Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общего среднего образования





О РАЗРАБОТКЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ЯДРА СОДЕРЖАНИЯ

 

«Фундаментальное ядро содержания общего среднего образования» - это документ, кратко фиксирующий набор ключевых фактов, понятий, идей, методов и теорий, относящихся к областям знаний, представленным в школьном курсе. «Фундаментальное ядро» задает объем знаний и функциональную грамотность выпускника российской школы XXI столетия.

Иными словами, «фундаментальное ядро» должно задавать тот свод знаний, без понимания, усвоения или знакомства с которым современный человек не может считаться достаточно образованным. В известном смысле этот документ должен давать ответ на вопрос: что такое общее образование в начале XXI века?

Методологическая основа «фундаментального ядра общего среднего образования» - принципы фундаментальности и системности, традиционные для отечественной школы.

В ходе дискуссий вокруг проблемы «Стандартов» выяснилось, что наиболее принципиальное значение имеют расхождения во взглядах традиционалистов — сторонников сохранения исторически сложившейся российской системы образования, ориентированной на фундаментальность знания (т. е. высокий научный уровень содержания общего образования), и модернистов, критикующих содержание за перегрузку и чрезмерный «сциентизм». Высказываются мнения о целесообразности перехода к принятой в ряде стран мира системы обучения, для которой характерен существенно более низкий уровень изложения основ наук по сравнению с уровнем российской школы.

Опыт советской и российской школы показывает, что при правильной организации высокие цели, ставящиеся перед системой общего образования, достижимы. Именно благодаря принципу фундаментальности образования мы имели признанные достижения в прошлом. В эпоху становления «новой экономики» — экономики знаний — значение этого принципа только возрастает, поскольку качество образования становится условием конкурентоспособности страны, а наукоемкие технологии — необходимым условием прогресса. Явное выделение ядра знаний на традиционно высоком для российской школы уровне призвано противодействовать предпринимаемым попыткам обеднения содержания образования и минимизации требований к уровню знаний учащихся. Вместе с тем в процессе разработки «фундаментального ядра» необходимо решительно освободиться от устаревшего, второстепенного, педагогически неоправданного материала.

Наряду с фундаментальным знанием должны быть намечены основные формы деятельности и соответствующие классы задач, умения решать которые свидетельствуют о функциональной грамотности.

5. Теоретическая основа «фундаментального ядра общего среднего образования» - идеи, сформулированные ранее в отечественной педагогике:

· идея «ядра» и «оболочки» школьных курсов (А.И. Маркушевич)

· идея выделения «объема знаний» по предмету (А.Н. Колмогоров)

· культурологический подход к формированию содержания образования (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, В.В. Краевский)

· системно-деятельностный подход (Д.Б. Эльконин, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов, В.В. Рубцова).

Как известно, наиболее масштабная реформа содержания общего среднего образования проводилась в нашей стране в 60-х — 70-х годах. Центральную комиссию АН СССР и АПН СССР по разработке содержания возглавлял вице-президент АПН СССР А. И. Маркушевич. В ходе реформы проявились многочисленные трудности, обусловленные и принципиальной новизной содержания по ряду предметов, и перегрузкой. А. И. Маркушевич выдвинул идею выделения ядра школьного курса (т. е. наиболее важной его части) и его оболочек, варьирующихся в зависимости от интересов и способностей ученика, типа школы и т. д. Эта идея лежит в основе вариативности образования. Но в полной мере в применении к содержанию образования идея А.И. Маркушевича не была реализована: «ядро» содержания образования в явном виде не выделено.

Следует напомнить, что формирование новой программы по математике в середине 60-х годов начиналось с документа «Объем знаний по математике для восьмилетней школы», разработанной Комиссией по математическому образованию АН СССР под председательством академика А. Н. Колмогорова. Этот очень краткий документ содержал описание ключевых фактов, понятий, идей, методов, теорий, которыми должен овладеть ученик по окончании восьмилетней школы. Распределение материала по классам, так же как и распределение учебного времени по темам, в «Объеме знаний» не проводилось. После широкого обсуждения на основе этого документа были подготовлены более подробные учебные программы.

В начале 80-х годов аналогичным образом была создана программа по математике, описывающая содержание образования на выходе из каждой ступени и оставляющая больше степени свободы авторским коллективам. Такое решение позволило уже в 80-е годы ввести в школу три различных комплекта учебников математики.

В известной монографии «Теоретические основы содержания общего среднего образования» (под редакцией В. В. Краевского и И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983) был предложен культурологический принцип: источник формирования содержания общего среднего образования— культура как совокупность форм социальных деятельностей.

Согласно этой концепции, формирование содержания общего среднего образования осуществляется в несколько этапов:

I этап - внепредметный — этап формирования общетеоретических представлений о составе и структуре содержания образования.

II этап — предметный. Здесь определяется состав учебных предметов, их конкретное наполнение и распределение по ступеням обучения.

III этап — создание учебных материалов.

IV этап — организация процесса обучения.

V этап — присвоение учениками нового содержания.

Создание «фундаментального ядра» - важная часть допредметного этапа формирования содержания. Существенное отличие данной схемы от ранее принятых – то обстоятельство, что учебный план (распределение учебного времени и перечень предметов) не постулируется в самом начале, а является результатом большой аналитической работы.

9. Наиболее полно на сегодняшний день основные психологические условия и механизмы процесса усвоения, а также структуру учебной деятельности учащихся описывает системно-деятельностный подход, базирующийся на теоретических положениях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А.Г. Асмолова, В.В. Рубцова. Следование этой теории при формировании содержания общего образования предполагает в частности, анализ видов ведущей деятельности (игровая, учебная, общение), выделение универсальных учебных действий, порождающих компетенции, знания, умения и навыки.

Краткость описания содержания образования в «Фундаментальном ядре» позволяет с новых позиций приступить к решению старой нерешенной проблемы межпредметных связей. Как правило, представители различных наук совместно обсуждают лишь распределение учебного времени. Отсутствует единый взгляд на содержание образования, согласование учебных задач, трактовку понятий, встречающихся при изучении разных предметов. В большой мере такое положение вещей обусловлено тем обстоятельством, что согласовать пространные учебные программы различных предметов весьма затруднительно. Формат «Фундаментального ядра» позволяет провести согласование различных областей знания на этапе разработки. Окончательная редакция каждой из выделенных рубрик должна осуществляться после перекрестного обсуждения, с учетом мнений специалистов, представляющих другие области знаний.

Принципиально важно отметить, что «Фундаментальное ядро» — весьма лаконичный документ, фиксирующий основные контуры содержания общего образования. В то время как Тезаурус школьного курса насчитывает по разным оценкам от 15000 до 2000 терминов, в «Фундаментальное ядро» должны войти лишь несколько сот терминов первого ряда.

В основу работы положен следующий целевой принцип.

Цель общего среднего образования — формирование разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем общекультурного и личностного развития, способной к самостоятельному решению новых, еще неизвестных задач.

Основные задачи общего среднего образования:

- личностное развитие – развитие индивидуальных, нравственных, эмоциональных, эстетических и физических ценностных ориентаций и качеств;

- социальное развитие – воспитание гражданских, демократических и патриотических убеждений, освоение основных социальных практик;

- общекультурное развитие – освоение основ наук, основ отечественной и мировой культуры;

- интеллектуальное развитие – развитие интеллектуальных качеств личности, овладение методологией познания, стратегиями и способами учения, самообразования;

- коммуникативное развитие – формирование способности и готовности свободно осуществлять общение на русском, родном и иностранных языках, овладение современными средствами вербальной и невербальной коммуникации.

Сформулированные цели и задачи фиксируют в самой обобщенной форме критерии отбора содержания общего образования, реализуемые при описании содержания областей знания с учетом их специфики.

Содержательным основанием для отбора служат общие цели школы, а также «предметные» цели, ставящиеся при изучении той или иной области знаний.

Инструментальное основание — принадлежность того или иного элемента к наиболее существенным сферам осваиваемого социокультурного опыта;

— общекультурное развитие;

— личностное и социальное развитие;

— прикладная направленность (практическая деятельность, предпрофессиональная подготовка и т. д.).

Неизбежная консервативность массовой системы образования исключает революционные решения. Поэтому состав областей знания, которые должны быть представлены в школьном курсе, определяется достаточно однозначно.

В современных условиях очевидно особое значение филологии (русского, родного и иностранного языков), математики и информатики. Эти предметы определяют способности к мышлению и коммуникации, пониманию смыслов и самостоятельным рассуждениям. Поэтому они образуют цикл базовых дисциплин школьного курса.

Выделяется цикл гуманитарных дисциплин, ответственных по преимуществу за формирование ценностной сферы, а также цикл естественно-научных дисциплин, ориентированных главным образом на рациональное знание. Такое традиционное деление несколько условно, но удобно.

В гуманитарный цикл входят: литература и искусство, география, история, обществознание. К естественно-научному циклу относятся: физика, химия, биология.

Разработка фундаментального ядра началась в 2005 г. Основные разработчики - члены и сотрудники Российской академии наук (РАН), обобщившие экспертные мнения экспертного сообщества на содержание общего среднего образования. В корректировке документа с учетом педагогических требований активной участие приняли сотрудники Российской академии образования (РАО).

В настоящее время разработка завершена.

Основные этапы работы над содержанием общего среднего образования таковы: фундаментальное ядро – концепции содержания областей знаний – планируемые результаты обучения на выходе из ступеней обучения (начальная, основная и старшая школы) – базисный учебный план и примерные программы предметов – учебно-методические комплексы.

 

III. ЦИКЛ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН

Физика

Пояснительная записка

Физика – фундаментальная наука, изучающая наиболее общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи, законы её движения. Основные понятия и законы физики широко используются в естествознании, технике, медицине, быту. Физика изучает количественные закономерности природных явлений и относится к точным наукам. Вместе с тем, гуманитарный потенциал физики трудно переоценить.

Физика – экспериментальная наука, изучающая природные явления опытным путем. Построением теоретических моделей физика даёт объяснение наблюдаемых явлений, формулирует физические законы, предсказывает новые явления, создаёт основу для применения открытых законов природы в человеческой практике. Физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии и астрономии. Отсюда школьный курс физики является системообразующим для естественных учебных предметов.

В современном мире значение физических знаний сохраняется, роль физики непрерывно возрастает, так как физика является основой научно-технического прогресса. Методы и средства физического познания широко востребованы практически в различных областях деятельности людей. Использование знаний и умений по физике необходимо каждому для решения практических задач повседневной жизни. Устройство и принцип действия большинства применяемых в быту и технике приборов и механизмов вполне может стать хорошей иллюстрацией к изучаемым вопросам.

Физика единая наука без четких граней между разными её разделами, но в разработанном ядре содержания в соответствии с традициями выделены разделы, соответствующие физическим теориям: «Механика», «Молекулярная физика», «Электродинамика», «Квантовая физика». В отдельном разделе «Строение Вселенной» изучаются элементы астрофизики.

Изучение физики в школе предусматривает решение следующих задач:

- овладение методами научного познания законов природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;

- применение полученных знаний для объяснения природных явлений и процессов, принципов действия технических устройств, решения практических задач;

- формирование представлений о познаваемости законов природы, необходимости разумного использования достижений науки для дальнейшего развития человеческого общества.

Содержание

Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Измерение физических величин. Международная система единиц. Физические законы и границы их применимости. Роль физики в формировании естественнонаучной картины мира. Краткая история основных научных открытий.

Механика

Механическое движение. Относительность механического движения. Путь. Скорость. Ускорение. Инерция. Первый закон Ньютона. Взаимодействие тел. Масса. Сила. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Сила упругости. Сила трения. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Момент силы. Условия равновесия твердого тела. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия.

Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда.

Механические колебания. Резонанс. Механические волны. Звук.

Молекулярная физика

Строение вещества. Тепловое движение. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества.

Тепловое равновесие. Температура. Модель идеального газа. Давление идеального газа. Уравнение состояния идеального газа.

Модель строения жидкостей. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха.

Модель строения твердых тел. Плавление и кристаллизация.

Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Количество теплоты.

Первый закон термодинамики. Второй закон термодинамики и его статистическое истолкование. Преобразования энергии в тепловых машинах. КПД тепловой машины. Экологические проблемы теплоэнергетики.

Электродинамика

Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Разность потенциалов. Конденсатор. Энергия электрического поля. Постоянный электрический ток. Сила тока. Источники постоянного тока. Электродвижущая сила. Напряжение. Электрическое сопротивление. Закон Ома. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Проводники и диэлектрики. Электрический ток в проводниках, электролитах, полупроводниках, газах и в вакууме. Полупроводниковые приборы.

Магнитное поле тока. Индукция магнитного поля. Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Лоренца. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Магнитные свойства вещества. Электродвигатель. Закон электромагнитной индукция. Электрогенератор.

Электромагнитные колебания. Переменный ток. Трансформатор.

Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения. Мобильная связь. Скорость света. Интерференция, дифракция, дисперсия света. Отражение и преломление света. Оптоволоконная связь. Линза. Формула линзы. Оптические приборы.

Постулаты специальной теории относительности. Полная энергия. Энергия покоя. Релятивистский импульс. Дефект массы и энергия связи.

Квантовая физика

Фотоэлектрический эффект. Законы фотоэффекта. Фотон.

Строение атома. Квантовые постулаты Бора. Линейчатые спектры.

Атомное ядро. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Закон радиоактивного распада и его статистическое истолкование. Ядерные реакции. Ядерная энергетика. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.

Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия. Законы сохранения.

Строение Вселенной

Методы исследования астрономических объектов. Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Галактика. Современные взгляды на строение и эволюцию Вселенной.

Date: 2015-11-15; view: 852; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию