немыслима без постоянных умственных усилий, без активной мыслительной работы. Ум — это одновременно и инструмент для усвоения нового и решения разнообразных проблем, и продукт, результат, который возникает в процессе человеческой деятельности. Студенту следует специально заботиться о развитии своего ума, постоянно оттачивать этот инструмент.

 

КАК РАЗВИВАТЬ СВОЙ УМ

 

 

1. Помни: ум не сводится к памяти, скорости мышления, объему знаний. Ум включает в себя различные свойства личности. Мыслит не мозг, а человек посредством мозга.

 

 

2. Немногие умы гибнут от износа, в основном они ржавеют от неполного употребления. Пользуйся любой возможностью включить свой мозг в работу. Перегрузить его почти невозможно, ведь в течение жизни мы используем лишь жалкую часть ресурсов нашего мозга.

 

 

3. Не унывай, если ты соображаешь не так быстро, как некоторые из твоих товарищей. Упорство и настойчивость могут компенсировать недостаточную скорость мышления. Низкий уровень интеллекта — это не клеймо на человеке. Все поддается развитию, надо только постараться.

 

 

4. Анализируй! Себя, других людей, поступки, ситуации, явления. Все время ставь перед собой вопросы: почему? Как? А могло быть иначе? В чем причины? Каковы возможные последствия? И отвечай на них, делай выводы.

 

 

5. Относись самокритично к своему уму и доброжелательно к умственной деятельности других. Осознавай границы своих знаний, своей компетентности, но и не принижай свои возможности.

 

 

6. Одно из самых главных достоинств ума — способность к сосредоточению внимания. Учись концентрировать свое внимание на необходимом предмете, отключаясь от всего постороннего. Тренируйся постоянно!

 

 

7. «Не позволяй твоему языку опережать твою мысль», — советовал древнегреческий философ Хилон. А Шекспир говорил: «Где мало слов, там вес они имеют». Лучше задумчивое молчание, чем бездумная болтовня.

 

 

Ум получает возможность развития тогда, когда постоянно решает задачи, поставленные перед ним обстоятельствами. Процесс получения нового знания всегда сопровождается поиском нужной информации, преодолением трудностей при решении разнородных задач. Существуют общие правила реализации указанного процесса.

 

КАК РЕШАТЬ МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

 

 

1. Четко осознай условия задачи. Точно определи границы того, что тебе известно. Чаще всего ошибки решения коренятся в неправомерном сужении или расширении рамок условия.

 

 

2. Переформулируй вопрос задачи. Как он может звучать по–другому?

 

 

3. Уясни, какой именно информации тебе не хватает для ответа на вопрос задачи. Подумай, как можно найти эту информацию.

 

 

4. В творческих задачах наиболее очевидный способ решения обычно не бывает лучшим. Не спеши.

 

 

5. Попробуй взглянуть на задачу по–новому. Анализируя свои неудачные подходы к решению, ответь себе: не шаблонны ли эти подходы? в чем их стереотипность? почему они не годятся?

 

 

6. Призови на помощь свое подсознание. Если ты долго ломал голову над задачей, погрузился в нее, но безуспешно, отвлекись от задачи, не думай о ней какое–то время, займись чем–нибудь другим. Твое подсознание само будет работать над проблемой и, возможно, выдаст наилучший результат.

 

 

Большинство студентов волнует вопрос о способах эмоциональной саморегуляции. Особенно актуальным этот вопрос становится в день сдачи экзамена или зачета. Однако и во многие другие моменты жизни умение регулировать свое эмоциональное состояние, не «психовать» является очень желательным для студента–психолога. В настоящее время выработано большое количество правил эмоциональной саморегуляции. Приведем только некоторые, наиболее значимые.

 

КАК УПРАВЛЯТЬ СВОИМИ ЭМОЦИЯМИ

 

 

1. Полностью избавляться от эмоций и неразумно, и невозможно. Ведь нет эмоций плохих или хороших, стопроцентно вредных или стопроцентно полезных. По мнению Жан–Жака Руссо, «все страсти хороши, когда мы владеем ими, и все дурны, когда мы им подчиняемся».

 

 

2. Джонатан Свифт сказал: «Отдаваться гневу — часто все равно, что мстить самому себе за вину другого». Возьми эти слова своим девизом, и ты станешь намного уравновешенней и оптимистичней.

 

 

3. Необходимое условие радостного настроения — хорошие взаимоотношения с людьми. И наоборот: радостное восприятие жизни — залог симпатии и расположения к тебе других. Дай себе установку на доброе и уважительное отношение к людям. Прав Шекспир: «Напрасно думать, будто резкий тон есть признак прямодушия и силы».

 

 

4. Если у тебя возникло раздражение или разозленность, не борись с ними, а попытайся «отделить» их от себя. Понаблюдай за их протеканием, найди и проанализируй причину их появления, и ты убедишься, насколько мелка и несерьезна эта причина. Все это способствует угасанию негативных эмоций.

 

 

5. Не пытайся просто подавить в себе эмоции. Подавленные чувства все равно вырвутся наружу тем или иным способом или могут стать причиной заболевания. Лучше «отыграй» эти эмоции внешне, но «мирным» путем, без нанесения «эмоциональных ударов» по людям. Психологи гуманистического направления дают здесь такие рекомендации:

 

 

• используйте «я–послания», избегая «ты–осуждений», то есть сообщайте о своем чувстве, не обвиняя партнера, а делясь с ним переживанием;

 

 

• осуществляйте «мы–подход», говорите о вашей с партнером («нашей»!) ситуации взаимодействия, предлагайте выход, конструктивное решение возникшей проблемы, но будьте готовы выслушать и принять другой вариант, дайте партнеру свободу выбора;

 

 

• говорите открыто, дружлюбно, искренне; будьте «конгруэнтны» — ваши слова, интонации, жесты, мимика, поза должны находиться в соответствии друг с другом, не быть фальшивыми;

 

 

• выражайте свою эмоцию, отражайте ее, не пытайтесь занять позу всепрощения, если она не отвечает вашим подлинным переживаниям.

 

 

Без способностей к психологии вряд ли удастся стать хорошим профессионалом. Что же, если такие способности недостаточно развиты, то, значит, никогда из человека не получится путного психолога? Не значит. При условии, что человек полон сил и желания изменяться и развивать свои способности.

 

КАК СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ СВОИ СПОСОБНОСТИ

 

 

1. Прислушивайся к своему внутреннему голосу, к своим желаниям и интересам. Они подскажут, в какой профессиональной области ты сможешь оказаться наиболее успешным. Не бойся подражать кому–то — ты все равно останешься первопроходцем своей судьбы. Подражание, идентификация с человеком — носителем идеала являются эффективными стихийными механизмами личностного развития.

 

 

2. Не переживай, если ты долго не можешь определиться, например, в психологической специализации. Раннее самоопределение, конечно, дает выигрыш во времени, но не надо опасаться потерять время на поиски того, в чем ты по–настоящему одарен.

 

Из тысячи американцев–современников, которых соотечественники считают выдающимися людьми, меняли свою профессию 160 человек, в том числе 37 % — дважды, а 20 % — свыше двух раз.

 

3. Чтобы добиться успеха в любом деле, надо много трудиться и порой заставлять себя работать. Эмиль Золя, великий французский писатель, по утрам привязывал себя к стулу, так что хочешь или не хочешь — пиши.

 

 

4. Гете сказал: «Кто хочет достигнуть великого, тот должен уметь ограничивать себя. Кто же, напротив, хочет всего, тот на самом деле ничего не хочет и ничего не достигнет». Но ограничение не должно оборачиваться ограниченностью. Необходимой предпосылкой для настоящего овладения одной сферой деятельности является разнообразие знаний и интересов.

 

 

5. Если у тебя нет способностей к чему–то, но есть большое желание именно этой областью заниматься — это не трагедия. В психологии известен эффект замещения: другие личностные черты смогут компенсировать недостающие компоненты способностей.

 

 

Учеба — это всегда большая нагрузка на память. Многие студенты убеждены, что именно память самый важный психический процесс, и если в ночь перед экзаменом как следует напичкать свою память необходимой информацией, то успех обеспечен. Возможно, за счет объема кратковременной памяти в таком случае удастся сдать экзамен. Но есть большие сомнения, что нужный материал сохранится в памяти надолго. Любопытно, что было бы, если бы экзамен провели повторно через неделю? Думается, что студент, готовившийся только одну ночь, вспомнил бы только ничтожно малую часть информации. Усвоение материала предполагает задействование не только кратковременной памяти, но и внимания, мышления, воображения, а самое главное — системности в работе.

 

КАК РАЗВИВАТЬ ПАМЯТЬ

 

 

1. Приступая к запоминанию, надо поставить перед собой цель— запомнить надолго, лучше навсегда. Установка на длительное сохранение информации обеспечит условия для лучшего запоминания. Осознай, для чего требуется запомнить изучаемый материал. Чем важнее поставленная цель, тем быстрее и прочнее происходит запоминание.

 

 

2. Внимание — резец памяти: чем оно острее, тем глубже следы. Чем больше желания, заинтересованности, эмоциональной включенности в получение новых знаний, тем лучше запомнится.

 

 

3. Чем лучше поймешь, тем лучше запомнишь. Откажись от зубрежки и для запоминания текста опирайся на осмысленное запоминание, которое в 25 раз продуктивнее запоминания механического. Последовательность работы примерно такова: 1) понять; 2) установить логическую последовательность; 3) разбить материал на части и найти в каждой «ключевую фразу» или «опорный пункт»; 4) запомнить именно их и использовать как «вешки» — ориентиры. Смысловых блоков должно быть от 5 до 9, так как именно 7 плюс–минус 2 единицы информации в среднем может одновременно ухватить наша память.

 

 

4. Если выполнение какого–либо задания прервано, то оно запомнится лучше по сравнению с заданиями, благополучно выполненными (эффект Зейгарник).

 

 

5. Лучше два раза прочесть и два раза воспроизвести, чем пять раз читать без воспроизведения.

 

 

Закрепляй в памяти учебный материал как можно чаще. Оптимальный промежуток между прочтениями колеблется от 10 минут до 16 часов. Перечитывание менее чем через 10 минут оказывается бесполезным, а по истечении 16 часов часть текста забывается.

 

 

6. Заданный учебный материал лучше повторять по «горячим следам», особенно эффективно повторение перед сном и с утра. Давно замечено, что лучший способ забыть только что выученное — постараться сразу же запомнить что–нибудь похожее. Поэтому не стоит учить информатику после математики, а политологию после социологии.

 

 

7. При заучивании необходимо учитывать «правило края»: обычно лучше запоминаются начало и конец информации, а середина «выпадает».

 

 

8. Настоящая мать учения не повторение, а применение. Чем больше будет найдено возможностей включить запоминаемый материал в практическую деятельность, поработать с ним, тем глубже и надежней будет запоминание.

 

 

9. Иногда удобно использовать мнемотехнику — искусственные приемы запоминания.

 

Например, набор бессмысленных слогов «ри–ка–ку–по–лу–ша» можно запомнить, связав их в искусственное предложение «Присказку послушай».

 

Большую часть занятий в вузе составляют лекции. Совершенно очевидно, что уметь конспектировать слова лектора — просто необходимо студенту.

 

 

Л. Ю. Вураско[64] указывает, что основные приемы конспектирования можно условно разделить на три группы:

 

 

1. Сокращение слову словосочетаний, терминов. Эти приемы осваиваются наиболее легко и включают: гипераббревиатуру терминов (когда начальная буква обводится линией), кванторизацию (переворот начальной буквы), способы записи окончаний, иероглифику и пиктографию.

 

 

2. Переработка фразы. Говорят, что это самые эффективные приемы. Но и освоить их до степени автоматизма тоже сложно. Они включают: пространственную запись (использование длины и ширины листа бумаги, приведение фразы к эквивалентному виду, использование контекста).

 

 

3. Вооружайтесь фломастерами, маркерами, цветными ручками и карандашами — и все довольно просто: рубрикация, выделение цветом существенных деталей, изменение цвета в зависимости от важности текста и по соответствию частей текста.

 

 

Готовясь к семинарским занятиям или экзаменам, студент вынужден читать очень много обязательной и дополнительной литературы. Часто бывает нужно найти необходимую информацию в большом объеме материала или уяснить общий смысл книги или статьи. В таких случаях незаменимым становится скорочтение. Выделяются следующие принципы быстрого чтения[65]:

 

 

• Использовать только зрение, не повторяя про себя текст.

 

 

• Воспринимать слово не по буквам, а как отдельный знак.

 

 

• Воспринимать одновременно несколько слов или фраз.

 

 

• Двигаться взглядом не по строчкам, а по середине страницы сверху вниз, используя так называемое периферическое зрение.

 

 

• Не возвращаться к уже прочитанному во время чтения.

 

 

Медленное чтение призвано помочь творчески воспринимать информацию, предлагать новые идеи и складывается из трех частей:

 

 

• Узнать — определить практическую ценность нового материала, выявить его связи, превратить его в часть собственных знаний.

 

 

• Уплотнить — обдумать материал, сжать информацию до минимального объема, не потеряв сути.

 

 

• Творчески осмыслить — для этого можно:

 

 

— перепланировать материал, то есть установить в тексте новые связи;

 

 

— сделать новые выводы, следующие из высказанных автором идей;

 

 

— объяснить факты с иной точки зрения, выработать собственную позицию.

 

 

«Финские исследователи предлагают следующую классификацию видов чтения:

 

 

• Поисковое. Отыскивая в книге нужное место, мы просто скользим взглядом по середине строк, стараясь вовремя заметить нужную информацию. На остальной текст внимание практически не обращается, и он не запоминается.

 

 

• Выборочное. Оно полезно для общего знакомства с текстом, чтобы определить, стоит ли его читать. Зачастую из начальных фраз можно уяснить, о чем предстоит разговор.

 

 

• Беглое. Здесь потребуется навык скорочтения. Цель — уяснить главное, не останавливаясь на второстепенном.

 

 

• Углубленное. Это самый серьезный вид чтения. Его задача — понять и запомнить прочитанное. Перед углубленным чтением постарайтесь сосредоточиться и бегло просмотреть текст, отметьте ключевые слова, выделите самое важное. Примерно через каждую четверть часа углубленного чтения снова пробегите глазами прочитанное, отмечая самое важное. После этого кратко запишите выводы» (Вураско. — С. 103—104).

 

Как составлять конспект:

 

 

• читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы;

 

 

• если составляется план–конспект, сформулируйте его пункты, подпункты, определите, что именно следует включить в план–конспект для раскрытия каждого из них;

 

 

• наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат;

 

 

• в конспект включаются не только основные положения, но и доводы, их обосновывающие, конкретные факты и примеры, но без их подробного описания;

 

 

• составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, вместо цитирования делать лишь ссылки на страницы цитируемой работы, применять условные обозначения;

 

 

• располагайте абзацы ступеньками, применяйте цветные карандаши, маркеры, фломастеры для выделения значимых мест.

 

Реферат — от латинского слова «докладываю», «сообщаю» — это краткое сообщение содержания какого–то произведения или нескольких произведений с целью освещения какой–либо темы, проблемы.

 

 

Как работать над рефератом:

 

 

• продумайте тему своей работы, определите ее содержание в общих чертах, набросайте предварительный план;

 

 

• составьте список литературы, которую следует прочитать. Отмечайте и выписывайте все то, что, на ваш взгляд, может пригодиться впоследствии;

 

 

• разработайте как можно более подробный окончательный план, указав возле всех пунктов, откуда можно взять материал;

 

 

• во вступлении к работе раскройте значение ее темы;

 

 

• последовательно раскрывайте все предусмотренные планом положения, обосновывайте их, подкрепляйте конкретными примерами и фактами;

 

 

• проявите свое личное отношение;

 

 

• старайтесь писать грамотно, точно, кратко; не допускайте повторений и пустословия;

 

 

• делайте ссылки на произведения, откуда берете цитаты и факты в подстрочных и пронумерованных сносках;

 

 

• в конце работы сделайте обобщающий вывод;

 

 

• перечитайте свою работу, устраните недостатки.

 

Приложение 2

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПЕРИОДИКА

 

 

Данное приложение содержит информацию о тех газетах и журналах, которые непосредственно связаны с психологией или представляют смежные дисциплины (педагогику, психиатрию, социологию, социальную работу и т. д.) и публикуют психологические материалы в соответствии со своей спецификой. Различия в том, насколько детально представлена информация об этих изданиях, определяются тем, насколько подробно эта информация предоставлена ими самими в доступных справочных материалах.

 

Акмеология

 

 

Журнал, издаваемый Российской академией государственной службы (бывш. РАУ). Гл. ред.: д–р психол. наук, зав. кафедрой акмеологии и политической психологии А. А. Деркач.

 

 

Адрес редакции: 117606, Москва, просп. Вернадского, 84, РАГС, кафедра акмеологии и политической психологии. Тел.: (095) 436–98–82.

 

Архетип

 

 

Философский психоаналитический журнал, учредитель: Московский независимый институт экологии, конфликтологии и открытого образования. Журнал является ежеквартальным печатным изданием Московской межрегиональной психоаналитической ассоциации. Гл. ред.: докт. фил ос. наук П. С. Гуревич.

 

 

Индекс Роспечати: 34284.

 

 

Адрес редакции: Москва, Ленинский пр–т, 6, к. 301. Тел.: (095) 236–97–28, 236–97–07.

 

Валеология

 

 

Новый научно–практический журнал. Периодичность — 4 раза в год, объем — 80 страниц. Издают журнал Государственный комитет РФ по высшему образованию, Академия медико–технических наук, Межвузовская научно–техническая программа «Автоматизированные системы медико–биологического назначения» и Ассоциация центров валеологии. Гл. ред.: проф. Г. А. Кураев. По вопросам подписки обращаться в редакцию.

 

 

Адрес: 344006, г. Ростов–на–Дону, ул. Б. Садовая, 105, РГУ, к. 522. Тел.: (8632) 65–95–32.

 

Вестник МГУ. Серия 14, Психология

 

 

Научный журнал, основанный в 1946 году. Выходит один раз в квартал.

 

 

Адрес редакции: 103009, Москва, ул. Герцена 5/7. Тел.:(095)203–31–28.

 

Вестник психосоциальной и коррекционно–реабилитационной работы

 

 

Издается Редакционно–издательским центром Консорциума «Социальное здоровье России». Содержание: психосоциальные технологии для работы с детьми и семьями группы риска, отечественный и зарубежный опыт социальных служб, реабилитационных центров, нормативно–правовое обеспечение.

 

 

Периодичность — 1 раз в квартал.

 

 

Индекс 73045, для предприятий — 73145. Тел.: (095) 141–50–86, 925–02–75.

 

Вестник Российской ассоциации телефонов экстренной психологической помощи (РАТЭПП)

 

 

Адрес редакции: 196066, Санкт–Петербург, ул. Гастелло, 9. Тел.:(812)293–13–30.

 

Вопросы ментальной медицины и экологии

 

 

Редакторы: Макаров В. В., Катков Л. JI. Презентация журнала состоялась во время II недели ментальной экологии 1–7 февраля 1996 года в Красноярске.

 

 

Адрес: 660017, Красноярск, ул. Ленина, 127–7. В. В. Макарову.

 

Вопросы психологии

 

 

Научный журнал. Учредитель: Российская Академия образования. Издается с января 1955 г.

 

 

Индекс Роспечати: 70131 (для индивидуальных подписчиков); 71235 (для предприятий и организаций).

 

 

Адрес редакции: 103009, Москва, К–9, ул. Моховая, 9, корп. В. Тел.: (095) 202–96–09.

 

Гуманизация образования

 

 

Психолого–педагогический международный журнал, начал выходить в июле 1994 г. Периодичность — 4 номера в год.

 

 

Адрес: 659335, Алтайский край, г. Бийск, ул. Короленко, 53. Научно–изд. центр БиГПИ и НИИ ППО РАО. Тел.: (38542) 45–137. Факс: (38542) 45–137.

 

Детский психолог

 

 

Журнал издается в поддержку практических психологов, работающих в учреждениях образования.

 

 

Адрес редакции: 344082, Ростов–на–Дону, ул. Большая Садовая, 33. Ростовский педагогический университет, кафедра психологии.

 

ДЕФЕКТОЛОГИЯ

 

 

ДИДАКГ ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ

 

 

ЖУРНАЛ НЕВРОПАТОЛОГИИ И ПСИХИАТРИИ им. С. С. КОРСАКОВА

 

 

Журнал практического психолога

 

 

Издается с 1996 года издательством «Фолиум». Методическое издание, ориентированное на практических психологов, студентов и аспирантов, изучающих психологию, начинающих психологов. Гл. ред.: канд. псх. наук А. Г. Лидере.

 

 

Периодичность — один выпуск в два месяца.

 

 

Редакция принимает статьи и материалы объемом от 0,5 до 1,0 авт. л. в машинописном тексте (1–я копия) через 1,5 интервала, 60 знаков по 30 строк. Автору необходимо сообщить Ф.И.О. полностью, место работы, адрес и телефон для связи.

 

 

Подписной индекс по каталогу Роспечати: 71808.

 

 

Адрес: 117261, Москва, а/я 754. Тел.:(095)134–44–28.

 

Журнал социологии и социальной антропологии

 

 

Издается с 1998 г. факультетом социологии С. — Петербургского университета совместно с Институтом социологии РАН (С. — Петербургский филиал) и Социологическим обществом им. М. М. Ковалевского с целью расширения коммуникационного поля российских социологов, социальных философов, политологов, культурологов и антропологов. Гл. редактор: В. В. Козловский.

 

 

Контактная информация: 193060, Санкт–Петербург, ул. Смольного, д. 1/3,9–й подъезд, Факультет социологии СПб. ГУ, В. В. Козловскому. Тел.: (812)110–00–77, 271–92–23. Факс: (812) 110–00–77.

 

Инициативы

 

 

Издание благотворительного фонда «Душа человека». Тематика — вопросы общественной активности в области психического здоровья. Предполагаемый объем — 8 стр., периодичность — раз в 2 месяца.

 

 

Адрес: 107076, Москва, ул. Потешная, 3. НИИ психиатрии, лабораторн. корпус, БФ «Душа человека».

 

Иностранная психология

 

 

Изд–во МП «Центр прикладной психологии». Адрес: 129366, Москва, ул. Ярославская, 13. Тел.: (095) 283–45–35.

 

Исцеляющее искусство. Журнал арт–терапии

 

 

Междисциплинарное издание, основной тематикой которого являются различные виды терапии творчеством, арт–терапия. Журнал исповедует интегративную философию, основанную на принципах динамической психотерапии, социальной психиатрии, групп–анализа и теории систем. Он придает большое значение социальному, культурному и политическому контекстам арт–терапевтической практики. Поэтому важное место отводится публикациям, посвященным новым направлениям современного искусства, массовым коммуникациям, кросс–культуральным исследованиям и т. д. Публикуются оригинальные авторские статьи, обзоры отечественной и зарубежной литературы, новости арт–терапии и др.

 

 

Выходит 1 раз в 3 месяца.

 

 

По вопросам подписки обращаться по адресу: Арт–терапевтическая ассоциация, 190000, Санкт–Петербург, Главпочтамт, а/я 87.

 

Консонанс

 

 

Периодическое издание «Фонда Епифания», содержание ориентировано на гуманистические и трансцендентные подходы в психологии и психотерапии. Редактор журнала: Белоусов Сергей Анатольевич, психиатр, психолог, преподаватель Закона Божиего (выпуск Свято–Тихоновского богословского института), инструктор трансцендентной психотерапии.

 

 

Заказы на подписку присылать по адресу: 142715, Московская обл, Ленинский р–н, с/х им. Ленина, а/я № 1, «Фонд Епифания». Условия и стоимость будут сообщены.

 

Логос

 

 

Феноменологический журнал.

 

 

Адрес: 119034, Москва, Зубовский бульвар, 17. Изд–во «Гнозис». Тел.: (095) 246–56–32.

 

Магистр

 

 

Журнал для педагогической элиты, талантливых преподавателей высшей школы, студентов, учителей, научных работников, а также всех желающих повышать свой научно–педагогический, духовный и культурный уровень. Журнал пропагандирует мировые достижения в области педагогики, психологии и др. человековедческих наук и является высококачественным источником научной информации в доступной форме. В нем публикуются новые идеи и концепции, материалы и результаты исследований наиболее значимых по научной новизне и оригинальности трактовки или известное, рассматриваемое под необычным ракурсом. «Магистр» выходит с мая 1991 г. В 1995 г. получил статус международного, выходит в России, Англии, Германии, Австралии, Сингапуре и странах ближнего зарубежья.

 

 

Выходит 6 раз в год.

 

 

Подписка в издательстве по адресу: 117918, Москва, ул. Донская, 26, корп. 8. Тел.: (095) 955–35–36. Факс: (095) 954–51–82.

 

Мастер–класс

 

 

Информационно–аналитический сборник по вопросам развития образования г. Новосибирска.

 

 

Учредитель: Городской центр развития образования при Управлении образования мэрии г. Новосибирска.

 

 

Редколлегия принимает материалы объемом не более 8 печатных стр. по темам: общие вопросы образования, вопросы развития образования в г. Новосибирске, образовательные и педагогические инновации в г. Новосибирске, международное сотрудничество в области образования.

 

 

Выпуск — 3 раза в год, тираж — 3000 экз., объем — 2 п. л.

 

 

Адрес редакции: 630064, Новосибирск, пр–т К. Маркса, 21. Тел.:(3832)46–48–83.

 

Мир психологии

 

 

Журнал Академии педагогических и социальных наук; издается Московским психолого–социальным институтом, из–во НПО «МОДЭК» (г. Воронеж). Гл. редактор: Фельдштейн Давид Иосифович. Редколлегия:

 

 

A. Г. Асмолов, А. В. Брушлинский, А. А. Бодалев, С. К. Бондырева (зам. главного редактора), В. П. Зинченко, Л. П. Кезина, Е. А. Климов, И. В. Кондаков, Н. Д. Никандров, А. И. Подольский, В. В. Рубцов, Э. В. Сайко (зам. главного редактора).

 

 

Выпуск — 4 раза в год, тираж — 2000 экз. Подписной индекс: 47110.

 

 

Адрес редакции: 113191, Москва, 4–й Рощинский пр–д, д. 9а. Тел.:(095)958–19–00.

 

Московский психотерапевтический журнал

 

 

Редакционная коллегия: Т. В. Снегирева (главный редактор), М. Е. Бурно, Ф. Е. Василюк, А. Я. Копьев, А. Б. Холмогорова,

 

 

B. Н. Цапкин.

 

 

Адрес редакции: 103009, Москва, К–9, ул. Большая Никитская, 16, к. 314. Тел.: (095) 253–91–95, 229–07–16.

 

МОСТ НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

 

НЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК

 

 

НЕЗАВИСИМЫЙ ПСИХИАТРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

 

 

НОВАЯ ВЕСНА

 

 

Новости психосинтеза

 

 

Российский научно–популярный альманах. Психотерапия, психология, философия, педагогика и др. науки о человеке.

 

 

Адрес: 660021, Красноярск, ул. Робеспьера, 2, офис 210. Тел.(3912)21–10–20.

 

НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

 

 

Общественные науки и современность (ОНС)

 

 

Орган Президиума РАН, академическое междисциплинарное издание. Выходит 6 раз в год, распространяется только по подписке. Индекс: 70677.

 

 

Адрес редакции: 103717, Москва, Подсосенский пер., 21. Тел.: (095) 916–09–94, 917–80–00.

 

Онтопсихология

 

 

Главный редактор: Афанасьев Валерий Сергеевич. Адрес редакции: 199226, Санкт–Петербург, а/я 373. Тел.:(812)351–00–20.

 

ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ

 

 

ПЕРСОНАЛ

 

 

Преодоление

 

 

«Журнал для инвалидов и не только для них». Выходит 1 раз в два месяца.

 

 

Индекс по каталогу Роспечати: 71073. Тел.: (095) 201–51–59.

 

Прикладная психология

 

 

Учредители: Министерство труда и соц. развития РФ, Государственная академия управления им. С. Орджоникидзе, Всероссийский научно–производственный центр профориентации и психологической поддержки населения, издательство «Магистр».

 

 

Тематическая направленность журнала: психология управления человеческими ресурсами, психологические феномены в различных социальных, производственных и жизненных ситуациях; экспериментальные и прикладные исследования психологических ресурсов; методология, технология и методы изучения, диагностики и психологической поддержки человека; проблемы определения психологических ресурсов и перспектив развития конкретных социальных и профессиональных групп; психологические последствия социальных инноваций. Гл. редактор: Ю. М. Забродин.

 

 

Выходит 6 раз в год.

 

 

Подписку можно оформить во всех отделениях связи.

 

 

Ивдекс: 12906 (для организаций), 48875 (для частных лиц).

 

 

Адрес редакции: 107140, Москва, ул. Русаковская, 10. Тел.: (095) 298–85–64.

 

Прикладная психология и психоанализ

 

 

Учредители: Международная педагогическая академия, Московский региональный институт высшего социально–экономического образования. Гл. редактор: Б. К. Тебиев.

 

 

Журнал выходит 6 раз в год.

 

 

Подписной индекс в каталоге «Роспечать»: 72535.

 

 

Адрес редакции: 129090, Москва, ул. Щепкина, 9, оф. 8.

 

 

Тел.: (095) 971–34–90. Тел./факс: (095) 182–58–02.

 

Психоаналитический вестник

 

 

Профессиональное издание Национальной федерации психоанализа. Подписка через Объединенную редакцию психологической периодики.

 

 

Адрес: 198005, Санкт–Петербург, Московский пр., д. 19, ИМАТОН.

 

 

Тел.:(812)327–57–57.

 

Психолог в детском саду

 

 

Ежеквартальный научно–практический журнал. Издается с 1998 г.

 

 

Издание адресовано психологам, методистам, воспитателям, игро–и сказкотерапевтам, семейным терапевтам, педагогам. Разделы: «Теоретические проблемы дошкольной психологии»; «Классика»; «Психодиагностика»; «Игротерапия и сказкотерапия»; «Психологическое консультирование»; «Психология для родителей»; «Развивающие программы»; «Творчество наших детей»; «За рубежом»; «Сообщения, информация, библиография». Соредакторы: Колесников В. Г., Лидере А. Г.

 

 

Оформить подписку можно по одному из следующих адресов:

 

 

• 249020, г. Обнинск–1, а/я 1022, Психологический центр «Детство», В. Г. Колесникову;

 

 

• 117261, г. Москва, а/я 754, А. Г. Лидерсу.

 

Психологическая газета

 

 

Адрес: 198005, Санкт–Петербург, Московский пр. д.19, ИМАТОН. Тел.:(812)327–57–57.

 

Психологическая газета: «Мы и мир»

 

 

Гл. редактор: А. А. Жигарьков. Индекс по каталогу Роспечати: 32842.

 

 

Адрес редакции: 123056, Москва, а/я 29.

 

 

Тел./факс: (095) 250–53–02.

 

Психологическая консультация

 

 

Научно–популярный журнал, выходит с января 1998 г. Тематика: брак и семья; интимность; школа психолога–консультанта; самопознание и саморазвитие; архетипы; люди и животные; воспитание и образование; телесное и психическое здоровье; психология и искусство. Гл. редактор: Татьяна Грузинова.

 

 

Адрес: 123424, Москва, Волоколамское шоссе, 73, НТЦ «Ресурс». Тел./факс: (095) 186–30–14.

 

Психологическая наука и образование

 

 

Журнал для психологов, педагогов, управленцев образования.

 

 

Учредители: Психологический институт РАО, Международный образовательный и психологический колледж. Гл. ред.: действительный член РАО, профессор В. В. Рубцов.

 

 

Заказ на приобретение журнала и предложения о сотрудничестве посылать по адресу: 103009, Москва, ул. Герцена, 16, комн. 312, Международный образовательный и психологический колледж. Тел.: (095) 229–89–88.

 

Психологический журнал

 

 

Основан в январе 1980 г., выходит 6 раз в год. Издается Российской академией наук.

 

 

Адрес редакции: 129366, Москва И–366, ул. Ярославская, 13. Тел.: (095) 283–53–20, 283–58–10.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАУЧНО–МЕТОДИЧЕСКИЙ

 

 

ЖУРНАЛ «ПАСХИ»

 

 

Психологическое обозрение

 

 

Журнал предназначен для психологов–исследователей, психологов–практиков, преподавателей, студентов и аспирантов, а также педагогов, социальных и медицинских работников, социологов, философов, журналистов — то есть всех тех, кто интересуется психологией.

 

 

Журнал включен в международный каталог и распространяется за рубежом. Основная задача издания — дать информацию о последних новостях российской и зарубежной психологической науки и практики, а также познакомить читателей с различными направлениями и подходами в современной отечественной и иностранной психологии. Главный редактор: В. Н. Дружинин, д–р психол. наук.

 

 

Научный журнал Российского психологического общества. Выходит с 1995 года, периодичность журнала — 2 раза в год.

 

 

Адрес редакции: 129366, Москва, ул. Ярославская, 13.

 

 

Тел.: (095) 282–51–29, 283–59–30, 282–71–78 (пнд., чтв.). Факс:(095)282–92–01.

 

ПСИХОЛОГИЯ В БИЗНЕСЕ ПСИХОЛОГИЯ В ОБУЧЕНИИ

 

 

Психология зрелости и старения

 

 

Ежеквартальный журнал для психологов, социальных служб, врачей, работающих с пожилыми людьми, и всех, кого интересуют проблемы людей взрослого и старшего возраста. Издатель — «Центр Геронтолог» (Москва). Гл. редактор: О. В. Краснова. Объявлена подписка.

 

 

Адрес: Москва, Б.Тишинский пер., 40, стр. 1, п. 2. «Молодежный центр» (для «Центра Геронтолог»).

 

Путь к себе

 

 

«Журнал для тех, кто хочет изменить себя и обстоятельства». Адрес: 125124, Москва, а/я 8.

 

 

Тел.: (095) 383–67–69, 213–75–41.

 

Развитие личности

 

 

Издается Институтом развития личности Российской академии образования. «Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности». Гл. редактор: В. С. Мухина.

 

 

Основан в 1997 г., выходит 4 раза в год.

 

 

Адрес редакции: 119906, Москва, ул. Погодинская, 8.

 

 

Тел.: (095) 247–06–06. Факс: (095) 246–40–17.

 

Реферативный журнал «Психология»

 

 

Издается с 1990 г. Всероссийским Институтом научной и технической информации.

 

 

Выходит ежемесячно и содержит от 250 до 500 рефератов. РЖ «Психология» реферирует около 100 зарубежных периодических изданий. Редактор: Гудкова Т. А.

 

 

Адрес: 125219, Москва, ул. Усиевича, 20а, ком. 927. Тел.: (095) 155–44–88. РЖ «Психология».

 

Реальность, Истина, Стереотипы, Критерии (РИСК)

 

 

Популярный журнал по психологии, рассчитанный как на профессионалов, так и на широкий круг читателей. Тел.: (095) 593–07–10, 282–74–50.

 

Российский психоаналитический вестник

 

 

Журнал основан в 1991 году. Выходит 1 раз в год.

 

 

Журнал можно приобрести по адресу: 117933, Москва, Ленинский проспект, 6, ком. 301. Тел.: (095) 236–97–07, 236–97–28.

 

РОССИЙСКИЙ ПСИХИАТРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

 

Date: 2015-11-15; view: 487; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию