Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Распределение функций





Область науки

Автотранспортная психология - наука, занимающаяся вопросами управления, взаимодействия оператора и техники, проектирования и эксплуатации системы СЧМ, называется инженерной психологией.

Человеческий фактор в технике на строго научной основе стал использоваться только с появлением инженерной психологии. Известный психолог А. Н. Леонтьев в связи с этим писал: «Необходимо видеть в машине человека или, иными словами, описывать машину сквозь призму человеческой деятельности». Это стало одним из принципов инженерной психологии.

Таким образом, инженерная психология объединяет такие две далекие по своей сущности области научных знаний, как психология и техника. Как техническая наука инженерная психология изучает пульты управления, характер и источники информации, для того чтобы определить требования, которые они предъявляют к человеку. Как психологическая наука инженерная психология изучает психические процессы и физиологические свойства человека, выясняя, какие требования к техническим устройствам вытекают из особенностей человеческого организма, т.е. решает задачу приспособления техники к условиям труда человека и его возможностям.

Полная автоматизация

На первых порах при внедрении автоматических устройств было широко распространено мнение, что высокий уровень автоматизации полностью устранит человека из производственного процесса.

Б.Ф.Ломов писал: «Во время кибернетического бума, когда речь шла о 100%-ной автоматизации производства, наличие человека в системе управления считалось недоразумением, от которого следовало бы в ближайшее время избавиться». Однако эти попытки оказались нереальными. Человек обладает такими качествами, которые машина заменить не может. К ним относятся следующие способности:

· быстро находить правильное решение при неожиданном изменении условий работы; создавать целостное представление при недостатке информации

· выбирать из многих действий оптимальное для данной ситуации;

· своевременно и быстро исправлять ошибки.

Вместе с тем машина имеет ряд преимуществ перед человеком, к которым относятся:

· очень высокая пропускная способность, позволяющая выполнять в ограниченное время громадный объем работы

· постоянная и практически неизменно высокая работоспособность

· большая скорость и точность вычислительных операций

Результаты сравнения возможностей человека и машины свидетельствуют о необходимости выделения ряда функций, которые в зависимости от их особенностей целесообразно возлагать только на машину или только на человека. В настоящее время проектируются не машины, а СЧМ. Системой называется любой комплекс динамически связанных звеньев, объединенных общей целью и общей сетью обмена информацией. В СЧМ постоянно происходит обмен информацией. От машины к человеку идет осведомительная информация о режиме ее работы, а от человека к машине - командная информация, выражающаяся в управляющих действиях.

Распределение функций

Правильное распределение функций между человеком и машиной является важным условием эффективности работы всей системы. Практика показала, что, какая бы ни была степень автоматизации в любой системе управления, ведущая роль всегда остается за человеком. Таким образом, технический прогресс привел не к вытеснению человека из сферы общественного производства, а к появлению нового типа деятельности человека - операторской.

Продуктивность деятельности оператора любой системы управления зависит от следующих факторов:

· особенностей поступающей информации (скорости информационного потока, силы сигналов, их продолжительности, пространственного расположения источника информации, легкости ее восприятия)

· условий деятельности (равномерности поступления информации, информационных перегрузок или информационного голода, особенностей рабочего места)

· индивидуальных особенностей оператора (психофизиологических и личностных качеств, устойчивости к воздействию отрицательных внешних факторов и помех, уровня профессиональной подготовки, опыта и возраста)

· состояния оператора (утомления, заболевания, психического возбуждения или угнетения)

В настоящее время появилась целая группа дисциплин, изучающих отдельные разновидности подсистем «человек-машина»: военная психология, авиационная психология, железнодорожная психология и др. Взяв за основу определение классического понятия инженерной психологии, можно считать, что автотранспортная психология - это научная дисциплина, изучающая объективные закономерности процессов информационного взаимодействия водителя и автомобильной техники с целью использования их в процессе проектирования, создания и эксплуатации системы ВАДС. Основными задачами ее являются:

· приспособление автомобиля и условий труда к водителю

· приспособление водителя к автомобилю и условиям его эксплуатации с учетом психофизиологических возможностей водителя

· выявление общих закономерностей функционирования единой системы ВАДС

Конечной целью автотранспортной психологии является создание высокоэффективной системы ВАДС на основе рационального использования возможностей водителя и автомобильной техники.







Date: 2015-11-15; view: 439; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию