Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Законы: понятие, признаки, виды
Закон – обладающий высшей юридической силой нормативно-правовой акт, принимаемый в особом порядке высшим представительным органом или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные, типичные общественные отношения. В большинстве современных государств закон признается ведущим, наиболее авторитетным источником права. Термин «закон» происходит от древнерусского «кон», то есть граница, предел чего-либо. Следует различать понятия «закон в материальном смысле», то есть любую норму права, исходящую от государства, независимо от внешней формы, и «закон в формальном смысле», то есть собственно акт, принятый высшим законодательным органом и обладающий высшей юридической силой. В России общепринято, что законы регулируют только наиболее важные, типичные вопросы общественной и государственной жизни. В Великобритании, например, статут (закон) может быть принят парламентом по любому вопросу[15]. В зависимости от юридической силы законы подразделяются на основные (конституции), конституционные, органические и обычные. Конституция (основной закон)[16] обладает наивысшей юридической силой, это государственно-политический документ учредительного характера, базис всей правовой системы. Именно основной закон государства определяет организацию государственной власти, закрепляет основы конституционного строя, основные права и свободы граждан, систему, полномочия и порядок формирования высших государственных органов, основы правосудия. Особый статус конституции находит свое выражение в особой процедуре принятия, изменения и дополнения[17]. Законы о поправках в Конституцию РФ являются самостоятельным видом законов. Конституционный Суд РФ в решении от 31 октября 1995 года о толковании статьи 136 Конституции РФ указал на особую юридическую силу и процедуру принятия такого закона. После вступления в силу и подписания его Президентом РФ, такой закон становится неотъемлемой частью Конституции, создавая её новую редакцию. Конституционные законы можно считать своеобразным «продолжением» конституции, их нормы развивают и конкретизируют положения конституции. В России особенности федеральных конституционных законов по сравнению с федеральными законами определяются, во-первых, особым предметом регулирования указанных законов (они принимаются лишь по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ), во-вторых, более сложной процедурой принятия. Президент РФ не обладает правом вето на такого рода законы. Органические законы занимают промежуточное положение между Конституцией и обычными законами. В отечественной юридической практике они не используются, их функцию фактически выполняют конституционные законы. Органические законы характерны для Франции, Италии и направлены на развитие конституционных норм. В отличие от конституционных законов, они могут быть приняты по любому вопросу, однако в более сложном порядке, чем обычные законы. Обычные законы составляют основной массив законодательства государства. Процедура их принятия более простая, по сравнению с конституционными законами. Они должны соответствовать конституции и конституционным законам. Все обычные законы можно подразделить на кодифицированные и текущие. Кодифицированные законы (собственно кодексы, основы законодательства, уставы) призваны объединить и систематизировать достаточно большой массив правовых норм и регулируют обширную сферу общественных отношений. Такой закон обычно возглавляет систему нормативных актов, образующих определенную отрасль, подотрасль или даже институт законодательства[18]. Текущие законы регулируют сравнительно узкую группу общественных отношений. В федеративном государстве особую группу образуют законы, принимаемые субъектами федерации по вопросам, отнесенным к ведению субъектов. Такие законы не могут противоречить конституции государства и федеральным законам. Спорным является вопрос о выделении в качестве самостоятельного вида законов о ратификации и денонсации международных договоров. Законодательство особо выделяет этот вид законов, предусматривает особенности процедуры принятия и вступления в силу. Право законодательной инициативы по такого рода законам сужено – им обладает Президент РФ и Правительство РФ. На основании принятого Федеральным Собранием РФ закона Президент подписывает Ратификационную грамоту, которая скрепляется печатью и подписью министра иностранных дел РФ. Отдельным видом являются модельные законы – типовой акт, содержащий рекомендации для деятельности нижестоящих органов законодательной власти, варианты возможных правотворческих решений. В России такие законы появились после создания СНГ, носят рекомендательный характер, служат основой, ориентиром для законодательства государств-участников Союза. Распространены такие законы и в федеративных государствах. В США, например, такие акты являются рекомендательной основой для законодательной деятельности отдельных штатов. По времени действия законы делятся на временные, действующие в течение указанного самим законом срока, и постоянные, принимаемые на неопределенный срок и действующие до его отмены, а также чрезвычайные, начинающие действовать при наступлении обстоятельств чрезвычайного характера.
Date: 2015-11-15; view: 355; Нарушение авторских прав |