Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психология деятельности А. Н. ЛеонтьеваСтр 1 из 6Следующая ⇒
Введение.
Все живые существа способны к самостоятельной силе реагирования, преобразуя или поддерживая жизненно важные связи с окружающим миром, то есть проявляя активность. Выступая как всеобщая характеристика живого, в человеческом обществе активность имеет своеобразное проявление и, в силу своей специфичности, получила название «деятельность». Деятельность человека – сложное явление. Различные стороны ее изучаются разными науками; ее общественная сущность является предметом общественных наук, ее физиологические механизмы – предметом физиологии; психология изучает психическую сторону деятельности. Когда речь идет о психологическом изучении деятельности, обычно имеется в виду деятельность отдельной личности, хотя в последнее время под влиянием запросов практики объектом психологического исследования становится совместная или групповая деятельность. Результатом человеческой деятельности является определенный продукт. Большую часть того, что делает человек он делает не для себя, а для общества. Как подчеркивает А. Н. Леонтьев, основной, конструирующей характеристикой деятельности является ее предметность. Выражение «беспредметная деятельность» лишено всякого смысла. Деятельность может казаться беспредметной, но научное исследование деятельности необходимо требует открытия ее предмета. Психология деятельности А. Н. Леонтьева. Деятельность – категория общественно – историческая. В действительности любая индивидуальная деятельность неразрывно связана с деятельностью общества, любой индивид – с другими людьми. Индивидуальную деятельность можно рассматривать как момент, составную часть деятельности общества. Говоря очень широко, объектом ее анализа является индивид как субъект деятельности. С точки зрения А. Н. Леонтьева, деятельность – это реальная связь субъекта с объектом, в которую необходимым образом включена психика. Выполняя ту или иную деятельность, индивид должен воспринимать, запоминать, думать быть внимательным; в ее процессе у него возникают те или иные эмоции, проявляются волевые качества, формируются установки, отношения и т.д. Деятельность, при выполнении которой человек не воспринимает, не мыслит, не переживает, такая деятельность просто не может существовать. Если у индивида нет побуждающих к деятельности мотивов или моделей, с которыми или при помощи которых он действует, если он не помнит, что и как надо делать, то деятельность не состоится. Другими словами, в деятельности формируется, развивается, проявляется так или иначе вся система процессов, состояний и свойств индивида, которые принято обозначать как психические. Психология берет в деятельности тот аспект, который связан с изучением различных форм, видов и уровней субъективного отражения объективной действительности. В исследовании деятельности психологию прежде всего интересуют мотивы, целеобразование, воля эмоции и т.д., которые представляют собой специфические свойства субъективного отражения общественных отношений. Деятельность, рассматриваемая безотносительно к субъекту, никакими психологическими характеристиками не обладает. Ими обладает только субъект деятельности. Источником активности человека, как и любого живого существа, являются его потребности, то есть состояния индивида, выражающие его зависимость от конкретных условий его существования и развития. Задача психологического анализа деятельности заключается в изучении того, как ее предмет, условия и средства отражаются в голове человека и каким образом это отражение осуществляет регулирующую функцию по отношению к тем движениям органов человеческого тела, посредством которых данная деятельность выполняется. Изучая деятельность, психология должна раскрывать формы, уровни и динамику субъективного отражения действительности и механизм психической регуляции этой деятельности. Ее задачей является также изучение влияния деятельности на развитие психических процессов, состояний и свойств человека, психического склада личности в целом. Для объяснения связи между внутренним планом и внешними проявлениями деятельности необходимо ответить на вопрос: как отражаются результаты не совершенных еще действий в психике? Возможность этого возникает благодаря закономерности явлений, существующих в окружающем мире. Человек познает эти закономерности и может использовать их в своей деятельности. Внешняя предметная деятельность в этом случае как бы предворяется внутренней деятельностью. Предметные действия над объектами заменяются идеальными (психическими) операциями. Процесс такого перехода от внешнего реального действия к внутреннему идеальному называют интериоризацией. Схематично данное явлении е можно представить следующим образом: сначала человек выполняет некоторое действие с предметом (реальным или идеальным); это действие является внешним (например, манипулирование с вещью), затем оно интериоризуется, как бы «вращивается» в субъекта и становится подлинно внутренним, т.е. подлинно психическим действием. Благодаря интериоризации, психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в поле зрения. Человек может выходить за рамки данного чувственного образа. Науке пока до конца не известно, как происходит интериоризация, во время которой происходят не количественные, а качественные изменения психической жизни. Очевидным является лишь то, что важным орудием этого перехода является слово, а средством перехода – речевое воздействие, так как посредством речи человек усваивает опыт человечества. Таким образом, в деятельности человека неразрывно связаны ее внешняя (физическая) и внутренняя (психическая) стороны. Внешняя сторона – движения, с помощью которых человек воздействует на внешний мир, - определяется и регулируется внутренней (психической) деятельностью Внешнюю предметную деятельность можно рассматривать как экстериоризацию внутренней, психической деятельности, потому что человек в деятельности всегда реализует ее идеально представленный план. Внешняя деятельность контролируется внутренним планом действия. Человек сравнивает производимое действие с запланированным, существующим в виде образов и мыслей. Если схематизировать процесс деятельности, то развертывание структур во внутреннем плане идет в следующей последовательности: потребность, мотив, цель, задача; в то время как во внешнем плане наблюдается такая последовательность: деятельность, действие, операция, движение. Но при этом необходимо помнить, что нет деятельности чисто внешней, как и нет деятельности чисто внутренней. Любая реальная актуальная деятельность имеет и внешнее и внутреннее (внешний и внутренний план или стороны), и они связаны между собой неразрывно. Любое внешнее действие опосредуется процессами, протекающими внутри субъекта, а внутренний процесс так или иначе проявляется вовне. Вместе с тем под влиянием внешнего изменяется и внутреннее. Date: 2015-11-15; view: 360; Нарушение авторских прав |