Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Про­бле­ма ме­то­да





 

 

Сре­ди ме­то­до­ло­ги­че­ских про­блем пси­хо­ло­ги­че­ской нау­ки про­бле­ма ме­то­да за­ни­ма­ет осо­бое ме­сто. Мож­но ска­зать, что ме­тод за­ни­ма­ет в струк­ту­ре нау­ки цен­траль­ное ме­сто, т.к. имен­но ме­тод ас­со­ции­ру­ет­ся в соз­на­нии ис­сле­до­ва­те­лей с соб­ст­вен­но на­уч­но­стью.[9] Под­черк­нем, что ут­вер­ждая цен­траль­ное по­ло­же­ние про­бле­мы ме­то­да, мы име­ем в ви­ду не столь­ко ее зна­че­ние (все ме­то­до­ло­ги­че­ские про­бле­мы важ­ны в рав­ной сте­пе­ни, т.к. пред­став­ля­ют со­бой по­пыт­ки ис­сле­до­ва­ния не­об­хо­ди­мых со­став­ляю­щих еди­но­го це­ло­го – ап­па­ра­та пси­хо­ло­ги­че­ской нау­ки: бес­смыс­лен­но пы­тать­ся оп­ре­де­лить, что важ­нее – пред­мет, ме­тод или объ­яс­не­ние, т.к. без то­го или ино­го ком­по­нен­та пе­ре­ста­нет су­ще­ст­во­вать са­мо це­лое), сколь­ко ее ре­аль­ное ме­сто. Ак­цен­ти­ро­ва­ние важ­но­сти то­го или ино­го во­про­са за­ви­сит от ис­сле­до­ва­тель­ских це­лей, от то­го, на ка­кую об­ласть ме­то­до­ло­гии на­прав­ле­но вни­ма­ние ис­сле­до­ва­те­ля в дан­ный мо­мент. Оп­ре­де­ляя про­бле­му ме­то­да как цен­траль­ную, мы хо­те­ли бы под­черк­нуть, что ме­тод пред­став­ля­ет со­бой обя­за­тель­ную часть ме­то­до­ло­гии пси­хо­ло­ги­че­ской нау­ки в лю­бых ее трак­тов­ках (как бы ни по­ни­ма­лась ме­то­до­ло­гия, как бы ни осу­ще­ст­в­ля­лась ре­дук­ция ме­то­до­ло­гии, уче­ние о ме­то­дах ос­та­ет­ся цен­траль­ным раз­де­лом ме­то­до­ло­гии пси­хо­ло­гии). По­это­му про­бле­ма ме­то­да пси­хо­ло­гии осо­бен­но зна­чи­ма как та про­бле­ма, с ко­то­рой ре­аль­но име­ют де­ло все ме­то­до­ло­ги­че­ски мыс­ля­щие пси­хо­ло­ги.

Под­черк­нем, что речь идет имен­но о про­бле­ме ме­то­да «в един­ст­вен­ном чис­ле» (а не о кон­крет­ных ме­то­дах, ис­поль­зую­щих­ся в пси­хо­ло­ги­че­ской нау­ке). Нис­коль­ко не ума­ляя важ­ность ис­сле­до­ва­ний, по­свя­щен­ных раз­ра­бот­ке тео­рии на­блю­де­ния, экс­пе­ри­мен­та или ква­зи­экс­пе­ри­мен­та, мы по­ла­га­ем, что в на­стоя­щее вре­мя наи­бо­лее ак­ту­аль­ны во­про­сы, ка­саю­щие­ся прин­ци­пи­аль­ных воз­мож­но­стей по­зна­ния пси­хи­че­ско­го, что тра­ди­ци­он­но обо­зна­ча­ет­ся в пси­хо­ло­гии как про­бле­ма ме­то­да [10].

От­ме­тим, что про­бле­ма ме­то­да в пси­хо­ло­гии мно­го­ас­пект­на. Ком­плекс­ный ана­лиз про­бле­мы ме­то­да пси­хо­ло­гии пред­став­ля­ет со­бой важ­ней­шую на­уч­ную за­да­чу, тре­бую­щую объ­е­ма пуб­ли­ка­ции на­мно­го пре­вы­шаю­щую рам­ки на­стоя­щей гла­вы. Вы­де­лим наи­бо­лее зна­чи­мые, на наш взгляд, ас­пек­ты ин­те­ре­сую­щей нас про­бле­мы ме­то­да пси­хо­ло­гии:

1. Клас­си­фи­ка­ция ме­то­дов пси­хо­ло­ги­че­ской нау­ки.

2. Про­бле­ма струк­ту­ры на­уч­но­го ме­то­да в пси­хо­ло­гии.

3. Про­бле­ма тео­ре­ти­че­ских ме­то­дов в пси­хо­ло­гии.

4. Роль и ме­сто ме­то­дов (эм­пи­ри­че­ских и тео­ре­ти­че­ских) в струк­ту­ре пси­хо­ло­ги­че­ской нау­ки (как кон­цеп­ту­аль­ной сис­те­мы и как дея­тель­но­сти).

5. Ста­нов­ле­ние пси­хо­ло­ги­че­ско­го ме­то­да и его эво­лю­ция.

6. Спе­ци­фи­ка пси­хо­ло­ги­че­ско­го ме­то­да в раз­лич­ных пси­хо­ло­ги­че­ских па­ра­диг­мах (ес­те­ст­вен­но­на­уч­ной, гер­ме­нев­ти­че­ской, си­нер­ге­ти­че­ской, пси­хоп­рак­ти­че­ской).

7. Про­бле­ма ме­то­да в пси­хо­ло­ги­че­ской прак­ти­ке.

8. Взаи­мо­связь эм­пи­ри­че­ских и тео­ре­ти­че­ских ме­то­дов в пси­хо­ло­гии.

9. Ме­то­до­ло­ги­че­ское ос­мыс­ле­ние гно­сео­ло­ги­че­ских воз­мож­но­стей тех­ник и ме­то­дов, вы­зы­ваю­щих у субъ­ек­та из­ме­нен­ные со­стоя­ния соз­на­ния.

10. Об­ще­на­уч­ные ме­то­ды и спе­ци­фи­ка ме­то­дов пси­хо­ло­гии.

11. Спе­ци­фи­ка ме­то­дов по­строе­ния и обос­но­ва­ния на­уч­ных тео­рий в об­лас­ти пси­хо­ло­гии.

12. Спе­ци­фи­ка эм­пи­ри­че­ских и тео­ре­ти­че­ских ме­то­дов пси­хо­ло­гии в ус­ло­ви­ях ис­поль­зо­ва­ния ком­пь­ю­тер­ных тех­но­ло­гий.

13. Спе­ци­фи­ка ме­то­дов объ­яс­не­ния и ин­тер­пре­та­ции в пси­хо­ло­гии.

14. Ме­то­ды ин­те­гра­ции пси­хо­ло­ги­че­ско­го зна­ния.

Ра­зу­ме­ет­ся, при­ве­ден­ный вы­ше спи­сок не яв­ля­ет­ся пол­ным. Это те ас­пек­ты, ко­то­рые пред­став­ля­ют­ся наи­бо­лее ак­ту­аль­ны­ми на се­го­дняш­ний день. Они изу­че­ны в со­вре­мен­ной пси­хо­ло­ги­че­ской нау­ке в раз­ной сте­пе­ни, по не­ко­то­рым во­про­сам про­ве­де­ны ин­те­рес­ные ис­сле­до­ва­ния и по­лу­че­ны зна­чи­мые ре­зуль­та­ты, но в на­стоя­щее вре­мя, как нам пред­став­ля­ет­ся, тре­бу­ет­ся осу­ще­ст­в­ле­ние до­пол­ни­тель­ных раз­ра­бо­ток в пер­вую оче­редь по этим на­прав­ле­ни­ям. В на­стоя­щей гла­ве мы кос­нем­ся не­ко­то­рых из вы­ше­пе­ре­чис­лен­ных во­про­сов с той или иной сте­пе­нью под­роб­но­сти[11].

Date: 2015-11-15; view: 442; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию