Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поэтика былинного эпоса. Киевский цикл. I принцип классификации былин:





I Принцип классификации былин:

1. Сюжетная классификация: до-владимировский цикл о «старших богатырях», киевский и новгородский циклы.

2. Тематическая классификация: воинские / героические былины (о борьбе с внешним и внутренним врагом), социально бытовые / новеллистические (Ф.М. Селиванов).

3. Типы героических былин по характеру композиции (см. работу Ю.И. Юдина): случайные дорожные встречи; поездка в чужие земли для выполнения поручений князя; былины о борьбе с врагами-чудовищами.

II. Поэтика былинного эпоса киевского цикла.

  1. Богатыри киевского цикла. Былинная биография Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича. Круг сюжетов, связанный с этими богатырями.
  2. Поэтика былины «Добрыня и змей»: композиция, поэтика, змееборческий сюжет и его мотивация. Соотношение былинной и сказочной поэтики.
  3. Сделать анализ былин киевского цикла (2-3 текста), учитывая следующие проблемы:

- композиция былины, связь с другими жанрами унт,

- поэтика и архитектоника былины: эффект неожиданности и удивления в сюжетосложении, монолог и диалог (смена «точек зрения»), роль описательного элемента (А.П. Скафтымов),

- картина мира в былине:

«былинная география»: поэтика пространства (центр и «окраина»-периферия),

поэтика времени,

предметный мир (богатырь и его конь, мотив седлания коня и его функция),

- система персонажей: типы, атрибутика, функции, мифологический элемент, принцип героизации.

Прочитать к практическому занятию следующие тексты: Волх Всеславьевич; Святогор и Илья Муромец; Добрыня и змей; Илья Муромец и Соловей-разбойник; Илья Муромец и Идолище; Илья Муромец и Калин-царь; Алеша Попович и Тугарин, Неудавшаяся женитьба Алеши Поповича.

Литература:

Минц С.И., Померанцева Э.В. Русская фольклористика. Хрестоматия. М., 1971. Статья: Скафтымов А.П. Поэтика и генезис былин. Эта же работа есть в книге: Путилов Б.Н. Героический эпос и действительность. Л., 1988

Скафтымов А.П. Статьи о русской литературе. Саратов. 1958. С. 3-76 (или другое издание).

Селиванов Ф.М. Русский эпос. Учебное пособие для вузов. М., 1988. Главы: «Основной состав былин: герои, темы, проблемы», «Поэтика былин».

Юдин Ю.И. Героические былины: Поэтическое искусство. М., 1975. Глава: «Композиция героических былин».

Дополнительная литература:

Пропп В.Я. Русский героический эпос (любое издание).

Аникин В.П. Былины. Метод выяснения исторической хронологии вариантов. М., 1984. С. 38-77 (обратить внимание на сюжет змееборства в былине «Добрыня и змей», соотношение героического и сказочного начал).

Источники текстов:

Былины. Сост. Б.Н. Путилова. Л., 1986. Сер.: Библиотека поэта.

Былины. Сост., вступ. ст., подгот. текста и коммент. Ф.М. Селиванова. М., 1988. Сер.: Библиотека фольклора.

Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым. СПб., 2000.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7







Date: 2015-11-13; view: 2842; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию